Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты? Во время Смуты русские не были безоглядными патриотами, а татары вовсе не были сепаратистами»

111ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В ИСТОРИИ РОССИИ — ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА

Официальная историческая наука не может объяснить, почему татары активно участвовали в укреплении российской государственности совместно с русскими, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что придерживающиеся официальной историографии исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем.

Скажи, громкоголос ли, нем ли
Зеленый этот вертоград?
Камнями вдавленные в землю,
Без просыпа здесь люди спят.
Блестит над судьбами России
Литой шишак монастыря,
И на кресты его косые
Продрогшая летит заря.
Заря боярская, холопья,
Она хранит крученый дым,
Колодезную темь и хлопья
От яростных кремлевских зим.
Прими признание простое, -
Я б ни за что сменить не смог
Твоей руки тепло большое
На плит могильный холодок!
Нам жизнь любых могил дороже,
И не поймем ни я, ни ты,
За что же мертвецам, за что же
Приносят песни и цветы?
И все ж выспрашивают наши
Глаза, пытая из-под век,
Здесь средь камней, поднявший чаши,
Какой теперь пирует век?

Павел Васильев. На посещение Новодевичьего монастыря. 1932

Смута — один из поворотных моментов истории России
Смута — один из поворотных моментов истории России

ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗА ДОЛГИЕ СТОЛЕТИЯ СФОРМИРОВАЛОСЬ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ

Смута — один из поворотных моментов истории России. Вокруг этой темы существуют устоявшиеся штампы об изгнании польских «интервентов», патриотизме земского ополчения во главе с нижегородскими героями князем Дмитрием Пожарским и гражданином Кузьмой Мининым, о восхождении дома Романовых, Лжедмитриях, как врагах русского народа, Гермогене — духовном вдохновителе народа на борьбу с иноземцами, роли Москвы и Нижнего Новгорода в защите страны от «латинства», подвиге Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в Исуповские болота.

Никаких татар и никакой Казани в этих событиях нет, будто не было царства Казанского с его ополчением и спасительницы святой Руси иконы Казанской божьей матери. А ведь духовный символ сопротивления иноземцам Гермоген начал карьеру в Казани. Митрополит казанский и свияжский Ефрем, а не кто-то другой, благословил Михаила Романова на царствование: «Боляр же своих, о благочестивый, боголюбивый царь, и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».

Две ключевые духовные фигуры времен Смуты — выходцы из Казани. Не случайно и появление казанского боярина Василия Морозова на лобном месте Москвы для утверждения соборного «приговора» о царском выборе: «Потом же посылают на Лобное место рязанского архиепископа Феодорита, да Троицкого келаря старца Авраамиа, да Новово Спасского монастыря архимарита Иосифа, да боярина Василия Петровича Морозова». На Красную площадь для принятия присяги вышли те, кто, безусловно, имел земские заслуги, но среди них не было ни князя Дмитрия Трубецкого, ни князя Дмитрия Пожарского. Казанцы постоянно оказывались в решающих для страны событиях, но их историки не любят упоминать.

К казанскому фактору следует добавить татарский, ведь под боком у Москвы существовало Касимовское ханство, в Костроме сидели романовские татары, в Мещерской земле, Темникове, Нижнем Новгороде русское население едва ли превышало татарское. «В количественном отношении, — пишет историк Александр Станиславский, — мещерские служилые татары и мордвины превосходили (!) любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 года против самозванца упоминаются 450 касимовских, 537 темниковских, 542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова». На южных рубежах беспокоило Крымское ханство, за Камой начиналась Ногайская Орда, в Астрахани значительный вес имели юртовские татары. Служивых людей не делили по происхождению, но, очевидно, изрядную долю составляли татары. Среди литовской конницы и польских уланов в основном были татары из потомков войска Мамая и Тохтамыша, перешедшие на службу к литовскому великому князю и польскому королю.

Отдельного упоминания достойны казаки, которые еще в ХV веке начали складываться из ордынских низов в степях между Доном и Волгой. Очень скоро степи стали настоящим домом, владением русских казаков или, как говорили они сами, казачьим юртом. В Московском летописном своде под 1492 годом читаем: «Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки, в головах приходил Томешок зовут, а с ним двесте и дватцать человек — во Алексин на волость на Вошан и, пограбив, поидоша назад». Само слово «казак» на татарском языке означает вольный человек. Постепенно на Дону и в низовьях Волги собирались беглые крестьяне из разных мест и разного происхождения, которые стали себя называть «вольными», иначе говоря, на русском языке повторялось татарское слово «казак». Ко времени Смуты среди казаков преобладали православные славяне, но татары оставались значительной частью этой турбулентной силы.

В те времена Россия, как государство в современном понимании, еще не состоялась. Она представляла собой конгломерат «государств». Известный историк Сергей Платонов писал: «Наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с ее уездом». На этой территории с весьма пестрой этнической массой верховодили, конечно же, русские и новокрещеные, но сами русские были очень разные, их больше называли рязанцы, новгородцы, смоляне и т.д., или же просто православными, служивыми, холопами. В то время иноземцами, с которыми воевали, считались поляки, «литва» и «немцы», а татары не были врагами, они исправно выполняли свои вторые роли. Причем если казаки были явно стихийной силой, вносящей смуту и разброд всюду, где появлялись, то татары (особенно служивые), напротив, были по большей части силой стабильной, выступавшей за укрепление государственных устоев.

Казанское ханство
Казанское ханство

В этой крайне сложной ситуации времен Смуты нам интересна не правдоподобность официальной версии (пусть она живет своей мифической жизнью), а русско-татарские отношения. Поскольку падение Казанского ханства трактуется по официальной версии как борьба русских с татарами, православия с исламом, то, казалось бы, татары должны были воспользоваться Смутой для укрепления своей позиции, да и просто отделения Казани от Москвы, тем более Россия фактически была уже распавшейся — где-то правили поляки с литовцами, где-то шведы, часть территорий присягнула тушинскому «вору», а Казань и Нижний Новгород фактически оказались самостоятельными и действовали заодно.

По официозной версии не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими. Из-за несовпадения реального поведения татар с такой позицией, исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем. Например, с Лжедмитрием II было покончено, когда его приближенный крещеный ногайский татарин стольник князь Петр Арсланович Урусов (Урак) зарубил самозванца на охоте. Обычно таким сообщением и ограничивают повествование, но ведь не случайно же Урусов оказался в центре событий в поворотный для Смуты момент… Историки не утруждают себя объяснением, почему же татары выступали за сохранение целостности государства.

Татарское сознание за долгие столетия строительства различных каганатов и ханств сформировалось как государствообразующее, оно не могло в одночасье превратиться в разрушительную силу. Даже татары, ушедшие в «казаки» в степи нынешнего Казахстана, довольно быстро избрали себе хана и создали новую Орду, а на Дону доминировала стихия выходцев из низов, в принципе недовольных государственными порядками. Хотя татар можно обнаружить практически в любом лагере, но их поведение больше определялось симпатиями к тем, кто выступал за укрепление государственности. В этом был и практический смысл, поскольку их за ратную службу наделяли землями.

По той же порошице
И шел тут обозец.
Он, с Дону, с Дону!
Не мал, не величек —
Да семеро саней.
Ой, с Дону, с Дону!
Да семеро саней,
Да семеро в санях.
Ой, с Дону, с Дону!
Во первых-то санях —
Атаманы сами.
Ой, с Дону, с Дону!
Во вторых-то санях —
Есаулы сами.
Ой, с Дону, с Дону!
А в четвертых санях —
Разбойники сами.
Ой, с Дону, с Дону…

Народная песня

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин, состоял на службе у Ивана Грозного. По причуде последнего был временно «назначен» великим князем всея Руси
Симеон Бекбулатович — касимовский хан, крещеный татарин, состоял на службе у Ивана Грозного. По причуде последнего был временно «назначен» великим князем всея Руси

ЛЕГЕНДА О ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ ЦАРЕВИЧА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

Смута была связана не только с кризисом престолонаследия, основная интрига наспех сколоченной из разных земель России состояла во внутренних противоречиях, порожденных наследием деспотизма Ивана Грозного. Голодный и измордованный люд собирался в шайки, пополняя ряды казаков, промышлявших набегами. Среди знатнейших людей царил разброд. Вновь присоединенные земли не вели к росту благосостояния, а только стали предметом беспокойства. Борис Годунов пытался смягчить ситуацию и найти согласие в обществе, но ему просто не повезло — три года были неурожайными, что привело к массовому голоду (умерли до полумиллиона человек). В наступлении голодных лет народ всегда обвиняет царей, как неугодных Богу, как наказание за его грехи. Для этого нашлась и подходящая история об убиенном царевиче Дмитрии. Борису Годунову не было никакого смысла его убивать. Эта наиболее оспариваемая версия истории с царевичем доминирует в общественном сознании благодаря гению Пушкина и Мусоргского.

Легенда о чудесном спасении царевича стала важнейшим политическим фактором, породив целую серию Лжедмитриев, из коих первый даже сидел на троне. Русское сознание несло в себе ярко выраженные удельные черты, а не государственные, поэтому в обществе мифы занимали слишком важное место. В этом сознании еще не было общих объединительных символов и имен. Русским одинаково подходили и рюриковичи, и гедиминовичи, и чингизиды — не случайно же касимовский хан Семион Бикбулатович сидел на русском троне. Русские и другие народы легко присягали разным царям. Уже после Смуты в 1618 году из литовского далека князьЮрий Никитич Трубецкой, оставшийся верным клятве на верность польскому королевичуВладиславу, вопрошал московских думцев, служивших, по его словам, «неприродным государям» (то есть царю Михаилу Федоровичу): «Положите на розсудок свой: хто на сем свете глупее вас и изменнее?.. Колько себе господарей обрали: королевича швецкого, Иваша Заруцкого, Проню Ляпунова, Митю Пожарского, Матюшу Дьякова и того детину, кой назывался сыном Ростригиным». В этом же ряду шел и выбранный из бояр царь: «…а потом выбрали меж себя своего брата Михаила Романова». Бояре в ответ называли князя «собакой и бешеным перескоком».

Полумифическая генеалогия Романовых, восходящая якобы каким-то дальним концом к Рюриковичам, в те времена не играла никакой роли. Рюриковича Василия Шуйского очень быстро (через четыре года) свергли, несмотря на его родовитость. Гуляла легенда о близком родстве Романовых с царями Иваном Грозным и Федором Ивановичем (Михаил Романов приходился двоюродным племянником царю Федору Ивановичу), хотя гораздо существеннее была поддержка кандидатуры Михаила Романова казаками. У тушинского патриархаФиларета — отца Михаила, вернувшегося из польского плена героем, оставалось определенное влияние на казаков, ведь именно в тушинском лагере Лжедмитрия II формировалось казачье войско, пришедшее в 1611 году под Москву. Главное состояло в том, что казаков в Москве в период, предшествовавший Земскому собору и во время его работы, было значительно больше, чем дворян, поскольку многие дворяне-ополченцы разъехались по своим домам, в то время как казакам ехать было некуда.

В «Повести о Земском соборе 1613 года» читаем: «И хожаху казаки в Москве толпами, где ни двигнутся гулять в базарь — человек 20 или 30, а все вооруженны, самовластны, а меньши человек 15 или десяти никако же не двигнутся. От боярска же чина никто же с ними впреки глаголети не смеюще и на пути встретающе, и бояр же в сторону воротяще от них, но токмо им главы свои поклоняюще». У казаков никакого идейного стержня не было, но они хотели «немедленно получить государя, чтобы знать, кому они служат и кто должен награждать их за их службу». Воцарение Михаила Романова было победой казаков, посадивших на русский престол «своего» царя. Жак Маржерет в 1613 году в письме английскому королю Якову I, призывая его к интервенции, писал, что казаки выбрали «этого ребенка», чтобы манипулировать им, и что большая часть русского общества с радостью встретит английскую армию, поскольку живет в постоянном страхе перед казаками.

Откуда всплыли Романовы, не очень ясно. Их род берет начало с Ивана Кобылы, у которого было пять сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантай, Гаврила Гавшаи Федор Кошка. По преданию, предки Романовых прибыли «из Прусс», т.е. Литвы, и даже были родовитыми, но почему-то носили не громкие титулы, а прозвища. Кстати, слово «прус» в готском языке означает «конь», а в старославянском «кобыла».

Михаил Федорович на собрании боярской думы (Андрей Рябушкин, 1893)
Михаил Федорович на собрании боярской думы (Андрей Рябушкин, 1893)

В данном сюжете важно не происхождение Романовых, а то, что народ поддержал ставленника казаков — по тем временам силы стихийной. Русское сознание было слишком «удельным» и не имело предпочтений по престолонаследию. Поэтому политика всецело ориентировалась на силу и свелась к принуждению бояр принимать присягу: «казаки и чернь» — сторонники Михаила Романова — не хотели ни на один час отойти от Кремля, пока «дума и земские чины в тот же день не присягнут ему».

Для современников выбор на царство Михаила Романова отнюдь не казался ни единственно возможным, ни самым лучшим. Список претендентов на царский престол был чрезвычайно широк. Там значились Иван Иванович Шуйский, Иван Васильевич Голицын, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, Федор Мстиславский, Иван Михайлович Воротынский. «Романовский круг» выставил сразу нескольких кандидатов: Иван Никитич Романов (дядя Михаила Романова), князь Иван Борисович Черкасский (двоюродный брат будущего царя и внук Никиты Романовича Юрьева) и даже Федор Иванович Шереметев (его жена Ирина Борисовна — родная сестра князя Ивана Борисовича Черкасского). Все они были связаны тесным родством друг с другом. К этим претендентам, по словам «Повести о Земском соборе 1613 года», был еще приписан князь Петр Иванович Пронский — молодой стольник, происходивший из захудавшего при Иване Грозном рода рязанских князей, но ставший заметным благодаря своей службе в земском ополчении в Ярославле.

Среди многочисленных претендентов на царский престол юный Михаил Романов — самый неприметный и не имевший никаких заслуг, а наиболее заслуженным был, пожалуй, князь Трубецкой. Кроме явных заслуг, он особенно отличился стремлением подкупить казаков своей щедростью. «Князь же Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, — свидетельствует летописец, — учреждаше трапезы и столы честныя и пиры многия на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысяч, зазывая толпами к себе на двор по вся дни, честь им получая, кормя и поя честно и моля их, чтобы быти ему же на Росии царем, и от них же, казаков, похвален же был. Казаки же честь от него приимаше, ядуще и пьюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся его безумию таковому. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше того казачьи лести». Впрочем, кое-кто из казаков все же отдал за него голос.

Среди кандидатов в цари были и представители иностранных дворов: все тот же польский Владислав, и шведский королевич Карл Филипп, за которого подписался князь Пожарский. Кстати, сам князь Пожарский находился в конце длинного списка претендентов, хотя был из Рюриковичей. Современники осуждали его за то, что на выборах царя он агитировал за самого себя, не имея тех заслуг, как другие кандидаты: «Дмитрий Пожарский воцарялся и стало ему в двадцать тысяч». Обо всем этом историк Василий Ключевский заметил: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев, его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Кн. Пожарский не был Борис Годунов, а Михаил Романов — не кн. Скопин-Шуйский».

Всенародное согласие на соборе началось с отказа от всех иноземных кандидатур: «литовского и свейского короля и их детей за их многие неправды и иных никоторых земель людей на Московское государство не обирать и Маринки с сыном не хотеть». Это означало крушение многих политических надежд и пристрастий. Проигрывали те, кто входил в московскую Боярскую думу, заключавшую договор о призвании королевича Владислава; не было больше перспектив у казаков Ивана Заруцкого, продолжавших свою войну за малолетнего претендента царевичаИвана Дмитриевича. Чувствительное поражение потерпел и организатор земского ополчения князь Пожарский, последовательно придерживавшийся кандидатуры шведского королевича Карла Филиппа. На соборе возобладала другая точка зрения, опыт Смуты научил не доверять никому со стороны: «…потому что полсково и немецково короля видели к себе неправду и крестное преступление и мирное нарушение, как литовской король Московское государство разорил, а свейской король Великий Новъгород взял Оманом за крестным же целованем».

Глухой пришел к болящему во двор.
С улыбкой он шагнул к нему в жилье,
Спросил: «Ну, друг, как здравие твое?»
«Я умираю…» — простонал больной.
«И слава богу!» — отвечал глухой.
Похолодел больной от этих слов,
Сказал: «Он — худший из моих врагов!»
Глухой движенье губ его следил,
По-своему все понял и спросил:
«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»
«Полезно это! Ешь побольше, брат!
Ну, расскажи мне о твоих врачах».
«Уйди, мучитель, — Азраил в дверях!»
Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг!»
Ушел глухой и весело сказал:
«Его я добрым словом поддержал.
От умиленья плакал человек:
Он будет благодарен мне весь век».
Больной сказал: «Он мой смертельный враг,
В его душе бездонный адский мрак!»
Вот как обрел душевный мир глухой,
Уверенный, что долг исполнил свой.

Джалал ад-дин Руми.
Посещение глухим больного соседа

Вековать ли нам в разлуке?

Не пора ль очнуться нам
И подать друг другу руки,
Нашим кровным и друзьям?

Веки мы слепцами были,
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы.

А случалось ли порою
Нам столкнуться как-нибудь,—
Кровь не раз лилась рекою,
Меч терзал родную грудь.

О, какими вдруг лучами
Озарились все края!
Обличилась перед нами
Вся Славянская земля!

Горы, степи и поморья
День чудесный осиял,
От Невы до Черногорья,
От Карпатов за Урал.

Рассветает над Варшавой,
Киев очи отворил,
И с Москвой золотоглавой
Вышеград заговорил!

И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам,—
Наяву увидят внуки
То, что снилося отцам!

Федор Тютчев. К Ганке. 26 августа 1841

КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА

Существовала турбулентная сила казаков, воевавших ради живота своего, грабивших всех, кого можно и пропивавших все, что можно. «Казацкого же чина воинство многочислено тогда бысть — свидетельствует келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, — и в прелесть велику горше прежняго впадоша, вдаишеся блуду, питию и зерни, и пропивше и проигравше вся своя имениа, насилующе многим в воинстве, паче же православному христианству. И исходяще из царствующаго града во вся грады и села и деревни, и на путех грабяще и мучаще немилостивно…»

Не случайно Гермоген (кстати, сам из донских казаков) просил церковные власти отовсюду — из Казани, из Вологды, из Рязани, — «чтоб в полки также писали к бояром учителную грамоту, чтоб уняли грабеж, корчму, блядню, имели б чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись, души свои положити за Пречистыя дом и за чудотворцов и за веру». Прокофий Ляпунов, герой первого земского ополчения, за попытку остановить издевательства над населением поплатился жизнью — казаки не потерпели ограничений их вольной жизни.

Павел Чистяков, «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860
Павел Чистяков, «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

ЧЕГО ДОБИВАЛАСЬ «СЕМИБОЯРЩИНА»?

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде –
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе,-
Свершится он – и грянет час!»

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь.
Пади пред ним, о царь России, –
И встань как всеславянский царь!

Федор Тютчев. Пророчество. 1 марта 1850

По тем временам призвание на трон Владислава, сына Сигизмунда III, не выглядело чем-то противоестественным. Это сегодня по официальной версии поляков надо трактовать как интервентов, а призывавших бояр — изменниками. В то время это считалось нормальным. Известный историк С.Ф. Платонов в «Очерках по истории Смуты» причислял к правительству «семибоярщины», призвавшей Владислава, князей Федора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Андрея Васильевича Трубецкого и Андрея Васильевича Голицына, а также бояр Ивана Никитича Романова, Федора Ивановича Шереметева, а также князя Бориса Михайловича Лыкова. Весьма достойные и уважаемые люди. «Самохотением своим отдаша Московское государство в Латыни и государя своево в плен!» — сокрушался позднее летописец.

По договору (1610 г.) с польской короной выходило все достаточно гладко: королевич крестится в православие и устанавливает мир на западных рубежах. Вечный союз двух славянских государств, который обсуждали еще за 10 лет до того при приеме посольства литовского канцлера Льва Сапеги при Борисе Годунове, мог наконец-то стать явью, а два государства получили бы новое, конфедеративное устройство под властью представителей одной династии. Только ради преодоления династического кризиса целовали крест, присягая королевичу Владиславу. В этом участвовали Боярская дума, Государев двор и все жители Московского государства. Татары же не целовали крест, но принимали шерть (присягу). Московское правительство выпускало деньги с именем королевича «Владислава Жигимонтовича». Никто не считал дело, благословленное патриархом Гермогеном (тоже целовал крест), «актом национальной измены».

Вспоминая времена Смуты, мы забываем, что Киев тогда находился в Литве, а литовцы отнюдь не были столь ревностными католиками, как поляки, и терпимо относились к своим многочисленным православным подданным, которых еще трудно было назвать украинцами, белорусами и великороссами — в них больше было общеславянского.

Поляки и литовцы превратились в глазах русских из союзников во врагов, когда возникло подозрение жителей Московского царства в том, что их обманули в главном — король Сигизмунд III не желал отправлять королевича Владислава в Москву, а хотел воцариться сам. Земское движение началось не против Владислава, а против Сигизмунда. На изменение отношения к полякам повлияла также смерть самозванца. Одна из причин появления польско-литовских войск в Москве состояла в необходимости бороться с Лжедмитрием, а после его смерти по логике нужды в их пребывании в столице не было.

В то же время у Сигизмунда были свои резоны для отступления от прежних договоренностей. Вступление на территорию России шведских войск, что воспринималось как угроза безопасности Речи Посполитой, позволило польскому королю разорвать перемирие с царем Василием Шуйским и начать против него открытые военные действия.

КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ ДЕЛАЛ СТАВКУ НА ШВЕДОВ

Ты скажи, скажи, детина, правду-истину,
Еще с кем ты казну крал, с кем разбой держал?
Если правду ты мне скажешь, я пожалую,
Если ложно ты мне скажешь, я скоро сказню:
Я пожалую тя, молодец, и чистом поле
Что двумя тебя столбами да дубовыми,
Уж как третьей перекладинкой кленовою,
А четвертой тебя петелькой шелковою.

Народная песня

Не только публицисты, но даже историки не любят вспоминать, что на царский престол, кроме королевича Владислава, был другой иностранный претендент — Карл Филипп. Инициатива исходила из Великого Новгорода. После того как шведы взяли Новгород в результате штурма, 16 — 17 июля 1611 года договор заключал неплохо разбиравшийся в русских делах иноземный военачальник Якоб Делагарди. Новгородцам удалось выговорить сохранение собственной независимости в виде Великого княжества Новгородского, от имени которого был заключен договор в форме «политической унии» с Московским государством. Кандидатуру шведского королевича на русский трон поддержали в Первом земском ополчении, в то время представлявшем самые разные слои и территории.

В апреле 1612 года центром земского движения стал Ярославль, где сформировалось новое правительство Совета всея земли. Одним из руководителей этого правительства стал бывший казанский воевода Василий Морозов. Туда же в Ярославль был перенесен список с чудотворной Казанской иконы Богородицы. 12 мая 1612 года ярославское посольство во главе со Степаном Лазаревичем Татищевым, состоявшее из 15 человек «дворян розных городов» и других представителей «Совета всея земли», достигло Великого Новгорода. С собою они привезли грамоты «о земском деле» к новгородскому митрополиту Исидору, воеводе боярину Ивану Большому Никитичу Одоевскому и шведскому наместнику Якобу Делагарди от земских бояр и воевод, которые «собрався всех Зарецких и Сиверских, и Замосковных городов с дворяны и с детьми боярскими, и стрелцы и с казаки, и с Казанскими и всех Понизовых городов князи и мурзы и с тотары, и со всякими служилыми людьми со многим собраньем» стояли «под Москвою и в Ярославле» и воевали «с литовскими людми, которые сидят на Москве в осаде и которые под городами». Посольство было организовано таким образом, чтобы подчеркнуть соборную волю, выраженную в Ярославле. В него вошли жильцы и дворяне, служилые мурзы, представлявшие примкнувшие к движению Смоленск, Казань, Нижний Новгород и «все Низовские городы» (Среднее Поволжье), тверские города, Ярославль, Кострому, Вологду и Поморье.

Присутствие в посольстве детей боярских из Переславля-Рязанского говорило об участии в ярославском ополчении служилых людей из самой обширной уездной дворянской корпорации в России. В Новгород приехали также выборные люди от литвы, немцев и «всех иноземцев, которые служат в Московском государстве», и «от гостей и от посадцких людей всех городов».

Под грамотой к Якобу Делагарди с запросом «опасного листа» для проезда ярославского посольства подписались чингизид на русской службе сибирский царевич Араслан Алеевич (будущий касимовский царь), боярин князь Андрей Петрович Куракин, брат новгородского воеводы князь Иван Меньшой Никитич Одоевский, боярин Василий Петрович Морозов, стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский и окольничий Семен Васильевич Головин.

Приехавшие в Новгород представители «всех чинов и всяких людей» Московского и Казанского государств ссылались на то, что еще в апреле 1612 года узнали о переписке новгородцев с белозерскими воеводами и властями Кириллова монастыря. Новгородский митрополит Исидор и боярин князь Иван Большой Никитич Одоевский подтверждали стремление к союзу и обещали вскоре прислать со своими послами требуемое «полное письмо» и списки «с утверженных грамот», по которым Новгород договаривался с Якобом Делагарди о призвании шведского королевича, «как ему государю на Новгоротцком государстве, а будет похотят, также и на Владимерском, и на Московском, и на всех великих государьствах Росийского царствия государем царем и великим князем всеа Русии быти».

В Ярославле потребовали выполнения предварительных условий о приезде в Новгород шведского королевича Карла Филиппа и его крещении в православие: «…хотим того, чтоб нам всем людем Росийского государьства в соединенье быть; и обрати б на Московское государьство государя царя и великого князя, государьского сына, толко б был в православной крестьянской вере греческого закона».
Об успехе новгородского посольства к «представителям сословий, собранных в Ярославле и ближайших крепостях», Делагарди доносил королю Густаву II Адольфу 23 августа 1612 года. В его письме говорилось о «добром ответе» из Ярославля и о том, что там «все желают его высочества, вашего величества любезного брата, герцога Карла Филиппа». По словам Делагарди, князь Дмитрий Пожарский и другие «знатные бояре», кроме официальной грамоты, «особенно и доверено» писали к нему о принятии кандидатуры Карла Филиппа.
Позднее Пожарского обвиняли в том, что он договаривался о призвании на русский престол еще одного иноземного принца — «цесарева брата Максимилиана». Вообще, князя Пожарского и Минина, чье ополчение решающим образом содействовало завершению Смуты, почему-то уважили только в ХIХ веке, спустя 200 лет после столь важных для России событий.

УПРОЩЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТРАКТОВКИ

Официальные трактовки событий Смуты вращаются вокруг двух-трех простых сюжетов и легенд. Все остальные события примеряются к борьбе с поляками, горячей поддержке призыва Гермогена, присоединению городов к ополчению Минина и Пожарского. Отсюда вытекает осуждение казанского дьяка Никанора Шульгина как сепаратиста, желавшего якобы отделения Казанского царства. Хорошо еще он был природным русским, а не то вокруг этой фигуры разыгрались бы страсти почище Куликовской битвы. Обязательно нашли бы чужеземное влияние, татарскую хитрость, а суд над Шульгиным превратили бы в событие российского масштаба.

Но нас интересует не столько ход событий, сколько их настрой. Даже из того, что сказано, видно, что русские далеко не были безоглядными патриотами, а татары вовсе не были сепаратистами. Казанский и татарский факторы во всей этой смутной турбулентности играли далеко не последнюю и не эпизодическую роль, но об этом — в следующей статье.

Я – буря и прах, я  вода и огонь, я слыву
Порой благородным, порой подлецом  все равны.

Таджиком ли, тюрком ли  быть я умею любым,
Порой прозорливым, порою слепцом — все равны.

Я  день, я  неделя, я  год, Рамазан и Байрам,
Светильник, зажженный Всевышним Отцом,  все равны.

Я цвет изменяю, я сменой желаний пленен,
Лишь миг и за новым иду бубенцом  все равны.

Мой месяц  над небом, при мне барабаны и стяг,
Шатер мой сравнится с небесным дворцом  все равны.
Я  выше людей. Див и Ангел  родня мне. Они
Одним осиянны нездешним венцом  все равны.

У ног моих  пери, и знатные родом  в пыли,
Они предо мною, певцом и жрецом, все равны.

Я Бога взыскую; мне ведома сущность вещей:
Все ночи и дни, что даны нам творцом,  все равны.

Джалал ад-дин Руми.

Рафаэль Хакимов.

«БИЗНЕС Online»

 

 

Просмотров: 1172

Комментирование запрещено