Римзиль Валеев: «Почему бы не построить гражданское общество, не устраивая гражданской войны?»

iКАК СОИЗМЕРИТЬ АМБИЦИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНТЕРЕСАМИ СВОЕГО НАРОДА

Какая организация главнее — Конгресс татар или Федеральная автономия? Как быть, если национально-культурных организаций несколько, а государству и другим народам приходится взаимодействовать со всеми при решении важнейших вопросов? Эти непростые вопросы созвучны и актуальны как для казанских, так и для крымских татар — о них рассуждает известный публицист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье.

КОГДА НЕСПОКОЙНО НА ДУШЕ

Хочу покаяться за некоторую противоречивость своих суждений в статье за прошлое воскресенье. Национальная тема почти всегда пахнет жареным! Иногда даже кровью. Хотя в основе лежит защита традиций, родного языка, прекрасных мелодий и замечательных памятников истории. Несправедливость в этой деликатной среде часто оборачивается горем огромного числа людей.

Это хорошо видно на примере Украины. Миллионы людей и целые регионы мигрируют из одних государств к другим берегам. Иногда они почти голыми руками идут на бронемашины и пулеметы. Иногда между митингующими возникает потасовка. Порой власть или большие политические группировки направляют минометы, танки, броневики на «непослушных» сограждан «нетитульной» национальности. Такое уже бывало в различных точках мира.

Поэтому велика, просто немыслимо важна ответственность людей и организаций, выступающих от имени целого народа. Я начал статью с обсуждения взаимоотношений двух структур российских татар — Всемирного конгресса татар и Федеральной национально-культурной автономии татар, а к концу мысль сама скатилась на наболевшее и горячее — кто и куда ведет крымскотатарский народ и как наладить государству отношения с многострадальными собратьями? Разговор обречен на многотемье и противоречивость, так как неоднозначны интересы сторон, ведь проблемы Крыма обсуждаются на уровне ООН и Европейского сообщества. Лидерам приходится быть терпеливыми и последовательными, соизмерять свои амбиции с возможностями и интересами своего народа. А это не всегда приятно и увлекательно.

1.jpg
Проблемы Крыма обсуждаются на уровне ООН и Европейского сообщества

ПОЧЕМУ ИНОГДА «МУТОРНО» НА ДУШЕ?

Один из читателей-анонимов написал в комментариях: «…не хотел читать, знал ведь, будет обычная римзиль-бодяга. Но черт дернул, прочитал, стало муторно на душе…». Знаете, я поверил искренности этого троллера. Он действительно знает мои взгляды и способ аргументирования. Не надеялся, что прочитает что-то совпадающее с собственной позицией. Но прочитал. На всякий случай, наверное. А вдруг автор образумился и что-то по делу и «честно» напишет. А не напишет, все равно почитаю, узнаю, как он на этот раз изгаляется.

Это не самое плохое. Мой оппонент не испытывает ненависти, он просто несогласен. Максимум — слегка презирает. Не пришел с дубиной и бутылкой с горючей жидкостью. Свое несогласие он выражает в понятной и уравновешенной форме.

А то, что стало ему муторно от моей статьи — другое дело. Как же не расстраиваться? Национальные организации его не удовлетворяют, не вполне выражают его точку зрения. Не очень складывается с демократией. Особенно с социальной справедливостью. А тут власти Крыма, «вернувшегося» к родным берегам, не могут договориться с изгнанными при Сталине и все еще не устроенными крымскими татарами. Неподалеку, на юго-востоке Украины, вовсю разгорается гражданская война. Неизвестно, чем закончится дело. Ну, хоть бы с национальным вопросом в России разобраться. Лишь бы не было войны. Большой, межгосударственной или внутренней, среди своих. Хоть бы не запутывали житейские узелки! Примерно так рассуждал мой критичный читатель.

Отвечаю честно: не только ему, взыскательному читателю, стало муторно. Мне самому тоже не по себе. Любому нормальному человеку горько от недостатка понимания между политическими группировками, социальными слоями.

«БОДЯГИ» НЕ БУДЕТ!

Хотя у нас, казанских татар, дела идут куда определеннее и спокойнее, чем у крымских собратьев, мы тоже соизмеряем свою судьбу с ними. У нас вроде нет потребности в героических лидерах, нет острых политических схваток, революционных перемен. Некоторые оппоненты не согласны с моим суждением о том, что между ВКТ и ФНКАТ нет идейных и управленческих противоречий, нет конфликта интересов.

Национальные организации хотят консолидировать татар, повысить их авторитет. Наладить связи разными регионами и структурами. В этом все едины. Но каждый хочет, чтобы идеи материальные ресурсы проходили через них. Разве это значит, что две татарские организации воюют? В некоторых регионах альтернативные структуры конкурируют друг с другом, не ходят на альтернативные собрания. Что тут сказать? Конкуренция в наше время — не редкость. Потому и устраивают конкурсы, тендеры. Гранты разыгрывают. А чего тут такого? Свой вариант выхода из ситуации я изложил в проекте разграничения полномочий почти 10 лет назад! Никто никого не подменяет! Никакой «дедовщины». Все давно написано в федеральных законах, если их исполнять, национально-культурные запросы будут выполнены сообща, ради общего блага. Ради согласия и спокойной жизни в регионе в стране.

Столько лет вспоминаю 17-ю статью федерального закона «Об общественных объединениях»! Государство не вмешивается, не подменяет, кроме вопросов регистрации и устава. Но и общественные формирования не заменяют государственную власть. Ее устанавливают на свободных выборах.

Представляю, как многие ухмыльнулись на этом месте. Но ничего другого не придумано. Кое-то давно подсуетился и сколотил партии, десятилетиями развлекает публику. И заигрывает с властью, направляя ее самыми коварными способами.

Придется учиться налаживать государственную машину и нормальным гражданам, которые и без популизма могут изъясняться с людьми. Устраивать революции, майданы, сжигать покрышки на улицах накладно и для государства, и для народа.

ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ

Так получилось, что годовщину депортации крымских татар с тревогой ждали почти все россияне. Уверен, что большинство сопереживает депортированным народам. Сострадание естественно еще и потому, что сталинские репрессии колесом прошли по всем народам бывшего Советского Союза. Как не понять?

Но сейчас новые коллизии. Смогут ли договориться крымскотатарская и федеральная, региональная власть? По какому формату будут вести диалог? Обидно, что выбор вариантов небогат. Самым хорошим был бы тот вариант, который выгоден подавляющему большинству, всем крымским татарам.

Полагаю, российская власть отрекается от идеологии депортации, а крымские татары получают права, ресурсы для решения социальных проблем. И все же нелегко договориться о статусе народа, о признании российских законов, де-факто и де-юре действующих в Крыму. Вот где обнаруживается дефицит разграничения полномочий! В соответствии с существующими законами, интересами и запросами народа, в данном случае крымскотатарского, возможностями государства, необходимо распределить полномочия и ответственность сторон.

41d4dd7e4277b19284e4.jpg
Встреча Владимира Путина с представителями крымскотатарской общественности

Об этом я подумал в пятницу, 16 мая, когда увидел кадры встречи Владимира Путина с представителями крымско-татарской общественности. Приуроченная к 70-летию трагедии народа, эта встреча символизирует диалог государства и многострадального этноса. Да, делегацию крымских татар не формировали на всеобщих выборах, а отобрали из тех, кто готов к сотрудничеству с российской властью. У этого народа, возможно, есть лидеры с еще большим политическим опытом, может быть, даже с большим героизмом и мужеством. Но главное-то — в интересах народа. Крымско-татарского и российского в целом. В координации действий общественности и государства. Которое общими усилиями должно совершенствоваться в рамках демократических стандартов. И не разрывая этническое сообщество под воздействием конфликта интересов разных стран, которые переживают не лучшие для межгосударственного сообщества. Убежден, что при добром желании разграничение полномочий и реализация обязанностей возможны. Участники те же: федеральная, муниципальная, региональная власть, весь срез этноса, включая различные социальные, идейно-политические прослойки. А значит, народ представляет не один человек, не одно общество, а широкий спектр всего сообщества.

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ТАТАР

Конечно, это взгляд со стороны. Могу судить и говорить о своих, «казанских» татарах. Нас 5 — 6 миллионов по переписи, а фактически еще больше, намного. У нас тоже свои интересы, своя боль. Противоречий, разных вариантов действий в условиях нынешней России и других стран — уйма. Потенциальных лидеров, влияющих на нас внешних сил очень много.

Но приходится договариваться, иногда двигаться параллельными путями. Есть масса вчерашних пролетариев, крестьян, ставших средним классом. Интеллектуальная элита. Просветители. Творцы. Политизированная прослойка, правозащитники. Инертная масса, которая может сказать свое слово. И я не верю, что одна какая-то организация, один человек может ответить за всех. Поэтому организаций общетатарских, местных, отраслевых огромное множество. Экстерриториальное сообщество всегда смотрит на Татарстан, называет его руководителя «главным татарином». Эта условная миссия весьма почетна и ответственна. И при этом каждый татарин отвечает сам за себя. И делает свой выбор. Никакой «дедовщины».

Эти мысли пришли под настроением одного дня татарской жизни. Что делают сегодня две основные абсолютно самостоятельные татарские организации? В четверг-пятницу, 15 — 16 мая в Казани собрался второй форум татарских женщин. Это 400 — 500 прекрасных дам со всего мира. Организаторы — Всемирный конгресс татар и общество «Ак калфак». Огромный важный форум. В Казани же идет фестиваль мусульманской молодежи «Максат». Организаторы — Духовное управление мусульман РТ и центр «Идель» минмолодежи РТ, ФНКАТ. Накануне в Казани состоялся большой форум православной общественности.

1.jpg
Совет ФНКАТ в Петербурге

И, наконец, заседание Совета федеральной национально-культурной автономии и научно-практическая конференция о системе национально-культурных автономий, прошедшие в Петербурге на этой неделе. Формат обычный — более 30 руководителей региональных автономий, эксперты. Один регион — один представитель. Очень интересный, плодотворный разговор. Острый, откровенный. С участием очень высоких лиц. Потом как-нибудь расскажу.

2.jpg
Вид из окна отеля «Амбассадор», где проходила конференция

Здесь были фанаты НКАТ. Никто не ругал ВКТ, не обижался на кого-то. Хотя организации разные. Поскольку из руководства ВКТ здесь никого не было, награды конгресса от имени его председателя вручал я, выступая так же об интересах национально-культурных автономий. Члены Совета ФНКАТ прочитали статью о разграничении, обсуждали. Ничего страшного не произошло. Никакой политической, групповой внутритатарской борьбы. Там есть что решать, утрясать. Но в главном — нет раскола. Конструктивный подход снимает боль и любые обиды. Уверен, что так же было и на казанском форуме женщин. И там, и здесь не было «муторно»! Много позитивной энергии при разнообразии взглядов.

3.jpg
В саду Державина недавно посажены деревья из Лаишевского района, где родился поэт и госдеятель

Конкуренция лидеров, плюрализм взглядов — нормальные вещи. Как и перемены, которые будут в татарской жизни. А в ней сотни (!) организаций. Крупных и мелких. Отраслевых. Близких к власти и не очень. С нестандартной лояльностью к власти. Не дай бог, чтобы кто-то начал выстраивать вертикаль татарской общественности. Таков мой ответ тем, кто мечтает закрыть или подчинить татарские организации одной конторе. В этой сфере много чего любопытного происходит. Много идей. Есть споры. Но это намного лучше, противостояние сограждан. Пусть мы будем разными, будем спорить и договариваться. Поделим права и обязанности.

В одном я уверен. При наличии любых социальных, национальных контрастов и противоречий можно избежать социальных катастроф. Признаки гражданской войны на территории бывшего Советского Союза открывают нам глаза. Наш татарский опыт, мне кажется, не самый плохой.

Просмотров: 1280

Комментирование запрещено