Татары Самарского края: события и факты истории

DSC_1-0508…История России – это не только история русского народа, Киевской Руси, феодальной раздробленности, образования Московского государства, расширения Российской империи и влияния русской культуры на становление нашей общероссийской цивилизации. Она намного шире, разнообразнее, богаче и поэтому еще интереснее. Но абсолютное большинство граждан страны не знают эту богатую и интересную историю, по причинам, о которых мы говорили выше. Все сказанное относится и к истории Средней Волги и прошлому татарского народа, предки который населяли Среднюю Волгу регион в конце первого тысячелетия нашей эры.

Сведения, которые будут изложены ниже, взяты из трудов отечественных и зарубежных ученых дореволюционного и советского периодов, самарских краеведов, фондов центральных и региональных архивов и других источников. Все находятсяв открытом доступе и до сих пор не дошлидо массового читателя только из-за несоответствия прежним идеологическим установкам. Я очень коротко доведу до вас некоторые, наиболее важные сведения из упомянутых источников. Сразу хочу оговориться, что это – далеко не полный перечень исторических фактов, которые прежде не находили должного отражения в научнойи краеведческой литературе. В последние годы исследователи стали по-новому читать известные ранее науке источники и вводятв научный оборот другие, что в совокупности создают другую, более объективную картину истории России и нашего края в том числе. Часть из них должна войти в историко-энциклопедическое издание «Татары Самарского края», которое сейчас готовится к изданиюна средстваСамарской областной татарской национально-культурной автономии и должно выйти в этом году.

Я думаю, что со всем, что связано с Волжско-Камской Булгарией, принятием нашими предками исламской религии в 922 году, Муромским городком и так далее у наших читателей более-менеев порядке.В этом отношении очень много работы проделал самарский историко-культурный фонд «Булгарское наследие». Одним из наиболее видимых проектов, осуществленных им, является установка монумента «Летящий барс» у села Ширяево.

Поэтому я сразу перейду к эпохе Золотой Орды, по которой у большинства современников наибольший пробел в знаниях. Например, в литературе получило широкое распространение мнение о том, что, якобы, до серединыXVI века, то есть до вхождения нашего края в Русское государство, чуть ли вся территория, прилегающая к Самарской Луке и дальшедо низовьев Волги и центральных городов Золотой Орды, была необитаемой землей и многими авторами даже называется «Диким полем».

Но источники говорят, что это не так.Наш край составлял важную часть крупнейшего государства средневековья. «С основанием Золотой Орды впервые начинается расцвет жизни в Нижнеми Среднем Поволжье по обе стороны Волги,— писал в 1910 году исследователь Самарского края Григорий Колесников,— здесь впервые кладется начало гражданственности (цивилизации), возникают прекрасные каменные города Сарай, Укек, Сумеркент, которые начинают соперничать с древними городами Востока, появилась обширная торговля в лице Индии и Западомв лице Генуи и Венеции; благодаря торговле завязались дипломатические отношения с восточнымии западными странами. Приволжский край, благодаря торговле и скотоводческому промыслу, начинает быстро обогащаться, а установившиеся формы гражданственности обеспечивали безопасность передвижения по стране» (Памятная книжка Самарской губернии на 1910 год. Самара, 1910. Раздел 5, стр. 34)

Через двести лет, в XV веке, наш край стал зависимой территорией Казанского ханства. По северо-западным землям нынешней Самарской области, вдоль Большого Черемшана проходили границы Казанского ханства, где именно с той эпохи берут свое начало несколько населенных пунктов на смежных территориях нынешних Самарской и Ульяновской областей. Татарские их названия многим из нас знакомы – Исентимер, Парау, Салаван и другие.

В результате многолетней работы археологов на сегодняшний день на территории Самарской Луки и Самарского Заволжья выявлены более 100 городищи поселений, относящихся к периодуВолжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Они находятся, главным образом, вдоль Самарской Луки, а также по берегам рек Самара, Уса, Сок, Большой Черемшан, Кондурча и Кинель.К моменту присоединения к Русскому государству в нашем крае существовало несколько татарских поселений. Одно из них находилось неподалеку от Самары,на волжском берегу в районе нынешнего поселка Гранный. Наличие постоянных поселений наглядно свидетельствует об оседлом, земледельческом характере хозяйства людей, населявших их. Следует напомнить, что основную часть местного населения, составляли, безусловно, предки современных татар.

Об этом же подробно пишет русский археолог, палеограф и историкXIX века, Капитон Иванович Невоструев, составивший в 1860-х годах карту «городищ древнего Волго-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской». Опираясь на архивные документы, археологические материалы и другие источники, он доказывает, что многие существующие ныне населенные пункты Самарской Луки были основаны татарами. Это – Междуреченск, Шелехметь, Валы, Яблоневый Овраг, Ташла, Костычи (ныне город Октябрьск) и другие. Свидетельством тому служили сохранявшиеся еще в серединеXIX столетия многочисленные остатки крепостных сооружений, рвов и валов, происхождение которых источники напрямую связывают с проживанием здесь татар. (О городищах древнего Волго-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. М., 1871. Стр. 47, 49).

Скорее всего, такое же поселение, начиная с XIV века (а, может, и раньше), существовало и на чрезвычайно удобном для проживания месте нынешней Самары. Карта братьев Франческо и ДоменикаФра-Мауро (1367 г.) и портолан Пицигано (1459 г.) совершенно определенно показывают наличие здесь населенного пункта под названием Samar. В этой связи трудно не согласитьсяс доктором исторических наук Михаилом Матвеевым, который обращает на формулировку указа царя Ивана IV, в котором речь идет не о созданиикакой-то новой крепости, что называется, «с нуля», а о преобразованиив крепость уже существующего населенного пункта с названием Самара.

Недавно в Самаре начата работа по установке памятника Григорию Засекину. Обратите внимание на оценку его роли в истории нашего города: памятник ставится основателю крепости, именно крепости Самара. Я считаю, что такую формулировку можно считать неким компромиссным вариантом в спорео том, когда возникла Самара. Специалисты, которые ее предложили, таким образом, соглашаются с тем, становящимся все более очевидным, фактом, что Самара возникла не в 1586 году,а раньше.И учитывая принципы допустимой исторической вероятности – в эпоху Золотой Орды или Казанского ханства.

Многие названия населенных и не населенных мест Самарского края в то время имели другие названия. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Батутта, проехавший по волжским землям Золотой Орды в 30-е годы XIV века, помимо всего прочего, оставил ценные сведения о разного рода географических примечательностях района Самарской Луки и дальше, ниже по течению Волги. Например, он приводит тогдашнее название знаменитой горы у нынешнего Жигулевска – Кыз дагы, которая теперь называется Девичья гора. Или Елан дагы – это не менее знаменитые Змеевы горы в Хвалынском национальном парке на территории Саратовской области. Эти сведенияв своих работах о золотоордынском городе Укек широко использовал профессор Казанского университета XIX века, немецкий востоковед Христиан Френ.

Таким образом, эти и другие тюркские названия после присоединения нашего края к Русскому государству и массового заселения его русскими, мордвой, чувашами, постепенно приобрели свойственные для русского языка грамматические характеристики и были подведены под существующие в русском языке типы склонений имен существительных.

Доказанным является и тот факт, что ко времени присоединения Средней Волги к Русскому государству (или чуть позже) в Самарском крае уже существовали такие татарские селения, как Камышла, Байтуган, Измайлово (Теплый Стан), Сантимир, Алькино и другие. Исследователи нашего края, жившие и работавшиев прежниевека — Петр Рычков, Александр Гераклитов и другие писали в своих работах, что города Бузулук, Бугуруслан, Николаевск возникли в XVII веке на месте татарских городищ. Тем более, что Николаевск (нынешний Пугачев соседней Саратовской области) до 1835 года назывался Мечетной слободой.

В XVII векев нашем крае были созданы татарские казачьи посты на границахсо степными кочевьями. Наиболее известным из них является Мочинская слобода. И в жизни главного города края – Самары – уже тогда постоянно присутствовал мусульманский и татарский элемент.

В Самаре были расквартированы юртовые казаки-мусульмане. Этот момент описывается в работах доктора исторических наук, профессора Э. Л. Дубмана. Подобные явления, конечно, находили отражение в топонимике города. Вероятно, с нахождениемв Самаре мусульманской казачьей части связано появление в нашем городе в XVII веке улицы Мечетной, на чтов своих работах указывал краевед Е. Я. Суровиков. Самый авторитетный самарский краевед конца XIX – начала XX столетий Константин Головкин отмечает, что место, на котором сейчас располагается телецентр, в прежние времена было возвышенностью и называлось Султанским бугром, а оврагза областной больницей имени Калинина — Башкирским. Ногайской стороной, а потом Башкирской дачей (лесом) жители нашего города раньше называли зеленый массив по левую сторону реки Самара (Куйбышевский район). Головкин также считал, что название города «Самара» происходит от булгарского слова «вьючное животное».

В 30-е годы XVIII векав Самаре,в южнойее части,в начале нынешних улиц Галактионовская и Самарская, расположилась Оренбургская экспедиция. В процессе освоения юго-восточных окраин России и дальнейшего продвижения в казахские степи, а потом и в Среднюю Азию татары, как имеющие общую религию и очень схожий язык с жителями соседних стран, играли не последнюю роль. Это особенно хорошо понимал один из руководителей Оренбургской экспедиции В. Н. Татищев – основатель города Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). Именно при нем в Самаре был составлен «Российско-калмыцко-татарский словарь», а также существовала калмыцко-татарская школа переводчиков, которую возглавляли знатоки восточных языков Иван Ерофеев и Махмуд Абдрахманов. Тогда же по распоряжению Татищева в Самаре была «заведена» совместная школа для татар и башкир,на русский язык были переведены книги нескольких восточных авторов.

Большое оживление в экономическую жизнь нашего города вносили в то время татарские купцы из Касимовского уезда. Судя по всему, они и основали Татарскую слободу на южной окраине Самары, в районе нынешних улиц Самарская и Галактионовская.Эти улицы вплоть до 1850-х годов и придания Самаре статуса губернского города имели другие названия — Мечетная и Татарская.

В первый раз о домахкупцов-татар (применительно к 1782 году) упоминает историк освоения и градостроительства Самарского края Анатолий Куприянович Синельник. А на «Геометрическом плане Самары» начала XIX века, который был нами обнаружен в фонде Межевой канцелярии Российского Государственного архива древних актов в Москве (утвержден 18 марта1804 года императором Александром I), вблизи этих домов показаны «татарскiя мечеть и школа» и к юго-востокуот нихи домов татарских купцов «кладбище магометанское». Здесь же указано место, предположенное для строительства новой мечети. (Российский Государственный архив древних актов, ф. 1356, оп. 1, д.д. 5315, 5316 и 5317).

Следующий этап в жизни самарских татар связан с молельным домом на улице Саратовская., который действовал с середины 1840-х годов. Недавно нам удалось найти место, где он располагался – на углу улиц Саратовская и Успенская (теперь это улицы Фрунзе и Комсомольская).

Несколько слов о народном образовании. Все дореволюционные источники указывают, что при всех мечетях магометанских селений существуют медресе. Причем, с пометкой, что время их создания неизвестно. Правильно – ведь медресе открывались сразу после строительства мечетей и учителямив них бывали почти во всех случаях самые образованные люди, и эти специфические учебные заведения не входилив структурыни земств,ни министерства народного просвещения. Они не финансировалисьни органами местного самоуправления, ни государством,а находились целиком на содержании сельских обществ и приходови меценатов(в городах). Только на средства сельских обществ и меценатов. Ситуация начала несколько меняться только с 80-х годов XIX века, когда по инициативе правительства стали создаваться русско-татарские школы. Они, однако, по ряду причин не получили широкого распространения.

Качество обучения в медресе – тема отдельного разговора. Здесь татарские общины, что называется, делали, что могли. Но система образования в таком,не очень современном и удовлетворяющем потребности общества виде, была очень разветвленной.

В «Памятной книжке Самарской губернии за 1863–1864 гг.» составители отмечают: «В сельском населении первое место в отношении грамотности будут занимать немцы-колонисты и за ними татары. В немецких селениях один ученик приходится на 5,9 жителей. В татарских селениях отношение числа учащихся к числу жителей также весьма благоприятно: так только в одних удельных селениях Самарской губернии, в которых татар до 20000 человек, существуют приличных 24 школы, и в них1690 мальчикови девочек,из них мальчиков 999. Из этогона мужское население в девятьс лишком тысяч человек дает отношение как 1 к 9. Нам известно,однако же, что все обучение в этих школах ограничено чтением для девочек, и, кроме того, письмом для мальчиков. К сожалению, состояние татарских школ и ход преподавания в них совершенно недоступны нам».

И далее отмечается: «В наших русских селениях…ни число школ, ни число учеников в них, по отношению к числу жителей, не представляет тех результатов, какие мы виделив немецкоми дажев татарском населении: местами дело только начато, а местамии совсемне начиналось». Общий итог в конце обзора: по удельным селениям, государственных и временно-обязанных русских крестьян отношение учеников к общему количеству населения получается 1 к 133. «Памятная книжка Самарской губернии за 1863–1864 гг.» Самара, 1864 (стр. 59, 61, 66).

Я не буду подробно описывать события в татарской мусульманской жизни Самары и губернии рубежа XIX —XX веков.Они изложеныв наших работах, с которыми, надеемся, уважаемая публика в большей своей части знакома.

По итогам Первой Всероссийской переписи населения 1897 годав Самаре постоянно проживало чуть более 2800 татар, что составляло 3,2 процента от общего количества населения города (91627 человек). В процентном отношении это даже больше, чем сейчас.

Мусульманская община губернского центра по мере повышения своего социального статуса и финансово-экономического положения укрепляла также свои общественные позиции. Представители мусульманской общины стали членами кредитных обществ, работниками пароходства и банков, входили в местные отделения различных всероссийских общественных организаций. Строительство мечетей, содержание медресе и школ, проведение массовых мероприятий и другие,как бымы сейчас сказали, социальные проекты оплачивались меценатами и простыми людьми.

Укреплялась и татарская община уездного центра Ставрополь. На ее средствав городе действовала школа для мальчиков и девочек.В 1913 году здесь началась работа по строительству мечети, но в связис начавшейся вскоре Первой мировой войной, она осталась незаконченной.

По сведениям «Краеведческой картотеки» Константина Головкина, татары занимались также различными промыслами. Например, в Самаре«в концеXIX века – выделка кумыса во всех кумысолечебных заведениях, кроме санатория доктора Постникова, были в руках мусульман, количество коих было более десяти. Из них наиболее известными были: Хамидов на Аннаевской даче, Мухамедьяров на Плешановской, Ишуков в Молоканском саду и Сагидовна даче Ященко». (Головкин К. П. Классика Самарского краеведения. Самара, 2007. Стр. 230)

Еще один примечательный факт: в 1909 годуиз пяти фруктовых магазинов Самары три принадлежали татарам.

Особенно благоприятные условия для активизации общественной жизни возникли после первой русской революции. В 1913 году в Самаре открылись две русско-татарские школы – на улицах Александровская, 16 (ныне Вилоновская) и Саратовская,145 (Фрунзе). Здание первой не сохранилось,а второе существует до сих пор. Попечительство над ними взяли прихожане двух самарских мечетей.

Приход мечети на улице Оренбургская стал главным попечителем и организатором памятного Сабантуя 1914 года, который прошел на ипподромена месте нынешних клиник медицинского университета за двас половиной месяца до начала Первой мировой войны. С началом войны при мечети был открыт приют-ясли на 50 мест для детей нижних чинов, призванных на фронт.

После Октябрьской революции начинается новый этап в жизни татарского населения Самарского края. Советская власть уделяла большое внимание поднятию образовательного и культурного уровня национальных меньшинств. Уже во время гражданской войны в Самаре выходило несколько татарских газет. В это время в нашем городе жил и работалв труппе штаба ПриВО будущий классик и создатель татарского современного театра Карим Тинчурин. Русско-татарские школы стали национальными школами советского типа. В разные годы они располагались в здании бывшей мечети на Оренбургской,на углу улиц Самарская и Ульяновская, Галактионовской. В 1936 году в городе еще действовала начальная татарская школа на Куйбышева, 22.

В Дом печати (Молодогвардейская, 59) с 1928 по1938 год издавались газета «Колхозчи», литературный альманах «Урта Идель», действовал клуб национальных меньшинств (Куйбышева, 89).

После Великой Отечественной войны в татарском населении начали происходить коренные демографические изменения. Особенно заметными они стали с конца 1950-х годов. В 1959 году в Куйбышевской области насчитывалось 74215 татар(из нихв областном центре −13 тысяч). В 1970 году (соответственно) 89 754 — 19, в 1979-м —103 605 и 32, в 1989 году —115 280 и 41 тысяча.В итоге татарское население Куйбышева выросло в три раза. По другим городам конкретных цифр нет, но, например, общее население Ставрополя – Тольятти в период с 1959 г. по 1979 г. увеличилось в три раза, и мы знаем, что доля татар в этом приросте значительная. В конце указанного срока татарское население Тольятти составило 22 тысячи человек.

Урбанизация, изменение образа жизни татар, кроме, безусловно, положительных элементов, повлекли утрату многими из них привычной мононациональной атмосферы и языковой среды. Усилилась угроза сохранению национальной культуры и языка большинством представителей татарского народа.

Шамиль ГАЛИМОВ,

историк, член Союза журналистов Российской Федерации, исполнительный директор Самарской областной татарской национально-культурной автономии.

Просмотров: 1549

Комментирование запрещено