УЛЬЯНОВСКОЕ – КАМЫШЛИНСКОЕ ТАТАРСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Камышлинского татарского педагогического училища в начале 1950-х годов

Здание Камышлинского татарского педагогического училища в начале 1950-х годов

В середине 90-х годов, начав изучать историю татарских образовательных учреждений, я поразилась тому, как неумолимо стирает время то, что когда-то называлось жизнью людей, как коротка память человеческая. То, что не собрано вовремя, приходится потом восстанавливать по крупицам, обращаясь к различным источникам. А источников с течением времени становится все меньше. Но мне повезло в том, что успела поговорить со многими очевидцами былых событий, выпускниками татарских школ и педучилищ, да и в Ульяновском областном архиве ждали своего часа официальные документы, отражающие непростой путь национального образования в 1920–1960-х годах, самоотверженную работу учителей татарских школ, преподавателей татарских педагогических техникумов, чьи имена незаслуженно забыты. В Ульяновске выпускники татарских учебных заведений, сегодня уже люди преклонного возраста, назвали эту книгу Книгой Памяти.

Ульяновский татарский педагогический техникум, который был открыт в 1930 году, учитывая потребности татарских школ в национальных кадрах, сегодня бы назвали Приволжским федеральным учебным заведением. На заре становления советской школы татарское педагогическое училище города Ульяновска стало ведущим центром по подготовке учителей для татарских школ многих областей Поволжья, так как в 30-е годы сюда были переведены Самарский
(1930) и Кузнецкий (1934, ныне Пензенская область) татарско-башкирские педагогические техникумы. О роли татарского педучилища г. Ульяновска в подготовке педагогических кадров говорят и статистические сведения, сохранившиеся в Ульяновском государственном областном архиве (ФР №1252 опись № 2 ед. хр. 3.):

Дом писателя И.А. Гончарова, где в 30-е годы размеща- лось Ульяновское татарское педагогическое училище.

Дом писателя И.А. Гончарова, где в 30-е годы размеща-
лось Ульяновское татарское педагогическое училище.

В техникуме учились учащиеся только татарской национальности, поэтому он назывался татарским. В конце 1930-х годов слово «техникум» в названии учебного заведения было заменено словом «училище».
В 1930–1932 годах учебное заведение было расположено в Доме Языковых (ныне ул. Советская, д. 22), в 1932–1940 годах – в Доме Гончарова (ул. Гончарова, д. 20). Кто был первым директором техникума, неизвестно. По словам Ахата Хакимова (1915 г.р.), выпускника педучилища, в 1934 году им стал Ахмет Казаков, прибывший в Ульяновск со своими студентами из Кузнецка. В 1937 году его сменил Хамза Юсупович Долотказин, который еще в 1930 году был переведен сюда из Кузнецкого татарского педагогического училища преподавателем биологии и завучем. Потом долгие годы завучем был Зиннат Сафиевич Абдрашитов.
Сначала на 1 курс набирали по две группы, затем стали принимать по три: две педагогических и одну группу дошкольного воспитания. С 1935 года стали брать четыре группы, так как педагогическую группу увеличили до трёх. Хотя, по архивным сведениям, училище открылось в 1930 году, но на выпускной фотографии выпуск 1941 года считается 10-м. Такое несоответствие на несколько лет, если учесть, что учеба в училище была трехгодичной, несколько удивляет. Возможно, первый набор работал как татарский годичный педагогический курс, который был открыт еще в 1919 году. Существовали очное и заочное отделения.
В училище преподавались такие предметы, как русский язык и литература, татарский язык и литература, методика преподавания русского и татарского языков и литератур, детская литература, история СССР, новая история, конституция СССР, география, естествознание, педагогика и история педагогики, психология, арифметика, алгебра, тригонометрия, стереометрия, музыка, рисование, пение, военная подготовка, физическая культура и др. Все предметы преподавали высококвалифицированные специалисты: Михаил Арсеньевич Забилин, Касым М. Ак-
чурин, Фарида Гильмановна Муртазина и В.А. Смирнов (русский язык и литература), Абдулла Насретдинович Субаев и Сылу Галимовна Ахметзянова-Абдрашитова (родной язык и литература), М.В. Валиев, Агафия Григорьевна Лакаева (математика), Амирша Фатхуллин, Асма Халимовна Субаева, Гафифя Долотказина (биология), Эмма Марковна Иоффе (немецкий язык), известный в городе музыкант Семен Френдирович Лонгер (пение, музыка), Н.И. Рожко, В.И. Арнштейн, Асма Хайрулловна Кукушкина (Абсалямова), М.М. Валиева, известный в городе художник Анатолий Николаевич Грошев (ИЗО), Ф.Н. Ростовский, В.П. Мартынов, Ф.М. Кузнецов, Е.Т. Моряхин, Н.В. Кувшинова, Е.С. Глошкина, Н.Л. Нестерова, Е.Н. Иванова, М.П. Карпов, П.Д. Сидоров, А.Г. Знаменская, Мустафа Муртазин, Касарин, К.Г. Чарикова, И. Ахсянов и др.

5-й выпуск с директором А.Я. Казаковым. 1936 год, группа “А”

5-й выпуск с директором А.Я. Казаковым. 1936 год, группа “А”

педучилище2

Учащиеся 9-го выпуска со своими преподавателями, 1940

педучилище4

Сначала все предметы, кроме русского языка и литературы, педагогики, изучались на родном языке, потом такие предметы, как пение, музыка, рисование, физическая культура, начали проводиться на русском языке. Учебники были на обоих языках. В техникуме была богатая библиотека. Библиотекарями в одно время работали Саид Габунов, Мария Султанова, выпускники училища. По татарской литературе учащиеся изучали произведения классиков: Г. Тукая, Г. Ибрагимова, Г. Камала, К. Тинчурина, Х. Туфана, Х. Такташа, Г. Кутуя, М. Джалиля и других. Среди преподавателей училища были и такие, которые лично знали поэтов М. Джалиля и Х. Такташа. По словам выпускницы училища 1952 года (уже в с. Камышле Самарской области) Зайнап апа Фатыховой (отличник народного просвещения РСФСР), Сылу Галимовна, преподаватель родного языка, родом была из Оренбургской области и в молодости вместе с М. Джалилем вела комсомольскую работу. А как вспоминает известный литературовед Масгут ага Гайнутдинов (выпуск 1946 г.), преподавательница Гафифя апа Долотказина, урожденная Бадамшина, из рода прославленных чистопольских купцов Бадамшиных, была подругой жены поэта Х. Такташа – Гульчири Хамзиной, ставшей прототипом умной, озорной, жизнерадостной студентки Алсу в одноименной поэме Х. Такташа (1929). Кстати, в создании яркого поэтического образа студентки ей и сегодня нет равных не только в татарской, но и в русской литературе. У этой успевающей везде красавицы-отличницы, как известно из поэмы, была подруга Газзя, прототипом которой стала Гафифя апа Долотказина. Преподаватель Субаев Абдулла абый учился вместе с поэтом в медресе с. Пешле Тамбовской губернии (ныне Рузаевский район Мордовской республики), очень любил стихи Такташа и многие из них знал наизусть.
В своих воспоминаниях учитель-пенсионер Татурайкинской средней школы Старомайнского района Габдельбяр Адиуллович Габунов (1919 г.р.) очень тепло отзывается о преподавателе русского языка и литературы Михаиле Арсеньевиче Забилине, который в 1937 году стал жертвой сталинских репрессий и попал в тюрьму. Михаил Арсеньевич до революции работал в учительской семинарии, был мастером своего дела, старался научить татарских детей русскому языку, знал наизусть роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Во время изучения произведения мог несколько страниц подряд читать наизусть, а учащиеся следили за текстом по учебнику. Когда преподавателя уволили, студенты были сильно огорчены. Математику, алгебру, геометрию преподавал выпускник Московского университета М.В. Валиев, который вел урок на русском языке, а при необходимости объяснял материал и на татарском. Уроки начальной военной подготовки вел кадровый армейский офицер. По воспоминаниям Магфури Санатулловны Гайнуллиной (1917 г.р.), в то время не было приемных экзаменов, брали всех с хорошими оценками после школы. Занятия по военной подготовке проходили в Винновской роще, где было военное учреждение. Учащиеся там даже жили, как в военном лагере, и учились всем военным премудростям. Зимой они сдавали кросс на 3 км: в противогазах бежали на лыжах вдоль Свияги. А преподаватель немецкого языка Эмма Марковна Иоффе так давала знания, что во время Великой Отечественной войны парни, окончившие училище, работали переводчиками, а после войны – учителями немецкого языка. От выпускников, сегодня уже людей преклонного возраста, я слышала много слов благодарности в адрес преподавателя родного языка и литературы Абдуллы Насретдиновича Субаева. Благодаря им я поняла, в чем уникальность профессии учителя: пока живы ученики, будет жить имя Учителя! Абдулла Субаев был человеком веселым, с чувством юмора, руководил литературным кружком и сам участвовал в драматическом кружке вместе с учащимися. Также он активно участвовал в работе Татарского клуба, расположенного на улице Федерации, организовывал там постановки пьес, в которых исполнял главные роли. Был обаятельным мужчиной. Выпускник передового учебного заведения конца XIX века – новометодного медресе «Галия» (г. Уфа) и литературного отделения пединститута Абдулла абый в честь 10-летия училища в 1940 году был выдвинут педагогическим коллективом на присвоение звания Заслуженного учителя РСФСР. Получил он это звание или нет, неизвестно, так как после перевода училища в Самарскую область семьи преподавателей, наверное, там и остались. В Ульяновске за все эти годы мне так и не удалось найти их родственников. По архивным сведениям, А. Субаев родился в 1893 году в д. Кочетовка. Если он учился с поэтом Х. Такташем в нынешней Мордовии, родом мог быть и оттуда. Как пишет Минзакир Нуретдинов в журнале «Самар татарлары» (№ 4, 2013) директор педучилища Х.Ю.Долотказин (1890–1979) тоже закончил медресе «Галия» (1913), а затем Уфимский педагогический институт. Родом был из с. Б. Аклан Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Мордовская республика).
В техникуме была хорошо поставлена воспитательная работа, учащиеся после занятий посещали
разные факультативы и кружки (по музыке, физической культуре, хореографии, литературе, математике, истории, столярному делу). Но в кружки записывали только тех, кто хорошо успевал по учебе. Каждые две-три недели на сцене техникума проводились концерты, викторины; работал татарский драмкружок, поэтому часто ставили и спектакли, на которые любили приходить городские жители. У техникума был свой хор, весьма известный в городе. Выпускница педучилища Магфура апа Гайнуллина в 1990-е годы рассказывала, что первую непродолжительную (1 неделя) практику студенты проходили в городе, в татарской начальной школе, которая была расположена в центре города на улице Нижне-Татарской. Все предметы в той школе, кроме русского языка, преподавались на родном языке. На последнем курсе учащиеся направлялись на пятнадцатидневную практику в татарские сёла (Елховое Озеро, Новые Тимерсяны). Особое внимание в техникуме уделялось музыкальному образованию, были такие музыкальные инструменты, как скрипка, рояль, баян, гармонь. Учащиеся по своему выбору могли специализироваться на одном из музыкальных инструментов и каждый день по 1–2 часа заниматься по расписанию. В 30–40-е годы в Ульяновском и Мелекесском татарских училищах на уроках музыки, в основном, занимались на скрипке, классическом инструменте, которого уже не было в Сенгилеевском педучилище в 70-х годах.
Среди учащихся и преподавателей техникума царила дружелюбная, тёплая атмосфера. Учащиеся
жили в общежитиях, которые были расположены в угловом доме на улице Советской (напротив драмтеатра), на улице Ленина, д. 78; в деревянном здании на Комсомольском переулке. В Доме Гончарова тоже было общежитие для девушек и квартиры для преподавателей. Жили по 12 человек в комнате, но очень дружно, одной семьёй, всегда помогали друг другу и в учёбе, и в быту.
В то время у сельских детей было большое стремление получать знания, стать грамотными людьми. Они с увлечением читали художественную литературу. По словам выпускников, в 1937 году в библиотеке появился один экземпляр новой повести А.Кутуя «Неотосланные письма», ставшей классикой татарской литературы. Студенты, собравшись все вместе в одной комнате, вслух по очереди за один вечер прочитали это произведение. Так же прочитали и роман Н. Островского «Как закалялась сталь» на татарском языке – им было интересно познакомиться с переводом произведения после изучения его на уроках русской литературы. Во время чтения никому нельзя было лечь спать. В общежитии было такое правило: пока все домашние задания не сделают, спать не ложились. Сначала каждый решает сам; если не получается – помогают другие, но списывать друг у друга было не принято. У учащихся также была хорошая традиция проводить выходные дни с друзьями. Летом они часто отправлялись на лодках на остров посреди Волги с песнями под гармошку.
Стипендию получали все учащиеся, но те, у кого в тот момент были неудовлетворительные оценки, – только после их исправления.
У педучилища была своя столовая, где питание для учащихся было бесплатным. Как пишет Джувайра апа Ахсянова в газете «Эмет» от 22 июня 1996 года, в том, что педагогическому училищу дали такое хорошее здание в центре города, была заслуга директора А. Казакова, авторитетного человека в городе.
В течение 10 лет руководители и педагоги скрупулезно налаживали работу учебного заведения, создавая достойные условия учебы своим подопечным. А 6–8 ноября 1940 года торжественно отметили юбилей в честь десятилетия со дня организации педагогического училища. Но вся эта налаженная система была нарушена, можно сказать, в один миг, так как во время Финской войны в декабре 1940 года педагогическое училище было выселено из Дома Гончарова по решению властей. Здание было отдано военным учреждения ВМФ. Преподавателям с учащимися дали возможность временно заниматься в сельскохозяйственном, библиотечном техникумах и, как вспоминает выпускница Суфия Тимербулатовна Тимербулатова (1925 г.р.), – в чувашском педагогическом училище, поэтому занятия проводились во вторую смену. 22 апреля 1941 г. в Куйбышевском областном отделе народного образования сообщили (Ульяновской области тогда не было), что татарскому педагогическому училищу будет передано здание № 46/22 по улице Л. Толстого. Но начавшаяся Великая Отечественная война не дала осуществиться этому замыслу, так как Особое заседание исполкома Ульяновского горсовета депутатов трудящихся «О размещении в г. Ульяновске Наркомвоенморфлота СССР, Наркомречфлота СССР и Штаба ПРИВО» от 2 июля 1941 года вынесло решение обязать директоров городских средних специальных учебных заведений освободить здания в суточный срок. И в начале 1941–1942 учебного года татарское педагогическое училище вместе с преподавателями и студентами переехало в большое татарское село Камышла Куйбышевской (ныне Самарской) области, которое сейчас является районным центром.

Здание Камышлинского татарского педагогического училища в начале 1950-х годов

Здание Камышлинского татарского педагогического училища в начале 1950-х годов

Раньше в Камышле педагогического учебного заведения не было. Как вспоминают выпускники, которые в 1941 году приехали туда, училище располагалось в деревянном доме с соломенной крышей, но все учащиеся жили в новом просторном общежитии. В училище была своя столовая, где хорошо кормили. В 1952 году были построены еще два корпуса училища. Сначала в училище принимали по две группы, учеба была трехгодичной, а с 1948–1949 учебного года обучение стало четырехлетним. Взяли одну группу, укомплектованную 32 студентами. Все эти годы в училище набирали только татар, а начиная с 1952 года каждый год стали принимать дополнительно одну русскую   группу. Здесь дошкольной группы не было, как в Ульяновске, да и количество учащихся было намного меньше. Педагогическую практику учащиеся проходили в татарской базовой начальной школе села.
В начале 50-х годов в училище работали такие преподаватели: Хасанова С.М. (педагогика), Ахметзянова (Абдрашитова) Сылу Галимовна (родной язык, чистописание), Субаева Фарида Абдулловна (татарский и русский язык и литература), Акчурин Абдулла Закирович (история), Макарова Нина Георгиевна (русский язык и литература), Субаев Абдулла Насретдинович (родной язык и литература), Гулиманова Антонина Яковлевна (математика, супруга С.К. Джаббарова), Лукьянченко И.Г. (музыка), Субаева Асма Халимовна (биология, супруга А. Субаева), Мингазов Инсаф Ф. (география), Долотказина Гафифя (рук. педпрактики, супруга директора), Долотказина-Копылова Зиряк Хамзиевна, Копылов А.П. (физика), Абдразаков Дж.С. (биология), Шайхутдинов Инсаф Шагиевич (физкультура, военное дело) и др. Учебной работой училища руко-
водил Джаббаров Сулейман (родом из с. Елховый Куст Новомалыклинского района Ульяновской области, в последующие годы работал в Институте повышения квалификации учителей в г. Самаре). Директором все эти годы оставался Хамза Юсупович Долотказин. За заслуги в области образования он награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», юбилейной медалью «100-летие со дня рождения В.И. Ленина». Бывший завуч училища З.С. Абдрашитов (родом из Старокулаткинского района Ульяновской области) был на фронте, после войны работал в Камышле 2-м секретарем райкома, председателем райисполкома. Председателем профсоюза учащихся был А. Халиуллов, секретарем комсомольской организации – А.Б. Саттаров, бухгалтерией занималась Е.С.Глошкина. С педколлективом из Ульяновска переехала даже технический работник (уборщица) училища Махруй апа.

В конце 1960-х годов Камышлинское татарское педагогическое училище было закрыто. Его объединили с Бугурусланским татарским педучилищем, которое затем тоже закрыли, оставив одно педагогическое среднее специальное учебное заведение в Оренбурге.
Молодое поколение должно знать историю, историю тех, кто стоял на страже просвещения своего народа. За время работы татарских педагогических училищ г. Ульяновска и с. Камышла из их стен
вышли тысячи учителей, несшие в народ свет разума и добра.

Резеда САДЫКОВА.

Журнал «Самарские татары».

Просмотров: 1974

4 комментариев

  1. Огромная благодарность автору статьи о Камышлинском педучилище!Среди бывших преподавателей мой родной дядя,есть среди них и мои Учителя.Ещё раз спасибо за этот урок Памяти!

  2. В Одноклассниках в альбом Исторические фотографии о Камышле я добавила фото (http://www.odnoklassniki.ru/group/43570747539694/album/52024401592558) преподавателей и выпускников Камышлинского педучилища. Но,к сожалению,я не знаю,какой это год.Возможно,кто-то поможет определить время,»застывшее» на фото.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>