На край земли — в Мекку

53-0

В Государственном архиве Самарской обла­сти хранится немало документов, свидетельству­ющих о том, как в прежние века из татарских и башкирских деревень самой что ни на есть глубинки на хадж отправлялись наши единоверцы. 

В наше время воздушный транспорт за считанные часы со всех концов света доставляет мусульман в Саудовскою Аравию для совершения хаджа. Из Москвы, например, та­кой путь занимает не более 6 часов, из Казани, Уфы или Ташкента — чуть меньше. А ведь история мусульманских народов России насчитывает бесчисленное множество случаев, когда паломники шли до далекой ара­вийской пустыни пешком, проводя в пути не­сколько месяцев — лишь дойти до Мекки, обойти Каабу, попить воду из священного источника Зам-зам. Ни проводников тебе, ни знания языка… То ли дело в наше время.

В Государственном архиве Самарской обла­сти хранится немало документов, свидетельству­ющих о том, как в прежние века из татарских и башкирских деревень самой что ни на есть глубинки на хадж отправлялись наши единоверцы. Мы и здесь, как всегда, следуем своему принци­пу: побольше фактов и как можно меньше ком­ментариев к ним, документы и так все скажут.

Никогда не надо забывать, когда это про­исходило и то, что эти люди не знали не то что арабский или английский языки, зачастую на рус­ском-то толком не могли изъясняться. Но ничто не удерживало от исполнения священной обязан­ности — все равно взоры и помыслы людей были обращены к Мекке, и они отправлялись из разных мест Российской империи к вожделенной цели, или, как тогда говорили, на край земли.

Начало одного из дел «Об увольнении в Мек­ку и Медину» Самарского губернского правления датировано 15 апреля 1885 года. В первом до­кументе, подписанном Ново-Узенским уездным исправником и адресованном «Его превосходи­тельству Начальнику Самарской губернии» со­держится удостоверение о том, что

«Дано сие из Осиново-Гайской волости деревни Новоленделки Сейфутдину Ахметову Ахмерову со­гласно представленного общественного приговора в том, что на выезд за границу в пределы Турции для поклонения гробу Магомета и его месту рожде­ния гг. Мекку и Медину со стороны полицейского уп­равления препятствий не имеется, что удостоверя­ется подписями и приложением печати».

К письму прилагается приговор, то есть ре­шение крестьянского общества:

«1885 года апреля 8 дня мы, ни­жеподписавшиеся Новоузенского уезда Оси­ново-Гайской волости деревни Новоленделки государственные крестьяне из татар сего числа на сельском своем сходе по некоторым обще­ственным делам. Где между прочим выслушали однодеревенца своего Сейфетдина Ахметова Ах-мерова о том, что он вздумал по усердию свое­му в скором времени отправиться за границу на богомолье в Мекку и Медину, почему просит дать ему на этот предмет увольнительный приговор. Вследствие чего мы по совещанию своему еди­ногласию приговорили: так как мы не имеем со своей стороны никаких препятствий, крестьянина Сейфетдина Ахматова Ахмерова увольняем для богомолья в Мекку и Медину, на что позванных в присутствии нами на сходе его жене Алтынбике Абдулатиповой и дети тоже изъявили согласие, в чем учиняем сей приговор…»

Приговор закреплен подписями 73 односель­чан паломника (конечно, арабскими буквами) и волостного старшины Тагирова.

Кто такой был сей смелый крестьянин, как прошло его путешествие и про все остальное исторический документ умалчивает. В «Деле» мы обнаруживаем только его квитанцию в гу­бернское казначейство за оформление загранпа­спорта (следует заметить, сумма по тем време­нам значительная и равняется стоимости двух коров) и путевые документы. Один из них о том, что 25 июня того же года он прошел регистрацию консульства Турецкой империи (весь Аравийский полуостров тогда входил ее в состав — прим. ред.) в Таганроге, а на другом 10 октября есть штамп Российского Генерального консульства в Кон­стантинополе: «В консульство явлен и помечен для обследования».

Из этого можно сделать вывод о том, что Сей-фетдин Ахмеров в Мекке побывал и хадж совер­шил. Можно также предположить, каким большим событием стала его поездка для односельчан и жителей всей округи. И напомним, это случилось в 1885 году…

Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», (№ 1), 2006 год. 

Просмотров: 2564

Комментирование запрещено