Проект Института этнологии и антропологии РАН: «Этнокультурное образование в России: закат или развитие?»

32_0ОТЧЕТ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В августе – начале сентября 2013г. в Самарской области было опрошено 60 экспертов. Более половины – 32 эксперта (53,3 %) – жители Самары, 4 эксперта – представители Тольятти, 1 — Жигулевска. Итого 37 экспертов (62,2 %) – это горожане, 23 эксперта (37,8 %) – сельские жители. Среди сельских экспертов наиболее массово (10 человек) представлены жители села Кинель – Черкассы (районный центр), также были опрошены эксперты из Большечерниговского (компактные поселения башкир), Клявлинского, Камышлинского, Похвистневского, Шенталинского районов (компактные поселения татар, чувашей, мордвы).

Основная сфера занятости экспертов: 18 человек (30 %) назвали сферу образования, 3 человека – управление в сфере образования, 31 эксперт (51,7 %) назвали своей основной сферой занятости общественную деятельность (активисты и лидеры общественных национально-культурных организаций), 3 эксперта – мусульманские священнослужители (Самарская Соборная мечеть, имам-мухтасиб Камышлинского района), 3 эксперта работают в сфере управления, 1 в сфере науки (вуз), 1 – в коммерции. Все эксперты в том или ином варианте имеют представление о предмете исследования, владеют информацией о состоянии дел в сфере этнокультурного образования Самарской области.

Эксперты, работающие в сфере образования (21 человек), отвечали на вопрос о преподавании родного языка в их учебных заведениях. 3 эксперта (учителя самарской общеобразовательной школы с углубленным изучением татарской культуры и языка «Яктылык») отметили, что в их школе на всех ступенях (начальной, основной, средней) ведется преподавание татарского языка. Четыре эксперта (общественники из Похвистневского, Клявлинского, Шенталинского районов) сообщили, что в школах в начальных классах (3 ответа) либо на всех ступенях преподается чувашский язык (1 ответ). Эксперт из села Украинка Большечерниговского района (учитель общеобразовательной школы) сообщил, что в их школе в 10-11 классах ведется преподавание башкирского языка (1 час), в 3 классе башкирский язык преподается факультативно (2 часа). Из других предметов этнокультурной направленности отмечены татарская этика, культура и искусство татарского народа (4 ответа, школа «Яктылык»), кружок танцев народов СНГ (1 ответ, медколледж, с. Кинель — Черкассы), ансамбль «Курай» (1 ответ, школа с. Большая Черниговка), башкирская культура (1 ответ), чувашская культура (4 ответа).

Кроме этого, 6 экспертов сочли возможным отметить свою работу по преподаванию башкирского (1), грузинского (1), чувашского (3), немецкого языков в воскресных школах. В этих же школах преподается история, фольклор соответствующего народа, проводятся традиционные праздники.

Работающие в учебных заведениях эксперты (21 человек) должны были ответить на вопрос «Существуют ли в Вашем учебном учреждении значительные препятствия для введения (или продолжения) преподавания родного языка/ языков». 19 экспертов (90,5 % от числа отвечающих) ответили отрицательно, один считает, что в их учебном заведении такие препятствия есть (Украинская СОШ) и один затруднился с ответом. Препятствия связаны с сокращением часов башкирского языка.

Почти половина (29 человек, 48,3 %) всех участвующих в опросе экспертов полагают, что школьные администрации в большинстве случаев плохо осведомлены об этнокультурных потребностях населения в сфере образования, в том числе о языковых потребностях. 20 экспертов занимают противоположную позицию и полагают, что школьные администрации в большинстве случаев хорошо осведомлены об этнокультурных потребностях населения в сфере образования и 11 экспертов затруднились с ответом.

На вопрос «Как Вам кажется, в ближайшие годы в Вашем регионе будет ли достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном обучении своих детей родным языкам, помимо русского языка» более половины (32 человека, 53,3 %) экспертов ответили оптимистично; пятая часть (12 человек, 20 %) занимает противоположную позицию; более четверти (16 человек, 26,6 %) затруднились с ответом. На уточняющие вопросы ответы распределились следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вам кажется, в ближайшие годы в Вашем регионе будет ли достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном обучении своих детей…»

варианты

да

нет

З.о.

предметам на родных языках, помимо русского языка

11чел.

(18,35)

28чел (46,7%)

20чел. (33,3%)

другим предметам этнокультурной направленности

31чел. (51,7%)

9чел.

(15%)

20чел. (33,3%)

предметам религиозной направленности

 

15чел.

(25%)

13чел. (21,7%)

32чел. (53,3%)

Учитывая, что все эксперты, принимавшие участие в опросе, имеют представление о состоянии дел в сфере этнокультурного образования Самарской области, столь большое количество затруднившихся определить его перспективы, обусловлено сложной, противоречивой ситуацией в этом сегменте образовательных услуг.

Общепринятым можно считать мнение, что одной из существенных причин, вытесняющих этнокомпонент из школьного образования, является введение государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах и единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классах. Большинство экспертов полагают, что необходимость подготовки к ГИА и ЕГЭ сокращает потребность учащихся, их родителей (28 чел., 46,7 %), школьных администраций (32 чел, 53,3 %) в школьных предметах по родным языкам (кроме русского) и потребность в других предметах этнокультурной направленности. Не согласны с такой оценкой соответственно 30 % (18 чел.) и 18,3 % (11 чел.) экспертов. Более четверти экспертов (соответственно 23,3 % и 28,3 5) затруднились с ответом. С другой стороны подавляющее большинство экспертов уверены, изучение родных языков и этнических культур в школах не способствует снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся и не ограничивает их возможности на общероссийском рынке труда (51 человек, 85 %). Другими словами, если бы каким-то образом разрешилась напряженная ситуация с ГИА и, особенно, с ЕГЭ, то, как полагает большинство экспертов, этнокультурное образование стало бы более востребованным. Эту позицию отчасти подтверждают результаты ответов на вопрос о влиянии этнокультурного образования на межэтнические отношения в регионах. По этой позиции эксперты занимают определенную и оптимистичную позицию. На вопрос может ли изучение родных языков и этнических культур в школах обострять межнациональные (межэтнические) отношения в регионе подавляющее большинство экспертов ответили отрицательно (49 человек, 81,7 %).

Интересны результаты ответов на вопрос «В какой мере изучение в школах родных языков и этнокультурного содержания образования может влиять на этническое самосознание населения Вашего региона?», представленные в таблице 2.

Таблица 2.

Варианты ответов

количество экспертов

процент

Влияние может быть сильным

 

28

46,7

Влияние может быть слабым

 

7

11,7

Скорее всего, влияния никакого нет, и не будет 

9

15

Затрудняюсь ответить

16

26,7

Из 28 экспертов, полагающих, что влияние этнокомпонента на этническое самосознание может быть сильным только 9 – работники сферы образования, а 17 занимаются активной общественной деятельностью (в сфере национальной политики), 2 – работники муниципалитетов, отвечающие за реализацию национальной политики в своих районах. Всего в опросе были задействованы 21 представитель сферы образования (включая управленцев). Здесь мы находим подтверждение известной ситуации, когда активисты и лидеры национально-культурных и иных национальных организаций педалируют этнонациональную тематику. Этот вывод подтверждается результатами ответов на 27 и 28 вопросы анкеты.

По мнению большинства экспертов (40 человек, 66,7 %) сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может способствовать ассимиляцииэтнических групп. Из них только 12 человек (30 % от числа ответивших) являются работниками сферы образования, следовательно, 70 % общественники и указанные выше муниципальные служащие. Не видят в такой ситуации потенциал этнической ассимиляции 13,3 % (8 человек), 20 % (12 человек) затруднились с ответом.

Половина экспертов (30 человек, 50 %) полагают, сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может стать поводом недовольства общественности в Самарской области.Речь идет, прежде всего, о «национальной» общественности. Из них только 7 человек (23,3 % от числа ответивших) являются работниками сферы образования. В опросе принимали участие 3 мусульманских священнослужителя. Двое из них также считают, что среди региональной общественности возможно недовольство положением дел в сфере этнокультурного образования. Это имам Самарской Соборной мечети и имам-мухтасиб Камышлинского района. Примерно четверть экспертов (16 человек, 26,7 %) не согласны с такой оценкой, почти столько (14 человек, 23,3 %) же не смогли определиться.

Эксперты, считающие, что сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может стать поводом недовольства общественности в Самарской области, оценивали возможные варианты проявления недовольства. Результаты ответов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Оцените на ближайшие годы возможные проявления недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в школах Вашего региона» (в % к числу ответивших)

 

Варианты ответов

Более вероятно

Менее вероятно

В нашем регионе такого не будет

Затрудняюсь ответить

1

Обращения отдельных граждан в администрации учебных заведений и управление образования 81,3 9,4 3,1 6,3

2

Обращения общественных организаций в администрации учебных заведений и управление образования 90,9 3,0 - 6,1

3

Появление критических публикаций в средствах массовой информации 84,4 6,3 - 9,4

4.

Распространение критических суждений в социальных интернет-сетях 84,8 6,3 - 9,4

5.

Сходы граждан, пикеты, митинги  28,1 43,8 12,5 15,6

6.

Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов к депутатам, в представительные и исполнительные органы государственной власти 84,4 9,4 3,1 3,1

7.

Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов в правозащитные организации 37,5 46,9 3,1 12,5

8.

Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов в суды 34,4 43,8 12,5 9,4

9.

Использование данной темы политическими партиями, движениями, лидерами в своих целях, например на выборах 65,6 15,6 3,1 15,6

10.

Ухудшение межнациональных отношений 19,4 29,0 35,5 16,1

11.

Другое   

По мнению экспертов наиболее востребованным методом проявления недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в школах являются обращения в различные инстанции. Именно этот способ отстаивания интересов представителей национальных меньшинств весь постсоветский период используют национально-культурные организации региона. В последние годы активно используются критические публикации в СМИ и интернет-сетях. Как видим, эксперты полагают, что в ближайшей перспективе общественность продолжит использовать именно эти способы. Уверенные оценки экспертов свидетельствуют о том, что по-прежнему актуальным будет такое направление деятельности общественных национально-культурных организаций как сохранение и развитие системы национального образования, о готовности продолжать эту деятельность.

Наиболее маловероятными способами отстаивания этнокультурных, этнообразовательных интересов, по мнению экспертов, являются сходы граждан, пикеты, митинги, а также обращения в суды. Таких практик в условиях Самарского региона пока не существует, вероятно, по этой причине эксперты отметили их бесперспективность. До последнего времени этнический ресурс достаточно взвешенно и осторожно использовался легальными политическими силами, в частности, в ходе предвыборных кампаний. Поэтому прогноз экспертов о возможном применении данного ресурса политическими организациями и лидерами, с одной стороны, отражает готовность самих общественников использовать инструменты политического давления, а с другой, фиксирует общую ситуацию актуализации этнонациональной политики в России.

Н. Мухаметшина, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии, социологии и права СГАСУ.

 

Просмотров: 1390

Комментирование запрещено