Рустам Батыр: «Креационизм помогает выиграть время перед эпохой трансгуманизма»

1А ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ, КАК И ВСЯ НАУКА В ЦЕЛОМ, ОСТАЕТСЯ КОНФЕССИОНАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНОЙ

В КФУ в конце минувшей недели прошла дискуссия относительно теории эволюции. Публичная дискуссия в стенах ведущего университета Республики Татарстан собрала авторитетных спикеров из числа научных и религиозных деятелей, а понаблюдать за диалогом эволюционистов и креацианистов собрались пять сотен человек. Одним из участников мероприятия стал первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батыр, которыйприводит основные тезисы своего выступления в рамках дискуссии «Адам или обезьяна: чьи мы дети?».

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЭВОЛЮЦИИ

Говорят, что Чарльз Дарвин был очень хорошим человеком. Поэтому, чтобы поддержать его теорию, Господь Бог подложил в геологические залежи всевозможные останки разных животных. Подобно этому анекдоту картина отношения верующих мусульман к теории эволюции выглядит не менее противоречивой: от полного отрицания до восторженного почитания.

Мало кто знает, но мусульманский мир был знаком с идеями эволюции задолго до Дарвина. Еще в IX веке выдающийся мусульманский мыслитель аль-Джахиз попытался в научном духе классифицировать животных и раскрыть основные эволюционные механизмы, среди которых он выделял три: борьбу за существование, взаимное превращение видов (!) и факторы окружающей среды. В частности, он писал: «Люди разное говорят о существовании изначальных форм четвероногих. Некоторые принимают эволюцию и говорят, что она дала существование собакам, волкам, лисам и им подобным. Члены этой семьи произошли от одной изначальной формы».

Его книга «Животные» оказала большое влияние на последующих мусульманских ученых, а через них и на европейских мыслителей. Теория аль-Джахиза была повторена мусульманскими зоологами и натуралистами, особенно аль-Закарийей аль-Казвини в его «Чудесах творения», Муставфи аль-Казвини в его «Нузхат аль-Кулюб» и аль-Дамири в его «Жизни животных», не говоря уже о произведениях других ученых, таких как аль-Масуди и Ибн Кутайба.

Труды мусульманских авторов, содержащих идеи эволюции, стали известны и в Европе благодаря многочисленным переводам и, судя по всему, оказали на европейских ученых определенное влияние. Видимо, не случайно некоторые западные исследователи, включая современника Дарвина сэра Уильяма Дрейпера, поначалу называли теорию о происхождении видов магометанской теорией эволюции. Влияние аль-Джахиза на европейских мыслителей стало в свое время предметом двух исследований: «Дарвинизм в X и XIX столетиях» Ф. Дейтерици (Лейпциг, 1878 год) и «Дарвинист аль-Джахиз» Э. Вейдеманна (1915 год).

НЕБОГОБОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ИСЛАМЕ

Здесь необходимо подчеркнуть, что идеи биологической эволюции в изложении мусульманских авторов имели не богоборческую, как это часто было на Западе, а, напротив, религиозно-апологетическую направленность. Эволюция рассматривалась мусульманскими мыслителями как воля Бога, как инструмент Его творения. И в этом ключе идеи аль-Джахиза помимо мусульманских натуралистов были подхвачены мыслителями ислама из совершенно разных областей. В частности, в эволюционном ключе писали такие титаны мысли в исламском мире, какИбн Мискавейх, аль-Бируни, Ибн Туфайль, Ибн Халдун, Ибн Араби, Джалаладдин Руми и многие другие.

Конечно же, между эволюционными взглядами мусульманских средневековых ученых и нынешним состоянием эволюционной теории такое же огромное расстояние, как, скажем, между атомизмом Демокрита и Стандартной моделью в современной физике элементарных частиц. Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. В качестве примера приведем две цитаты.

Великий учитель Ибн Араби в «Мекканских откровениях» писал: «Процесс созидания спускался вниз, пока не достиг земли. Первое, что было создано на земле, — минералы, затем — растения, затем — животные, затем — человек. Аллах сделал последнего представителя каждого из этих видов созданий первым для последующего вида. Например, последний из минералов стал первым растением — грибом, а последнее растение — первым животным, то есть пальмой, тогда как первым человеком стала обезьяна».

А вот цитата из творчества известного духовника Джалаладдина Руми: «В самом начале он [человек] вошел в бренный мир. От минералов развитие привело его в царство растений. Много лет он провел там. Затем он перешел в животное состояние, потеряв при этом всякую память о своем существовании в виде растений — за исключением, быть может, привязанности к Весне и цветам. От царства к царству шел человек, пока не достиг своего нынешнего рассудительного, полного всевозможных сведений затверделого состояния, забыв о всех прежних формах разумности. Точно так же минует он и нынешнюю форму восприятия. У Разума имеются еще тысячи других форм… Но он погрузился в сон».

Не вдаваясь в содержательный анализ данного отрывка, стоит обратить внимание, что Руми опирается на эволюционные идеи как на само собой разумеющееся. Он не доказывает эволюцию, а, напротив, использует ее логику в качестве отправного пункта для своих рассуждений, что, конечно же, указывает на то, что широкая публика, а именно к ней и обращался Руми в своей религиозной проповеди мистицизма, была хорошо знакома с этой идеей и принимала ее.

ИСТОЧИК ВСЕГО — АЛЛАХ

То же самое нельзя сказать о современном исламском мире. Как и прежде, сегодняшние мусульмане все без исключения, конечно же, глубоко убеждены, что источником всего в мироздании является Всевышний Аллах. Однако к теории эволюции у нас встречается разное отношение. Одни мусульманские авторы полностью отрицают теорию эволюции, считая ее антинаучной, основанной на фальсификациях и ложных доказательствах. Другие признают возможность микроэволюции, в результате которой, как они считают, не возникают новые виды, а лишь изменяются уже существующие. Находятся и те, кто не исключает возможность макроэволюции, однако они делают решительное исключение для человека, считая его появление результатом прямого божественного вмешательства.

Наиболее известным борцом с дарвинизмом в мусульманском мире является Аднан Октар, пишущий под псевдонимом Харун Яхья. Правда, его сложно назвать выразителем традиционной суннитской ортодоксии. В частности, он считает, что ношение хиджаба не является фарзом, религиозной обязанностью, что противоречит общепринятым мусульманским канонам.

Наше ДУМ РТ также не признает теорию эволюции, оставаясь на позициях креационизма.

В поддержку же эволюционной теории из крупных религиозных деятелей ислама прямо высказывался, например, Далиль Бабукер — президент союза мусульман Франции.

НАУКА И РЕЛИГИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

Дискуссия об эволюции, как мне кажется, должна проходить с учетом следующих тезисов.

Тезис первый. Теория эволюции, как и вся наука в целом, является конфессионально нейтральной. Ее можно интерпретировать как в контексте атеизма, так и в контексте прославления Творца. Однако ни то ни другое недопустимо. Наука должна оставаться светской, т.е. не соотносить себя ни с религиозными, ни с антирелигиозными взглядами. При этом теория эволюции должна быть предметом профессионального компетентного разговора. Теория эволюция — это работа ученых, а не теологов.

Тезис второй. Наука и религия не обуславливают друг друга, они имеют разные задачи и разный инструментарий для их достижения. Наука раскрывает объективное знание, которое, как говорят ученые, носит трансперсональный характер. Религия же имеет сугубо личное измерение. Тайна Бога скрыта не во внешнем, но во внутреннем мире человека. «Кто познает себя, тот познает своего Господа», — говорил об этом наш благословенный пророк Мухаммед. Другими словами, духовный путь направляет усилия верующего не столько вовне, на построение объективной картины мира, чем занимается наука, сколько на изменение самого себя. Религию можно сравнить со спортом в том смысле, что она является прежде всего практикой, работой над собой. И эта практика, подобно спорту, может быть осуществима на разных мировоззренческих платформах, т.е. без привязки к текущей концепции научного естествознания.

Тезис третий. Теория эволюции не дает ясного ответа как минимум на два ключевых вопроса: происхождение самой жизни и возникновение сознания человека, природа которого для науки до сих пор остается нераскрытой. Впрочем, научно приемлемых ответов на эти вопросы нет и у креационизма, который к тому же сталкивается и с другими неразрешимыми вопросами, например, с проблемой касания Богом тварного мира, что так или иначе должно было случиться в момент сотворения Адама и Евы. Как известно, касаться могут лишь онтологически идентичные вещи, а это несовместимо с тезисом об абсолютной инаковости Бога. Поэтому история о том, что Бог вылепил первочеловека из глины и затем вдохнул в него от Духа Своего — это, скорее, не альтернативная научной версия давних событий, а глубокий религиозный образ, повествующий нам прежде всего о том, что в человеке есть два начала: материальное и духовное, и, стало быть, подлинная гармония жизни обретается в опоре на обоих из них. Важно также не забывать, что, как это часто бывает в науке, эволюционная теория со временем может быть в корне пересмотрена учеными. Поэтому говорить о ней как об окончательной истине как минимум недальновидно, хотя она на сегодняшней момент и является наиболее разработанной научной теорией в контексте объяснения происхождения существующего многообразия видов в животном мире.

Тезис четвертый. Консервативный потенциал креационизма необходимо использовать во благо человечества, а не бездумно осуждать, как это часто делают сциентисты. Сегодня темпы развития науки столько высоки, что культура не поспевает за ними. В частности, сегодня мы входим в эпоху трансгуманизма, осознанной эволюции, когда клонирование человека и серийное производство модифицированных до неузнаваемости людей и терминаторов станет самым обыденным явлением. Человечеству нужная буферная зона для того, чтобы подготовиться к этой эпохе. И слава Богу, в этом мире есть люди, которые в конечном итоге тормозят бешеный темп развития науки, давая человечеству выиграть время и избежать глобальных катаклизмов.

Рустам Батыр.

«БИЗНЕС Online».

 

 

Просмотров: 1248

Комментирование запрещено