Вахит Имамов: «Сегодня ни одного бизнесмена не заставишь открыть частную татарскую гимназию на свои деньги»

Вахит Имамов: «Кроме чистого творчества есть еще общественная деятельность писателя, его служение своему родному народу»НАД РОМАНОМ «ОГНЕННАЯ СТЕПЬ» АВТОР, УДОСТОЕННЫЙ ГОСПРЕМИИ ИМ. ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ, РАБОТАЛ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ

Если в начале прошлого века такие предприниматели, как Салимгерей Джантюрин, отдавали десятки тысяч рублей золотом в пользу новометодных медресе, то сегодняшние бизнесмены об этом даже не задумываются, считает челнинский писатель Вахит Имамов, ставший недавно лауреатом премии им. Тукая. Если все будет развиваться так же, то к 2025 году татарских деревень станет в два раза меньше — иссякнет родник, от которого питаются татарская литература, культура, искусство. Также Имамов рассказал о том, почему начальник УВД автограда предостерегал его не выходить по вечерам на улицу, и поразился тому, что вот уже около 20 лет никому нет дела до 150 писем казанских ханов, датированных XV — XVI веками и хранящихся в финских архивах.

«Я ОДИН, А КАЗАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ МНОГО»

— Вахит эфенди, как показалось нам, журналистам, в этом году обсуждение кандидатур на премию им. Тукая, споры вокруг того, кто должен входить в комиссию по присуждению этой премии, получились особо бурными? Или это каждый год так бывает?

— Споры, несомненно, возникают ежегодно. Другое дело, что большая их часть в прошлые годы не выплескивалась на страницы прессы. Но я не помню ни одного случая, чтобы на заседании правления союза писателей во время обсуждения кандидатур на премию имени Тукая как-то обходилось без споров и полемики. 18 лет являюсь членом правления союза и всегда старался защищать кандидатуры писателей, живущих не в Казани, а в других городах и районах. И не только Татарстана! Потому что несправедливо награждать премиями только казанских писателей. Это касается не только тукаевской премии. На правлении мы обсуждаем кандидатов на премию имени Гаяза Исхаки, на премию имени Фатиха Хусни, Хади Такташа и т.д. Даже если исходить чисто по численности, то в Казани проживают около 200 членов союза, в других местах — порядка 130.

— С другой стороны, определять территориальные лимиты на премии тоже неправильно. Награда присуждается ведь не за то, что писатель живет на периферии, а за его талант…

— Я с этим и не спорю. Но у меня всегда болело сердце из-за того, что не замечали писателей из Ижевска, например. Потому что кроме чистого творчества есть еще общественная деятельность писателя, его служение своему родному народу. Например, в положении о присуждении премии имени Гаяза Исхаки прямо написано, что и творчество кандидата должно быть направлено на сохранение традиций татарского народа, а также он должен вести активную общественную деятельность. Литература сама по себе, без общества, существовать не может. И если начнем делать сравнение казанских и ижевских писателей в плане общественной деятельности, то оно будет не в пользу столичных писателей. Ижевцы на голову выше!

Они с нуля создали газету «Яңарыш», татарское радио и телевидение. Если на удмуртском языке в день выходит 15-минутные передачи, то на татарском — более часа. Более того, они ходили по квартирам, доказывали родителям необходимость открытия татарской гимназии, собирали подписи и добились-таки своего. Они помогли удмуртам открыть их национальную школу, а ведь до этого у них в республике не было ни одной средней школы, обучающей на удмуртском языке. Вы представляете, у них до сегодняшнего дня нет учебников на удмуртском языке для 9 — 11 классов. Сейчас только начали писать, причем с помощью татарских писателей Ижевска.

Кроме того, они возводят одну мечеть за другой. Например, в Челнах уже неизвестно сколько миллионов собрали на строительство джамиг-мечети (соборной мечети — прим. ред.) возле здания мэрии, устраивали пиар-акции — то первую сваю вбивают, то фундамент закладывают, а мечети как не было, так и нет. А в Ижевске без лишнего шума татары собрали 40 миллионов рублей и «поставили под крышу» джамиг-мечеть, тем самым показав пример нам, татарам, живущим в Татарстане, да и по всей России. Во всех этих делах инициаторами и главными активистами выступали татарские писатели. Плюс они выпускают не только газеты, но и печатают книги, открывая дорогу молодым журналистам и писателям. И почему они не достойны премии имени Гаяза Исхаки?! Почему бы не присудить эту премию тому же Ринату Батталу или Ибрагиму Биектаулы, которые ведут за собой всю общественность Удмуртии?

Вахит Имамов, Фатих Сибагатуллин и Туфан Миннуллин
Вахит Имамов, Фатих Сибагатуллин и Туфан Миннуллин

— Вы на заседании правления союза писателей поднимаете эти вопросы?

— Конечно! Каждый год об этом говорю, но я один, а казанских писателей много. Они начинают возражать, что вот такой-то писатель первым 25 лет назад написал о творчестве Гаяза Исхаки, а этот 20 лет назад его первым перевел и т.д. Как я уже сказал, такие споры на заседаниях правления возникают каждый год, но в этом году споры вокруг премии имени Тукая действительно привлекли более широкий круг общественности, чем обычно. Возможно, этому способствовал тот факт, что к обсуждению кандидатов, в отличие от других лет, подключилось большое количество русскоязычных СМИ.

Плюс ко всему в этом году было выдвинуто 10 кандидатов. Я не припомню, чтобы было столько. Бывало 6 кандидатов, ну максимум 7. В какие-то годы никому из выдвинутых писателей не давали премию имени Тукая, поэтому не было никакой гарантии, что кто-то из четырех писателей-кандидатов в этом году обязательно получит премию. Я не могу сказать, что Флера Гиззатуллина или Клара Булатова недостойны премии. У них богатое творчество, насчитывающее по 30 — 40 лет. Наверное, правильнее было бы наградить их уже давно, скажем, лет 20 назад, когда их имена громко звучали в татарской литературе, когда их творчество было в расцвете.

— А как ваш оппонент Фатих Сибагатуллин, вокруг имени которого и было больше всего шума, отнесся к тому, что члены комиссии посчитали вас более достойным тукаевской премии, чем он?

— 25 апреля, в день, когда вышел указ президента о лауреатах, в «Корстоне» состоялись торжества, посвященные 80-летнему юбилею союза писателей Татарстана. Фатих Саубанович меня по-дружески обнял, поздравил с присуждением премии и сказал: «Ты стал батыром Сабантуя, а я — вице-батыром!» (Смеется.)

«МОЖЕТ ЛИ ВОР БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫМ И ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ?»

— Вахит эфенди, известно, зачем Сталину нужно было создавать союз писателей. А для чего и для кого он нужен сегодня?

— Я считаю, что в любом случае нужен некий орган, который бы следил за тем, чтобы литература не опускалась ниже определенного уровня, давал направление для творчества, помогал молодым и так далее. Если сегодня разогнать союз, ничего особо страшного, думаю, не случится, писатели не остановятся в своем творчестве, все равно будут писать, но государство уже отойдет в сторону от литературного процесса, ликвидирует даже ту небольшую финансовую помощь, которую оно сегодня еще оказывает. Это создаст дополнительные трудности для писателей, особенно татарских. Тогда они вынуждены будут ходить с протянутой рукой и просить денег на свои книги. Но сегодня у нас практически нет татарских меценатов, какие были в начале прошлого века. Сегодня нет таких, как Салимгерей Джантюрин, который отдал 30 тысяч рублей золотом на строительство медресе «Галия». Ты сегодня ни одного бизнесмена не заставишь открыть частную татарскую гимназию на свои деньги! Татарских миллиардеров немало, есть они и в Казани, и в Москве, и даже на Украине есть Ринат Ахметов. Но я не могу себе представить, что кто-то из них об этом задумывается.

Скажем, сейчас идет атака на национально-региональный компонент, сотни учителей татарского языка сократили в последние годы. А почему татарские бизнесмены не открывают татарские лицеи, обучающие по собственным программам? Пусть в рамках существующих по закону образовательных стандартов, пусть там изучают математику, физику, астрономию, английский, французский, арабский, русский языки, но с углубленным изучением татарского языка, литературы, истории, и чтобы все уроки велись только на татарском языке, как в свое время в таких медресе, как «Иж-Буби», «Мухаммадия» или «Хусаиния». А ведь ни для кого не секрет, что все перечисленные мной медресе содержались исключительно на средства татарских предпринимателей.

На 80-летии Союза писателей РТ в Корстоне в апреле 2014 года
На 80-летии союза писателей РТ в «Корстоне» в апреле 2014 года

— А почему сегодняшние этого не делают?

— Значит, у них уровень такой.

— Когда у них уровень-то поднимется? Что нужно для того, чтобы «черные баи» («кара байлар»), как назвал их Туфан Миннуллин, превратились в белых?

— Ни для кого не секрет, что в 90-х годах воровали по-черному. Люди сколотили первоначальный капитал на убийствах и крови. Что от таких можно ждать? Может ли вор быть образованным, интеллигентным, радеть об интересах общества, стать меценатом, финансировать культурные, образовательные, литературные проекты? Их дети преимущественно получают образование за рубежом, и я не думаю, что, не получая национального воспитания, не зная истории, традиций, языка собственного народа, они в будущем сделают что-то хорошее для этого народа. Не знаю, когда у нас появятся белые баи, такие как Садри Максуди и Юсуф Акчура, окончившие Сорбонну. В нашем народе в настоящее время все меньше и меньше становится такого понятия, как милли рух (национальный дух или национальное самосознание — прим. ред.). А чтобы предотвратить исчезновение татар, таких нам нужны тысячи.

— Вы говорили о финансовой помощи государства союзу писателей, а в чем она выражается?

— Выделено штатное расписание, человек, по-моему, на 10 с небольшими окладами. Здание отдали в аренду сроком на 49 лет. Правда, то и дело проходят проверки разных министерств и ведомств, нас упрекают в неэффективном использовании имеющихся площадей. Справедливости ради, наверное, стоит отметить, что часть кабинетов дома на Муштари, 14, возможно, стоило бы, как раньше, отдать в аренду редакциям литературных журналов и это только помогло бы литературному процессу. Писатели и журналисты стали бы больше общаться между собой, обогащать друг друга, делились бы идеями, спорили бы, советовали и т.д. Но требовать с союза, чтобы мы зарабатывали деньги, наличия какой-то финансовой прибыли в корне неверно. Мы же не коммерческая организация.

Еще одна «помощь» от государства — развалили систему Таткниготорга, в сеть которой входил 81 книжный магазин. Сейчас просто негде продавать татарские книги. Раньше наши произведения печатались тиражом 15 тысяч экземпляров, в частности, две первые мои книги имели такой тираж. И все равно они очень быстро распродавались. Я кое-как успел купить в Набережных Челнах 8 экземпляров своей книги «Нәзер» («Завет»). Я знал, что в магазин «Глобус» привезли 1 тысячу экземпляров, но что-то замотался по делам, приехал спустя две недели, а осталось только 8 экземпляров. А сегодня из 43 районов в 22 вообще нет ни одного книжного магазина. Мы эту проблему поднимаем уже не первый год, постоянно говорим на всевозможных форумах и съездах, но правительство, к сожалению, не слышит нас в этом вопросе. Я лично обращался к Минтимеру Шариповичу, когда он еще был президентом Татарстана, — на совещании с главными редакторами предлагал освободить книжные магазины от уплаты за аренду помещений или ввести другие льготы. Он сказал, что это хорошее предложение, но продолжения не последовало.

Во время посещения Иске-Казанского историко-культурного комплекса
Во время посещения Иске-Казанского историко-культурного комплекса

— Может быть, стоит подумать о том, чтобы место исчезнувших книжных магазинов занял интернет? Думаю, это мощный инструмент для популяризации татарской литературы среди детей и молодежи…

— Это тоже надо делать. Особенно это нужно для татар, проживающих, скажем, в Курганской области или в Германии. До них татарские книги дойти не могут или могут дойти лишь с большими проблемами. Вот для них должны существовать сайты, благодаря которым они могли бы читать татарские произведения. По заказу кабмина РТ создан проект tatknigafund.ru, в котором размещено, если не ошибаюсь, около 1500 книг. Но появление таких сайтов не означает, что нужно бросить издание книг. Эти процессы должны идти параллельно.

Еще одна «помощь» — по всему Татарстану закрыли 2200 библиотек. Оптимизация! Например, в моей родной деревне Старое Байсарово объединили деревенскую библиотеку и школьную. Соответственно сократили 2200 библиотекарей. То есть теперь школьный библиотекарь должен оказывать услуги и школьникам, и всей деревне. Но я вам точно могу сказать, потому что специально изучал этот вопрос во время командировок в разные районы республики, в 14 часов заканчиваются уроки, а уже в 15 часов закрывают школу. Я помню свое детство, мы около пяти часов вечера снова приходили в школу, начиналась работа кружков литературы, географии, истории и т.д. Почему сейчас ничего этого нет? Якобы экономят электричество.

Дело в том, что в начале года директор школы дает заявку, в которой указывает на необходимое количество электроэнергии за год. Заключается договор, в котором есть пункт, что директор за перерасход платит штраф из собственного кармана. Поэтому, чтобы не допустить перерасхода, директор школы всех выгоняет в 15 часов и закрывает двери. Ради чего мы экономим на образовании и развитии детей? Чтобы потом Сердюков миллиардами воровал? Если все будет развиваться так же, как сейчас, то к 2025 году татарских деревень станет в два раза меньше. А ведь татарская литература, культура, искусство питаются из татарских деревень, как из родника. Вы посчитайте, сколько татарских писателей, журналистов, ученых, певцов, художников вышло из деревни, а сколько из города…

«ИМЕНА СОТЕН ГЕРОВ, ИХ ПОДВИГИ НАРОДУ НЕИЗВЕСТНЫ»

— Говорят, впервые имя писателя Вахита Имамова громко прозвучало после того, как в 1991 году в журнале «Аргамак» вышла повесть «Кресло»?..

— Действительно, скандал тогда получился большой. Кстати, на днях мне звонил корреспондент «БИЗНЕС Online», и я уже рассказывал о событиях тех дней. Повесть «Кресло» рассказывает о событиях в Набережных Челнах, связанных с отравлением фенолом, и о том, как себя тогда повела местная элита (а всех героев повести можно было легко узнать). В то время руководитель горисполкома Юрий Петрушин со мной четыре месяца не разговаривал, даже руки не подавал во время случайных встреч.

А начальник УВД Таштабанов, ныне уже покойный, посоветовал от греха подальше позже 17 часов на улице не появляться. Я первое время старался вечерами на улице не ходить, но ведь какое это было время?! Тогда ведь общественная жизнь бурлила и кипела, каждую неделю проводились десятки важных мероприятий, в Челны часто приезжали гости из других городов, с ними проводились встречи, диспуты и т.д. Разве можно в такое время прятаться дома?! А с Петрушиным мы позднее встретились в автосалоне, где и я покупал «Москвич-2141», и он — такую же машину. Тогда уже он зла не держал, поздоровался, поговорили о жизни, о культуре и т.д.

Встреча делегации из Башкортостана
Встреча делегации из Башкортостана

— А когда вы увлеклись историей?

— Еще будучи студентом, я заинтересовался пугачевским восстанием и начал взахлеб читать одну книгу за другой. Сначала просто для себя, интересно было. Но я не просто так читал, а конспектировал то, что считал важным. К окончанию учебы в университете, то есть к 1982 году, я проштудировал более 40 книг по этой теме. Я знал, кто такой генерал Фрейман, генерал Мансуров и т.д. Когда получил диплом, у меня было свободное время, и я поехал в уфимский архив в первый раз и поработал там 35 дней. Зная, что я сижу в архивах, поэт и литературный критик Фаиз Зулькарнай попросил меня найти данные на Акай-батыра.

Тогда от него я впервые услышал это имя, в литературе о нем ни слова не было написано, тем более в учебниках истории. Или, скажем, начинаешь изучать допрос участника восстания Пугачева, в котором указывается, что этот человек участвовал в восстании Батырши. Ты задумываешься: а кто такой Батырша? И вот так, копая архивы, я нашел данные о восстания Батырши 1755 года. А изучая данные участников восстания Батырши, ты непременно выходишь на восстание Кара Сакала, далее — восстание Акая (1735 год — прим. ред.). То есть исторические события сами вынуждают тебя погружаться все глубже и глубже в века. Выяснилось, что у Акая и отец был предводителем восстания, и дед, а после него еще и сын был руководителем отряда. Ни у одного другого народа нет такого примера, когда четыре поколения одной и той же семьи стали организаторами восстаний.

— И сколько пришлось копаться в документах, чтобы написать роман «Утлы дала» («Огненная степь»)?

— В общей сложности более 30 лет. Конечно, архивная работа требует времени, усидчивости, терпения. За один визит невозможно все изучить. После Уфы я поехал в архивы Оренбурга, Уральска, Белорецка и других городов. Во время одной поездки открываешь для себя имена двух-трех полковников, трех-четырех старшин и радуешься. И так год за годом собиралось все больше и больше информации. И ты понимаешь, что имена сотен героев, их подвиги, совершенные ради блага народа, этому народу неизвестны. Взять того же Бачман-тархана. Он присутствует в устном народном творчестве, многие слышали о том, что он был казнен, что ему отрубили голову, но письменных данных о нем нигде нет, не написано ни одного литературного произведения. Вот чтобы наша молодежь, наши дети, будущие поколения представляли себе героев прошлого своего народа, я стараюсь собрать о них максимально полную информацию и описать их жизнь и подвиги в своих произведениях.

— Как вы считаете, в архивах еще много неизученных документов об истории татар лежит?

— Много, не счесть! Приведу только один пример. Около 20 лет назад финские ученые нашли в своих архивах около 150 писем казанских ханов, датированных с середины XV века и до середины XVI, то есть до падения татарского государства. Финны пригласили наших ученых, чтобы они изучили эти письма. Никто не поехал, сослались на отсутствие денег! И до сих пор ни один татарский ученый в глаза не видел эти письма, не держал их в руках, не читал, не изучал. У меня в голове не укладывается, как такое возможно?!

«80 ПРОЦЕНТОВ ТАТАР НЕ ЗНАЮТ СВОЕЙ ИСТОРИИ»

— Вахит эфенди, вот ведь какая штука: перечисленных вами героев мало кто знает, зато Бахтияра Канкаева знают очень многие. А почему? Мне кажется, во многом благодаря тому, что в 1975 году театр имени Камала выпустил спектакль о нем по пьесе Туфана Миннуллина. Ведь исторический герой превращается в легенду только после того, как про него выпустят спектакли, снимут фильмы…

— Я это прекрасно понимаю. Далеко ходить не надо, достаточно привести в пример фильм «Хайтарма». Но ведь нет у нас татарского кино! Мы в свое время отдали миллиарды рублей Булату Мансурову, но сегодня нет ни денег, ни фильма. А башкиры сняли свои фильмы, в том числе и исторические. Почему мы не можем? Потому что у нас не было и до сих пор нет такого человека, как Мустай Карим, который бы добился у Москвы разрешения и финансирования на кинопроизводство.

Командировка в Тукаевский район, с главой Василем Хазеевым (крайний слева)
Командировка в Тукаевский район, с главой района Василем Хазеевым (крайний слева)

— Турки, например, снимают очень хорошие сериалы: «Королек — птичка певчая», «Великолепный век». Может, на них каким-то образом выйти с предложением взять за основу сериала роман «Утлы дала»?

— Это хорошая мысль, ведь и для турков «Утлы дала» — не чужая история. Потому что Чингисхан — наш общий предок. Но меня несколько настораживает, что каждый режиссер снимает фильм, интерпретируя роман, по мотивам которого он снят, так, как посчитает нужным. В мои руки недавно попал китайский сериал о Чингисхане, состоящий из 30 серий. Чтобы облегчить себе работу, режиссер в самом начале фильма заявляет, что в древние времена в Азии жило пять народностей. Тут только остается рассмеяться, ведь всем прекрасно известно, что монголы состояли из десятков разрозненных племен и народностей и только Чингисхан смог их собрать в единый кулак. Только в Средней Азии он объединил 46 народностей.

— Недавно в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Рафаэль Хакимов писал, что термин «национализм» в русском языке не имеет нейтрального смысла, он заведомо осуждает все, что связано с положительным отношением к своему народу. А для европейцев и татар национализм — это то же самое, что на русском языке обозначается как патриотизм, гражданское чувство. Вы ведь себя вот называете «милләтче», и наверняка есть люди, называющие вас националистом, имея в виду шовинизм?

— Да я называю себя «милләтче», как и все татары, вкладывая в смысл этого слова любовь к своему народу, к своей нации, свое гражданское чувство, сердечную боль, если хотите. Хочешь того ты или нет, но у нас жизнь заставляет становиться националистом, патриотом своего народа. Например, в Челнах еще несколько лет назад было 14 татарских школ. Я сам лично создавал группу из 28 человек, и мы обошли 700 квартир, уговаривали родителей отдавать детей в татарскую школу и, в конце концов, добились открытия татарской школы №52. Прошло 20 лет, сейчас в Челнах, считается, работают 8 татарских школ. Но ведь дети в коридоре разговаривают на русском языке, потому что они все предметы (химию, биологию, физику, математику и т.д.) изучают на русском языке. Сейчас у учителей и школьников в головах только ЕГЭ. Вряд ли они знают нынешних татарских писателей. Я даже сомневаюсь, что они, как мы в свое время, знают наизусть 15 стихов того же Мусы Джалиля. А мы гордились тем, что наизусть могли рассказывать Тукая, Хади Такташа и других.

Вахит Имамов с женой Глюзой
Вахит Имамов с женой Глюзой

— В чем же вы видите решение проблемы?

— Нас не знают в Европе и в целом в мире. Нам нужно заявить о себе всему миру, тем более у нас есть что рассказывать и показывать. Недавно на меня вышли ученые медиацентра Бакинского университета, до которых каким-то образом дошла моя книга «Запрятанная история татар», они перевели ее на азербайджанский, турецкий, английский, французский, немецкий, китайский и индийский языки и начали распространять по всему миру. Они также рассказали, что у них заключено множество соглашений о сотрудничестве с университетами Анкары, Стамбула, Мармара, казахскими, узбекскими и другими тюркоязычными вузами. Это большое, очень нужное дело, поскольку хоть мы и бьем себя в грудь, говорим, что имеем 1500-летнюю историю, но эту историю не знают не только европейские народы, но даже 80 процентов самих татар.

Как они могут знать об этом, если книги не печатаются, не распространяются среди народа? Наше правительство тратит деньги на что угодно, но только не на издание книг об истории татарского народа. Вполне допускаю, что на это нет разрешения Москвы, но если бы мы объединились, если бы академия наук, институт истории, вся общественность потребовала бы, то московское и республиканское правительства выделили бы средства на эти цели. Ведь посмотрите, что только не обещали крымским татарам перед референдумом! И решение земельного вопроса, проблем развития языка, и пост замминистра в каждом министерстве. Дескать, украинские власти годами не решали эти проблемы.

А я хочу спросить: кто же будет решать проблемы казанских татар?! Кто будет решать проблемы чувашей, удмуртов, марийцев, других народов, проживающих в России? Москва обвиняет Запад в использовании двойных стандартов, а я хочу спросить: почему крымский референдум признали, а референдум, проведенный в Татарстане в 1992 году, — нет?! К сожалению, народу, потерявшему свою государственность, уготована горькая судьба. Историю пишут победители.

Вот поэтому я хочу обратиться к нашим ученым и призвать их к тесному сотрудничеству с медиацентром Бакинского университета. Там уже успели издать свыше 100 книг по истории и культуре тюркских народов на 7 — 8 языках мира. Давайте мы тоже присоединимся к этому без сомнения важному и нужному делу. Кстати, если кто не знает, могу сообщить, что в Татарстане насчитывается 2200 кандидатов и докторов наук с соответствующими корочками. А если отобрать у них эти корочки, уверен, половину никто не признает учеными…

business-gazeta.ru

 

Просмотров: 1929

2 комментариев

  1. Татар язучылары арасында Туфан ага Миңнуллинга охшаган вәкилләр юк түгел икән. Кадыйр Сибгатуллин турында язган мәкәләләрдә Вахид Имамовның исеме чагыла иде. Киң күңелле һәм туры сүзле шагыйрнең дус-ишләре дә аның үзенә ошаган икән.

  2. РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ . МОЛОДЕЦ И ИСТИННУЮ ПРАВДУ ПИШЕТ СМЕЛО. ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ……