Живи и здравствуй, Каргатуй!

башкирский5 апреля 2014 года в ДК Литвинова в Самаре широко отмечали самый радостный из всех башкирских народных праздников – «грачиный праздник» Каргатуй. Почему «грачиный»? Потому что издревле его отмечали как приход весны, когда таял последний снег, прилетали грачи и во всём ощущалось приближение тепла, солнечных радостных дней, обновления природы и жизни…

Обо всё этом, открывая праздник, говорила зрителям Камила Шигабетдиновна Шайхулисламова, руководитель общественной организации «Курултай (конгресс) башкир» города Самары, которая вот уже несколько лет организует подобные праздники при поддержке министерства культуры Самарской области, администрации г.о. Самара и Дома дружбы народов. Говорила потому, что в зале, как это обычно водится, было много зрителей – не башкир. Как и многие другие национальные праздники, которые проводят национально-культурные общественные объединения нашего региона, этот праздник давно перестал быть сугубо национальным – на него всегда приезжают представители разных национальностей. Поздравляют, говорят тёплые слова, дарят подарки.

башкирский

башкирский 3

башкирский2

Так было и на этот раз. От имени министра культуры Самарской области собравшихся поздравила консультант Мария Сергеевна Пошехонова – она говорила о том, что в каждом селении, в каждой деревне – не играет роли, какой именно —русской, татарской, башкирской – есть родник, откуда люди берут чистую, прозрачную воду, вкус которой не сравнить нис какой другой. Именно рядом с такими источниками, такими родниками исстари селились люди – черпали из них воду, основу жизни. То же можно сказать и о народных праздниках – именно в них современный человек черпает силы. Именно они хранят память о наших предках, не дают затухнуть этой памяти. Отрадно, что на такие праздники, как Каргатуй, собирается столько людей – приезжают не только жители Самары, но и делегации из районов, где проживают башкиры, и все вместе, дружно отмечают праздник, который так почитали их предки…

Дмитрий Александрович Долганов, специалист администрации городского округа Самара зачитал приветственный адрес главы Самары Дмитрия Игоревича Азарова, в котором он высоко оценил деятельность общественной организации «Курултай башкир» и пожелал дальнейших успехов на ниве сохранения национальной культуры и традиций башкирского народа.

Светлана Константиновна Жидкова, заместитель директора Дома дружбы народов Самарской области, произнесла короткое, но такое вдохновенное приветствие: «Сколько бываю на национальных праздниках, не перестаю восторгаться, сколько в них красоты, жизни, радости. Вы молодцы!» — и зал буквально взорвался аплодисментами после этих слов. Елена Григорьевна Первушкина, руководитель мордовская национально-культурной автономии г. Самары, поздороваласьс публикой в зале на нескольких языках народов Самарской области – подчеркнула тем самым значимость родного языка для каждого человека и выразила, общую для всех, можно сказать, витающую в воздухе мысль: как хорошо, что наших детей не нужно заставлять учить родной язык, родные песни, танцы, что всем этим они занимаются с радостьюи восторгом – радуя всех нас…

Вообще на этом празднике была удивительно тёплая, какая-то «домашняя» атмосфера. Чувствовалось, что в ДК Литвинова собрались не просто люди одной национальности, а давние добрые друзья. Из Больше-Черниговского района приехала большая делегация, в том числе дети из образовательного центра села Украинка во главе со своим педагогом Рузой Галимьяновной Харасовой. Они решили действовать по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»и наглядно представили зрителям экспозиции, в которых собраны многие элементы башкирского национального бытаи традиций,— прямо на полу в фойе расположили свои выставки. Два творческих коллектива – культурологическое объединение «Курай» и экологическое объединение «Иргиз» показали работы, сделанные своими руками.Тут и расшитые бисером национальные узоры, и валяные коврики, изготовленные в технике мокрого валяния,и сделанные вместе с мамами и бабушками национальные пончики-баурсаки, традиционный чак-чак, собственноручно собранный мёд – самый вкусный на свете…

Разговорились с одной из девочек — Юлианой Акзяновой из села Украинка — на праздник она приехала вместес папой Юлаем Хусаиновичем – вместе попали в объектив нашего фотоаппарата. Юлиане 15 лет, с детства ходитв кружок «Курай» — это её по-настоящему большое увлечение!

- Мы сохраняем родную культуру для потомков, сами узнаём много нового и познавательного. У нас есть ребята, которые играют на национальном инструменте кубызе, есть те, кто занимается рукоделием, мы танцуем, поём – всем это нравится.

Юлиана признаётся, что между собой они с друзьями чаще говорят на русском языке – так удобнее. Но всё равно стараются говорить по-башкирски. Маленькому брату Динисламу сейчас два года, и мама говорит с ним только по-башкирски.

Насима Бакеевна Фазыхова, замдиректора по воспитательной работе Украинской средней школы, говорит о том, что для её детей участие в таких национальных праздниках (равно как и межнациональных) – это не просто «мероприятие», это большая радость и большая ответственность: ребята долго и тщательно готовятся к каждому празднику, а выезжаютна концерты довольно часто. В Большечерниговском районе, где, к слову, находится восемь сёл с компактнымпроживанием башкир, их давно знают и любят. На недавнем районном фестивале народов Поволжья ребята из «Курая» демонстрировали обряды всех народов, не только башкир. На гала-концерте в зале яблоку негде было упасть – вот какв районе любят народные праздники.

Что же касается самарского Каргатуя, о его значимости можно судить даже по такому факту: специально для участиев нём из Уфы приехали представители исполкома международного союза общественных объединений «Всемирный курултай башкир». От имени Р.Т.Азнабаева, председателя исполкома этого союза, Рауде Шаймардановой была вручена медаль «Ал да нур сэс халкына» — «Светлый луч для народа». Такое, прямо скажем, поэтическое название награды как нельзя лучше подходит Рауде Данияловне: в течение 10 лет она является бессменным руководителем ансамбля танца «Ляйсан», коллектива, который знают все национально-культурные объединения Самарской области, который известен далеко за пределами самарского края. В прошлом году хореографический коллектив занял призовое местона всероссийском телевизионном конкурсе народного творчества «Баик», пройдя множество преград, выйдя в финалконкурса! Рауда Шаймарданова сама когда-то и создала создала этот коллектив. На её глазах и под её руководствомдесятки детей освоили замечательное (и крайне сложное!) искусство народного танца. Она стояла у истоков создания коллектива, как хореограф растила каждого из своих танцоров, давая им не только навыки хореографии, но и любовьк родному краю, к народному танцу, к стране, в которой мы живём.

Сегодня многие из тех девочек, кто 10 лет назад танцевали в «Ляйсане», уже вышли замуж, родили детей.Но в коллектив каждый год приходят новые участники, жизнь к продолжается, а сам коллектив обновляется, подобно первому весеннему дождю (а именно так переводится с башкирского слово «ляйсан»), который проливается на весеннююземлю и несёт с собой обновление, надежду и веру в лучшее…

Светлана Ишина.

samddn.ru

 Из истории праздника Каргатуй

Каргатуй не всегда был праздником, посвящённым встрече весны. В те далекие времена, когда башкирский народ ещё не пришёл в ислам и относился к языческим народам, праздник Каргатуй имел совсем другое значение. Карагатуй можно перевести как “грачиная свадьба” или “грачиная каша”, что отсылает нас к тем временам, когда в Башкирииодним из самых распространённых культов был культ птицы. Впоследствии праздник стал ассоциироваться с приходомвесны: когда с зимовки возвращается грач, и проводится Каргатуй.

Праздник отмечался в каждом башкирском поселении. Считалось, что вместе с пробудившейся природойна некоторое время оживали и умершие предки, поэтому данный праздник связан с их культом. В проведении Каргатуя участвовали женщины, девушки и мальчики-подростки. Местом для него выбирался холм, находящийся недалекоот поселения. Туда несли крупу, хлеб, сахар, чай, самовары. Пока пожилые женщины варили кашу, молодёжь устраивала хороводы, игры в мяч, прыжки через препятствия. Местами проводился бег взапуски, в котором принимали участие девушки и молодые женщины, еще не рожавшие детей. Участники праздника угощали друг друга кашей и чаем,а в конце остатки каши оставляли на камнях или в кустах со словами: «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной». Самая старшая женщина, являвшаяся распорядительницей праздника Каргатуй, была облачена в старинную одежду.

Сегодня «грачиный праздник» получил второе рождение. Он проводится в Самаре по инициативе общественной организации «Курултай башкир». Ограничения по возрасту сняты – на праздник может прийти любой человек. И приходятна него, в первую очередь, для того, чтобы увидеть выступление разных исполнителей – местных творческих коллективов и артистов из Республики Башкортостан. Но старинные традиции не забыты: по-прежнему варится ритуальная каша, по-прежнему люди поют и танцуют, а на сцене воспроизводится обряд угощения грачей…

На эту тему: 

Ал да нур сәс халкыңа

Просмотров: 2786

3 комментариев

  1. При всем уважении к татарской нации, не могу не возмутиться! Неужели нельзя было выложить нормальную фотографию, где мы не так искренне выражаем свои эмоции. Тем более выложить на сайт в новостях. Можно было и не позорить так наш ансамбль, не думаю, что это так сложно! В крайнем случае можно было и не брать эту фотографию, тем более если пройти по ссылке на сайт ДДНа там есть много фотографий с этого праздника, но не таких… это больше похоже на любительское фото. При том когда выкладывают фотографии татарских ансамблей там ничего подобного нет. Что же мы вам сделали, что вы решили над нами так «пошутить»! Да, здесь нет ничего особенного мы просто смеемся от души….но не обязательно на этом так акцентировать внимание.Спасибо!!!!

    • Уважаемая Дина. Приносим Вам свои извинения, если мы Вас чем-то обидели. В тот момент, когда нами загружались данная информация и фотографии, на сайте ДДН было не так много снимков. На наш взгляд, эта фотография очень удачная, живая и непосредственная.
      Мы очень уважительно относимся к культуре братских народов.

  2. Молодцы наши башкиры!