Константин Эрнст: «Я звонил Земфире несколько раз подряд, она не брала телефон»

Константин Эрнст на пресс-конференции после церемонии открытия Олимпийских игр в СочиАвторы церемонии открытия Олимпиады решили делать высокотехнологичное шоу, потому что его от России никто не ждал

Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст объясняет, что многие издержки церемонии открытия Олимпиады обусловлены требованиями МОК, которые требуют исключить политические моменты. Он также отвергает обвинения в заимствованиях из церемонии открытия Лондонской Олимпиады, потому что концепция открытия Олимпиады в Сочи была придумана ещё до неё. А дизайнер Антон Ненашев рассказывает, как была воплощена идея с алфавитом, и какие идеологические и организационные трудности пришлось при этом преодолевать.

ГЛАВНОЕ ЗРЕЛИЩЕ

— Добрый вечер. В эфире — «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии — Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня мы будем говорить о событии, действительно, мирового уровня. В новейшей истории России таких событий не было, когда одновременно 3 миллиарда человек смотрело трансляцию из Сочи, церемонию открытия. И мы поговорим сегодня об этой церемонии с теми, кто ее делал. У нас на связи по телефону из Сочи генеральный продюсер церемонии Олимпийских игр Константин Эрнст. Добрый вечер, Константин.

— Добрый вечер.

— Вы нас слышите?

— Да, я слышу вас хорошо.

— Расскажите, пожалуйста. Очень много вопросов, много поздравлений и на сайт «Эха Москвы» пришло, и идет сейчас… Константин Львович, расскажите, пожалуйста, вообще насколько невероятна была задача, которую нужно было сделать команде, которая работала под вашим руководством?

— Ну, во-первых, собственно, церемония открытия Олимпийских игр — это самое главное зрелище на телевидении, то есть зрелище, которое собирает максимальную аудиторию. С большим отрывом от него, на втором месте Чемпионат мира по футболу, совокупно кумулятивно по зрителям. И на третьем — единовременный эфир трех частей Евровидения каждый год.

Ну, такой аудитории, как у Олимпийских игр, нету ни у одного телевизионного события. Поэтому задача была амбициозная. А с другой стороны, чрезвычайно тяжело представлять, что ты должен сделать нечто, что будет интересно такому количеству людей во всем мире и еще достойно представить свою страну.

«В ТО, ЧТО МЫ УЛОЖИЛИСЬ В ТАКИЕ КОРОТКИЕ СРОКИ, Я САМ ДО СИХ ПОР НЕ ВЕРЮ»

— Есть ли какие-то ограничения, которые накладывает сама типология этой церемонии, какие-то ограничения, которые Международный Олимпийский Комитет предъявляет, нормы, которые должны соблюдать организаторы?

— Ну, у Международного Олимпийского Комитета вообще армейские правила. Есть свод законов, символов и хронометражей, которые необходимо очень жестко соблюдать. Поэтому если думать, что это возможность такого абсолютно свободного творчества, то в значительной части церемонии это невозможно просто. Более того, нам удалось революционизировать некоторые части с точки зрения представления флага или парада атлетов, что является одной из самых главных частей церемонии открытия.

— Вы имеете в виду замечательную идею с тем, что появляется карта страны на поле стадиона, и будто бы из недр страны?..

— И люди появляются, как бы, из сердца своей страны, да.

— Это проекция была или каким-то техническим образом решалась эта задача?

— Ну, это проекция и специальное освещение. И специально мы выставили рампу, которая за 17 секунд открывалась и люди… Специально были созданы такие комнаты, где команды ожидали выхода. Я думаю, что это, в общем, сильная инновация для церемонии открытия.

— Как долго вообще эта вся работа? Вот, когда началась работа по подготовке этой церемонии? Сколько времени занимают такие?..

— Ну, работа по подготовке церемонии началась 2,5 года назад, когда, собственно, был объявлен правительственный тендер на лучшую концепцию. Мы приняли в нем участие, и правительственная комиссия решила, что наше предложение является наиболее интересным.

— А, собственно, работа уже над церемонией в стадии репетиции?

— Ну, саму церемонию мы придумали с Георгием Цыпиным и Андреем Болтенко 2 года назад. А потом мы занимались, собственно, созданием агентства по проведению церемонии, которое является стопроцентной дочкой Оргкомитета сочинской Олимпиады. И занимались работой, собственно. Мы разрабатывали проекты декорации, концепции, дописывали музыку, приглашали людей, лучших специалистов по свету, звуку, аниматроникам. Ну, к сожалению, мы очень поздно приступили к репетициям по объективным и необъективным причинам. Реально, в общем, мы могли начать в самом конце декабря, что для такой по технологии сложной церемонии, ну, практически, невозможно. И более того, представители МОК полагали, что мы не успеем. Ну, то есть мы успеем, мы сделаем какую-то церемонию, но это будет официальная часть и какие-нибудь музыкальные или танцевальные номера. Но что мы успеем технологию в значительном объеме (не в полном, конечно — не все реализовали свои планы, но процентов 70-75 мы реализовали). То есть все ключевые элементы были реализованы. В то, что они были реализованы в такие сроки, я сам до сих пор не верю.

— Обычно больше 5-6 месяцев идут репетиции на стадионе.

— Да. Репетиции идут сначала в разных компаундах тренировочных, а потом на стадионе, но начинается за 6 месяцев. Мы это сделали, в общем, за месяц с небольшим. До сих пор не верю, что это всё произошло, и то, что практически 99% сработало. Предвкушаю вопросы от ваших радиослушателей, что «а вот одно из колец не открылось». Сразу хочу сказать, что это самое простое, что у нас было по технологии. И то, что оно не раскрылось, ну, это просто, знаете, выяснилось, что при приближении один из металлических кусков перерубил триггер, который включает электричество. Ну, так бывает в жизни, знаете? И я на пресс-конференции ночью после открытия… Естественно, журналисты начали задавать первыми этот вопрос. Сказал, что, во-первых, никакой конспирологии и это кольцо не обозначает никакой отдельный континент. А во-вторых, знаете, есть такой дзен-буддистский принцип: если вы хотите продемонстрировать, что шар идеально отполирован, оставьте одну зазубрину.

«МЫ НЕ ХОТЕЛИ РАССТРАИВАТЬ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ»

— Очень много было вопросов сейчас на сайте «Эха». Люди, наверное, не совсем понимают технологию вещания, как вы могли в прямой эфир давать запись. Вот те, кто смотрел по телевидению, не видели, что кольцо не раскрылось, потому что идет включение с записанной заранее генеральной репетиции, да?

— Это была прямая трансляция. В этом сегменте был использован элемент репетиции, проходившей 4 февраля, где, как и все предыдущие репетиции, все 5 колец открывались.

— Как я понимаю, это правило Олимпийского Комитета, это не то, что вы решили…

— Нет, правила Олимпийского Комитета для международной версии. В национальной версии можно это использовать. Мы не хотели расстраивать российских телезрителей, имели на это право. А OBS, которая занимается международными правами, они показали нераскрывшееся пятое кольцо.

— Понятно.

— И мы не скрывали никогда, что оно не открылось, но, знаете, вот история про то, что… «А зачем нам показывали тогда открывшееся?» Ну, для того, чтобы было приятно.

— Вы знаете, уже в интернете появились майки с вот такими кольцами, и люди пишут, что это замечательная уже креативная идея.

— Это говорит об огромном влиянии олимпийских церемоний на международное сознание. А остальные шутят, что это спонсорство двух компаний — Бритиш Петролеум, у которых, собственно, снежинка, звездочка-снежинка и компании Ауди, у которой 4 кольца. Это гораздо более, мне кажется, смешная конспирологическая версия.

— Да.

— Знаете, мне, честно говоря, скучно об этом говорить. Я раньше говорил об этом на пресс-конференции. Но люди продолжали задавать вопросы именно про…

— Но вы сами затронули тему снежинки.

— А я сознательно это сделал. Просто я хотел закрыть эту тему очень просто. Потому что если церемония шла там больше 2,5 часов, а время раскрытия одного кольца занимало несколько секунд, то неужели вам больше не о чем разговаривать, кроме как об этом кольце?

«МЕТАФОРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БЫЛА В ЭФИРЕ»

— Давайте расскажем еще об одной вещи, потому что вы готовили фрагмент, связанный с Великой Отечественной войной, гораздо более сильный эмоциональный и длительный. Наверное, надо объяснить, почему его не было. Потому что задают вопросы, как наша история без Великой Отечественной войны, только намеком была?

— Нет, ну, слушайте, это не намек. Вообще стадионное художественное действо — это вообще метафоры. Поэтому, безусловно, метафора Великой Отечественной войны — она была в эфире. То, что она была, собственно, запуском, триггером к другой части, которая, на мой взгляд, хотя по времени она была незначительна, но эмоционально, может быть, самый сильный момент во всей церемонии. Но, к сожалению, МОК попросил настоятельно нас этого не делать. Мы долго упирались и, в общем, были почти на грани конфликта. Но вследствие того, что это территория МОКа и церемония, и вообще правила Международного Олимпийского Комитета — прерогатива международной организации… Знаете, если вы играете в футбол, но вам очень хочется забить рукой, то надо переходить в гандбол.

— Вероятно, у МОК такие правила, чтобы не оскорблять чувства других стран. Или чем они аргументируют?

— Знаете, МОК аргументирует это довольно точно. И когда слышишь их аргументы, их понимаешь. Они говорят о том, что Международный Олимпийский Комитет старается держаться как Фома Аквинский, избавиться от политических воззрений. И этот момент слишком чувствителен и имеет политическую окраску. И, безусловно, это послужит прецедентом для других церемоний. И я ссылался на то, что в Лондоне было упоминание так называемого Memorial Day. Но они мне объяснили, что был большой конфликт после церемонии в Лондоне, когда, собственно, устроители церемонии не проинформировали МОК о том, что они будут это включать, и сделали это контрабандой.

Знаете, я предпочитаю, все-таки, играть по правилам. И если это площадка, которая представляет Международный Олимпийский Комитет, я должен уважать эти правила. Мне чрезвычайно обидно и даже больно, что готовая к реализации очень эмоциональная и, на мой взгляд, точная акция памяти погибших во время Второй мировой войны, во время Великой Отечественной войны, не была реализована. Но я понимаю мотивы, по которым МОК попросил нас этого не делать. У меня к МОКу претензий нет.

«Я РЕШИЛ, ЧТО МАССОВОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ БУДУ»

— … Ольга пишет: «Замечательный проект, много фантазии, не шаблонно, достойно». Человек с ником Франкофил пишет: «В какой момент открытия вы почувствовали, что состоялся подлинный шедевр мирового уровня? Кто придумал авангардную „Время вперед“, [как] часть церемонии, и кто автор идеи использовать музыку Шнитке?»

— Ну, я сказал, что мы церемонию придумали втроем с Георгием Цыпиным и Андреем Болтенко. И придумали, в общем, все сегменты церемонии, всю музыку, художественное решение, режиссерские ходы. Поэтому мы такой коллективный автор, мы все втроем написали этот сценарий. То есть я изложил Георгию Цыпину, художнику-постановщику свое видение и разбил всё на главы, и сказал о том, что я хочу реализовать решение верхней механики, чего не делали ни на одном значительном объеме. В верхней механике ни одно шоу не только олимпийское, но и в мире не проходило. Что я имею в виду? Что декорации не стоят на земле и не двигаются по земле, а перемещаются в воздухе. То есть в значительной степени все шоу проходят так или иначе на так называемом Field of play, на Поле игры. Но мне кажется, что в значительной степени эта площадка уже переиспользована всеми шоу, и в том числе олимпийскими, и, на мой взгляд, надо было попробовать охватывать вертикаль, потому что, думая о двух церемониях открытия, которые на меня произвели впечатление… То, что делал Чжан Имоу в Китае, в Пекине на открытии — это было выдающееся взаимодействие большого количества людей, и переплюнуть это невозможно хотя бы потому, что межличностные взаимодействия китайцев находятся в другом стиле, нежели взаимоотношения межличностные и контактные россиян. И добиться такого синхрона и такого единовременного общего действия, ну, думаю, что нам просто невозможно. Поэтому соревноваться с китайцами на этом поле было наивно, поэтому я решил, что массовой хореографией я заниматься не буду.

Что касается лондонской Олимпиады, которую делал замечательный режиссер Дэнни Бойл, то мне по большому счету понравились там 2 момента — это кольца и трубы. И все они находились в вертикальном пространстве. Это, правда, 2 известных элемента, которые находились в вертикали. И я подумал, что вертикаль не охвачена. И если от России ждут чего-то в стиле матрешка, балалайка, водка и икра, то, безусловно, никто не ждет от России высокотехнологического шоу. И просто, знаете, огромное количество информации, которая забила голову и главные эмоции человечества, заставляют для того, чтобы ты рассказал что-то о простом, ну, например, о своей стране, которую ты любишь, тебе надо использовать ранее не использованный прием. Это активирует восприятие, потому что классические способы восприятия уже забиты и неэффективны. И поэтому, активировав вдруг неожиданным ходом восприятие, ты можешь рассказать ту историю, которую ты хочешь рассказать.

— То есть те зрители, которые писали в отдельных комментариях, что много было, якобы, повторений лондонской Олимпиады, они, наверное, не в курсе, что обычно утверждается сценарий Олимпийским Комитетом за несколько лет. Как я понимаю, вы свои идеи представляли…

— Выиграю нокаутом у любого, кто это сказал, потому что мы представили свою заявку до лондонской Олимпиады. Это документально подтверждено. И более того, что эти люди — ну, просто, знаете, такие люди, которые всегда говорят, что кто-то у кого-то украл. Эти люди сами обычно ничего не создают. А когда предлагаешь сравнить и реально показать, что использовано из Лондона, — да ничего. Мы полностью раскадровали всю церемонию открытия за 3 месяца до лондонской Олимпиады. Поэтому это наивные, так сказать, блогерские укусы. Ну… У людей много желчи.

«Я ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ЭТО ДЛЯ ВСЕХ РОССИЯН, В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ»

— … Евгений спрашивает «Как выбирали девочку Любу?» Есть вопросы «Почему Люба?» Ну, тут, по-моему, понятно, что Любовь.

— Девочку выбирали на основе кастинга. В кастинге было около 8 тысяч детей. Выбирали по трем принципам. Девочка должна была быть определенного возраста, от 10 до 12 лет. Она должна быть спортивной, желательно гимнасткой. И третье, она должна быть симпатичной.

— И, по-моему, их было 2, вчера показывали в новостях.

— Ну да, была одна основная, одна дублерша. В результате дублерша снималась в одном сегменте, в остальных сегментах снималась основная девочка, настоящее имя которой Лиза. Но ее имя в проекте — Любовь. Ну, почему, понятно.

— … Очень много реплик приходит сюда. «Константин, респект за открытие Олимпиады, особенно за сценарий. Грамотно, толково», — пишет ваш тезка Константин Еремин.

— Спасибо огромное.

— «Константин, я не поклонник вашего таланта, — пишет Бас55, — но открытие Олимпиады получилось великолепным. Вы видите, сколько нервных вопросов от оголтелых противников. Значит, всё получилось. Молодцы». «Видел, как вы радовались…»

— Я, на самом деле, хотел сделать это для всех, для всех россиян, в том числе в независимости от их политических воззрений. Мне кажется, это не про это было.

— Ну, наверное, это и поняли, потому что пишут здесь и про то, что плакали, и про то, что гордились страной люди. В общем, все эти отклики есть не только сейчас на сайте «Эха Москвы», но и в интернете, активно обсуждается и на международных ресурсах. Но давайте вернемся к вопросам, которых достаточно много… «В Ванкувере на открытие отвели большую роль коренным индейцам. Почему ни слова не было о коренных жителях разных регионов России?» Без подписи из Москвы…

— У нас первая глава… Я просто экономлю радиовремя и отвечаю сразу на вопросы. У нас первая глава, собственно, увертюра всего проекта и пролог, которая называлась «Голоса России», она была, собственно, про 180 национальностей, которые живут у нас в стране. А рассказывать об одной какой-то народности у нас нет возможности. У нас счастливая страна, у нас живет 180 национальностей.

— Человек с ником Банами45 пишет: «Очень зрелищно. Свет, картинка превосходные. Мне понравилась слаженная работа всей команды. Жутко любопытно, сколько было камер, чьи операторы работали?»

— Знаете, камер на стадионе было почти 100, но они принадлежали трем структурам. Большее количество камер было у компании OBS — это Olympic Broadcasting Services. То есть это телекомпания Олимпийского Комитета. И были камеры совокупного российского сигнала, объединенные камеры Первого канала и канала «Россия 1», которые формировали национальный сигнал на Россию. И были камеры американской телекомпании NBC, крупнейшего спонсора Международного Олимпийского Комитета. Поэтому камер было под 100.

«МЫ СОБРАЛИ ДРИМ-ТИМ ТАКОЙ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И ШОУ»

— Вы уже упомянули двух своих основных коллег — Андрея Болтенко и Цыпина. Может быть, вы еще расскажете чуть подробнее о команде, которая с вами работала? Потому что, насколько я знаю, что Джаник Файзиев снимал тот фрагмент, который представлял историю России. Мы вот собираемся чуть позже поговорить и с Антоном Ненашевым, который делал Азбуку.

— Да, Антон Ненашев делал азбуку. Джаник Файзиев делал, вы знаете, не историю России — это, скажем так, путешествие из Греции в Россию через историю. С нами работали специалисты 17-ти национальностей, были ребята из Австралии. Канады, США, Англии, Германии, Франции. Знаете, мы постарались пригласить лучших специалистов в разных профессиональных областях для того, чтобы попытаться рассказать о своей стране на самом высоком уровне. Например, у нас директор света, как мы называли его, сам, может быть, самый лучший световик Европы Эл Гордон, англичанин.

— Он уже работал с вами на церемонии Евровидения.

— На Евровидении. Нет, мы вообще с многими из этих людей работали на многих наших важных проектах. Например, если вы видели, что были съемки «Стедикамом», которые сняты не с рук, а на двухколесной такой системе «Сигвей». Вот, был такой шведский оператор Карстен, лучший в мире человек, который снимает с рук на «Сигвее». Ну, мы просто знаем этот рынок, мы знаем лучших специалистов, мы собрали дрим-тим такой по телевидению и шоу.

Мы работали с компанией Stageone, одной из двух лучших в мире компаний по подвесным механизмам.

— А в чем?.. Вот, мы сейчас вспомнили эту команду, которая с вами же работала на Евровидении. Там было грандиозное шоу, тоже смотрело более миллиарда человек, шел прямой эфир нескольких полуфиналов и финала. Здесь у вас церемония открытия, еще впереди у вас церемония закрытия Олимпийских игр. В чем разница подготовки церемонии Евровидения, например?

— Сразу хочу сказать, что у нас после церемония открытия сто раз говорили «А что же вы сделаете на церемонии закрытия?»

— Здесь много вопросов. Намекните.

— Я хотел заранее сказать о том, что, конечно, церемония закрытия не является столь бюджетной и пафосной, как церемония открытия, и она, в общем, в значительной степени с точки зрения Международного Олимпийского Комитета гораздо более простое мероприятие, и бюджет на него гораздо меньше. Но я надеюсь, он будет интересным, и, опережая вопросы, хочу сказать… Простите, мы здесь все простужены, потому что провели последний месяц, в общем, во влажном и холодном сочинском воздухе на стадионе, который продувался отовсюду.

И поэтому я сразу хочу сказать, что воспоминание об олимпийском Мишке 1980 года будет.

— Это главный вопрос, который тут уже многократно задавали, вернется ли Мишка, кто улетит.

— Лена, я же знаю, какие вопросы задают зрители.

— Ну, тогда вы, наверное, знаете, что, несмотря на то, что мы говорим с вами об огромном…

— Мишка не вернется, но будет любопытно… Кстати, хочу сказать, что эту церемонию закрытия делает швейцарский театральный цирковой режиссер Даниэль Финци Паска, который знаком многим москвичам, в частности, по спектаклям, которые привозят в рамках Чеховского фестиваля.

«ТАКАЯ МЕЛОЧНОСТЬ ЗЕМФИРУ ПРОСТО ПОЗОРИТ»

— Не могу не задать, потому что вопросов огромное количество о вашем отношении к претензиям Земфиры, которая заявила, что будет подавать в суд за использование ее мелодии.

— Вы знаете, я знаю Земфиру с самого начала, когда еще никто не знал. Я звонил Земфире несколько раз подряд, она не брала телефон. Я могу сказать, что Земфира нарушила контракт с компанией, которой в то время я руководил, REAL Records, и я не стал подавать на нее в суд. Это было там 5 или 7 лет назад. Я думаю, что ее желание привлечь внимание на фоне, так сказать, интереса к Олимпийским играм… Ну, она может подать в суд, но тогда, боюсь, я буду вынужден вернуться к истории нарушения ею контракта с компанией REAL Records. Я тогда простил ей это нарушение, и не стал подавать в суд. Хотя мог. Если она на такое мое отношение ответит судебным иском… Я думаю, что я для Земфиры, для ее карьеры сделал очень много. И такая мелочность, мне кажется, такую выдающуюся певицу просто позорит.

— «Открытие мне очень понравилось, — пишет человек с ником Новакс. — Вспоминая закрытие Олимпиады-80, многие плакали. Будут плакать при закрытии, наверное, и сейчас. Спасибо за позитив. В наши смутные времена всё было на высшем уровне».

— Не считаю наши времена смутными. А уровень мы старались давать максимальный, что мы успели бы за это время.

— Не меньшее количество вопросов. Почему-то люди спрашивают, почему вальс Доги звучал во время бала Наташи Ростовой. Почему-то считают, что обязательно должен был быть Прокофьев.

— Ну, сделайте церемонию сами.

— Тут, к сожалению, без подписи. Из Москвы.

— Скажем так, ни Прокофьев, ни Дога во времена…

— Толстого не жили.

— …Толстого… Да и, собственно, Толстой жил в несколько более позднее время, чем был бал Наташи Ростовой.

— Откуда взялся диджей? Леонид Руденко, по-моему, его зовут, да?

— Да.

— Почему было решено сделать вот такой сет диджейский?

— Мы пригласили его для того, чтобы ритмизировать и убыстрить прохождение атлетов. И чтобы им было весело, и чтобы у них было настроение.

— Очень много было слухов по поводу того, кто будет выступать, ждали Лепса и Тату, которые должны были, якобы, петь там и других звезд. Но все они были, как я знаю, в части, которая была до официального открытия, на разогреве, да?

— Тату выступали в прешоу.

— Почему было решено отказаться от этих артистов?

— Что значит «отказаться»?

— Ну, вероятно, это было огромное количество слухов, которые гуляли вокруг церемонии.

— Слушайте, я не комментирую слухи. Но я могу сказать, я разговаривал с несколькими исполнителями, в том числе та же Земфира хотела спеть что-нибудь на открытии. Всем артистам, в том числе и глубоко уважаемому мною Григорию Лепсу, я сказал: «Ребята, сделаете песню, достойную открытия Олимпийских игр, безусловно, вы будете ее петь». Но надо сказать, что Гриша Лепс пробовал и было 3 варианта песни. Он — достойнейший человек и он сказал, что той песни, про которую он сам скажет, что она достойна открытия, у него нет. А Земфиру незадолго до этого я спросил «Ну что ж? Где ж твоя песня?» Она говорит: «Ну, у меня те, которые в альбоме, есть. Те есть». Ну… Не поют песни из альбома на открытии Олимпийских игр — она пела на закрытии Спартакиады песню из своего альбома, это замечательно. Альбом неплохой. Но для Олимпийских игр пишут специально.

— То есть в этом году ни у кого не получилось такого хита, как в 1980-м стала прощальная песня, под которую Мишка улетал, да?

— Ну, знаете, на самом деле, мне кажется, вообще это никому не удавалось, по большому счету. Да, наверное, в 1980 году «До свидания, мой ласковый Миша» была удачная вещь, но это церемония закрытия. А на церемонии открытия… Знаете, все уверены, что, например, «Барселона», которую исполнял Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, написана для открытия Олимпиады в Барселоне. Но только Фредди Меркьюри уже 2 года как лежал в земле. Там, действительно, исполнялась эта песня, но она написана специально для Монсеррат Кабалье, а вовсе не по поводу Олимпиады.

Поэтому мне кажется, что вообще эта история исполнения песни на церемонии открытия давно убита интернетом. Интернет сделал музыку настолько доступной и мгновенной, что нету артистов и нету музыкального материала, демонстрация которого на таком важном мероприятии кого-то поразит насмерть. Ну, мне кажется, что это устаревшая часть. Ну, больше песни не играют той роли, которую они играли 20 или 30 лет назад. То есть песни — замечательно, пусть будут, но их способ презентации на церемонии открытия — вещь довольно старомодная. Я считаю, что уже пора от этого отказываться.

«МЫ ВСЕ В КОМАТОЗНОМ СОСТОЯНИИ, ПОТОМУ ЧТО ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ С ЛИШНИМ НЕ СПАЛИ СОВСЕМ»

— Света из Самары пишет: «Вы это сделали. Спасибо. За много лет чувство гордости во мне возродили».

— Я счастлив этому сообщению. Абсолютно искренне говорю. Я хотел объясниться в любви к своей родине, это правда. И если у кого-то мое объяснение в любви вызывает такое же чувство, я счастлив, потому что, значит, это работает. И я ничего никому не хотел доказать — я просто хотел рассказать про Россию и про ее историю. Я понимаю ограниченность возможностей рассказать это в течение 2,5 часов, а реально художественная часть гораздо меньше, чем 2,5 часа, потому что много официоза. В течение какого-то времени, ну, на уровне стадионной метафоры, что, скажем, довольно объемный и сложный по форме для тонких вещей язык. Я счастлив, что та энергия, которую наша команда вкладывала, она попала в очень многих наших соотечественников и очень многих иностранцев. Знаете, в течение двух суток у меня захлебнулся телефон от смсок людей из разных стран мира. Они говорят, что они по-другому посмотрели на Россию. У нас ни у кого… Мы все в коматозном состоянии, потому что, в общем, последний месяц с лишним не спали совсем. И все простуженные. У меня во время шоу была температура 39, и не потому, что я так переживал. Я, конечно, переживал, но просто я простужен насквозь. И я думаю, что мы просто бесконечно счастливы, что то, что мы пытались свои эмоции и свои чувства вложить в это шоу, оно попало в стольких людей. Я считаю, что это для людей, которые занимаются творчеством, это просто бесконечное счастье. Я благодарен всем, кто сказал, что «я заплакал». Ну, просто я сам готов заплакать, потому что это… Ну, как бы, люди занимаются публичными видами творчества именно для того, чтобы что-то сказать другим людям и вызвать у них какую-то эмоцию. Это счастье. Я благодарен всем людям, в кого это попало.

— Мы желаем вам удачи на церемонии закрытия и на церемониях Паралимпиады. Спасибо большое, что вы вышли, даже так занятые организацией, вышли на связь с нами на «Эхо Москвы».

— Я слишком уважаю аудиторию «Эха Москвы», чтобы отказаться от такого предложения.

— Спасибо, Константин, удачи вам.

— Спасибо.

«ЗА 3 ДНЯ ДО ЭФИРА ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ЙОГУРТ МЕЧНИКОВ ТАКИ НЕ ИЗОБРЕТАЛ»

— Мы еще хотели успеть поговорить сейчас… с Антоном Ненашевым, который делал Азбуку вот эту, потрясшую воображение зрителей, когда кириллица, русский алфавит представлял нашу страну в разных видах. И даже в топы Twitter’а немедленно попала буква «твердый знак» с Пушкиным и «й» с Чайковским. Антон, здравствуйте.

— Здравствуйте. Добрый вечер.

— Спасибо, что вы вышли с нами на связь. Я хочу представить: это Антон Ненашев, человек, который сделал эту Азбуку как дизайнер и вместе с Константином Эрнстом как автор. Почему? Откуда взялась идея представить Россию азбукой?

— Вы знаете, идея эта была уже у Константина Львовича готова к тому моменту, когда меня подключили к проекту. Мы, в принципе, начали ее разрабатывать именно по образу, по буквам. Это заняло довольно большой период времени, с конца июля это началось, а съемки у нас были в начале октября.

— И как раз тогда больше всего, конечно, вопросов, почему на эту букву этот герой, этот человек или это явление, а не другой. Кто отбирал? Как?

— Вы знаете, это было коллегиальное решение. Это были огромные споры. Вы просто не представляете, как сложно продавать родину. Мы прекрасно понимали, что обязательно будет подобная реакция, потому что у каждого свои представления о прекрасном. Там в интернете этого бедного Шагала уже довели, по-моему, до ручки. Я не знаю, чем так провинился Шагал? Ну и, собственно, долго-долго много итераций было. Мы старались (ну, собственно, я, по крайней мере, точно старался со своей стороны) добиться того, чтобы это не была лубочная какая-то бесконечная история (балалайка, матрешка и так далее), а это была, все-таки, какая-то сильная Россия. Не хотелось бы бесконечных жар-птиц, медведей и прочего, и прочего, и прочего. Вот, собственно, так и происходило. Ну и каждый раз это переутверждалось Константином Львовичем, это были сложные-сложные, долгие споры. Потом, естественно, возникали моменты, когда выяснялось, что на готовую уже букву мы этого не изобретали. Например, пресловутая буква «й», была готова сцена с йогуртом, полностью закончена. И за 3 дня до эфира выяснилось, что йогурт Мечников таки не изобретал. Ну вот, собственно, возникшие трудности.

— То есть ваш готовый фрагмент вы вынуждены были менять, да?

— И не один. Где-то процентов 35 ролика было переделано.

— А почему, все-таки, было это достаточно оригинальное решение, когда Чайковский оказался? Именно потому, что заменяли йогурт?

— Ну, потому что смотрите. Я когда читаю на форумах все эти разговоры, я не понимаю этих людей, честно. То есть, как бы, поливать грязью свою страну — это, конечно, прекрасная идея, но мне кажется, что не очень продуктивная.

Смотрите, еще придумали этот алфавит. Вот, мне уже там и ёж в караул втыкали, и чего там только не было. Но, вот, зачем?.. Я чувствую, что люди не понимают концепции, что не просто слова, не говорите слова на букву, а вам нужно как-то максимально репрезентативно представить страну. Чем Йошкар-Ола лучше, чем там Москва? Но тогда можно играть в города от А до Я. Проблема.

— Да. Очевидно, что у вас самые большие сложности были именно с этими русскими знаками типа «твердого знака», «ы», «мягкого знака», которые представить достаточно сложно.

— Это, на самом деле, всё очень просто. Без Александра Сергеевича деваться некуда. То есть понятно, что он должен быть в алфавите. Поэтому из-под него освободили букву «п» под периодическую таблицу, а «твердый знак» отдали ему по понятной причине, потому что так писалась его фамилия изначально.

С любовью я рекомендую всем попробовать придумать что-нибудь на «мягкий знак» и потом мы поговорим. К тому же героиню нашего шоу звали Любовь. Собственно, это была ее репрезентация.

Такая же история с буквой, например, «ю». Южный что-то там, помните, в детстве была считалочка? Я его придумал сам. Собственно, мы поняли, что парашют подходит идеально. И почему бы нам не поставить в одном слове в качестве исключения букву в середине, кто нам мешает, собственно говоря? Никто. И вообще это максимальный подход. Я прочел там тонны по этому поводу нелицеприятных отзывов в интернете. Ну, ребят, придумайте сами, господи, поговорим потом. У меня простой ответ на этот вопрос.

— Здесь просто, наверное, настолько стремительно менялись буквы, потому что некоторые зрители, возможно, не всё заметили. Например, спрашивают «А почему не было Зворыкина?» Хотя, как раз в кадрах телевидения, по-моему, Зворыкина вы показали.

— Там есть такие, вложенные истории двойные. Там, например, Зворыкин, его портрет на стене в кадре с телевидением, потому что на «з», как мы знаем, есть пресловутая зерноуборочная машина, которая, она же, закрома. Там много таких вещей, довольно не прямолинейных. И, в принципе, я очень старался, чтобы их сохранить. За них как раз и была самая главная борьба, потому что все… Ну, как бы, все ж хотят, чтобы было всё понятно: А — арбуз, б — барабан, ну и так далее.

— Ну и огромное количество «спасибо» вам тут пишут сейчас. «Спасибо за Ёжика в тумане».

— Ой, Ёжик в тумане — это наше всё. Это прям мы с Норштейном долго-долго выбирали эти кадры, сканировали их специально с пленки, чтобы сделать в высоком разрешении и старались максимально с этим со всем аккуратно работать, так же, как в фильме нашими художниками. Изначально у нас были какие-то сложносочиненные образы, но в итоге мы оставили картины такие, как они есть. Ну, там, за Врубеля или, там, Малевича, или Кандинского дорисовывать картины я не готов. Там более того доходило до того, что в случае с Малевичем мы пытались вывести это на полный ракурс горизонтально и рассыпалась эта картина, естественно, потому что она была квадратной изначально. Мы сделали черное поле в качестве исключения для того, чтобы вернуть картине оригинальный формат.

Вообще с этим очень со всем сложно работать. Нельзя просто взять и переделать так, как ты хочешь. Все-таки, люди до тебя куда более талантливые над этим всем поработали несколько десятилетий или сотен лет назад.

— А ваша любимая буква в этом алфавите какая получилась?

— Ну, там снялся мой домашний кот.

— А, ну, тогда, конечно.

— Поэтому, видимо, «твердый знак». Меркурий — суперзвезда.

— Спасибо, Антон, вам большое. Я думаю, что мы должны сказать «Спасибо» всей огромной команде, которая делает телевизионную составляющую Олимпиады… Всего доброго, до свидания.

Беседовала Елена Афанасьева
«Эхо Москвы» 

Просмотров: 1141

Комментирование запрещено