«Сегодня в системе исламского образования больше пробелов, нежели ясностей» /Картайган, аз белемле имамнарга гына таяну дөресме?

1-DSC_0596

В Самаре прошла научно-практическая конференция, посвященная 10-летию медресе «Hyp»

20 сентября 2014 года в Соборной мечети г.Самара состоялась научно-практическая конференция «Духовность и образование: единство целей и задач. Опыт прошлого и перспективы на будущее», посвященная 10-летию самарского медресе «Hyp» («Свет»). Мероприятие было организовано Региональным Духовным управлением мусульман Самарской области при финансовой поддержке Администрации Губернатора Самарской области.

В работе конференции приняли участие представители государственных органов власти, общественных организаций губернии, мусульманские религиозные служители Самарской области и соседних регионов, деятели науки, образования и культуры региона, преподаватели и шакирды медресе. 
В рамках научно-практической конференции состоялось пленарное заседание, на котором были представлены и обсуждены доклады и выступления хазратов, научных деятелей, ректоров исламских вузов и медресе.
Поприветствовали участников конференции главный казый ЦДУМ России Вагиз-хазрата Яруллин, председатель РДУМСО, муфтий Самарской области Талип-хазрат Яруллин  главный консультант управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области Роман Сергеевич Кирсанов.
1-DSC_0596
1-DSC_0598
1-DSC_0604

Выступление председателя РДУМСО, муфтия Самарской области Талип-хазрата Яруллина.

1-DSC_06051-DSC_0607 1-DSC_0608

Выступление главного казыя ЦДУМ России Вагиз-хазрата Яруллина.

Выступление главного казыя ЦДУМ России Вагиз-хазрата Яруллина.

1-DSC_0614

Выступление главного консультанта управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области Романа Сергеевича Кирсанова.

Основное внимание докладчиков было уделено обсуждению актуальных проблем религиозного образования, духовно-нравственного воспитания и оздоровления общества, дальнейшего совершенствования государственных отношений в регионе, с целью создания благоприятных нормативно-правовых и организационных условий для активного и широкомасштабного духовного просвещения и духовно-нравственного воспитания молодого поколения и населения в целом. 
Доктор исторических наук, проректор по науке Самарского филиала Московского городского педагогического университета Юлия Николаевна Гусева совершила некий экскурс в историю исламского образования в Поволжье.
1-DSC_0617

Выступление доктора исторических наук, проректора по науке Самарского филиала Московского городского педагогического университета Юлии Николаевны Гусевой.

1-DSC_0621 1-DSC_06231-DSC_0628

1-DSC_0629

Выступление ректора медресе "Нур" ("Свет") г.Самара Али-хазрата Сулейманова.

Выступление ректора медресе «Нур» («Свет») г.Самара Али-хазрата Сулейманова.

Весьма интересным оказалось выступление ректора медресе «Нур» («Свет») г.Самара Али-хазрата Сулейманова. 
- Целью образовательного процесса в медресе «Нур» является удовлетворение потребности личности в духовном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения профессионального (религиозного) образования.
В нашем учебном заведении образование и воспитание шакирдов ведется по программе, утвержденной Верховным муфтием России Талгат-хазратом Таджутдиным, бывшим муфтием Самарской области Вагиз-хазратом Яруллиным, бывшим ректором  Иршат-хазратом Сафиным. Выдана лицензия  Министерством науки и образования Самарской области. В этом году мы обновили  ее на бессрочную.
В медресе преподаются такие дисциплины, как «Коран» (чтение и заучивание Корана), «Тафсир Корана»  (комментарий Корана), «Татарский язык» (на осн. арабской графики), «Фикх»   (исламское право), «Акида» (вероучение), «Сира»  (жизнеописание Пророка), «Арабский язык», «Таджвид», «Наху» (синтаксис арабского языка), «Сарф» (грамматика арабского языка), «Хадис «(высказывания Пророка (с.г.в.)), «Обязанности имама, риторика, хутба», «Каллиграфия», «История татарского народа», «Ахляк» (исламская этика), «Тарих» (история религии).
В медресе «Нур» обучаются студенты как  на дневном, так  и на вечернем  отделении. Также  на базе нашего медресе для детей и взрослых ведется обучение по выходным дням. В Самарской Соборной мечети организовано  обучение  и для женщин. В общей сложности, в нашем комплексе повышают свои знания более 300 человек.
Два раза в год на базе  медресе «Нур» проходят повышение квалификации  более 60 имамов и муэдзинов,  также в учебном заведении проводятся летние детские лагеря, в которых занимаются 100-150 детей.
К сожалению, шакирды нашего медресе обучаются только религиозным предметам, в дальнейшем очень хотелось бы, чтобы они изучали и светские предметы. Но для этого нам нужны квалифицированные преподаватели, а  чтобы оплачивать   труд таких  педагогов -определенные источники  финансирования, которые,  к сожалению, на сегодняшний день у медресе отсутствуют. Наше учебное заведение, в основном, содержится на средства пожертвований мусульман. Поэтому обучение светских предметов в религиозном учебном заведении  возможно лишь при включении  их в общеобразовательную систему Министерства науки и образования с дальнейшим финансированием.
По окончании медресе  шакирды получают  дипломы, которые дают право работать только в религиозных учреждениях. Хотелось бы, чтобы в  перспективе наши студенты смогли  получать документы государственного образца и стать всесторонне развитыми специалистами во многих областях жизни.
Современные условия требуют, чтобы  священнослужители  были высокообразованными идеологами. Их труд служит во имя мира  и спокойствия в нашем многонациональном   обществе.  Именно в гармоничном сочетании светского и духовного и состоит та золотая середина,  которая во многом послужит залогом устойчивого развития нравственно-здорового  общества нашей страны. Для этого будущие священнослужители  - наши шакирды — должны изучать не только традиции ислама, но и  культуру других религий, светские науки.
Я надеюсь, что в процессе проведения таких конференций мы сможем выработать наиболее квалифицированные  подходы к решению существующих проблем в процессе подготовки достойных священнослужителей.
Я твердо убежден, что воспитание полноценной личности, живущей осмысленно и одухотворенно, осознающей нравственное измерение своих слов и дел, приносящей пользу не только себе, но и ближним, возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах и эталонах. Для претворения этой важной задачи нужно консолидировать  испытанный потенциал различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, религиозных организаций, государственных и общественных структур. Необходим активный диалог, который способствовал бы выработке методологических основ духовно-просветительской, воспитательной и патриотической работы среди российской молодежи. Только общими усилиями научных, творческих и просветительских организаций мы сможем помочь молодым людям  осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, целенаправленное применение своих сил в обществе, - говорил Али-хазрат Сулейманов. 
Не менее интересным оказалось выступление ректора Российского исламского университета при ЦДУМ России, Главного муфтия Уральского региона, председателя РДУМ Челябинской и Курганской областей Ринат-хазрата Раева. По его словам,  лишь восемь процентов выпускников исламского университета, которые получают диплом государственного образца, в дальнейшем хотят связать свою судьбу с религиозной деятельностью. Остальные уходят работать в другие сферы деятельности.
1-DSC_0640

Выступление ректора Российского исламского университета при ЦДУМ России, Главного муфтия Уральского региона, председателя РДУМ Челябинской и Курганской областей Ринат-хазрата Раева.

- В  системе исламского образования больше пробелов, нежели ясностей. На сегодняшний день в Башкортостане  не хватает 120 имамов! Только вдумайтесь в эти цифры. Мы готовим молодые кадры, но они не желают быть мусульманскими священнослужителями. Спасает эту катастрофическую ситуацию государственная программа повышения квалификации сельских имамов.

Вторая наша проблема – это подготовка учебных пособий.  Книг много, но одна противоречит другой.  Необходимо выстроить единую систему мусульманского образования. Сегодня, к сожалению, в России эта система довольно расплывчата, поделился своей обеспокоенностью Ринат-хазрат. 

1-DSC_0649

Выступление кандидата исторических наук, ведущего специалиста Управления реализации образовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Дамира Юрьевича Гатина.

По мнению кандидата исторических наук, ведущего специалиста Управления реализации образовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Дамира Юрьевича Гатина, самарское мусульманское просвещение значительно отстает от православного. 

- Самарская епархия ежегодно выходит на широкую аудиторию и проводит конференции на различные темы. Почему бы и мусульманским священнослужителям не использовать такие возможности? Кто, если не мусульманские священнослужители, должны выходить на русскоязычную аудиторию и рассказывать об исламе, влиять на сознание людей, вести разъяснительную работу в СМИ? Почему самарские имамы не ведут научную деятельность, не получают научные степени, как православные священнослужители?

Я согласен с мнением Али-хазрата Сулейманова. Действительно, современные условия требуют, чтобы  священнослужители  были высокообразованными идеологами.  Речь имама должна быть образцом и на родном и на русском языках. Необходимо уделить внимание шакирдов языкознанию и ораторскому искусству. Они должны изучать социологию, философию, знать сходства и различия религий, то есть быть высокоэрудированными. 

К сожалению, не происходит замена кадров в сельских мечетях. А ведь зачастую сельские имамы уже не молодые, многим за 80 лет и, в основном, имеют только начальное образование, - говорил Дамир Юрьевич.

Главный казый Татарстана Джалиль-хазрат Фазлыев также согласился с предыдущими докладчиками.

- Возводим мечети, обучаем шакирдов, а имамов не хватает. Татарские села предоставлены сами себе, никто не занимается воспитанием их жителей.  Шакирды зачастую получают скудное образование, они знают наизусть аяты и суры, а соответствующее воспитание не получают. И, к сожалению, действительно, нет престижа деятельности имама, -  поделился он своими тревогами.

Выступление главного казыя Татарстана Джалиль-хазрата Фазлыева.

Выступление главного казыя Татарстана Джалиль-хазрата Фазлыева.

1-DSC_0658

Выступали и ученики школы «Яктылык» г.Самара

1-DSC_0661

Выступление председателя Самарской Соборной мечети Джавдата Валиахметовича Шарапова.

Председатель Соборной мечети  Джавдат Валиахметович Шарапов подробно рассказал обо всех сооружениях уникального архитектурного мусульманского комплекса. В ходе выступления сообщил, что на территории Соборной мечети планируется построить духовно-просветительский центр. Объект будет состоять из двух корпусов. Один – трехэтажный, полностью под детский сад, второй – четырехэтажный – непосредственно под центр. В духовном центре разместятся помещения для занятий, секций и кружков для детей, кабинеты для татарских общественных организаций, актовый зал и многое другое.

1-DSC_0671

Заслушав доклады и выступления, участники научно-практической конференции «Духовность и образование: единство целей и задач. Опыт прошлого и перспективы на будущее»  отметили следующее:

- Необходимо признать образовательные идеалы и ценности ислама одним из основополагающих составляющих в обучении и воспитании подрастающих поколений.

- Следует налаживать сотрудничество государственных и религиозных организаций, в том числе и в сфере духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

- В процессе педагогической деятельности в светских и исламских учебных заведениях добиваться оптимального сочетания научных знаний с целью приобщения детей и студентов к духовному, историческому и культурному наследию народа, формирования этнокультурной самобытности и межконфессиональной толерантности, высокой духовности, истинного патриотизма и трудолюбия.

- Рекомендовать органам исполнительной власти, научным учреждениям и государственным ВУЗам совместно с духовными управлениями мусульман и исламскими учебными заведениями организовать целенаправленную информационно-просветительскую работу среди населения об идеалах и ценностях традиционного для России ислама и путях преодоления пагубного влияния заграничных радикальных религиозных течений. 

- Рекомендовать региональным и местным средствам массовой информации строго выполнять требования Президента Российской Федерации активнее вести работу в СМИ, а также в интернете по разъяснению ценностей ислама и религиозному просвещению населения в противовес информации экстремистского характера.

- Центральному духовному управлению мусульман России, региональным духовным управлениям, исламским средним и высшим профессиональным учебным заведениям добиваться дальнейшего повышения качества образования   и воспитания студентов на основе общечеловеческих идеалов и ценностей ислама, на базе исторических традиций народов России.

- Рекомендовать органам исполнительной власти, региональным духовным управлениям осуществлять разнообразные совместные деятельности по духовному, нравственному и культурному образованию и воспитанию подрастающего поколения и всего населения: реализация совместных социальных программ, проектов; творческие конкурсы, спортивные и семейные праздники; массовые трудовые мероприятия.

*

1-DSC_0625

История медресе «Нур»

Строительство медресе «Нур» началось в 1994 году, почти одновременно со строительством Соборной мечети. В марте 1994 года были оформлены все документы на строительство медресе проектной организацией ООО «Март», в которых предусматривалось построить трехэтажное каменное здание полезной площадью 1690 квадратных метров. Строительство было поручено вести строительному управлению №3 треста №11, (начальник управления Мамедов Фархат Агамосович). Закладку фундамента и возведение первого этажа здания осуществлял прораб Феоткулов И.Б., будучи председателем совета махалли Соборной мечети.

1-DSC_0626

Планировалась закладка сборного железобетона под фундамент мечети и медресе 4850 кубических метров, а с применением пирамидальных свай было заложено 420 куб. метра под мечеть и 100 куб. метра под медресе. А это позволило сэкономить 1500 тонн металлоконструкции. Вскоре был заключен договор с фирмой «Фундамент — 1», которой руководил наш единоверец Исмаилов Аббас Мамедович, и строительство началось. Это было в феврале — марте 1994 года. А все работы по забивке свай и устройству монолитного ростверка были закончены в январе 1995 года.

В строительстве медресе были задействованы более десятка различных организаций, и они работали слаженно, своевременно обеспечивали строительными материалами, необходимой рабочей силой.

Был период, когда ход строительства медресе «Нур» был вынужденно приостановлен из-за отсутствия денег. Как вспоминает те годы муфтий Вагиз Яруллин, когда он пришел поделиться своими мыслями о необходимости строительства медресе к главе городского округа Самара Георгию Лиманскому, тот предложение хазрата поддержал и обещал со своей стороны всяческую помощь, и слово свое сдержал. Поручил своему заместителю — начальнику Отдела капитального строительства Корневу Борису Григорьевичу конкретно заняться строительством этого объекта. Ему активно помогали Печников Николай Анатольевич, главный инженер ОКСа Мащелкин Анатолий Михайлович и другие.

В дальнейшем строительством медресе и осуществлением контроля руководил управляющий РДУМСО, он же исполняющий обязанности ректора медресе «Нур», Султанов Абдулла Исмагилович.

7 марта 2003 года строительство медресе было завершено, был подписан акт приема объекта государственной приемной комиссией, состоялось тор­жественное открытие медресе «Нур» и оно начало принимать своих первых шакирдов — студентов на учебу.

Первым ректором медресе «Нур» был назначен имам-хатыб Мингачев Габдулахат Фоатович. Сменил Габдулахата Мингачева в должности ректора имам Соборной мечети Иршат Сафин, с августа 2010 года ректором медресе является Сулейманов Али Зякяриевич. Здесь, кроме стационарной учебы шакирдов, проводятся периодические сборы по усовершенствованию духовных знаний имамов и муэдзинов мусульманских общин области, ведется воскрес­ное обучение мусульман, желающих получить знания по основам исламского вероучения, арабской графики, а в летнее время организовываются курсы по обучению детей.

Римма НУРЕТДИНОВА.

samtatnews.ru

♦♦♦

“Нур” мәдрәсәсенең 10 еллык эшчәнлегенә багышлап, Самараның Җәмигъ мәчетендә “Рух һәм мәгариф: максатлар һәм бурычлар бердәмлеге. Тәҗрибә һәм алга таба үсеш мөмкинлекләре”,  дип аталган фәнни-практик конференция үткәрелде. Аны Самара өлкәсе губернаторы администрациясе ярдәмендә Самара өлкәсе мөселманнарының региональ Диния нәзарәте оештырды.

Мондый чаралар һәр­вакыттагыча Коръән укудан башланып китә. Бу юлы да шулай булды. Җыелучыларны — региональ дәүләт хакимияте органнарын, иҗтимагый оешмалар вәкилләрен, өлкә һәм күрше регионнарның дин әһелләрен, фән, мәгариф, мә­­дәният хезмәткәрләрен, мәд­­рәсә мөгәллимнәрен һәм шә­­­керт­ләрне, губернаторы­быз исеменнән өлкә адми­нистра­­циясенең җәмәгать фикерен өйрәнү департаментының милли һәм конфессиональ сәясәт идарәсе баш консультанты Роман Кирсанов, Россия мөселманнарының үзәк Диния нәзарәте баш казые, мөфти Вагыйз хәзрәт Яруллин, Самара өлкәсе мөселманнарының региональ Диния нәзарәте рәисе, мөфти Талип хәзрәт Яруллин котлады.

Ислам мәгарифе һәм традицион исламны ничек итеп сак­лап калу, аны үстерү, татарның зыялы уллары Фатыйх Мортазин, Мәхмүт Баишев, җәдитчелек хәрәкәте турында мәгълүматларны Мәскәү педагогия институтының Самара филиалы проректоры Юлия Гусева җиткерде.

Мәдрәсәнең ректоры Али хәзрәт Сөләйманов үзенең чыгышында биредә көндезге һәм кичке уку бүлекләре барлыгын, ә ял көннәрендә балалар һәм өлкәннәргә дин дәресләре укытылуы турында сөйләде.

Гомум алганда, мәдрәсәдә ел әйләнәсендә 300дән артык кеше дин белемен арттыра икән. Елына ике мәртәбә 60лап имам һәм мәзиннәр махсус курсларда укыйлар. Мәдрәсә үткәргән җәйге укуларда 100 — 150шәр бала шөгыльләнә.

Бүгенге көндә көндезләрен мәдрәсәдә даими рәвештә 15ләп яшүсмер дин белеме ала. Аларның кайберәүләре берүк вакытта Самараның төрле колледжларында, техникумнарында да укыйлар икән әле. Бу начар түгел, әлбәттә. Мәдрәсәдә шәкертләрне бушлай ашаталар, яшәүләре дә бушка. Ике җирдә укыгач, уку йортларын тәмамлагач, кулларына дин буенча да, дөньяви һөнәрлек буенча да дипломнар алу мөмкинлеге бар.

Самара өлкәсе мөфтие Талип хәзрәт Яруллин фикеренчә, бу эш зур игътибарга лаек. Әгәр мәдрәсәнең үзендә дә шәкертләрне дөньяви бе­лем­нәргә укыту хәл ителсә, начар булмас иде, билгеле. Тик әлегә моның өчен биредә квалификацияле укытучылар да, аларга хезмәт хакын түләргә акча да юк. Моның өчен мәдрәсәне фән һәм мәгариф министрлыгының гомум белем бирү системасына кертү зарури.

Татарстан Республикасы мөселманнарының Диния нә­­­­за­рәте баш казые Җәлил хәз­рәт Фазлыев мәдрәсә шә­керт­ләренә психологик тәрбия бирү җитмәвенә борчыла.

- Алардан: “Нигә мәдрәсәгә укырга килдең?” — дип сорасаң, кайберәүләре күз дә йоммыйча: “Мөфти буласыбыз килә”, — дип җавап бирәләр. Ә авыл мәчетләреннән практикадан кайткач, ул шәкертләрнең биштән берсе мәдрәсәне ташлап китә”, — дип ачынып сөйли Җәлил хәзрәт.

Россия мөселманнарының Ди­ния нәзарәте каршында эшләп килүче Уфа Ислам уни­верситеты ректоры Ринат хәзрәт Раев Башкортстанда 120ләп имам җи­тешмәве турында әйтеп үтте. Ислам мәгарифе таркалу хә­лендә. Уку-укыту, тәрбияви про­грам­маларның юклыгы эш барышында яңадан-яңа аңла­шыл­мау­чанлыклар китереп чыгара.

- Самара мәчетләренә йөрүчеләрнең күпчелеге дагстан, чечен, үзбәк, таҗик, кыргыз мил­ләтләреннән. Аз санлы татар белән күп санлы чит яклардан кил­гән мөселманнар арасында ыгы-зыгылар, аң­ла­шылмаучанлыклар чыккалап тора, - дип сөйләде Самара өлкә мәгариф һәм фән министрлыгының уку-укыту программаларын тормышка ашыру идарәсенең әйдәп баручы белгече, тарих фәннәре кандидаты Дамир Гатин.

- Исламиятнең мәгариф системасы православиенеке бе­лән чагыштырганда, шак­тый артка калган, — диде ул. - Самара епархиясе төр­ледән-төрле, яңадан-яңа темаларга багышлап конфе­ренцияләр үткәрә. Нигә Ислам дине әһелләренә дә рус телле аудиторияләргә Ислам дине турында тәфсилләп сөйләмәскә, массакүләм мәгъ­лүмат чараларында халык арасында аңлату-тәр­бия эш­ләрен җәелдереп җи­бәр­мәскә? Нигә Самараның Ислам дине әһелләре хәзерге көнгә кадәр православие руханилары кебек күпкырлы фәнни эшчәнлек алып бармыйлар?!

Мин Али хәзрәт Сөләй­манов әйткән фикерләр белән тулысынча килешәм. Чынлап та, бүгенге шартларда дин әһелләребезнең югары белемле ораторлар булуыннан бик күп нәрсә тора. Имамның чыгышы халык арасында һәр­вакытта да үрнәк булырга тиеш.

Кызганыч ки, авыл җир­ләрендә мәчетләребездә бү­генгә 70 — 80 яшенә җиткән олы  яшьтәге абзыйлар имамлык итә. Олы муллаларга алмашка килердәй яшь белгечләр юк.

Мәдрәсәләрдә укыган яшь имамнар арасында авыл мә­четләренә эшкә барырга теләүчеләр аз. Сәбәбе — имамга түләргә акча булмавы, социаль яклау, фатир юклыгы. Ә садака акчасына гына яшәү мөмкин түгел. Шуңа күрә мәдрәсәләрдә яшьләрне дин гыйлеменә укыту белән беррәттән аларга киләчәктә эшләү өчен тиешле шартлар тудыру турында да уйларга кирәк. Бу Диния нәзарәтләренең һәм дәүләтнең уртак эше булырга тиеш.

Элегрәк авылларда 3 — 4 балалы гаиләләр — гадәти күренеш иде. Хәзер исә аларның саны 1 — 2 баладан артмый. Ә кайбер гаиләләрдә балалар бөтенләй юк. Икенче күңелсез күренеш — татар белән башкортларның дингә тартылу көче кимегәннән кими, дини акыллары зәгыйф­ләнгәннән зәгыйфләнә бара. Ә менә чит-ят яклардан күчеп килгән мөселман халыкларында бөтенләй киресенчә — ислам диненә тартылу көче үскәннән үсә бара. Бу хәлне ничек аңларга соң? Киләчәктә татар имамнары кәнәфиенә мәчетләребездә таҗиклар, үзбәкләр, дагстанлылар менеп утырмаслар ди­сезме? Мөселман булып йокларга яткан татар, иртән уянганчы, мөселман түгел адәмгә әйләнеп китмәсме?

Конференция барышында Җәмигъ мәчете мәхәлләсе рәисе Җәүдәт Шәрапов бер шатлыклы хәбәр дә җиткерде. Быелдан башлап, Җәмигъ мәчете бинасы янында 60 балага исәпләнгән мөселман балалар бакчасын һәм татар милли-мәдәни үзәге биналарын  төзү эшләре башланачак икән.

Конференциядә тагын бер матур мизгел булып алды. Самараның “Яктылык” татар мәктәбе директоры Радик Газизовның дүртенче баласы туган һәм аңа Ибраһим исеме биргәннәр. Дамир Гатин өлкәбезнең мәгариф һәм фән министрлыгы исеменнән Радик Газизовны кайнар котлап, кыйммәтле бүләк тә тапшырды.

Фәнни-практик конферен­ция тәмамланып, мәчет бина­­сыннан чыгып барганда башыма мондыйрак уй килде: яшүсмерләрнең мәд­рәсәдә укырга зур теләк бел­дермәүләрен, укырга кер­гән­нәренең дә укуларын ташлап чыгып китүләрен нәрсә бе­лән аңлатып була икән соң? Җыеп әйткәндә, авыл, шәһәр җирлекләрендә балаларның кимүе, яңа эшли башлаган имамнарның хезмәт хакы яшәү минимумыннан да түбәнрәк булуы, мәдрәсәләребездә пси­хологик тәрбиянең түбән дәрә­җәдә я бөтенләй булмавы, бердәм уку-укыту, тәрбияви про­­граммаларның булмавы, теле­видениедә мөселманнарга карата тискәре юнәлештәге программа алып барылуы моңа ачык дәлил түгелме? Димәк, бу проблемалар өстендә ныгытыбрак эшләргә кирәк. Бу конференция нәкъ шуны ачык итеп күрсәтте дә бит инде.

Мәдрәсәләребез булган­да, анда дин әһелләре әзер­лән­гәндә, элеккечә, дини эш­ләрне алып баруда картайган, аз белемле имамнарга гына таяну, әлбәттә, дөрес түгел.

Исхак АПАНАЕВ.

«Бердәмлек».

Просмотров: 3703

6 комментариев

  1. Дустым якын туганын жирлэргэ шэхэргэ барды. Кайткач шаккатырды.Мэетне югач юуучыга садака биргэн. Мулла бу эз дигэн. Галидэ шулай гына бирэлэр дип эйткэн дустым. Самар мулласы 1000 сум сорап алган.
    Элхэделуллахи,безнең авылда үлем-житем килсэ савап эчен эшлилэр. Мэет турында ишетү белән кабер казырга агыла халык. Эйе хэер-садака эләшенэ. Лэкин дэ кем күпме бирэлэ, шулай бирэ, бар да риза.Сорап алу юк. Аллам сакласын. Бу начар гадэтлэр Галигэ килеп житэ курмэсен. Спекулянтлар!

    • Нахакны язмагыз! Муллалардан бер кемдә әле Аллага шөкер мәетне юган өчен, җирләгән өчен акча сораганы юк, бәяне дә бер кемдә әле билгеләгәне юк!Шәригаткә килгәндә. анда мәет юган өчен акча алу бар. Чөнки мәетне якын туганнары, дус-иптәшләре юарга тиеш! Чит кеше мәетне юса, ул димәк бер хезмәт күрсәтә. Ә һәр төрле хезмәт динебездә бәяләнергә тиеш. Пәйгамбәр (с.г.с) бер хадисендә: «Хезмәтченең тире кипкәнче кадәр хакын түләгез!» дип боера. Димәк ки юучы сораса да хаклы була!

  2. Очень актуальная и полезная (насчет полезная ли увидим в будущем какие выводы сделает РДУМ СО). Особенно выступление Дамир Юрьевич Гатина было четкое, аргументированное, а самое главное актуальное. Самая большая проблема это нехватка кадров в селах ( в сельских приходах не хватает средств не то что для содержания молодых имамов но и на оплату коммунальных услуг) , а мы в городах большие амбициозные проекты строим, миллионы тратим возможно на не самые необходимые в данное конкретное время дела. Поэтому поводу есть анекдот. Грузин стоит в церкви и просит у Бога помощи для пропитание семьи, а рядом армянин стоял стоял и говорит грузину :» Слушай дорогой! На тебе сто рублей не отвлекай Всевышнего.» и начал молиться:» О Господи помоги продать мои цветы!!!». Вот так вот сытый голодного никогда не поймет. Так же мы не знаем и не хотим знать и понимать состояние сельских приходов. А хотя наши бизнесмены «акбайлар» могли бы помощь в содержании молодых имамов или преподавателей исламского вероучения хотя бы в своих родных селах. Таких положительных примеров в области не мало но незначительно.

    • Полностью одобряю и поддерживаю высказывания уважаемого Ильгизар хазрата. Пока ,как в республике Татарстан не будут выдаваться подьемные гранты для молодых священнослужителей в сельской местности, молодежь ни когда не пойдет служить в сельскую местность. В свое время муфтий Вагиз хазрат постоянно твердил что махалля сама должна обеспечивать своего имама , но увы это было в дореволюционные времена. в настоящее время большинство наших людей далеки от религии , священнослужители им нужны только тогда , когда им приспичит или никах почитать(многие боятся людских осуждений и сплетен и только поэтому исполняют этот обряд) или когда близкие люди покидают этот бренный мир и др. и им все равно кто исполнит этот обряд, будь то молодой образованный имам,или самоучка бабай… в этом году во время прохождения сбора священнослужителей со всей России в Казани » национальная самобытность и религия» редактор газеты «Мэдэни Жомга» говорил о необходимости всячески поддерживать молодых имамов , наши муфтии (почти все сидели и ржали (рот был открыт до ушей) и им наплевать на нас… сами же постоянно твердят о нехватке кадров, о том что для РТ не хватает больше 860 священнослужителей и т.д. и именно из-за этого молодежь не идет чтобы учится в медресе… признаком приближения конца света станет то что , люди построят и разукрашат большие храмы, но молится там будет некому, увы во многих местах мечети стоят пустыми и некому там проводить службу. нам стоит подумать, прежде чем построить что либо , а нужно ли это, востребовано ли это , а не будет ли это исрафом , ведь за все это нам будет держать ответ перед Создателем, а имамы потребуют свое право перед руководством …. перед нашими муфтиями….

      • Молодец Габдулла хазрат!!!!! Дэрес сузлэр!Буген бэлеш ашап кына донья бармый, уйларга кирэк ни булачагын килэчэктэ муфтилэргэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>