История Ислама в Украине: мусульманская Русь

Великий князь Киевский Владимир Святославич

Великий князь Киевский Владимир Святославич

История присутствия ислама на территории современной Украины может быть начата еще со времен существования Киевской Руси, которая вела торговлю с Арабским халифатом и Волжской Булгарией (принявшей ислам в качестве государственной религии в 922 году). Кроме того, на наличие культурных контактов косвенно указывает и легенда про «выбор вер» князем Владимиром, описанная в «Повести временных лет». Немало сведений про ранний этап распространения ислама на территории Украины можно почерпнуть из арабо-мусульманских источников, историй арабских путешественников, посетивших наши земли в X-XII веках.

Поскольку в исторической литературе редко касаются вопроса присутствия ислама на наших землях в те времена, мы попробуем восполнить этот пробел для широкого читателя. Следует сказать, что в мусульманских источниках встречаются не только упоминания о распространенности ислама на современных украинских землях, но у некоторых авторов – даже о принятии русами христианства в 912/913 г. и последующем переходе их в ислам. Так, одним из авторов, писавших о принятии ислама русами, является придворный сельджукидский врач Шараф аз-Заман Тахир ал-Марвази, живший в конце XI – начале XII вв.

Вот что пишет ал-Марвази в части своего труда «Таба’и ал-хайаван» («Природа животных»), посвященной восточнославянским народам: «Направили послов к правителю Хорезма, группой в 4 человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир (как считают многие исследователи, имеется в виду Владимир), как называют царя тюрков хакан, а царя булгар – б.т.л.ту. Прибыли послы их в Хорезм, выполнили свою миссию, [получив] разъяснение от хорезмшаха, так что захотели в ислам. Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам». Аналогичную историю приводит и Мухаммад Ауфи, живший в XIII в. придворный литератор пенджабского султана, а затем и делийского эмира в своем труде «Джавами‘ ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» («Сборные рассказы и блестящие предания»).

При этом, по мнению ряда исследователей, Ауфи заимствовал сведения о принятии ислама русами именно у ал-Марвази (о чем свидетельствует почти идентичный текст). Ряд исследователей полагают, что данное предание связано с посольством Владимира (Великого) в Волжскую Булгарию для знакомства с исламом. Как известно из летописи, князь выбирал между христианством, исламом и иудаизмом, и, в результате, остановился на христианстве. Однако, по мнению исследователей, факт посольства мог быть воспринят мусульманскими историками как акт принятия ислама. К примеру, известный российский востоковед В.В. Бартольд считал, что посольство русичей легко могло быть истолковано мусульманами в смысле желания принять ислам, что и было зафиксировано арабскими писателями. Скорее всего, Владимир отправил посольство в Волжскую Булгарию, откуда оно проследовало в Хорезм к эмиру ал-Мамуну ибн-Мухаммеду.

Возможно также, что посольство в Хорезм отправилось не для ознакомления с исламом, а для выяснения политического состояния мусульманского мира. Однако некоторые исследователи, в частности, знаменитый украинский тюрколог и украинист, профессор Гарвардского университета Омелян Прицак, считали историю о принятии ислама Владимиром (Великим) достоверной. Как замечает Прицак в своей работе «Походження Русі»: «Достоверный арабский источник (ал-Марвази, примерно 1120 г.) сообщает, что Владимир сам принял ислам (во время новгородского правления). Если бы он остался в Новгороде, то вероятнее всего ввел бы там тюркскую версию ислама и таким образом северная часть восточных славян тюркизировалась бы, как это произошло с волжскими булгарами.

Однако Владимир перешел в Киев, сменив «полумесяц» на «солнце» Константинополя, где был вынужден сменить ислам на греческое христианство». По мнению Прицака, столь тесные отношения Владимира с исламом во время его правления в Новгороде (до 980 г.) во многом опирались на экономические контакты Новгорода с Волжской Булгарией, которая экономически была провинцией исламского Хорезма, а культурно – колонией центральноазиатского тюркского ислама. Еще одним свидетельством близких контактов с мусульманским миром был тот факт, что пятой женой Владимира (Великого) была мусульманка – булгарка. По мнению исследователей, брак Владимира с булгаркой мог скреплять выгодный для обеих сторон мирный договор, заключенный в 985 году между Волжской Булгарией и Русью.

Договор, как того требовало обычное право, был подтвержден женитьбой Владимира на булгарской княжне. Именно она родила Владимиру сыновей Бориса и Глеба, которые после смерти отца в 1015 г. княжили в удельных Ростовском и Муромском княжествах, граничивших с державой волжских булгар. Спустя немногим больше ста лет – в 1130-1150 годах – Киев посетил известный андалусский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, который оставил свидетельство того, что здесь проживало большое число тюркоговорящих мусульман: «И прибыл я в город [страны] славян, который называют «Гор[од] Куйав» (т.е. Киев). А в нем тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.

Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». Речь идет о печенегах, которые жили в южнорусских степях, а также и в самом Киеве, и которых в арабских источниках обычно называли «беджнак» или «баджана». По данным арабского ученого-энциклопедиста Абу Убайда ал-Бакри, печенеги приняли ислам около 1009 года: «…после 400 года хиджры (1009-1010 гг. н. э.) случился у них пленный из мусульман, ученый богослов, который объяснил некоторым из них Ислам, вследствие чего те приняли его. И намерения их были искренни, и стала распространяться между ними проповедь Ислама». А поскольку они были отрезаны половцами от мусульманского мира, то, по мнению некоторых авторов, могли забыть некоторые религиозные правила, почему Абу Хамиду ал-Гарнати и пришлось их обучать пятничной молитве и хутбе.

Мы видим, что для Украины ислам никогда не был «чужой» религией, а занимал важное место в становлении сперва Киевской державы, а затем – и Украины. Но об этом – в следующих статьях.

Денис Брилев
umma.ua

Просмотров: 1525

Комментирование запрещено