«А в деревне веры нет!»

muslim-women-1ИСЛАМСКИЕ ЖЕНЩИНЫ СОБИРАЮТСЯ В «АГИТОТРЯДЫ» ПРОТИВ АЛКОГОЛИКОВ

В НКЦ «Казань» накануне состоялся второй съезд союза мусульманок Татарстана «Женщины мира и добра» при Духовном управлении мусульман РТ, в ходе которого более 300 делегатов решили бороться с женским алкоголизмом, возрождать женсоветы, создать союз мусульманских писательниц и добиться, наконец, чтобы их дети ходили в школу в платках. Корреспондент «БИЗНЕС Online», присутствовавший на съезде, оценив энергию правоверных, отметил, что он прошел тише, чем недавний всемирный форум татарских женщин.

ЖЕНЩИНЫ — И МУСУЛЬМАНКИ

На съезде собралось более 300 делегаток — в большинстве своем почтенные дамы в нарядной исламской одежде (некоторые привели детей). Почти не было представителей светской власти. В президиум вошли Ирек Арсланов, начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, и Фарид Мифтахов, депутат Госсовета. Интересно, что в папке с материалами съезда оказалась его открытка, а председательствующий, главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев, с улыбкой попросил, чтобы за него отдали голоса на будущих выборах. Кроме них, из мужчин на сцене был также Мансур хазрат Джалялетдин, имам-мухтасиб Казани. А начавший съезд с чтения аятов Корана муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, сославшись на встречу, вскоре покинул собрание, предварительно получив в подарок шамаиль со стразами Сваровски.

Все это явно показывает не самый высокий статус Союза в республике. Для сравнения — прошедший 16 мая второй Всемирный форум татарских женщин. На нем собралось 450 делегаток в театре имени Камала, шел он в течение трех дней, от правительства выступал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, в фойе гремела ярмарка (в НКЦ у входа в зал продавали только косметику и книги). Да и темы на двух событиях порой дублировались — на форуме все те же женщины в платках активно обсуждали вопросы религии и воспитания. К слову, организатор форума, глава организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрия Идрисова в зале присутствовала, но не выступала.

И вот, спустя менее чем три недели, проходит еще один «женский» съезд. Где регламент игнорируется настолько, что за 25 минут до окончания выступлений докладчиков выясняется, что их ожидается ее 16. Где половина стульев в президиуме пустует.

Хотя, казалось бы, за девять лет Союз сделал многое. У него появились филиалы, были организованы курсы по изучению татарского языка, молодежный клуб «Азан», «Школа невест», где девушек готовят к семейной жизни, центр создания семьи «Ханума» (куда обращаются из Германии и США), служба сохранения семьи и семейных ценностей «Талакка кадэр», передача на радиостанции «Новый век» «Тормыш элифбасы». Особенно союз любит проводить конкурсы исламской одежды. Последний, под названием Islamic Clothes, прошел в Казани 15 мая.

Однако это не отменяет неоднократно озвученного факта, что в республике только 3% жителей соблюдают каноны ислама. Безусловно, женщины серьезно взялись за дело по его пропаганде. Именно они, а не мужчины, являются серьезными приверженцами веры. Мансур хазрат Джалялетдин даже рассказал об этом историю: после пятничного выступление имама женщины продолжают обсуждать сказанное на остановке, в автобусе, дома. «А мужчина выходит из мечети — и все забывает. О чем говорил? Ну, так, говорил! Эх, хорошо говорил! А что конкретно — не знают».

Но даже приложив утроенные силы, женщины не могут преодолеть общий кризис веры. Ислам слишком поздно вернулся в Татарстан. И его апологеты подрастеряли былой энтузиазм на фоне внешнего развития. В одной Казани сейчас 57 мечетей, строится еще 11. Но, как вспомнил Джалиль-хазрат, в 90-е годы духовности было больше, при отсутствии средств. «А сейчас — мечети открываются, книги издаются, а духовности не хватает».

Наиля Зиганшина
Наиля Зиганшина

ПОРНО, АЛКОГОЛИЗМ, ЗАПРЕТ ХИДЖАБОВ

Возглавляющая Союз Наиля Зиганшина коснулась в своем выступлении вопросов, которые, по ее мнению, требуют решения немедленно. К примеру, сказала она, надо запретить порносайты. Как выяснилось, она наткнулась на них в сети в поисках реферата для ребенка. И ужаснулась, что то же самое могли бы сделать ее дети. Позже журналист, издатель мусульманского календаря на татарском языке Фания Хузяхмятова ответила ей, что рефераты, в общем-то, надо писать самому чаду, а не скачивать.

Также Союз собирается решать проблему с женским алкоголизмом. Для этого будут созданы так называемые «агитотряды». Сейчас формируется первый, рассчитанный на всю республику, в него войдут представители творческих профессий, активистки. Они будут общаться с пьющими женщинами, за каждой будет определен ответственный. В дальнейшем планируется обучение активисток на местах. Также эти агиторяды помогут бывшим заключенным, потерявшим всякую надежду на нормальную жизнь.

Зиганшина вновь подняла муссировавшийся несколько лет назад в пресс вопрос о платках, вспомнили конфликты по поводу фотографирования в платке на паспорт, а также том, что женщин, носящих платок, не берут на работу, а их детям не позволяют надевать его в школу. В резолюции делегаты, в частности, попросили у Министерства науки и образование последнее разрешить, внеся в форму элементы национального колорита. На съезде, кстати, представлены образцы этой формы от дизайнеры Диляры Валиуллиной.

На съезде были представлены образцы школьной формы от дизайнеры Диляры Валиуллиной
На съезде были представлены образцы школьной формы от дизайнеры Диляры Валиуллиной

Также в резолюции Союз попросил Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ следить за нарушениями прав женщин-мусульманок (для этого создадут женсоветы), ТНВ — дать эфир для передачи о семье и воспитании. Кроме того, решено создать Союз солдатских матерей и добиться появления в армии институт исламских служителей.

В ДЕРЕВНЕ ВЕРЫ НЕТ

Самой странной инициативой, озвученной на съезде, стало создание Союз мусульманских писателей. Поэтесса Парвина Закиева, во-первых, говорила по-русски, на этом же языке прочла стихотворение. Во-вторых, в отличие от делегаток в возрасте, она была сильно накрашена, словом, представляла разительный контраст к остальным. В зале интеллигентно спросили, можно ли свистеть. Но Джалиль-хазрат поспешил уточнить, что Закиева — таджичка. Зато, заявила Зиганшина, замужем за татарином. «Ну, слава Аллаху, хотя бы один татарский парень выучит таджикский!», — заключил Фазлыев под смех зала. Тем не менее, появление русскоязычной девушки на сцене указывает еще на одну тему, которую Союз обошел. Что мусульманки Татарстана — это не только татарки. Но и многие иммигранты. Интересно, что громко не прозвучала на съезде и важная тема усиления в республике деятельности различных сект…

Парвина Закирова
Парвина Закиева

При этом громко и эффектно выступившая писательница Фаузия Байрамова отметила, что именно приезжие за пределами республики являются основными посетителями мечетей. «А в деревне веры нет! Там пять дедов, имам, который выучил по календарю четыре суры, и еще четверо, которые делают вечером омовение». Кроме того, она предложила, чтобы с населением мусульманки работали, согласно статусу: молодежь — с молодежью, пожилые— с пожилыми, богачки — с богачками. «А то молодым до нас, бабушек, дела нет».

На этом сезон исламских собраний не заканчивается — 12-14 июня в театре им. Камала пройдет V Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. Планируется прибытие 900 делегатов из 65 регионов России. Наверняка там будут подняты многие намеченные на съезде темы.

Справка

Общественная организация «Союз мусульманок Татарстана» официально создана решением Первого съезда мусульманских женщин России 5 декабря 2005 года в г. Казани Республики Татарстан, по инициативе Духовного управления мусульман РТ.

Просмотров: 1556

Один комментарий

  1. Если сравнить два съезда мусульманских женщин и калфака, то необходимо сопоставить цифры: для съезда калфака выделили 3 миллиона рублей, а для мусульманок 300. Поэтому размахи несравнимы. За такие деньги можно было калфакское государство организовать, не только съезд