Бесцветные татары

img_99091

Дамир ИСХАКОВ, доктор исторических наук

На фоне усиливающегося глобального противостояния России с Западом, не предвещающем для российского общества ничего хорошего, татарам, являющимся его частью, наконец-то пора отрешиться от сытого покоя и начать более трезво обдумывать в новых координатах свое положение как этнической целостности.
И тут не обойтись без возврата к старой дискуссии относительно нынешнего состояния татарского сообщества. В свое время я в ней тоже участвовал, выдвинув гипотезу о том, что татары не являются политической нацией. Но сейчас уже ясно, что с нами как с этносом вообще происходит что-то неладное, ибо в условиях, когда все народы, включая и наконец-то проснувшихся русских, борются за свои этнические интересы, татары продолжают культурно и лингвистически деградировать, что отчетливо видно, если смотреть на происходящее не глазами чиновников, а собственным аналитическим взглядом. Наши сородичи, кажется, полностью истратили свой боевой дух, заменив его на мещанское благополучие типа тукаевских сеннобазарцев.
Такому состоянию нужен точный социальный диагноз, однако пока его нет. Хотя колоссальный общественный и этнокультурный ступор у татар налицо. Раз нет достойной аналитики, займемся хотя бы описанием многогранной татарской действительности, в которой появляются все новые грани; одна из них, например, возникла совсем недавно в связи с предстоящими выборами главы соседнего Башкортостана.
Почему нам надо идти туда, чтобы понять положение дел в татарском сообществе? Потому, что, как говорили наши предки, если хочешь узнать о происходящем в собственном доме, зайди к соседу. Но это – народная мудрость, а на деле предвыборная ситуация в Башкортостане интересна тем, что, в отличие от Татарстана, там политическая жизнь продолжает существовать в связи с особой этнодемографической структурой (русские+татары+башкиры), из-за этнической конкуренции не позволяющей полностью заморозить общественно-политическую жизнь. Из-за наличия в Башкортостане серьезных татарских интересов нам полезно взглянуть на происходящее там, ибо в этом случае мы лучше поймем истинное состояние татар.
Для начала кратко остановимся на событиях, связанных с подготовкой у наших соседей к предстоящим осенью выборам главы. Об этом уже писалось, но при этом был упущен анализ этнического фактора, весьма важного в условиях Башкортостана.
Итак, что же там произошло?
А произошло следующее. При прямой поддержке отставного президента Башкортостана М. Рахимова там была предпринята попытка в качестве альтернативы нынешнему главе республики Р. Хамитову выдвинуть бывшего премьер-министра Р. Сарбаева. Как известно, из этого ничего не вышло – г-на Сарбаева даже близко не подпустили к регистрации. Параллельно стоявшему за его спиной М. Рахимову создали большие проблемы (они у нас возникают только при отмашке с самого верха): началась очередная проверка законности проведенной в свое время живущим сейчас за рубежом Рахимовым-младшим приватизации Башкирского нефтехимического комплекса, проданного им затем за 600 млн долларов АФК «Система». Так как на российском небосклоне есть и другие, не менее, а скорее даже более могущественные группировки, чем АФК «Система», алчущие заполучить этот лакомый кусок собственности, нетрудно понять, почему команде Рахимова пришлось отступить. По слухам, Р. Сарбаев, находившийся в Москве, позвонил оттуда в Уфу и сообщил, что его предвыборный штаб закрывается. Мне похожую ситуацию пришлось наблюдать в 2003г., находясь среди политтехнологов, работавших на С. Веремеенко, после успешно проведенного первого тура выборов на пост президента Башкортостана и выхода во второй тур в связке с М. Рахимовым, получившим прямое указание президента РФ свернуть свое участие в выборной кампании. Тогда тоже был звонок, извещающий о прекращении всякой выборной активности.
Может возникнуть вопрос: а причем тут татары? Не спешите, при любой серьезной ситуации в Башкортостане без татар не обходится, незримо они присутствуют и в данном случае. Но чтобы это выявить, нам понадобится небольшой анализ, связанный с названными выборами. Такой обзор будет полезен в двух планах. Во-первых, он раскроет логику федеральной стороны, решившей сделать повторную ставку на Р. Хамитова. Во-вторых, мы сможем прояснить то самое состояние татарского общества, о котором уже говорилось.
Что касается объяснения позиции московской стороны в ходе рассматриваемого события, мы, конечно, о механизмах принятия решения в Администрации В. Путина можем судить только косвенно, ибо решения там принимаются в совершенно закрытом режиме. Но следует иметь в виду, что существование проекта Рахимова-Сарбаева на самом деле свидетельствует о колебаниях наверху относительно кандидатуры главы Башкортостана.
А вот выяснение подлинной роли татарского фактора в этом процессе позволит нам пролить дополнительный свет на сегодняшнее состояние так называемой «татарской нации».
Начать следует с одного общего рассуждения относительно проекта башкирской политической нации новейшего времени.
Дело в том, что в условиях советской реальности в рамках «автономного» существования формирование политической нации было практически невозможно. А в Башкирской АССР ситуация еще усугублялась рядом факторов: расколотостью башкирского этноса на западных, татароязычных и восточных, башкироязычных башкир; многочисленностью в республике татар; доминированием в партийных структурах республики татароязычных групп. Именно в ходе революции конца 1980-1990-х годов, в результате распада СССР и ликвидации КПСС, в этой республике взамен старой элиты пришла новая, во главе с М. Рахимовым, олицетворявшим собой волну башкирских националистов из восточных башкир. Эта группа и начала усиленно формировать башкирскую политическую нацию, ко времени ухода М. Рахимова с политической арены еще не завершенную. Приход к власти Р. Хамитова, «служилого» татарина, маскирующегося под «башкирина», повернул вспять этот процесс переформатирования в политическую нацию башкирской этномассы. Это новое явление для привыкших действовать в условиях националистического дискурса башкирских элит оказалось неожиданным. Ушедший на покой, как мы помним, отнюдь не добровольно, М. Рахимов, скорее всего, осознавал эту реальность. Отсюда и его проект, который, по имеющейся информации, был выработан на основе многочисленных встреч отставного президента с «верными людьми» во властном эшелоне, по приведению Р. Сарбаева на руководящее кресло в республике. По-видимому, эта группа надеялась, что, опираясь на ресурсы, контролируемые М. Рахимовым, удастся убедить московскую сторону в том, что для управления республикой башкирин Р. Сарбаев лучше подходит, чем татарин Р. Хамитов. Понятно, что для этого круга сохранение власти, контроль над ресурсами были важнее, чем этнические дела, но, учитывая общий настрой башкирских элит, последний аспект также нельзя недооценивать. Ясно, что в случае успеха Р. Сарбаева, дело башкирского нациестроительства получило бы новый импульс.
Но инициаторы рассматриваемого проекта не учли несколько серьезных факторов общероссийкого и локального плана.
Федеральная сторона, активно занятая в последние годы формированием «российской нации», к тому же  из-за необдуманных действий попавшая в ситуацию конфронтации с Западом, причем с крайне туманными перспективами, никакой «региональной» нации, к тому же косвенно контролируемой не вполне управляемым М. Рахимовым, не захотела бы терпеть. Уже из-за этого одного предложение относительно кандидатуры Р. Сарбаева Москвой не могло быть поддержано. Далее, будь г-н Сарбаев включен в избирательный список, это означало бы раскол избирателей по национальному признаку, что в условиях глубокого внедрения этнонационалистических настроений привело бы, тем более с учетом ресурсов М. Рахимова, к весьма  опасной ситуации в Башкортостане. Понятно, что федеральная сторона не могла не учитывать сказанного.
Вот если бы г-н Сарбаев являлся независимой фигурой, способной объединить избирателей республики вокруг какой-то общей программы, ситуация могла бы быть иной. Но ничего этого не было. К тому же Р. Сарбаев, слишком привыкший находиться за спиной М. Рахимова, скорее всего, не осознавал, что подобная связка никак не могла понравиться татарам республики, с которыми в свой последний срок президентства г-н Рахимов сильно испортил отношения. Вряд ли Москва не учитывала и это.
Наконец, как действующий глава, Р. Хамитов успел уже выстроить вокруг своей фигуры большинство глав и аппаратчиков, для которых собственное благополучие всегда важнее, чем абстрактное «башкирское» дело. Так как проект Рахимова-Сарбаева содержал много рисков, властные круги республики предпочли Р. Хамитова, что явно повлияло на решение федерального уровня.
Вот и получается, что московская сторона приняла свое решение относительно поддержки кандидатуры Р. Хамитова с учетом всего комплекса названных выше факторов. Как видим, в существующих условиях другие сильные фигуры на выборах попросту были не нужны (а слабые были оставлены).
Теперь повторю свой прежний вопрос: где же тут те самые татароязычные массы в 1,5 млн. человек, о которых любят говорить руководители татарских общественных объединений Башкортостана? Вопрос интересный, и он явно заслуживает внимания. Мой личный опыт изучения современной общественно-политической ситуации в Башкортостане и деятельности там татарских общественных объединений позволяет сформулировать несколько ключевых выводов, отвечающих на поставленный вопрос:
1. Аппарат Р. Хамитова вполне эффективно контролирует общественно-политическую ситуацию в республике. При этом  особое внимание обращается на татарские организации, ключевые из которых, такие как РНКАТ РБ и Конгресс татар в РБ, они фактически подпали под полный контроль власти и вместо того, чтобы заниматься внутренней консолидацией татар и накануне выборов выработать общетатарскую позицию, они  превратились в организации обслуживающие предвыборную кампанию Р. Хамитова, хотя позиция последнего относительно важнейших татарских требований остается неясной.
2. Между тем, для татароязычной части населения республики задачей №1 остается проблема придания в этой республике государственного статуса татарскому языку. Тем более, что последние примеры Крыма и противоборства на Украине отчетливо продемонстрировали, что языковой фактор сохраняет свою силу. В этих условиях татарам следует довести до российских верхов, что без решения этноязыковых проблем, существующих в Башкортостане, им трудно рассчитывать на общероссийскую лояльность нашего народа. А она в назревающих условиях очень даже может понадобиться.
3. Учитывая сказанное, весьма странной представляется полная бездеятельность Казани, в том числе и по общественной линии, по отстаиванию наших этнонациональных интересов в Башкортостане. А ведь Россия учит нас, как надо действовать в плане обеспечения сохранности «русского мира». Если такая позиция наших политиков официальна, то ее надо расценивать как ярчайший индикатор того, что на сегодня татарская политическая нация не существует. Тогда кем же являются наши политики? Судя по тому, что они остерегаются даже формулировать простейшие возражения федеральной стороне, как, к примеру, было в случае подготовки «Ответа» шовинистической позиции г-на Мединского через членов «Всемирного форума татарской молодежи», они политиками и не являются.
4. Видимо, наша элита пытается ограничиться формированием полностью деполитизированной этнонации, полагая, что такой вариант в нынешних российских условиях является единственно возможным способом самосохранения. Я вынужден ее огорчить – в мире нет наций, не отстаивающих свои национальные интересы всеми доступными способами (см. евреев, американцев, русских и др.). Пока наша так называемая политическая элита будет занимать такую позицию, неуклонное сползание татар в состояние «бесцветной» нации будет продолжаться.
5. Сегодня никто не сможет сказать, долго ли продолжится такое существование татар. Неясно также, как они из этого состояния будут выходить. Но мы, наследники наших великих предков, создававших в прошлом огромные империи, должны размышлять об этом. Но эти размышления должны вестись не в стиле а-ля Байрамовой, работающей на профанов, а на совершенно другом уровне. И в ходе этого анализа особое внимание следует обратить на те внутренние и внешние причины, которые привели татарское общество в нынешнее тупиковое состояние. Считайте, что этот разговор в данной публикации уже начат.

    Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.

zvezdapovolzhya.ru

Просмотров: 1462

2 комментариев

  1. Пассионариев ломают. Я так понимаю ситуацию. Способов много и отработаны тысячелетиями

  2. Татар (ана) телебез, гореф-гәдәтләребез, сәнгәтебез, тарихыбыз, дәһшәтле милләттәшләребез һәр беребезгә ИЗГЕ (урысча святой) булганда гына татар милләте саклана һәм усә ала. Әгәр татар оешмалары җитәкчеләре һәр «сайланган» яисә «өстән» куелган республика (өлкә) җитәкчеләре алдына куштанланып йөрсәләр, милләт үсә алмас кебек.