Ведущий специалист Министерства образования и науки Самарской области Д.Ю.ГАТИН: «В системе воспитания, образования, духовно-нравственной консолидации населения роль Ислама огромна»

DSC_0578-300x282

Дамир Юрьевич ГАТИН.

Для мусульманского народа во все времена свойственно особо почтитель­ное отношение к образованию. Знания, книга для мусульман — это культовое явление. Пророк учит: «Стремление к знаниям является обязанностью каж­дого мусульманина».

Главная книга мусульман — Коран -это не только источник духовных знаний, она содержит фундаментальные сведения о Вселенной и человеке. По сути, Коран — это энциклопедия знаний, книга об истории, литературе, педагогике, психологии, медицине, экономике, юриспруденции и других областях знаний.

В Коране 750 раз встречаются сюжеты, связанные с наукой и образо­ванием. Сказано в Священном Писании: «…кто получил мудрость — получил огромное благо» (сура «Бакара», аят 269).

С древнейших времён люди, учёные обращались к Корану в поисках знаний, научных открытий, для подтверждения или опровержения своих гипотез. Поныне все новейшие открытия науки подтверждают истины, изложенные 14 веков назад в Писании.

Примечательно, что из шести главных сборников хадисов (вторая значимая книга для мусульман, представляющая предания из жизни пророка Мухаммада) в четырёх помещены специальные разделы, посвященные знанию. В сунне Пророка есть немало изречений, подверждающих значимость образования:

-   Ищите учения от колыбели до могилы;

-   Учёные — наследники пророков.

Назначение ислама — духовно-интел­лектуальное становление человека, придание жизни осмысленного созида­тельного начала. Вера и знание — два основных требования Священного Писания. Вера делает людей правед­ными и чистыми, а знания, интеллект определяют им достойное место.

Примечательно, что слова «гилм» (знание) и «иман» (вера) вместе с их производными в Коране употребляются равное количество — 811 раз.

И мы с гордостью можем утверждать, что российские мусульмане, следуя священным книгам, отличаются отно­сительно высоким уровнем образования.

О высокой грамотности татар, стрем­лении нации к образованию свидетель­ствует исторический опыт. Еще булгары (предки современных татар) обладали достаточно высокой письменной культурой. До проникновения письменности, основанной на арабском алфавите, в Волжской Булгарии было известно древнее тюркское письмо, которое лишь в IX-X в.в. заменяется международной для Востока арабской графикой.

Известно, что духовное и светское образование для мусульман всегда были неразрывны. Обучение вменялось в обязанность каждому мусульманину. Как правило, первоначальные знания дети получали в школах при мечети.

До нас дошли летописи Ибн Руста, где он сообщает, что не только в городах, но и во многих населённых пунктах Поволжья еще в IX веке имелись мектебе и медресе (татарские светские и конфессиональные школы).

Ярый миссионер Я. Коблов, далеко не симпатизировавший татарам, был вы­нужден признать, что «при каждой мечети имеется непременно школа. Школьное дело у татар очень развито и неграмотных среди них почти нет: школы строятся на общественные средства и пожертвования».

О том, что это соответствует действи­тельности говорят наблюдения и оценки высокой грамотности татар, данные многими русскими учёными в разные века, как Георги, К. Фукс, П.Знаменский и др.

М.Пинегин, председатель Казанско­го временного комитета по делам печати, отмечает, что «татарская масса не лишена, конечно, способности к вос­приятию новых идей, они доходят до неё через те школы, через молодых мулл и едва ли не главным образом через татар­ские газеты и журналы, проникающие в самую гущу населения, 80 процентов которого по своему грамотно».

Известны другие многочисленные факты и свидетельства очевидцев о высоком уровне образованности татар.

С.Чичерина, специально изучив образование среди народов того же периода, писала: «…татары-магометане создали большую литературу и настолько развили самостоятельные школы, что числом учащихся превосходят русских».

О высоком уровне образования татар подчеркнуто большим числом историков, этнографов, статистов, путе­шественников, составителей различного рода справочников, путеводителей в дореволюционной России, среди них, например, знаменитый Карл Фукс, про­живший большую часть жизни в Казани и написавший фундаментальную этно­графическую работу о татарах.

Духовное образование предшество­вало светскому, определяло его необхо­димость. Стремление к знаниям привет­ствовалось и поощрялось духовенством.

Благодаря мечети на Казанской улице (ныне Историческая мечеть на улице А. Толстого, 61) Самара стала своего рода региональным учебным центром для мусульман. В начальной — мектебе и средней — медресе школах, расположенных в этой мечети, за весь период их существования проучились около 1000 учеников. Слушателями медресе были не только выходцы близлежащих уездов Самар­ской губернии, таких как Самарский, Бугурусланский, Бугульминский, но даже некоторых уездов Симбирской и Казанской губерний. Та же Историческая мечеть стала центром выпуска мусуль­манской периодики, в том числе, первого в дореволюционной России журнала на татарском языке «Икътисад» («Эконо­мика»). Как видим, мечети являлись не только культовым учреждением, но и очагом духовной и культурной жизни мусульман. Духовенство формировало национальную элиту. Образование и наука среди татар в дальнейшем получили стремительное развитие. Широкую известность получили казан­ские школы химиков, математиков, медиков, историков-востоковедов и лингвистов-тюркологов.

Примечательно, что сорок процентов докторов и кандидатов наук в России приходится на татар. Количество лиц с высшим образованием, кандидатов и докторов наук как минимум удваивается каждые три-четыре года.

Этот процесс примерно в равной степени затрагивает различные отрасли знаний. В целом состав ученых-мусуль­ман таков: историки, философы, биологи, медики, экономисты, политологи, искусствоведы, филологи. Духовное состояние нации определяет не только уровень нравственности, но и будущее самой на­ции. Это очевидно. Как и то, что безду­ховная нация более подвержена поро­кам: лживости, жестокости, деградации.

Важнейшая задача Ислама — это ду­ховно-нравственное совершенствова­ние человека. На протяжении многих веков Священное Писание служит кодексом нравственности, так как в нём сосредоточены моральные нормы жизнедеятельности мусульман, про­шедшие испытание временем. Многие народы мира и сегодня живут по нравственным канонам Ислама.

Интересно, что у мусульман вера в Ал­лаха — иман — это не только религиозный термин, это также понятие совести и нравственности; ср. противоположное: «имансыз» означает как «неверный» («неверующий»), так и «безнравственный».

По сравнению с последователями других религий, мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди них значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим мусульманским народам вообще чужды женский алко­голизм и наркомания.

Многие установки Ислама направле­ны на поддержание высокой рождаемос­ти. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха. Аборты запрещены Исламом. Многодетные матери пользуются почетом и уважением.

У мусульман практически нет бро­шенных на произвол судьбы стариков и детей, очень мало детей, состоящих на учете в милиции. Меньше больных венерическими болезнями, в том числе, и СПИДом.

Статистические данные свидетель­ствуют: среди мусульман в целом значи­тельно ниже преступность на бытовой почве и на почве алкоголизма. О нравствен­ной устойчивости последователей Ислама свидетельствует и то, что среди них намного меньше случаев суицида.

Ислам способен справиться со многими из социальных зол, терзающих сегодня мир. Яркое тому доказатель­ство — практическое отсутствие у мусульманских народов Северного Кавказа домов престарелых, детских домов и детской беспризорности, захлестнувшей европейскую часть России. Отсутствие алкоголизации, наркомании, проституции. Трезвая, здоровая и неразвращённая молодежь.

Практика подтверждает: там, где существует традиция духовного образо­вания, где дети в семьях получают религиозное воспитание, вырастают высоконравственные, совестливые люди, выстраивающие свою жизнь в соответствии с предписаниями Ислама.

Международная организация по вопросам образования ЮНЕСКО стра­тегической задачей образования в XXI веке ставит: научить детей жить вместе, независимо от границ, рас, верований.

В современном мире существуют дискриминация, нарушение прав на­циональных, этнических, конфессио­нальных меньшинств. Проявление национализма и религиозного экстре­мизма становится частым явлением среди молодёжи нашей страны.

Сегодня школа в поисках путей и способов противостояния насилию и экстремизму, культу силы и безнрав­ственности всё чаще обращается к духовно-нравственным ценностям религии. Основная задача школы и религиозных конфессий — способство­вать миру и согласию.

Ислам учит, как сохранить достоин­ство, мир и спокойствие. В Священном Коране иудеи и христиане именуются людьми Писания и ставятся вровень с мусульманами. Между мусульманами, христианами и иудеями — близость, которая выражается в единобожии: «И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему поклоняемся».

Поэтому, когда говорят, что обязан­ность мусульман — вести борьбу с иноверцами — это принципиально не­верно. В Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доб­рого сотрудничества между народами во имя их общего благополучия:

«Верующие ведь братья. Примиряй­те же обоих ваших братьев…» (сура «Комнаты», аят 49).

Таким образом, важнейшая миссия Ислама — сохранение и развитие мир­ного межконфессионального общения, взаимопонимания, уважения и веро­терпимости между народами.

Исламская интеллигенция России представляет собой не только высо­кообразованные слои общества, но и отличается повышенной мерой со­циальной активности и социальной ответственности. Особую ценность приобретает исламская интеллигенция в современной стадии развития общес­тва, когда Россия устанавливает и развивает утраченные позиции сотруд­ничества со своим естественным союз­ником — мусульманскими странами. Важное значение имеет вступление России в межгосударственную организа­цию «Исламская конференция».

Дамир Юрьевич ГАТИН,

ведущий специалист Министерства образования и науки Самарской области,

доцент, кандидат филологических наук.

 

 

Просмотров: 1646

Комментирование запрещено