Возвращение родной речи / Якшәмбе мәктәбеннән сирпелгән нур

19.03.14_4.115 марта 2014 года в самарской муниципальной школе с углубленным изучением татарского языка и литературы «Яктылык» состоялся праздник, приуроченный к 25-летию воскресной школы и возрождения национального образования в нашем городе.

В нем приняли участие руководители национальных организаций, представители татарской общественности, ветераны народного образования. Поздравить коллектив школыи самарских татар пришли глава города Самара Д.И.Азаров, руководитель департамента образования Л.В.Галузина, ее заместитель В.И.Халаева, глава Советского района В.И.Пархоменко, ветераны национального движения, выпускники школы, родители учащихся.

19.03.14_4.419.03.14_4.3

Немного истории. Самый первый шаг. Двадцать пять лет назад, 10 марта 1989 года в городской Дом молодежи,на очередную встречу активистов только создаваемого еще Куйбышевского татарского культурного центра «Туган тел», уверенно вошла женщина и сказала: «Я, Харида Дашкина, работаю директором школы рабочей молодежи на улице Александра Матросова, предлагаю организовать в нашей изучение татарского языка».

Проблема изучения родного языка и необходимость восстановления татарского национального образования в городе – это одна из главных тем, прозвучавших на первомза долгие годы большом собрании татарской общественности Куйбышева незадолго до этого,21 января. Это собрание положило начало в нашей области организованному общественному движению за сохранение языка, культуры и традиций своего народа. А само движение стало возможным благодаря горбачевской перестройке.

…В краеведческой литературе и материалах периодической печати по истории татар Самарского края вопросам татарского национального образования уделено немало внимания.Это – большая, многовековая история. Татары занимались образованием своих детей всегда: с незапамятных времен при каждой сельской и городской мечети существовало конфессиональное училище медресе. Оно функционировало без государственной поддержки, содержалось целиком на средства общины и меценатов, давало знания по исламской религии, чтению, письму и счету. Причем везде и всюду. Поэтому губернские земские чиновники в одном из статистических сборников в 1864 году отмечали, что в Самарской губернии татары занимают по количеству обучающихся детей второе место после немцев-колонистов.

В истории Самарского края зафиксирован и такой уникальный случай: работа учебного заведения, как бы сейчас сказали, с национальным компонентом, которое возникло в конце 1730-х годов для нужд Оренбургской экспедиции и его учениками были татары, башкиры,а также калмыки. Располагалось оно, по-видимому, на нынешней улице Самарская, носившей тогда название Мечетная — по располагавшейся там мечети.

В конце XIX века в медресе и мектебе (вторая ступень в структуре татарской конфессиональной школы) стал проникать дух татарского обновленческого движения, носителями которого стали прогрессивная татарская интеллигенция и передовые священнослужители. В результате в программы инородческих татарских школ пришли светские дисциплины —арифметика, русский язык (с «объяснительным чтением»), рисование, география России и пяти частей света, история России и другие. Мектебе, которое возникло в Самаре на Казанской улице в 1889 году, было уже учебным заведением нового типа. Долгие годы заведующим школой и медресе «Шихабия» при мечети на улице Казанская был Мирза-Абдрахман Минюшев. Он часто выступал со статьями о вопросах образования и самарском опыте народного просвещения во всероссийских журналах — оренбургском «Шура» и уфимском «Мэктэп».

В начале ХХ века в городах министерством народного просвещения Российской империи стали создаваться русско-татарские школы. В Самаре их было две и над обеими взяли попечительство приходы двух мечетей. Здание одной из них на улице Саратовская (ныне Фрунзе, 145) сохранилось, второй – на улице Александровская (Вилоновская, 16) было снесено в 2005–2006 гг. В нем 70 – 80-е годы располагалась контора торгового объединения «Куйбышевмебель». Архивные документы сохранили бесценные списки учителей дореволюционных татарских школ Самары – они несли знания в широкие татарские массы.

После революции по всей стране стала развиваться советская национальная школа.В Самаре татарские школы разного типа располагались:

- на улице Чапаевская, 87 (теперь здесь находится Институт гигиены и экологии человека медицинского университета);

- Ульяновская, 29 (в нем долгие годы располагался Куйбышевский областной институт усовершенствования учителей);

- Галактионовская, 102, бывшее Архиерейское подворье, возвращенное ныне Самарской епархии РПЦ, сейчас здесь идет реконструкция;

- Куйбышева, 22, теперь жилой дом.

Еще два здания – бывшей Соборной мечети третьего прихода и в районе нынешних улиц Галактионовская и Чкалова – не сохранились.

Несмотря на очевидный антирелигиозный характер и другие издержки политики в сфере национального образования, она уже в предвоенный период позволила создать в Советском Союзе значительный слой национальной интеллигенции в самых разных сферах науки, техники, культуры, искусства, которая в свою очередь понесла свет знаний в широкие народные массы. Их имена записаны в документах той эпохи и дошли до нас, потомков.

Система татарского образования в Самаре – Куйбышеве действовала до середины 30-х годов. Последней закрылась начальная школа № 26 на улице Куйбышева (директором ее был Богатов), в 1936/37 учебном году в ней училось 56 человек.

В последующие десятилетия национальное образование Куйбышевской области сохранялось только в селах северных районов. Но система продолжала действовать – существовали государственные структуры управления национальной школой, шла подготовка кадров, издание учебной литературы на родных языках, была развита научно-методическая работа (в постсоветское время, особенно, с 2000-х годов эта система фактически прекратила существование).

Вот в таких условиях в 1989 году и началось общественное движение за восстановление городской системы национального образования.

…Как вспоминают Харида Дашкина, Рашид Абдуллов (тогда председатель татарского общества) и Мансур Ямалетдинов (куратор вопросов образования), после первой встречи 10 марта и последующего обсуждения в обществе«Туган тел» планов и идей, работу решено было начать с наиболее простой формы обучения — воскресной школы. А в ее программу решили внести уроки родного языка, истории и культуры татарского народа и старотатарской письменности на основе арабской графики. Весной и летом совместными усилиями организовали сбор заявлений желающих учитьсяв воскресной школе. Особенно много заявлений было собрано на первом в Куйбышеве Сабантуе 24 июня.

Харида Дашкина составила по своей интуиции и опыту педагогической работы учебный план воскресной школы. Первый в области и в вообще в РСФСР. По этому учебному плану позднее стали работать национальные воскресные школы других народов.

В первый раз будущие ученики и преподаватели собрались в здании ШРМ-12 вместе 9 сентября 1989 года. Занятия начались в 3-х группах, без оплаты труда педагогам.

Количество учащихся росло с каждым уроком. На занятиях присутствовали татары и башкиры — люди разного возраста (от 7 до 70 лет), с разным уровнем образования и разных профессий. Часто семьями. За одним столом сидели инженера, врачи, педагоги, директора магазинов, рабочие, учащиеся общеобразовательных самарских школ, студенты вузов и другие. Их объединяло общее желание – изучение языка, истории и культуры своего народа.

Люди старшего возраста с особенно большим желанием начали изучать арабскую графику. А детей и студентов очень привлекли занятия по татарской музыке.

Потом при ШРМ-12 была создан татарский класс, вскоре – татарское дневное отделение. А в 1997 году после реконструкции бывшего ведомственного детского сада 9 ГПЗ рядом с вечерней школой открылось муниципальное образовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов «Яктылык». Вот такой путь пройден за эти 25 лет.

Обо всем этом написано в тематической брошюре, которая специально для юбилея татарской школы была выпущена по инициативе и на средства Самарской областной татарской национально-культурной автономии. Воспоминания продолжались и на самом праздничном мероприятии.

Собравшиеся на праздник устроили овацию Х.Г.Дашкиной — основателю и первому директору школы «Яктылык», чествовали ветеранов татарского общества «Туган тел» Р.Ф.Абдуллова, М.С.Ямалетдинова, А.К.Надирова, внесших большой вклад в создание и развитие уникального для нашего города учебного заведения.

Со словами приветствия выступили председатель Духовного управления мусульман, муфтий Талип-хазрат Яруллин, руководители татарских общественных организаций А.И.Горланов, И.Г.Шакуров, Р.Г.Бадамшин, активисты башкирского курултая К.Ш.Шейхулисламова, С.Б.Краснова, Г.Х.Садовник, руководитель самарского филиала казахской НКА «Ак жол» Дархан Тимралеев, слушатели, курсов арабской графики, ныне председатель совета ветеранов Самарской Соборной мечети, ветеран Вооруженных Сил СССР Тагир-ага Мамышев, многолетняя солистка татарской художественной самодеятельности Галлия Мустафина, директор Центра внешкольной работы Октябрьского района С.Г.Железникова и другие. Между поздравительными речами гостей выступали творческие коллективы татарской школы, а также воскресных башкирской и казахской школ.

Большая группа преподавателей получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации города Самара, Самарской Губернской Думы и Думы городского округа Самара. Финансовую помощь в проведении юбилейного мероприятия оказали руководители татарских НКО – А. И. Горланов, И. Г. Шакуров, Ф. Б. Канюкаев, Р. Т. Хузин,а также депутат Самарской городской Думы М. М. Халиуллов.

От курсов по изучению татарского языка через татарское отделение при ШРМк полноправной муниципальной школе с этнокомпонентом… Вот такой путь проделало татарское образование Самары за четверть века. Школа «Яктылык» накопила уникальный опыт работы в условиях миллионного многонационального города и служит реальным примером реализации государственной политики в сфере национального образования. Она обеспечивает высокий уровень знаний учащихсяи одновременно способствует сохранению родного языка, культуры и традиций татарского народа.

За прошедшие годы десятки и сотни мальчишек и девчонок выбрали достойные выпускников самарской татарской школы жизненные дороги, закончили престижные вузы (или учатся в них), успешно трудятся в различных сферах народного хозяйства, культуры, науки, бизнеса, служат в Российской армии и правоохранительных органах. Многиеиз них закончили родную школу с золотой и серебряной медалью. Один из выпускников, Йосыф Сайфутдинов, стал кандидатом физико-математических наук, другой — Ринат Сагдеев — учится в аспирантуре историко-филологического факультета Поволжской Государственной социально-гуманитарной академии.

Есть в школе учащийся, который добился максимального результата при сдаче ЕГЭ – сто баллов по русскомуязыку — Ильшат Галимов (учительница Г. Х. Махмудова). 98 баллов по истории – это результат Руслана Берсагурова (учительница М. М. Шакирова).

Многие дети проходят уроки танца и вокала в творческих коллективах «Йолдыз», «Кояш», «Ляйсян», «Нурлы ай»и других, стали лауреатами и дипломантами областных, городских и всероссийского конкурсов. Тем самым они приобщаются к сокровищницам национального вокального и хореографического искусства. В 2011 году юные артисты «Театр танца» самарской татарской школы стал обладателем Гран-при Международного конкурса танца, песнии фольклора в польском городе Белосток. Несколько лет здесь успешно работает секция татарской национальной борьбы «керэш». А с 2013 года при школе работает этнографический музей.

Учащиеся постоянно занимают призовые места на разного рода олимпиадах, в том числе и по родному языку, творческих конкурсах, фестивалях и смотрах. В 2103 году школа «Яктылык» вошла в число 100 лучшихобщеобразовательных учреждений Российской Федерации, а ее директор Р. Р. Газизов удостоился высокого звания «Директор года».

Эти результаты говорят о том, что в школе трудится и хорошо делает свое дело квалифицированный педагогический коллектив, во главе которого стоят умелые директора —«Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Заслуженный учитель Республики Татарстан» Х. Г. Дашкина (1989 – 2009), «Почетный работник общего образования Российской Федерации» М. М. Абдрахимова (2009 – 2012) и  «Почетный работник общего образования Российской Федерации» Р. Р. Газизов (с 2102 года).

Поэтому сюда едут за опытом специалисты образования, активисты национального движения из многих регионов страны. Татарская общественность рассчитывает, что опыт работы школы «Яктылык» будет использован при расширении системы татарского национального образования, которая, надеемся, пополнится другими образовательными учреждениями в Самаре и других городах. Необходимость в этомочевидна, тем более, по сравнению с прошлыми эпохами, когда в нашем городе существовала сеть татарских школ, татарское население города и, следовательно, количество детей школьного возраста увеличилось в несколько раз. В товремя в последние два десятилетия в сельских районах области закрылось множество школ, где изучался родной язык.

А без достаточно развитой системы национального образования языки малых народов сохранить невозможно.Тем более, право на изучение родного языка в государственной системе образования закреплено в КонституцииРоссийской Федерации и других законодательных актах.

Поэтому татарская общественность Самары в течение многих лет обращается к руководству города и областис просьбой об открытии еще одной национальной школы, наподобие «Яктылык». Недавно нами подготовлены конкретные предложения по этому вопросу – есть и здание, если будет решение региональных и городских властей, можно переоборудовать под школу. И расположено оно в районе наиболее массового проживания татарского населения. Руководители татарских общественных организаций очень надеются, что эти предложения встретят должное пониманиеи необходимую поддержку Правительства Самарской области и администрации города.

А школа на Александра Матросова живет и развивается. В нее по закону преемственности поколений приходят уже дети, и даже внуки, тех, кто уже получил здесь образование раньше — в воскресной школе, или дневном татарском классе, или в татарском отделении вечерней ШРМ, или в маленьком приспособленном, бывшем «детсадовском» здании первых лет работы школы.

Татарская школа «Яктылык» в жизни самарских татар – не просто школа. Это национально-культурный,общественный и образовательный центр, без которого немыслима жизнь Самары и области. И это – главный и оченьвесомый результат большого и нужного дела, которое было начато 25 лет назад…

Шамиль ГАЛИМОВ.

samddn.ru

* * *

getImage (9)

Дмитрий АЗАРОВ этнография музеенда.

“Яктылык” татар мәктәбенең актлар залына килгән кунаклар арасында Региональ Диния нәзарәте рәисе, мөфти Талип хәзрәт Яруллинны, Россия мөселманнарының Үзәк Диния нәзарәте баш казые Вагыйз хәзрәт Яруллинны, Самара шәһәре башлыгы Дмитрий Азаровны, якшәмбе мәктәбе укучыларын һәм укытучыларын күрергә була иде. Тантана башында балалар шәһәр башлыгына мәктәп буенча экскурсия ясадылар. Аңа бигрәк тә этнография музее ошады, мэр һәр экспонатны тотып-тотып карап сокланды.

Бәйрәм “Туган тел” җыры белән башланып китте. Балалар хорына тамашачылар да кушылып җырладылар, ә Дмитрий Азаров җырны аягүрә басып тыңлап, хөрмәт күрсәтте.

Тантана башында мәктәп директоры Радик Газизов: “Татар халкы киләчәгенә битараф булмаган якташларыбыз, 25 ел элек якшәмбе мәктәбен ачып йөргәндә,  телебез һәм мәдәниятебез, гореф-гадәтләребез һәм ислам динебез буыннан-буынга күчеп барсын, үссен, баесын, мәңгелек булсын, дип теләгәннәрдер. Бүген шушы кешеләргә рәх­мәтләребезне белдереп, алар­ны зурлау мөмкинлегебез бар. Чөнки якшәмбе мәктәбе шу­шы дәвердә тулы хокуклы мәктәп булып формалашты, Самараның татар мәгарифе учагы булып җитеште. Шуңа күрә беренче директорыбыз Хәридә Дашкинаның, “Туган тел” оешмасы рәисе Рәшит Абдулловның, оешма әгъзасы Мансур Ямалетдиновның һәм башка активистларның куйган хезмәте бушка булмады, дип әйтә алабыз, - дип сөйләде.

Шәһәр башлыгы Дмитрий Азаров якшәмбе мәктәбенең юбилеен “беренче чын юбилей” дип атады. “Шушы мәгариф учагында, талантлы һәм хезмәт сөючән укытучылар коллективы тырышлыгы белән татар теле мәдәнияте, гореф-гадәтләре һәм теле сакланып килә. Татар мәктәбендә тәрбия алган балалар ата-ананы һәм үз милләтен генә түгел, башка халыкларны да  хөрмәт итәргә өйрәнәләр. “Яктылык”тан сирпелгән нур күпләргә юл күрсәтеп бара”, — дип мәктәпкә сертификат, якшәмбе мәктәбе укытучылары Җәүһәрия Мостакаева, Ильяс Гыйрфанов һәм Лилия Галимоваларга Рәхмәт хатлары, ә Хәридә Габделҗан кызы Дашкинага зур бәйләм ро­залар тапшырып, сәхнәдән төш­те. Шулай ук губер­на Думасыннан да якшәмбе мәк­тә­бендә тарих дә­рес­ләре укыткан га­лимебез Риза Ба­һаутдиновка, та­тар теле укытучылары Асия Сәй­фетдинова һәм Нурзидә Фәй­зуллинага, музыка укытучысы Альбина Мәхмүтовага, “Дус­лык” оешмасыннан Гүзәл Ямалетдино­вага  да Рәхмәт хатлары тапшырылды.

Хәридә апа бу көннең герое булды, дисәм дә, ялгышмам кебек. Аны күргән һәрбер кеше килеп кулын кысарга, кочаклап, рәхмәтләрен җиткерергә, эшенә зур бәя бирергә ашыкты. Чөнки нәкъ аның идеясе, тырышлы­гы һәм үҗәтлеге белән бу мәк­тәп булдырылды да, бү­генгә кадәр эшләп тә килә бит. Хәридә Габделҗан кызы якшәмбе мәктәбен ничек башлап җибәрүләре турында сөйли башлаган иде, күңеле шул кадәр нечкәрде ки, түзмәде, күз яшьләренә тыгылып, беравык сүзен дәвам итә алмыйча торды. Залның хуплап кул чабуы гына аңа яңа көч биреп, сүзен дәвам итәргә мөмкин булды.

“Туган тел” оешмасының бүгенге президенты Ильяс Шә­күров Россия хөкүмәтенең кырым татарларына биргән вәгъдәләренә тукталып үтте: “Аларга милли мәгариф, телевидение һәм радио, хөкүмәттә урыннар бирергә әзер торалар. Без алар өчен шатланып, Себер, Урал, Идел буе татарларына да шундый ук мөмкинлекләр бирелер һәм без дә шәһәребездә тагын бер татар мәктәбе ача алырбыз. Шулай ук Тольятти, Новокуйбышевск, Сызран шәһәрләрендә дә мәктәпләр булдыру кирәк. Самара өлкәсендә яшәүче 127 мең татарның яртысы гына үзен татар дип белдерсә дә, без алдыбызда торган кир­тәләрне җиңәчәкбез”, — дигән өмет белдерде.

getImage (36)

Хәридә ДАШКИНАга бүләк тап­шыр­ганда.

Тугандаш башкорт, казах кар­дәшләребез дә бу бәйрәмгә  үзләренең котлауларын һәм музыкаль бүләкләрен алып килгәннәр иде. Чөнки алар да бит татар якшәмбе мәктәбеннән үрнәк алып, үзләрендә дә шундый мәктәпләр булдырдылар, һәрдаим киңәш белән дә, эш белән дә бер-берсенә ярдәм итешеп яшиләр. Самараның “Поиск” мәктәбе директоры Софья Железникова да 1991 елдан бирле «Яктылык» мәктәбе белән хезмәттәшлек итеп, татар, башкорт һәм казах балаларының уздырган чараларда катнашып, үзләрен бик талантлы итеп күрсәтүләре турында сөйләде, Асия Сәйфетдиновага да, Хәридә Дашкинага да зур рәхмәтләрен әйтте.

1993 — 1998 елларда як­шәм­бе мәктәбендә укыган Таһир абый Мамышев һәм Галия Мостафина да истәлекләре белән уртаклашып, аның үз тормышларында уйнаган зур роле турында сөйләделәр.

Актлар залында бәйрәмнең тантаналы өлеше тәмамлангач, бәйрәм мәктәп ашханәсендә дәвам итте. Анда да котлау, рәхмәт сүзләре һәм истәлекләр күп яңгырады.

Бәлки, көндезге “Яктылык” мәктәбе ачылганнан соң татар якшәмбе мәктәбе юкка чыккандыр, дип уйлаучылар да бардыр. Юк, бәхеткә, ул бүген дә “Яктылык” базасында уңышлы гына эшен дәвам итә. Тик анда инде кечкенә балалар түгел, ә олылар белем ала. Быел да анда ике төркем шөгыльләнә. Димәк, 1989 елда ачылган якшәмбе татар мәктәбеннән сирпелгән нур әле дә сүнмәгән, “Яктылык” мәктәбе нурына кушылып, тагын да яктырак януын дәвам итә.

Эльмира ШӘВӘЛИЕВА.

Әнәс МИНГАЛИЕВ фотосурәтләре.

«Бердәмлек».

 

Просмотров: 1732

Комментирование запрещено