Традиции сохраняются на местах

мулловкаТатарских поселений в Самарской области немало - они находятся в разных ее районах. В Елховском районе расположилось село Мулловка. Название свое оно получило в честь первопоселенца-муллы. Известно и второе название – Широкое, которое произошло от названия оврага, возле которого появилось это поселение.

В 2009 году вышла в свет книга журналиста и историка-краеведа Ш.Х.Галимова «Очерки истории села Мулловка». В ней рассматриваются первые годы существования села, революционные события, репрессии 1930-х годов, участие мулловцев в Великой Отечественной войне, послевоенные годы… В книге представлено большое количество фотографий жителей села, материалы дореволюционных переписей (ревизий), выдержки из «Метрической книги» мулловской мечети. Также в работе Галимова приведены сведения о хозяйстве жителей Мулловки и соседних поселений в разные годы, об особенностях татарской традиционной культуры, почерпнутые из трудов дореволюционных авторов.

Насколько традиционная культура сохранилась в Мулловке сегодня? На этот вопрос можно ответить, только побывав в селе. И вот недавно автор этих строк посетил Мулловку.

Стоят добротные деревянные дома, кое — где окна  украшены красивой резьбой – это первые проявления татарской традиционной культуры, бросающиеся в глаза. Пожилые люди помнят времена, когда у домов были соломенные крыши, а внутри имелись нары, заменявшие мебель и кровать.

мулловка2В прошлом в селе были развиты различные ремесла, особенно деревообработка, вышивка, качество, плетение. Об этом помнят пожилые люди, об этом свидетельствуют и старые изделия местного производства, хранящиеся в Мулловском филиале Елховской средней общеобразовательной школы и собранные руководителем филиала Рамилем Салимжановичем Хузиным. Отдельные мастера есть в селе и сейчас. Например, работающая поваром в данном филиале Зайняб Кяшафовна Туктарова много вышивает, созданными ее руками вещами пользуются дети и внуки.

Сегодня в Мулловке, как и в других татарских селах, есть мечеть, но местные жители отмечают, что религиозные праздники здесь проводились и раньше, при Советской власти, когда работающих мечетей не было.

Старые традиции помнят не только пожилые люди. Обычаи своего народа знают и представители среднего поколения, и молодежь.

Из поколения в поколение передаются поверья о сверхъестественных существах – шурале, ведьмах, драконах-аждаха, которые, в современном понимании, стали синонимом чего-то неуклюжего, несуразного.

Молодые женщины рассказывали о том, что муж должен быть главой семьи, ему следует советоваться с женой, но принимать решения самому. Свекровь надо называть мамой, а имена детям обычно дают старшие в семье.

мулловка3В семьях продолжают, как и в прежние времена, говорить на родном, татарском, языке. Его изучают и в школе, причем не только татары – сегодня в селе живут и представители других народов. Сейчас преподавателей в школе мало, но, вместе с тем, они составляют слаженный коллектив. Учительницей начальных классов является Гузэль Някибовна Ибрагимова – она ведет все предметы и в том числе татарский язык.

мулловка4Следует отметить, что в школе возрождается традиция составления родословных – например, свою родословную составил ученик 9 класса Ильнур Хузин, в которую занесены имена его родителей, дедушек, бабушек и некоторых более отдаленных предков.

Учителя помнят, как когда-то здание школы едва вмещало всех учеников. Сегодня население села  значительно уменьшилось и, соответственно, стало меньше школьников. Хочется верить, что все вновь изменится к лучшему, и школа опять наполнится детьми.

Сельский Дом культуры, работающий с 50-х годов прошлого века и остро нуждающийся в ремонте, возглавляет Марьям Зябитовна Ибрагимова. При этом учреждении в течение многих лет работает театральный кружок, ставящий различные спектакли, а также фольклорный кружок, выступающий с традиционными песнями и танцами. В самодеятельности принимают активное участие люди разных возрастов: старики, молодежь, дети. Выступления часто проходят в национальных костюмах, подаренных руководителем прославленного коллектива «Ялкынлы яшьлек» И.И.Колючевым (стоит вспомнить, что среди первых исполнителей указанного коллектива были и жители Мулловки). Одна из активных участниц местной самодеятельности Наиля Гусмановна Ахметова вспоминает, что занимается народным творчеством всю жизнь, с детства: танцует национальные песни, поет на татарском языке, участвует в конкурсах.

Льется звонкая песня, исполняется медленный плавный танец… А вот на смену ему приходит быстрый, зажигательный. Звучит музыка, ярко блестит нарядный камзол, ритмично стучат сапожки… Кто видел и слышал это, вряд ли забудет татарскую культуру.

Нужно, чтобы не только исполнители из Мулловки и других сел приезжали в Самару, но и чтобы села посещали гости из городов – пусть знакомятся с традиционной культурой на месте. Все это будет способствовать сохранению сел. Сохранится село – сохранится и традиционная культура.

ОБ АВТОРЕ

михаилКржижевский Михаил Владиславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и гостеприимства и кафедры гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО«Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самаре.

Журнал «Самарские татары» («Самар татарлары»).

Просмотров: 2255

4 комментариев

  1. Клуб 1956 года постройки. Построен из сруба дома репрессированного муллы. Так говорят старики. Жаль нет фотографии изнутри. Потолок там, где раньше стояла круглая печь, подперт бревном, чтобы не упал на людей. В то же время на ремонт Театра оперы и балета в Самаре истратили около 6 000 000 000 рублей.
    То, что клуб построен из сруба дома репрессированного муллы говорит о том, что ГОСУДАРСТВО не понесло никаких затрат. Как и до революции культура и образование татар держалось на личных средствах граждан. Надо такое положение вещей менять и требовать бюджетных отчислений на культуру татар.

  2. Нужно, чтобы не только исполнители из Мулловки и других сел приезжали в Самару, но и чтобы села посещали гости из городов – пусть знакомятся с традиционной культурой на месте.
    «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
    Вот это верно !!!! И пусть заодно знакомятся с клубом и его состоянием. Надо туристов завозить почаще, в том числе иностранных. Летом показывать свалки возле деревни и заваленные мусором овраги, гниющий последний пруд, с еле держащейся плотиной, поддерживаемой навозом. И показывать горящие круглые сутки уличные фонари, оплачиваемые в энергопоставляющую организацию за счет нищего бюджета. На луну летают, а световые реле поставить на светильники не могут. Расчет за свет осуществляют: летом за 8 часов работы светильника в сутки, а зимой за 16 часов работы светильника в сутки, в общем, на глаз — плюс минус энное количество тысяч рублей. Люди с Запада не зря отказываются безвизовый режим с Россией делать, боятся, что такое же у них будет. Как там Верещагин говорил ? Павлины, говорите ????)))) Льется звонкая песня, исполняется медленный плавный танец…

  3. На ремонт Театра оперы и балета в Самаре потратили около 6 000 000 000 рублей.

  4. Сельский Дом культуры, работающий с 50-х годов прошлого века и остро нуждающийся в ремонте, возглавляет Марьям Зябитовна Ибрагимова.
    «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
    ))))))))))))))))))ОСТРО НУЖДАЮЩИЙСЯ В РЕМОНТЕ)))))))))))))))
    Как достопочтенный автор Кржижевский Михаил Владиславович представляет ремонт того, что сгнило напрочь ? Нужно построить многофункциональный центр, где был бы клуб, спортзал для молодежи и взрослых, помещение для почтальона, библиотека.