В 20-30 годах в Самаре действовал клуб национальных меньшинств

c0d278f37626В 20-30 годах в городе Самаре действовал клуб национальных меньшинств. Работав­ший, как тогда и полагалось, под руковод­ством партийных, комсомольских и советских организаций.

Клуб был очень популярным среди чувашей, мордвы, башкир, татар, приезжавших в быстрора­стущий город на работу. Рабочих рук тогда требо­валось много — строился завод КАТЭК, тысячи лю­дей были заняты на гражданском строительстве… ну а после тяжелого рабочего дня и в выходные дни шли в дом на Советской, 89 (сейчас — Куйбы­шева), чтобы встретиться с друзьями, поговорить на родном языке, попеть любимые песни. А мно­гие из них занимались искусством очень серьезно.

В клубе, в числе многих творческих коллек­тивов, был создан и татарский драматический кружок. Как правило, спектакли ставились к «красным дням календаря» — 1 Мая, годовщине Октябрьской революции.

Часто устраивались концерты художествен­ной самодеятельности. У меня сохранилось фото 1928 года (к сожалению, не очень хорошего ка­чества). С него на нас смотрят самые активные члены художественных кружков, среди них — Тагира Арсланова, Зифа Кагирова, Ибрагим Юсу­пов, Жиган Латыпова, Зифа Халикова и другие. Нередко сцена предоставлялась учащимся та­тарской школы № 27, они вдохновенно пели та­тарские песни, плясали, читали стихи татарских поэтов. Среди учащихся школы были юноши и девушки, пробующие перо, и они выносили свои творения на суд зрителей.

Ныне, чтобы посмотреть спектакль или кон­церт, нужно выкладывать немалую сумму. А в те далекие годы в клубе нацменов все культурные мероприятия проводились бесплатно. Отсюда и понятно, почему в зале зрителей всегда было много. И они всегда благодарили юных артистов за мастерски исполненные номера.

Девушки здесь же учились кроить и шить, ов­ладевали приемами вышивки. В клубе юноши и девушки татарской национальности общались с чувашской и мордовской молодежью. Между ними завязывались крепкие узы дружбы, которые сохранялась многие десятилетия.

 В те годы клуб национальных меньшинств был единственным культурным очагом нерусских народов в Самаре и неотъемлемой частью общественной жизни краевого центра.

Марьям ЛАТЫПОВА (Москва).

Газета «Азан» (№ 11).

1997 год.

Просмотров: 1936

Один комментарий

  1. да это были времена чтобы слотить народый и чтоб укрепить власть . как известно потом всё потихоньку начали закрывать оставляли только русскую идеологию . и все остальный народы и подрастаюшие поколоние незнал ни языка ни культурый инисвох корней , и самое основной это веру религию .. выростить атеистов и вдалбивать что люди произошли от обезьян )_ане бог создал .. но в С.С .С .Р.БЫЛО ВОСПИТАНИЕ . УВАЖЭНИЕ К ГРАЖДАНИНУ НЕ ВСЁ БЫЛО ПЛОХО . ОСНОВНОЕ . БЫЛО . НОРМАЛЬНО . ЛЮДИ МОГЛИ ЖИТЬ РАБОТАТЬ . И ГОСУДАРСТВО ЗАБОТИЛАСЬ . О НАРОДЕ . В ЦЕЛОМ . !.. .. . .