По следам празднования очередной годовщины Куликовской битвы

hpy2Y7SthY0

21 сентября в России отметили День воинской славы России — победу русских полков в Куликовской битве 1380 года

Кто и с кем сражался на Куликовом поле?

На Куликовом поле русские войска сражались с кем угодно, только не с татарами. Школьные учебники, написанные не по историческим материалам, а по идеологическим установкам, давно следует выбросить на свалку — так считает доктор исторических наук, почетный профессор пражского и барселонского университетов Андрей Гончаров. Автор множества монографий по истории средневековой Руси в канун годовщины Куликовской битвы рассказал с кем на самом деле сражался Дмитрий ДОНСКОЙ.

— Андрей Павлович, в эти дни вся Россия отмечает очередную годовщину победы русских войск на Куликовом поле над Золотой ордой, начавшей освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Вокруг этой темы сейчас намешано много спекуляций, непонятной шумихи, вплоть до того что празднование юбилея может вызвать раскол между русскими и татарами, православными и мусульманами.

- Ну, прежде всего нужно уяснить кто сошелся в междуречьи Дона и Непрядве 21 сентября 1380 года. Начнем с того, что никакого столкновения с Золотой Ордой не было по определению. Мамай наоборот всеми силами пытался как раз завоевать Золотую Орду. 

Несколько раз ему даже удавалось захватывать ордынскую столицу, но как только появлялись законные правители — потомки правящего рода Чингиз-хана, его выкидывали. Короче говоря, Мамай был обыкновенным мятежником и бунтовщиком. Это прекрасно понимал и великий князь Дмитрий Иванович. Мало того, бунтовщик Мамай требовал от Московского князя платить дань. Именно ему, а никак не в Орду, законному правителю хану Тохтамышу. На поле Куликовом русские отстояли свое право платить дань Золотой Орде и платили ее еще почти сто лет.

- Получается, что и Дмитрий Донской, и ордынский хан Тохтамыш воевали вместе против общего врага. Врага единого монголо-татарско-русского государства, где, президентом, как сказали бы сейчас, был золотоордынский хан, а одним из его вассалов был великий князь московский. 
- Это подчинение было довольно свободным. Да, русские князья получали «ярлык» на княжение от ханов, платили дань, но в остальном вели довольно независимую политику. В религиозные дела татары не вмешивались, мало того, защищали по мере возможности русскую церковь.
Как пишет известный историк М.Полубояринова, с 1267 года ханы Золотой Орды предоставляли русской церкви специальные охранные грамоты, согласно которым за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Да и размер дани, платившейся в Орду, во многих современных источниках сильно преувеличен.
Согласно исследованиям С.Каштанова «Финансы Древней Руси», в XIV веке Русь платила татарам примерно 5000 рублей в год. Это, конечно, громадная сумма. На рубль можно было купить около ста пудов хлеба. Но если разложить это на более чем пятимиллионное население Руси, то подушная подать равнялась примерно цене 1,6 килограмма хлеба в год. Не так уж и много. Тем более, что все это уходило в основном на содержания войска, оборонявшее Русь и, соответственно, Орду от многочисленных недругов, особенно со стороны Литвы и Польши.
Тысячи стойких и бесстрашных татарских бойцов не раз призывались на помощь и Александру Невскому, и Дмитрию Донскому, и всем другим правителям допетровских времен в борьбе против включения Руси в европейскую цивилизацию. 
Лишь в XVIII веке Петр I твердо приказал всем русским у Европы культуру перенимать, но особого энтузиазма населения это приказание не вызвало. Россия и сейчас стойко сохраняет свой особый азиатский путь развития, более противостоя Европе, чем в нее включаясь. На протяжении многих веков обособление обеспечивало запрограммированное техническое отставание (сейчас даже от еще недавно слаборазвитых стран Азии, Африки и Южной Америки) и вечную необходимость догонять уходящий вперед мир.
В середине XX века непомерным для народа напряжением, жестко принужденным коммунистами, стране удалось в техническом и научном отношении вплотную приблизиться к развитым странам, что в итоге вызвало надлом сил и распад. В конце XX века страна превратилась в заполоненный колдунами, ясновидцами и бесстыдными ворами сырьевой придаток мировой цивилизации. В разных отделившихся осколках, на азиатский средневековый манер, вновь установилась пожизненная, а то и наследственная верховная власть.
 - Но если получается, что с Золотой Ордой мы не воевали, отношения у нас были более-менее нормальные, состояли в одном государстве, то все-таки с кем сразился Дмитрий Донской на Куликовом поле? 
- Вот тут-то начинается самое интересное. Мы немножко отвлеклись от самого Мамая и его войска. После безуспешных попыток захватить власть в Золотой Орде, он отправился в Крым, где и создал новое войско. Ему помогли богатейшие генуэзские купцы, контролирующие всю черноморскую торговлю, в том числе и работорговлю, и усердно насаждавшие католицизм.
Их крепости, охранявшиеся отлично вооруженными отрядами, сохранились и по сей день. Уже в 1333 году папа Иоанн XXII сообщает о том, что создана митрополия с центром в Воспоро (Керчь). Папский престол поддерживал все возможные агрессий против Руси на всей протяженности от Скандинавии до Черного моря. Кстати об этом свидетельствует многочисленные буллы папы Климента VI, о даровании отпущения всех грехов за войну против русских, как против неверных, можно понять, что именно католическая европейская экспансия руками Мамая надвигалась на Русь.
На рисунке Куликовской битвы, сделанном современником, отчетливо видно, что войска Дмитрия Донского сражаются с наемниками из европейских держав, принадлежность к которым символизируют изображенные над вражеским войском европейские короны.
Итак, на деньги хазар и венецианских работорговцев было создано войско Мамая. Помимо собственно татар, как указывает русский историк В. Неиволодов, пришедших в Крым с Мамаем, в его армии были половцы, кстати, предки современных так называемые крымских татар, которые имеют довольно слабенькие отношения к настоящим поволжским татарам. В основном это потомки половцев и турок.
Далее под знаменами Мамая были черкесы, бессермены (азербайджанцы или турки), ясы (осетины), кавказские жиды (горские евреи), армяне и, конечно, генуэзская пехота. Так что говорить о противостоянии ислама и православия в Куликовской битве странно.
- А интересно откуда там взялись армяне? Армения далеко, тысячи полторы километров, да и потом армянская церковь является сестринской, близкой по духу к православию.
- Очень просто. После очередного гонения со стороны турок на исторической родине, часть армян осела в Крыму. И вот часть армян из торговой верхушки, тесно связанная с хазарским капиталом, иногда насильно иногда по коммерческой выгоде, еще в 1318 году признала верховенство папы римского. Другие же армяне, не желая предавать веру отцов, уходили в другие части Крыма, где позже в 1358 году основали знаменитый монастырь Сурб-Хач (Святой Крест). 
Да, кстати, некоторые наши современники уничижительно называют современных армян «хачиками». На самом деле, ничего обидного в этом нет. «Хач» по армянски «крест», так что «хачики» — это люди с крестом, христиане. 
Так вот, из армянских вероотступников, поддавшихся на папские посулы, и была создана часть мамаева войска. Можно понять, что такое разноплеменное войско могло быть объединено только одним — деньгами.
И это, и определяющую роль итальянцев в нашествии, прекрасно понимали на Руси. Маленький факт. Перед битвой великий князь Дмитрий Иванович включил в состав войска «сурожан». То есть русских купцов, торговавших с Генуей, знающих обычаи и язык итальянцев.
Вот и весьма уважаемый крымский историк П. Надинский, автор «Очерков по истории Крыма» писал: «И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей, а может быть прямых организаторов похода незадачливого татарского полководца Мамая на Москву».

- Так что же получается, нашествие Мамая на Русь это еще одно звено в бесконечной цепи попыток Запада покорить Русь?
- Совершенно верно — все это желание приручить Россию, навязать нам «неразумным» свою веру, свой европейский миропорядок и путь цивилизационного развития, исконно чуждые россиянам. 
Позднее монгольские кланы, которые осели в Средней Азии, приняли ислам поголовно и ассимиллировались с тюрками; бордыгины и внутренняя Монголия приняли буддизм; а аристократия и войско Белой и Голубой Орды достойно перешли в православие. 
Историк Гумилев навскидку приводит такой список русских фамилий ордынского происхождения: Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Еромолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов… 
Понятно, что Гумилев называет фамилии известные, которые на слуху. Но, с другой стороны, закономерно: ведь это всё фамилии дворянские. И выходцы из Орды как раз и становились служивым сословием, русским дворянством, а все коренное русское население — их крепостными рабами.
Еще не прошло и полутора сотен лет, как по Манифесту царя от 19 февраля 1861 года, изданному под жестким давлением просвещенной Европы, в России отменили рабство собственного народа и запретили торговать русскими людьми на невольничьих рынках. 
Потому не надо сейчас предъявлять русскому народу особо повышенные требования в развитии демократии. Он еще не встал на ноги после тяжкого тысячелетнего рабства у всех пришлых на Русь бандитов, начиная с Рюрика. И после отмены рабства, уже в ХХ веке, каждый российский правитель куда хотел, туда и водил привыкший безропотно подчиняться русский народ, как телка на веревочке.
Рабовладение на Руси всемерно поддерживалось Русской православной Церковью, тоже имевшей своих многочисленных русских рабов-христиан, что христианскому учению грубейшим образом противоречит. Сейчас РПЦ пытается позиционировать себя как хранителя высокой морали, хотя во всем христианском мире за свои тяжкие многочисленные прегрешения стала Церковью-изгоем. Но, чем больше грехов, тем больше гордыни, самопрославления, неуемной жажды стяжания земных благ и нынешнего желания вновь войти во власть. 

Вообще же словарь русских фамилий тюркского происхождения, составленный филологом и историком Николаем Александровичем Баскаковым — большая книга. Тот, кто просмотрит её от корки до корки, поневоле задумается. От постоянного противостояния угнетаемых и угнетенных, завоевателей и завоеванных, одним словом, от ига — такого не бывает…
Историк Афанасьев мог обратить внимание и на само слово «иго». Русские в XIII-XV веках не подозревали, что они живут «под игом». Хотя бы потому, что не знали такого слова. «Иго» — слово латинское, из времен Римской империи. А в Россию оно попало лишь в самом конце XVII-начале XVIII века. И, как видим, утвердилось в научном обороте, вошло в учебники истории, а через них — в народный обиход. Более того — в народное сознание. 
И этому есть объяснение. Во-первых, почву подготовила церковь. Католицизм ей уже был неопасен, и церкви, как и любому идеологическому институту, для упрочения своей власти необходим внешний враг. А затем — реформы Петра, его решительный поворот к Западу. Что и породило жестокий комплекс европейской неполноценности.
Общество, пытаясь «соответствовать» новым веяниям, лихорадочно открещивалось от всего «азиатского». И потому подброшенное словечко «иго» стало радостной находкой. «Иго» разом объясняло и оправдывало «отсталость» перед Европой. И никто не задумался и до сих пор не задумывается над тем, что зависимость от Орды закончилась уже в XV веке. Что же мешало за прошедшие столетия преодолеть «отсталость»?
Теория «ига» как нельзя кстати пришлась и коммунистической исторической науке. Здесь ведь главное было — «бороться с врагами», «кругом одни враги» и т.д. И это еще раз доказывает правоту рассуждений Афанасьева о «манипулируемом сознании и преподаваемом знании». 
Если уж что-то вдолбили в школе про «иго», то потом вытравить это невозможно. Даже такому образованному и самостоятельно мыслящему человеку, как Юрий Афанасьев… Не случайно же в 1985 году Ю.Афанасьев писал в журнале «Коммунист», что теории «симбиоза Орды и Руси» отличаются «внеклассовым подходом» и находятся в «прямом противоречии с марксистско-ленинскими критериями». А в 1985 году обвинение в «немарксизме» было еще чревато большими неприятностями…
В спорах вокруг Александра Невского и Дмитрия Донского сошлись два навязанных и навязываемых обществу мифа. И оба построены на неверных посылах, скажем так.
«Патриоты-славянофилы» возвеличивают Александра Невского и Дмитрия Донского как государственных деятелей, но при этом лгут, что они боролись с Ордой.
А «либералы-западники» низвергают великих князей с пьедестала как раз за то, что они пошли на союз с Ордой.
Ни так называемые «западники», ни так называемые «патриоты-славянофилы» ни за что не хотят признать очевидное — Александр и Дмитрий потому и великие, что пошли на союз с Ордой и благодаря этому сохранили, упрочили и возвеличили Русь.
А в заключение, чтобы несколько разрядить обстановку — курьёз, анекдотический случай, поучительный факт из истории… — называйте как угодно. Кстати, о Мамае. 
Вроде бы, с ним всё ясно: никакой не хан, тем более — не хан Золотой Орды, а интриган, узурпатор и так далее. Но его след в русской истории на этом не стирается. Потому что Мамаевичи породнились с Рюриковичами! После Куликовской битвы потомки Мамая служили Литве. Одного из них, кстати, также по имени Мамай, великий князь Витовт пожаловал городом Глинск и княжеским титулом. Так возник могучий клан князей Глинских. Потом знатные литовские князья Глинские ушли на Русь и стали русскими князьями Глинскими.
Елена Глинская вышла замуж за великого Московского князя Василия III и стала матерью княжича Ивана, известного как первый русский царь Иван Грозный.
Вот такой генетический подарочек Руси сразу и от Мамая, и от Дмитрия Донского!
* * *

Куликовская битва — миф и трагедия

Псевдопатриотические круги в России готовятся отметить событие более чем 600-летней давности — Куликовскую битву как день «великой победы» над татарами. На протяжении столетий никогда не делалось уточнение, над какими именно татарами была одержана столь громкая победа. Одно утверждается определенно: возглавлял войска противной стороны Мамай. В российской историографии это событие до сих пор рассматривается с очевидной политической тенденцией — доказать, что последующее покорение татар было справедливым возмездием. Битва, если она и вправду имела место, рассматривается не на основе достоверных научных знаний, а преимущественно с мифологической точки зрения.

Серьезные ученые признают, что значительная часть сведений о сражении почерпнута из трех основных «источников», возникших через сто лет после легендарного события: из «Летописной повести» (весьма краткой и анонимной), из стихотворной «Задонщины» и риторического сочинения «Сказание о Мамаевом побоище», то есть в основном из художественных источников. А для исторической оценки важны точные данные о масштабах сражения, количестве участников, потерь с обеих сторон. Но достоверных сведений не обнаружено ни в местных, ни в иностранных источниках.

Популярное изложение событий конца XIV века представляет собой повторение (вперемежку с возвышенной риторикой) одних и тех же якобы фактов: сбор по призыву князя Дмитрия в Коломне, переправа через реки Ока и Дон, поединок Пересвета с Челубеем, сокрушающий внезапный удар «засадного полка», преследование Мамая на протяжении аж 30 верст и восьмидневное стояние «на костях». Версия дополняется подробностями «с места события», хотя точно место сражения так и не было установлено. Любознательные потомки два столетия энергично ищут место сражения и не могут его точно определить: то ли на реке Непрядве под Тулой, то ли на Кулижках в Москве.

Археологи, проводившие исследования на легендарном поле Куликовом, обнаруживали тысячи предметов — свидетельств пребывания на поле людей во времена тысячелетней давности, но пока не нашли там следов грандиозного сражения. Оппоненты говорят, что воины победители все свое оружие и трофейное вооружение собрали и унесли с поля боя. Но противная сторона была вооружена не только мечами и саблями, но луками и стрелами. Если каждый из 100 тысяч мамаевых воинов выпустил по одной стреле, то на поле должно было бы остаться по меньшей мере такое же количество металлических или каменных наконечников.
Исследователи считают, что во второй половине XIV века Куликово поле пустовало. На исторических картах этот кусок земли -выступ под Тулой — включается в пределы Золотой Орды. Русские стали заселять эти земли только через два столетия после «великой победы». Между тем в течение XIX и XX веков предания и мифы были подкреплены установкой памятников и часовен. Еще в прошлом веке был поставлен памятник Дмитрию Донскому.

В годы первой мировой войны воздвигли церковь Сергия Радонежского. В наше время у одного из источников поставили часовню по проекту В.Клыкова, опираясь на легенду: в роднике, дескать, воины омывали раны после сражения. Так церковь поддерживает выгодную ей версию великого события.
Современный исследователь Виктор Шавырин в статье «Неделимое поле», опубликованной в журнале «Родина» в 1997 году, констатировал: «Археологические отряды нашли на Большом Куликовом поле сотни поселений, стоянок, могильников. Это тысячи и тысячи предметов. Не найдено лишь следов того главного события, которым прославилась эта местность. Обескураживающий результат сужает наше представление о ключевом событии русской истории, и не все могут пережить его достойно».

Куликовская битва остается загадкой, однако мифотворцы не унимаются. Проницательные умы понимают смысл такого рода мифотворчества: пока есть возможность выпрашивать деньги на памятники, президентства и издания — будем выпрашивать. Что касается науки, то она будет продолжать поиски истины. Официально утвержденная формула праздника, назначенного ошибочно (по невежеству) на 21 сентября простым прибавлением в XX веке 13 дней к дате XIV века 8 сентября, намечает праздник в Туле под названием «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве». Эта формула не учитывает, что на стороне Мамая были русские во главе с рязанским князем Олегом, а кроме того генуэзцы и другие наемники. Очевидно, что установка на празднование «победы над татарами» подходит под определение «разжигание национальной розни и вражды». А средства на проведение торжеств в Туле могут быть выделены из федерального бюджета, в который вносит свой посильный вклад татарское семимиллионное население России.

Дело даже не в том, что современные граждане России, добровольно записавшиеся в татары при переписи населения в 1989 году, не имеют к событию 600-летней давности никакого отношения, но и предки их не имели никакого отношения к набегу Мамая. Собственно и Золотая Орда к этому походу Мамая не имела отношения. Мамай был «сепаратистом», который вскоре был наказан законным ханом Тохтамышем.

В России наблюдается чудовищный разрыв между тем, что знает академическая наука, и тем, что использует в своей идеологической работе власть, которая все больше склоняется к тому, чтобы игнорируя науку, плестись за церковными преданиями. Более того, мифы внедряются в массовое сознание через средства массовой информации и школу.

Историческая правда заключается в том, что не только казанские, поволжские татары, но и иные тюркские народы не имели к походу Мамая никакого отношения. Темник Мамай не был законным ханом Золотой Орды и не представлял всех монголо-татар, так же, как Дмитрий не представлял всех будущих русских. Князья Твери и Рязани еще отстаивали свою самостоятельность.

Может быть, не стоило бы тратить время и силы, чтобы опровергать мифические представления отдельных, не очень образованных граждан. Беда однако в том, что официальные власти используют это невежество в политических корыстных целях. На протяжении десятилетий и даже столетий в сознание русских вдалбливается идеология вражды в отношении татар, которые, якобы, как пришельцы мешают развитию русских. Для этого, начиная со школы, используются не исторические знания, а мифы.

В учебнике «История СССР» для средних школ, выпущенном в 1985 году под редакцией академика Б.А.Рыбакова, параграф 21 «Куликовская битва» начинается вполне в духе партийных документов: «Москва взяла на себя организацию борьбы против ненавистного ига». Причина: «Мамай двинул на Русь «огромное войско». Многие тысячи русских воинов пришли «со всех концов» (где были «концы» тогда, остается додумывать). «Воинов было так много, что они не умещались на улицах тогдашней Москвы». Что ни слово, то ляп. Между тем, Дмитрий собирал войска не в Москве, а в Коломне, причем не со всех концов, а из близлежащих княжеств. Исход Куликовской битвы представлен как «великая победа» на том основании, что пришельцы ушли. Общий вывод: это начало освобождения от «ига монголо-татарских ханов». Но после «великой победы», спустя два года, вновь появились «полчища монголо-татар», их вел хан Тохтамыш, хан Золотой Орды (то есть другие татары). Этот поход завершился взятием, разграблением и сожжением Москвы, причем великий князь оказался вне Москвы, он пошел собирать войско, отпущенное после великой победы на кормление. Иначе говоря, в 1380 году одержана победа на пустом Куликовом поле, а через два года в 1382 году сдана собственная столица. После этого Русь еще сто лет платила дань Орде, а русские князья вели междоусобную борьбу. Подлинной бедой для Руси на самом деле было не только и не столько «иго» (страна не была занята войсками орды), сколько грызня русских князей за власть и благосклонность ордынских ханов. Братья-славяне продолжали ездить в ставку хана в качестве соискателей ярлыков на княжение и на сбор дани со своего населения.

В новом издании учебника под названием «История отечества» в 1996 году сделан «шаг вперед». В нем признается, что Куликовской победой «не завершилось вековое татарское иго над Русью». Злодеями остаются по-прежнему татары. Как должен себя чувствовать ребенок из татарской семьи в московской школе или ребенок из русской семьи в казанской школе, если учебник, да и учитель, не поясняют, что в период феодальных войн столкновения происходили даже внутри наций. Феодалы убивали на поле боя своих родных братьев, чтобы завладеть землями. Мало ли было феодальных войн?! Почему из всех надо выделять эту битву?

Серьезные русские историки сдержанно оценивали значение Куликовской битвы. Они подчеркивали главное: совместное выступление русских князей по призыву великого князя Дмитрия было шагом к единению русских княжеств, они прекрасно понимали причины и масштабы феодальной борьбы. С.М.Соловьев писал даже о «всемирноисторическом значении» этого события (вот откуда введено понятие в пропаганду советского времени), даже «знак торжества» Европы над Азией. Однако С.М.Соловьев сделал вывод: «Но Куликовская битва была из числа тех побед, которые близко граничат с тяжким поражением.» Правда, при оценке он исходил из данных, что после сражения в живых осталось 40 тысяч человек из собранных 400 тысяч, что совершенно невероятно. В «украшенных сказаниях», как отметил сам историк, великое торжество представлено и как плачевное событие, как великая «жалость».

В российской историографии нет убедительной концепции не только Куликовской битвы, но и значения для Российского государства «татарского ига». Оказывается, что в русском государстве изначально многое заимствовано из ордынской системы: Орда научила русских воевать, собирать налоги, переписывать население, поддерживать ямскую связь между отдаленными районами государства, при этом Орда терпимо относилась к религии и церкви, да сама приняла ислам лишь в XIV веке, в отличие от Волжской Булгарии, принявшей ислам на пять столетий раньше. Русские князья величали ордынских ханов титулом «царь». Именно в ордынский период, под эгидой Орды, возвысилось Московское княжество.

Честную попытку объективного научного подхода к Великой Степи, составившей основной территориальный массив Российского государства, совершил Лев Николаевич Гумилев. Он четко выявил: «В царстве Мамая обитали потомки половцев, алан, ясов, касогов, крымские готы и евреи, а союзниками его были литовцы и генуэзцы, сам же он был по происхождению монгол» (Древняя Русь и Великая Степь). «На Куликовом поле, — писал он, — российская доблесть сокрушила разноплеменное войско Мамая». Дмитрий Донской отразил поход наемного войска во главе с Мамаем, но орда Мамая сохранилась. Ему удалось вновь собрать войско, которое признало законного хана Тохтамыша. Мамай ушел в Крым, где был убит генуэзцами, заказчиками похода. «Русский улус» остался верен Золотой Орде и после этой битвы пережил новый карательный поход Тохтамыша и еще сто лет платил дань. Таков итог очередного кровопролития, в котором с обеих сторон были и русские, и татары.
Лев Гумилев частично развеял туман над Куликовым полем, показав, что подлинная проблематика истории того времени заключается в этногенезе русской нации. Это был период, когда русские князья убивали друг друга и брат брата, погрязли в междоусобной борьбе. Они разнесли бы Русь в клочья, если бы не «дисциплинирующая» роль орды — признавали русские историки.

Думаю, власть предержащим следовало бы уяснить хотя бы для себя, какое событие отмечается и какого рода последствия это может иметь. Очевидно, наука будет продолжать исследования, но через 620 лет после события устраивать «праздник победы» нет никаких оснований. С исторической точки зрения это бессмысленно, а с политической — небезвредно. Разжигание националистических настроений едва ли полезно для многонационального государства. Только уважительное отношение к истории и судьбе каждого народа может способствовать сближению и взаимодействию наций. Для России в ее кризисном положении не расшатывание федеративного государства, а его укрепление — вот актуальная задача. Конечно, задача историков состоит в том, чтобы выяснить истину, знать правду и применять знания во благо людей, а не во вред им.

Упиваться победой на поле Куликовом за счет скудного бюджета в условиях развала оборонной промышленности, в том числе — оружейной мастерской России в Туле, едва ли уместно и своевременно. Хотелось бы, чтобы наши слова, обращенные к федеральным властям и тулякам, были восприняты не как слова «непрошеного гостя», но как трезвый голос соотечественников, сограждан: «Что вы собираетесь отмечать, подумайте!»

Абдулхан АХТЯМЗЯН, доктор исторических наук, профессор.

«Татарские новости» №5-6 (82-83), 2001 год. 

 

Просмотров: 5988

7 комментариев

  1. когда человек постоянно врет, то потом уже ему кажется что говорит правду

  2. Это была битва Предателя Орды Мамая и защитника Орды Донского, он же…. хан Тохтамыш.

  3. статья достойная тиражированию и обсуждению везде и всем . кто хочет знать истинную нашего гоударства . Афарин !!!!!!!!!!!!!!!!!

  4. Слышал, что Тохтамыш шел на Москву для того, чтобы восстановить порядок, так как бояре задумали свергнуть Дмитрия и отказались платить дань. Дмитрий же спешно и вынужденно покинул город, чтобы спастись, при чем семья его оставалась в Москве. Видимо победа над Мамаем вселила в некоторых надежду, что дескать можно уйти от Орды, но как говорится, не тут-то было…

    • Адиль, Скорее Дмитрий почуял волю, налоги никто охотно не платит, и Тохтамыш привёл его к порядку, ведь именно после сожжения москвы Дмитрий согласился выплатить долги.
      Насчёт Мамая ( в источниках Мамай Кият)
      Тохтамыш узнав о его смерти похоронил Мамая с великими почестями.
      Мамай хоть и не был потомком Чингиза, но происходил из рода Кият. Из рода(племени) Кият происходил и сам Чингиз.
      Мамай не являясь непосредственно чингисидом всёже состоял с ними в своего рода родстве.
      Сын Мамая Кията, Мансур Мамай ушёл на север и основал своё княжество на территории современной Украины.
      Его воинство называли Мамаевыми казаками, которое изначально по большей части состояло из тюрок, а потом стало пополнятся славянами.
      По сути Мансур Мамай положил начало Украине как таковой, в украинском эпосе он известен как Казак Мамай, народный украинский герой.
      Погиб Мансур Мамай воюя на стороне Тохтамыша против Тамерлана.
      Жаль что татарская основа украинского государства основательно забыта, я недавно карту просматривал, в Украине полно населённых и географических пунктов с татарскими названиями.

  5. Ай-яй-яй,вы хотите у урысов отнять одну из редких побед:)))