Римзиль Валеев: «Нехорошо уклоняться от темы, когда обсуждается духовная связь с отцом и матерью…»

50768Подписанная на днях государственная программа РТ по сохранению национальной идентичности татарского народа на 2014 — 2016 годы вызвала новый всплеск дискуссии в интернет-сообществе. Изучив почти 600 откликов читателей «БИЗНЕС Online» на статью «Головоломка для кабмина: как вернуть 150 тысяч татар в лоно родного языка?», журналист и общественный деятель Римзиль Валеев пришел к выводу, что большинство сограждан не совсем правильно понимают суть обсуждаемого вопроса. Свои аргументы он приводит в статье, специально написанной для газеты «БИЗНЕС Online».

 

НЕ ТАК ПРОСТО ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ «ОБ ЭТОМ»

Иногда не хочется писать на национальную тему. Честно. Хотя в последнее время она все чаще демонстрирует свою актуальность. Даже появляются модные анекдоты, хотя печали в этой сфере можно встретить чаще. Этнические чистки, дискриминация, расизм. И тревоги больше. И абсурда. Кажется, как хорошо, что живем в местах, где не происходят этнические катастрофы и крупные конфликты, какие случились в бывшей Югославии, в Карабахе, не говоря о некоторых горячих точках Африки.

Порой даже думаешь: если бы не отвлекать внимание и силы на споры и сомнения этнического свойства, то можно было бы добиться больших результатов в реальных делах. Кто-то ломает голову насчет справедливости, доказывает достоинство своего народа. Есть люди, которые посвящают всю жизнь национальной идее, входят в историю народа как герои, но при этом терпят лишения, погибают… А в то же время, пока одни тратят свои силы, ломают свою судьбу, другие делают открытия, находят оптимальные пути к материальному благополучию, создают шедевры.

Эту простую истину я четко осознал на днях, когда проходил обследование в одной замечательной клинике. Современнейшие приборы, прекрасная методика, отличные кадры, признание, авторитетный шеф. Божья искра, талант и труд дали результат, вознесли человека, который не отвлекался на защиту своей национальной беды. А ведь он мог споткнуться, пойти другим путем, если бы не было благоприятных условий или если бы ему пришлось отстаивать свое право на свое любимое дело. Или если бы не было минимальных исходных шансов. Сохранение своей самобытности, спасение нации иногда требует немалых материальных ресурсов. А может, не надо?

Все это так. Можно изменить фамилию, специальность, место жизни. Не дай Бог, спутника или спутницу жизни, которые тоже иногда не раз меняются. Но вы никогда — даже ради денег и карьеры — не сможете отказаться от матери, выросшей в татарской деревне, от отца-удмурта или дедушки из тамбовского русского рода. От песен, слов, узоров и звуков своего детства, мыслей и картин жизни. ЭТО — как и цвет глаз, тембр и мелодия голоса, ваше право сознавать себя, тем, как себя сознаете — не меняется по-любому. ЭТО остается даже в том случае, если вы поменяли партию или, упаси Аллах, гражданство. Кстати, именно об этом великий татарский поэт и бизнесмен Дэрдмэнт написал таинственные, непростые слова: «Молоко останется, а страна (родина) уйдет». За изречение столь «экстремистской» мысли о приоритетности кровных связей его могли потащить в ГПУ и пристрелить, если бы этот златопромышленник не умер от голодной жизни в 20-е годы прошлого века в Оренбургских краях.

Но тема осталась. Право быть самим собой — захватывающая тема и сейчас. Ваше исключительное право — считать себя частью той общности, куда вы отнесены судьбой, жизненными обстоятельностями и просто самим Богом. Или как вы сами догадываетесь, даже если скрываете некоторые детали своего происхождения. Это не меняется, как невозможно изменить форму и наклон своей головы, даже разрез глаз, раковину ушей не изменить. Да и зачем?

А самобытность и история, обычаи каждого этноса — часть мировой цивилизации, достояние человечества. Уничтожать, закапывать их — непростительный грех. Даже если глобализация — кровный враг национальных культур — оставляет иные сообщества без крови и воздуха…

«ШЕДЕВР» ГУМАНИТАРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Поэтому иногда приходится разбираться, писать, разговаривать, улаживать… Всевозможные гуманитарные учреждения, клубы, общественные объединения выполняют весьма деликатную функцию по обеспечению этнического благополучия. Ну и государство не стоит на стороне, кроме надзорно-карательных функций оно выполняет созидательно-благотворительную миссию. Национальное образование, культура, этнические СМИ поддерживают народы, не позволяя им деградировать, затеряться в буре глобализации. А то ведь можно совсем одичать или забыть веками сложившиеся человеческие устои, оказаться проглоченными глобальными общностями.

Короче, утверждение государственной программы по этнической идентификации татар, живущих в регионах РФ, я воспринял как разумное и полезное дело. И долгожданное. Например, еще 20 лет назад в Уфе была разработана программа развития башкирского народа, и она в значительной степени выполняется, независимо от ее статуса и обстоятельств разного свойства.Выдержать притяжение или влияние полуторамиллиардного китайского этноса с его историей, высокотехнологичной экономикой западных стран нелегко настолько, что даже 140-миллионная Россия вынуждена заботиться о своих традициях и самобытности. Этим же занимаются 5 — 6 млн. татар. И другие народы вносят свой вклад в сохранение самого себя. Например, 6 удмуртских бабушек пропели свою песню так, что вся Европа подпевает им на том же удмуртском языке. Аналогичные случаи прорыва на мировую арену бывают и у татар, башкир, чуваш и других народов.

Наконец, руководство Татарстана выдало госпрограмму на три года стоимостью около 90 млн. рублей, в соответствии с концепцией, утвержденной на самом высоком форуме татарского народа его законно избранными делегатами! Ничего, что это стоимость одной школы среднего масштаба. Просто никогда еще властями Татарстана документ такого рода не принимался! Кстати, федеральных многомиллиардных программ по развитию чтения, поддержке русского языка, по развитию традиционной культуры страны принято и выполняется немало.

Это я специально подчеркиваю для скептиков и этнических нигилистов. Что сделали с татарами, имеющими свою республику, если только ничтожная часть молодежи помнит о своей культуре и происхождении? Они не закопаны в земли, а просто не родились или сменили свою национальную идентичность. Уже сейчас куда-то потерялись более миллиона татар даже при наличии бурной миграции соотечественников из Средней Азии! При этом число представителей «кавказских» национальностей в России удвоилось, если считать только имеющих гражданство. Кстати, похожая ситуация и с русскими в России, население уменьшается из-за демографической стагнации, снижения рождаемости, урбанизации и т.д. Что очень странно, так как сотни тысяч и даже миллионы русских возвращаются из стран СНГ, плюс часть детей смешанных браков становятся «новобранцами» естественной ассимиляции.

Короче, документ крайне интересный. Можно найти недостатки в деталях и в идеологии. Может искажаться смысл мер при их формализации, превращении воспитательных действий в смету, в рубли. Но сделан реальный шаг, начато дело, в которое привлекаются общественность и управленцы. И не по разовому указанию высшего руководителя, не только на основе визы о проведении разового мероприятия, а рамках единой системы мер, открытых и прозрачных. Той самой, которую можно исправлять, улучшать и все делать со знанием предмета.

САБАНТУИ И ФОРУМЫ САМИ ПО СЕБЕ НЕ ВИНОВНЫ…

Программа еще не опубликована. Не каждый может добраться до него в недрах интернета. В публикации БО и в комментариях на форуме акцентируется внимание на сабантуях и форумах с участием 700 — 900 человек из регионов и стран проживания татар. Сам по себе Сабантуй «не виноват». Он действительно мощный и массовый элемент формирования идентичности. И бренд Татарстана. И съезды, форумы проводятся давно. Теперь они будут проводиться в рамках госпрограммы, а не разового прожекта.

Трудно разбудить и взрастить национальное чувства в контексте других культур, языков, формировать историческое самосознание. В массовом порядке это дело даже не начато. В последние годы в соседнем Башкортостане динамично растет контент спутникового телевидения (БСТ). Давно и плодотворно работает уфимская структура ВГТРК. Широко показываются история каждого рода, села, события давно минувших дней, родословные и отдельные исторические личности в контексте формирования башкирской этничности. Авторы телепрограмм об истории и происхождении народа прославляются как герои, им присуждается Государственная премия РБ им. Салавата Юлаева. Иногда в таких передачах залетают в соседний, татарский сегмент истории и культуры. Это другой вопрос, и не так удивительно, ведь речь нередко идет об общетюркском культурном наследии, которое каждому кажется «своим».Вопрос только в эффективности влияния на весь татарский мир. Тут есть проблемы. При бездарном содержании, штампованной идеологии, затертых лозунгах и формах исполнения любое массовое мероприятие может превратиться в бестолковый абсурд. Зато хорошо просчитываются суммы на проживание, транспорт, питание, аренду залов и оплату артистов. Поэтому сметы и обоснование таких проектов легко проходят экспертизу. А относительно небольшие затраты на интернет и аудиовизуальные проекты, языковые и культурологические эксперименты пробивать тяжело.

А кто нам мешает показывать татарскую, казанскую, татарстанскую версию истории края? Почему мы не создаем татарскую хронику в теле- и радиоэфире, не выдвигаем яркие личности из истории и современности? Надо ли всегда огладываться на московских ученых и рефлексировать на их трактовку российской истории? Загляните на башкирские сайты, YouTube полон историческими и фольклорными сюжетами о башкирах. Иногда они общие с татарами. Недавно мне друг из Уфы прислал ссылку на древнюю песню «Баяс». Сам он не башкир, но иногда слушает голос Лианы Хабибуллиной, смотрит ее видео просто так, для души. Посмотрите, послушайте на досуге!

Просмотрев это видео, не становишься башкиром, но у тебя формируется представление о башкирах, понимание их прошлого, значение народной музыки. По-моему, по части маленьких, красивых исторических и фольклорных клипов мы могли сделать немало, особенно на материале истории и культуры татар и других народов. Нельзя же кормить попсой, которую неплохо производят отдельные артисты и коммерческие фирмы.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НУЖДАЮТСЯ В МЕНЕДЖЕРАХ

Представляю стресс, который испытывают чиновники минфина, казначейства и минэкономики, когда они пытаются понять ожидаемый эффект и инновационный мотив затрат на этническое самосознание. Хорошо бы самим разобраться с этническими процессами. А еще лучше — включить такие спецкурсы и национальные языки в программу учебных заведений, в которых готовят будущих госслужащих и чиновников. Они есть и КФУ, и в аграрном университете — кузнице будущих президентов, и в технологическом (КХТИ) университете, где воспитали полдюжины министров культуры и выдающихся культработников.

Пройдет всего три года, и придется составлять новую программу, в которой можно будет исправлять «косяки». Да и на стадии исполнения можно выправить перекосы, восполнить пробелы. Например, в программе очень мало пунктов по информационным технологиям, подготовке суперсовременных педагогов, пропаганде истории и обычаев, развитию индустрии атрибутики. Такие проекты впредь стоит выбирать и обсуждать гласно, добиваться максимальной отдачи каждого потраченного рубля. Обидно, когда современные дети растут на зарубежных видеофильмах из интернета, привыкают к картинам насилия и распущенности с колыбели, но не слышат и не видят современных зрелищ и игр, связанных со своей страной, республикой, городом, семьей своих родителей. Я знаю семьи, в которых никогда не включатся федеральные и республиканские каналы, не говоря уже о татарских передачах. Дети шутят, говорят, жестикулируют, как иностранцы, они почти ничего не знают об общественной и культурной жизни своего края. Надо ли радоваться тому, что наши дети растут «иностранцами»?

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА УБОГОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ

Видит Бог, эту статью я не собирался писать. Не хотел касаться национальной темы. Но, заглянув в форум БО, решил заняться «просвещеньем», да простят меня те, кто поумнее и грамотнее меня. Подавляющее большинство из почти 600 комментариев под статьей о госпрограмме совсем даже не о том, чему посвящена программа и публикация. Опять то же самое — какой язык учить, зачем учить? Понимаю, интернет — такое место, где можно безнаказанно плеваться, особенно если анонимно. Но все равно должны быть какая-то мера, какой-то предел. Нехорошо уклоняться от темы, когда обсуждается духовная связь с отцом и матерью, твоя принадлежность к семье, утробу, которых ты не выбирал.

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ СОБРАТЬЕВ ПО СЕТИ…

Программа касается только татар. Тему родного русского языка можно обсуждать в других проектах и программах. Существует мощнейшая система образования и культуры с бюджетным финансированием в десятки миллиардов рублей в Татарстане и сотни миллиардов и триллионы рублей на федеральном уровне. Кроме этого, уже реализованы (как считается) две госпрограммы по языкам народов Татарстана. Изучение татарского языка русскими детьми не имеет никакого отношения к этой программе. Это относится к отрасли народного образования и соответствующему министерству. Хотя учебные заведения тоже причастны к этническому самосознанию.

Госпрограмма вообще не о языках, хотя язык считается сильнейшим маркером идентичности. Контроль за исполнением этого документа, подготовка — за министерством культуры РТ. То, что в качестве индикатора указано увеличение доли татар, проживающих в других регионах России, признающих родным языком татарский, владеющих им, видимо, произошло из-за неотработанности прямых индикаторов этничности. Не надо цепляться за этот недочет в документе. У кого никогда не бывает «косяков»? Все дело в толковании, исполнении мероприятий и своевременной корректировке индикаторов, показателей в соответствии жизненными реалиями.

Вряд ли кто возразит, что язык и религия могут служить лишь косвенными признаками национальной идентификации. Прямой индикатор — самосознание, выбор принадлежности к нации. Татары, не знающие татарского или плохо знающие язык предков, — тоже татары, но русскоязычные. Если они сами считают себя татарами по происхождению или по культуре, если один из родителей татарин — они как минимум наполовину татары. Это их право. У одного и того же человека может быть две или даже больше национальности. В государственных документах РФ национальности нет, так же как и в паспорте. В законах и нормативных актах мы числимся как «лица, относящие себя к той или иной национальности». В данном случае речь идет о лицах, относящих себя к татарской национальности.

Пожалуйста, не смешивайте эти понятия. Если вас интересует тема языков народов Татарстана, то она рассматривается в другой госпрограмме — уже третьей по счету о языках народов РТ. А еще есть государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 — 2016 годы», подписанная премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым 9 октября 2013 года. Не сомневаюсь, что эти программы проработаны экспертами, рассмотрены в комитетах Госсовета, в министерствах. Так что надо знать, когда надо бежать в замечательный Дворец дружбы народов Татарстана, когда обращаться в правительство, а когда — в конгресс татар или федеральную автономию татар РФ, не обходя родную районную, городскую администрацию!

ПОРА НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ

Уф-ф! Чтобы выбраться из капканов сложных понятий, надо так же правильно настроить мозги насчет религиозной идентификации. Вопреки утверждениям муфтиев и патриархов, конфессиональная и национальная принадлежность отличаются и сильно. Даже если считается, что православие — надежная «скрепа» русского самосознания, а татарский народ сохранил себя благодаря исламу. Но религия и национальность — разные вещи. Бывают православные татары. Или русские, принявшие магометанскую религию, а может, и буддизм. И у татар, и у русских, марийцев, чуваш, мордвы могут обнаружиться язычники, проклятые муллами и попами. А еще у всех есть немалая и весьма веселая кампания атеистов. Есть сомневающиеся, исполняющие ритуалы, но в душе безбожники. Не надо обо всех и за всех говорить разом! Что интересно, социологические опросы по языку, религии проводятся крайне редко. Повсеместно и регулярно мониторинги по этой части не проводились никогда. Каждый может сказать все что угодно. Только сейчас заговорили, включают в программы и текущие планы. Давно пора!

Обратите внимание, что в упомянутой программе все мероприятия прежде всего адресованы татарам, живущим в регионах России. А 2 миллиона татар РТ — отдельная тема. У них условия значительно лучше, хотя проблемы есть и у них. Надо понимать, что татарский язык, литература, культура, история едины, их невозможно рассматривать отдельно, регионально, по социальным прослойкам. Все, что происходит в Татарстане, влияет и на все 30 — 40 российских регионов компактного проживания татар.

В прежние десятилетия любые меры, связанные с этническим проблемами, назывались по-разному — «интернациональное воспитание», «дружба народов», «строительство коммунизма», «обеспечение стабильности, равенства», «сохранение единства» и «укрепление страны», «борьба с экстремизмом и терроризмом» — как угодно. А по жизни эти явления связаны с неистребимым желанием миллионов сохранить свою самобытность, свое лицо, связь с предками.

Поэтому предлагаю считать, что дискуссия о государственной программе РТ «О сохранении национальной идентичности татарского народа на 2014 — 2016 годы» пока еще не начиналась. Сначала ее надо внимательно прочитать. И уточнить понятия. Осмотреться, как живут люди рядышком, в родном городе, районе, селе.

А тема важная и интересная. О самом насущном компоненте гражданского общества — о праве каждого оставаться самим собой. В данном случае на основании Конституции я не указываю свою религиозную принадлежность, так свобода совести позволяет хранить в себе свои отношения с Богом, в компетенции которого и находится этот вопрос. А в остальном моя добровольная идентификация открыта.

Римзиль Валеев,
(россиянин, татарстанец, татарин, житель Казани,
журналист, общественный деятель, блогер «БИЗНЕС 
Online»).

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1142

Комментирование запрещено