Тот, в ком живет мечта

Азат Надиров, старейшина СОТО «Туган тел»: «Я не жду вдохновения»

Азат Надиров, старейшина СОТО «Туган тел»: «Я не жду вдохновения»

Талантливый художник-самоучка приоткрыл тайну о пределе человеческих возможностей

22 ноября в доме культуры «Чайка» состоялось открытие выставки живописи татарских художников. Стены камерного зала украсили работы четырех мастеров: члена Союза художников России Нурхатима Бикулова, художника по декорации Самарского театра оперы и балета Дили Каримовой, учителя истории и обществознания самарской школы «Яктылык» Вагиза Хайрулова и члена Союза художников «Палитра» Азата Надирова. Каждая из представленных здесь картин интересна по-своему. Но особое внимание корреспондента «Самарских известий» привлекли полотна Азата Камиловича — аксакала Самарского областного татарского общества «Туган тел» («Родной язык»). Авиационный инженер по профессии, 25 лет своей жизни он отдал общественной работе в этом обществе. А живопись… его хобби. По крайней мере, так говорит он сам. Тем не менее, сорок три холста этой выставки принадлежат его кисти и по своему изяществу не уступают работам профессионалов. Пейзажи Надирова проникнуты любовью к родным местам, к какой бы теме он ни прикоснулся — от бушующих волн великой русской реки до потаенных уголков самарского леса. И даже на заднем плане портрета авиаконструктора Туполева угадывается раздолье волжской степи. Заручившись свободной минуткой, художник согласился ответить на несколько моих вопросов.

- Азат Камилович, как случилось, что вы, не учась живописи, стали художником?
- Моя мечта — быть художником — жила во мне с самого детства. Однако во время войны такого предмета, как рисование, в нашей школе не было. А рисовать дома, после занятий, времени просто не хватало: работа на полях, в колхозе, заготовка дров, сена, да еще и огород… Масса дел, одним словом. Приобщиться к живописи не было никакой возможности. И только в школе, в библиотеке, я с интересом читал журнал «Пионер», в котором всегда видел хорошие иллюстрации, репродукции Левитана, Васнецова, Репина и других великих художников. Многое я черпал оттуда. Позднее моей «академией» стала Третьяковская галерея. Я работал авиационным инженером и приходилось часто бывать в Москве. После работы я буквально бежал в Третьяковку. Меня восхищали работы отечественных и зарубежных мастеров. Будучи уже человеком зрелым, состоявшимся в профессии, я стал понимать, что годы идут, а живопись все так же далека от меня, как и прежде. И вдруг году в семидесятом прошлого века меня будто что-то ударило: я решил, что больше не могу ждать, ведь мы не вечны, надо выкраивать время для любимого дела. Конечно, я и раньше писал, но теперь стал делать это еще интенсивнее.

- Как вы определились с главной тематикой вашего творчества?
- Моей живописной наукой всегда была природа. Я долгое время работал на полях, в лесах, где и впитал природную красоту на всю жизнь… Великолепные природные ландшафты навсегда остались в моей памяти. Я писал очень много этюдов на природе, с натуры. И мои любимые картины – «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, работы Шишкина. Помимо природы мне интересны картины на исторические сюжеты.

- А как вы относитесь к жанру портрета?
- Писать портреты мне хотелось всегда. При этом основательной школы, как я упомянул ранее, у меня не было. Когда я работал в Казани, а позднее в Самаре, то посещал специальные студии. Эти занятия мне много не дали. В моей коллекции есть такие работы, как «Портрет отца и матери», «Портрет Анвера Бульхина». На этой выставке представлена моя работа под названием «Портрет Алексея Туполева на летном поле». Написана она в соавторстве. У меня был друг Евгений Корчевский, изобретатель, конструктор, с которым мы работали, а в свободное время ходили писать этюды. Он начал работу над портретом Андрея Николаевича, но, к сожалению, скончался, не закончив ее. Позднее я завершил начатое им дело.

- Откуда вы черпаете вдохновения сегодня?
- Часто люди говорят: «Я жду вдохновения». Для меня такого понятия не существует, я всегда готов к работе, лишь бы было время… Его нехватка — моя основная проблема. Повторюсь, я люблю проводить часы на природе. К примеру, моя работа «Самарский пейзаж» — это великолепные виды Загородного парка. «Портрет Туполева…» тоже не случаен. Двигатели самолетов сделаны по проекту Героя социалистического труда Кузнецова. Все, что я отражаю в своих работах, взято из окружающего меня мира.

- Как вы считаете, существует что-то невозможное для человека, желающего творить?
- Смотря, о чем вы спрашиваете. Если говорить об искусстве, могу привести пример из жизни. В самарском союзе художников «Палитра» можно увидеть людей, которые, как и я, начали серьезно заниматься искусством уже в зрелом возрасте. Несмотря на это, они достигли определенных успехов. Есть в этом обществе женщина-инвалид, которая вопреки болезни творит, пишет картины на темы Великой Отечественной войны и делает это на высоком уровне. Безусловно, для каждого человека существует определенный уровень, которого он может достичь, предел, который невозможно перепрыгнуть. Но я убежден, что если в тебе с юности живет мечта, ты достигнешь ее, пускай и гораздо позже. Нужно очень хотеть этого, стараться, не унывать и совершенствоваться в технике любимого дела. Мастерство вырабатывается только трудом и со временем.

Диляра САБИРЗЯНОВА.

«Самарские известия» №177 (6845) от 29.11.14

КОНТЕКСТ:

В ДК «Чайка» пройдут Дни татарской культуры / «Чайка» Мәдәният йортында Татар мәдәнияте көннәре уздырылачак

* * *

 Татарские художники приглашают на выставку

* * *

ФОТООТЧЕТ: киләсе елга үзенең 45 еллык юбилеен билгеләп үтәргә җыенучы “Ялкынлы яшьлек” ансамбленең 815нче концерты

Просмотров: 1501

Комментирование запрещено