ОТЧЕТ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В августе – начале сентября 2013г. в Самарской области было опрошено 60 экспертов. Более половины – 32 эксперта (53,3 %) – жители Самары, 4 эксперта – представители Тольятти, 1 — Жигулевска. Итого 37 экспертов (62,2 %) – это горожане, 23 эксперта (37,8 %) – сельские жители. Среди сельских экспертов наиболее массово (10 человек) представлены жители села Кинель – Черкассы (районный центр), также были опрошены эксперты из Большечерниговского (компактные поселения башкир), Клявлинского, Камышлинского, Похвистневского, Шенталинского районов (компактные поселения татар, чувашей, мордвы).
Основная сфера занятости экспертов: 18 человек (30 %) назвали сферу образования, 3 человека – управление в сфере образования, 31 эксперт (51,7 %) назвали своей основной сферой занятости общественную деятельность (активисты и лидеры общественных национально-культурных организаций), 3 эксперта – мусульманские священнослужители (Самарская Соборная мечеть, имам-мухтасиб Камышлинского района), 3 эксперта работают в сфере управления, 1 в сфере науки (вуз), 1 – в коммерции. Все эксперты в том или ином варианте имеют представление о предмете исследования, владеют информацией о состоянии дел в сфере этнокультурного образования Самарской области.
Эксперты, работающие в сфере образования (21 человек), отвечали на вопрос о преподавании родного языка в их учебных заведениях. 3 эксперта (учителя самарской общеобразовательной школы с углубленным изучением татарской культуры и языка «Яктылык») отметили, что в их школе на всех ступенях (начальной, основной, средней) ведется преподавание татарского языка. Четыре эксперта (общественники из Похвистневского, Клявлинского, Шенталинского районов) сообщили, что в школах в начальных классах (3 ответа) либо на всех ступенях преподается чувашский язык (1 ответ). Эксперт из села Украинка Большечерниговского района (учитель общеобразовательной школы) сообщил, что в их школе в 10-11 классах ведется преподавание башкирского языка (1 час), в 3 классе башкирский язык преподается факультативно (2 часа). Из других предметов этнокультурной направленности отмечены татарская этика, культура и искусство татарского народа (4 ответа, школа «Яктылык»), кружок танцев народов СНГ (1 ответ, медколледж, с. Кинель — Черкассы), ансамбль «Курай» (1 ответ, школа с. Большая Черниговка), башкирская культура (1 ответ), чувашская культура (4 ответа).
Кроме этого, 6 экспертов сочли возможным отметить свою работу по преподаванию башкирского (1), грузинского (1), чувашского (3), немецкого языков в воскресных школах. В этих же школах преподается история, фольклор соответствующего народа, проводятся традиционные праздники.
Работающие в учебных заведениях эксперты (21 человек) должны были ответить на вопрос «Существуют ли в Вашем учебном учреждении значительные препятствия для введения (или продолжения) преподавания родного языка/ языков». 19 экспертов (90,5 % от числа отвечающих) ответили отрицательно, один считает, что в их учебном заведении такие препятствия есть (Украинская СОШ) и один затруднился с ответом. Препятствия связаны с сокращением часов башкирского языка.
Почти половина (29 человек, 48,3 %) всех участвующих в опросе экспертов полагают, что школьные администрации в большинстве случаев плохо осведомлены об этнокультурных потребностях населения в сфере образования, в том числе о языковых потребностях. 20 экспертов занимают противоположную позицию и полагают, что школьные администрации в большинстве случаев хорошо осведомлены об этнокультурных потребностях населения в сфере образования и 11 экспертов затруднились с ответом.
На вопрос «Как Вам кажется, в ближайшие годы в Вашем регионе будет ли достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном обучении своих детей родным языкам, помимо русского языка» более половины (32 человека, 53,3 %) экспертов ответили оптимистично; пятая часть (12 человек, 20 %) занимает противоположную позицию; более четверти (16 человек, 26,6 %) затруднились с ответом. На уточняющие вопросы ответы распределились следующим образом (таблица 1):
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вам кажется, в ближайшие годы в Вашем регионе будет ли достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном обучении своих детей…»
варианты |
да |
нет |
З.о. |
предметам на родных языках, помимо русского языка |
11чел. (18,35) |
28чел (46,7%) |
20чел. (33,3%) |
другим предметам этнокультурной направленности |
31чел. (51,7%) |
9чел. (15%) |
20чел. (33,3%) |
предметам религиозной направленности
|
15чел. (25%) |
13чел. (21,7%) |
32чел. (53,3%) |
Учитывая, что все эксперты, принимавшие участие в опросе, имеют представление о состоянии дел в сфере этнокультурного образования Самарской области, столь большое количество затруднившихся определить его перспективы, обусловлено сложной, противоречивой ситуацией в этом сегменте образовательных услуг.
Общепринятым можно считать мнение, что одной из существенных причин, вытесняющих этнокомпонент из школьного образования, является введение государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах и единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классах. Большинство экспертов полагают, что необходимость подготовки к ГИА и ЕГЭ сокращает потребность учащихся, их родителей (28 чел., 46,7 %), школьных администраций (32 чел, 53,3 %) в школьных предметах по родным языкам (кроме русского) и потребность в других предметах этнокультурной направленности. Не согласны с такой оценкой соответственно 30 % (18 чел.) и 18,3 % (11 чел.) экспертов. Более четверти экспертов (соответственно 23,3 % и 28,3 5) затруднились с ответом. С другой стороны подавляющее большинство экспертов уверены, изучение родных языков и этнических культур в школах не способствует снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся и не ограничивает их возможности на общероссийском рынке труда (51 человек, 85 %). Другими словами, если бы каким-то образом разрешилась напряженная ситуация с ГИА и, особенно, с ЕГЭ, то, как полагает большинство экспертов, этнокультурное образование стало бы более востребованным. Эту позицию отчасти подтверждают результаты ответов на вопрос о влиянии этнокультурного образования на межэтнические отношения в регионах. По этой позиции эксперты занимают определенную и оптимистичную позицию. На вопрос может ли изучение родных языков и этнических культур в школах обострять межнациональные (межэтнические) отношения в регионе подавляющее большинство экспертов ответили отрицательно (49 человек, 81,7 %).
Интересны результаты ответов на вопрос «В какой мере изучение в школах родных языков и этнокультурного содержания образования может влиять на этническое самосознание населения Вашего региона?», представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Варианты ответов |
количество экспертов |
процент |
Влияние может быть сильным
|
28 |
46,7 |
Влияние может быть слабым
|
7 |
11,7 |
Скорее всего, влияния никакого нет, и не будет |
9 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
26,7 |
Из 28 экспертов, полагающих, что влияние этнокомпонента на этническое самосознание может быть сильным только 9 – работники сферы образования, а 17 занимаются активной общественной деятельностью (в сфере национальной политики), 2 – работники муниципалитетов, отвечающие за реализацию национальной политики в своих районах. Всего в опросе были задействованы 21 представитель сферы образования (включая управленцев). Здесь мы находим подтверждение известной ситуации, когда активисты и лидеры национально-культурных и иных национальных организаций педалируют этнонациональную тематику. Этот вывод подтверждается результатами ответов на 27 и 28 вопросы анкеты.
По мнению большинства экспертов (40 человек, 66,7 %) сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может способствовать ассимиляцииэтнических групп. Из них только 12 человек (30 % от числа ответивших) являются работниками сферы образования, следовательно, 70 % общественники и указанные выше муниципальные служащие. Не видят в такой ситуации потенциал этнической ассимиляции 13,3 % (8 человек), 20 % (12 человек) затруднились с ответом.
Половина экспертов (30 человек, 50 %) полагают, сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может стать поводом недовольства общественности в Самарской области.Речь идет, прежде всего, о «национальной» общественности. Из них только 7 человек (23,3 % от числа ответивших) являются работниками сферы образования. В опросе принимали участие 3 мусульманских священнослужителя. Двое из них также считают, что среди региональной общественности возможно недовольство положением дел в сфере этнокультурного образования. Это имам Самарской Соборной мечети и имам-мухтасиб Камышлинского района. Примерно четверть экспертов (16 человек, 26,7 %) не согласны с такой оценкой, почти столько (14 человек, 23,3 %) же не смогли определиться.
Эксперты, считающие, что сокращение (или полное отсутствие) родных языков и этнокультурного содержания образования в школах может стать поводом недовольства общественности в Самарской области, оценивали возможные варианты проявления недовольства. Результаты ответов представлены в таблице 3.
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Оцените на ближайшие годы возможные проявления недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в школах Вашего региона» (в % к числу ответивших)
|
Варианты ответов |
Более вероятно |
Менее вероятно |
В нашем регионе такого не будет |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Обращения отдельных граждан в администрации учебных заведений и управление образования | 81,3 | 9,4 | 3,1 | 6,3 |
2 |
Обращения общественных организаций в администрации учебных заведений и управление образования | 90,9 | 3,0 | - | 6,1 |
3 |
Появление критических публикаций в средствах массовой информации | 84,4 | 6,3 | - | 9,4 |
4. |
Распространение критических суждений в социальных интернет-сетях | 84,8 | 6,3 | - | 9,4 |
5. |
Сходы граждан, пикеты, митинги | 28,1 | 43,8 | 12,5 | 15,6 |
6. |
Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов к депутатам, в представительные и исполнительные органы государственной власти | 84,4 | 9,4 | 3,1 | 3,1 |
7. |
Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов в правозащитные организации | 37,5 | 46,9 | 3,1 | 12,5 |
8. |
Обращения граждан, общественных организаций и иных субъектов в суды | 34,4 | 43,8 | 12,5 | 9,4 |
9. |
Использование данной темы политическими партиями, движениями, лидерами в своих целях, например на выборах | 65,6 | 15,6 | 3,1 | 15,6 |
10. |
Ухудшение межнациональных отношений | 19,4 | 29,0 | 35,5 | 16,1 |
11. |
Другое |
По мнению экспертов наиболее востребованным методом проявления недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в школах являются обращения в различные инстанции. Именно этот способ отстаивания интересов представителей национальных меньшинств весь постсоветский период используют национально-культурные организации региона. В последние годы активно используются критические публикации в СМИ и интернет-сетях. Как видим, эксперты полагают, что в ближайшей перспективе общественность продолжит использовать именно эти способы. Уверенные оценки экспертов свидетельствуют о том, что по-прежнему актуальным будет такое направление деятельности общественных национально-культурных организаций как сохранение и развитие системы национального образования, о готовности продолжать эту деятельность.
Наиболее маловероятными способами отстаивания этнокультурных, этнообразовательных интересов, по мнению экспертов, являются сходы граждан, пикеты, митинги, а также обращения в суды. Таких практик в условиях Самарского региона пока не существует, вероятно, по этой причине эксперты отметили их бесперспективность. До последнего времени этнический ресурс достаточно взвешенно и осторожно использовался легальными политическими силами, в частности, в ходе предвыборных кампаний. Поэтому прогноз экспертов о возможном применении данного ресурса политическими организациями и лидерами, с одной стороны, отражает готовность самих общественников использовать инструменты политического давления, а с другой, фиксирует общую ситуацию актуализации этнонациональной политики в России.
Н. Мухаметшина, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии, социологии и права СГАСУ.
Просмотров: 1390