Девон, откройся!

1Шагимардан Мухамеджанович Кильдеев никогда не был в графстве Девон, что находится в юго-западной Англии. Но с названием этого графства у него связаны самые трудные, самые ответственные и самые успешные годы трудовой биографии. В начале августа 1955 года на 38-й буровой, располагавшейся неподалеку от поселка Тимашево, бригада мастера Ш.Кильдеева впервые в Заволжье вскрыла девонские геологические отложения на глубине почти 3000 метров и получила фонтанный приток нефти. Дебит этой скважины уже с самого начала был очень большим – свыше 300 тонн «черного золота» в сутки. Так древний девон открыл свои кладовые на Мухановском месторождении. Со скважины бригады Кильдеева начался многолетний поход вглубь земных недр, где скрывались самые мощные нефтяные пласты.

Говорят, что на следующий день после успеха на буровой №38 в г. Куйбышев прилетел министр нефтяной промышленности СССР Н.К.Байбаков, чтобы посмотреть на долгожданную девонскую нефть. Ему открыли задвижку, и когда он увидел своими глазами эту нефть, то произнес: «Мне кажется, что вы еще и сами не понимаете, какое это открытие…». Еще до войны Байбаков был нацелен на ее поиск, возглавляя объединение «Востокнефтедобыча» (г. Куйбышев), а затем Главнефтедобычу Востока наркомата топливной промышленности страны. Бывший бакинский инженер по нефтепромыслам Николай Константинович получил возможность порадоваться достижению другого бакинца Шагимардана Кильдеева, который потом еще не раз вместе с коллегами давал повод этому советскому государственному деятелю восхищаться трудовыми победами отрадненских буровиков.

Рабочий зверинца в Баку. 1930 г.

Рабочий зверинца в Баку. 1930 г.

Да, путь в «большую нефть» Шагимардан начал в Баку, куда он приехал с молодой женой в 1930 году, навсегда покинув родное село Погорелый Чирчим (ныне – Джалилово) Пензенской области. В этом селе он родился 13 сентября 1906 года в бедной крестьянской семье Мухамеджана Салаховича и Фярханы Мухамеджановны, здесь окончил начальную школу и начал батрачить, а со временем взял в супруги девушку-сироту по имени Хайнириса.

 Отъезд на буровую


Отъезд на буровую

У буровой вышки

У буровой вышки

Новую жизнь они начинали в Баку с нуля. Первое время пензенский парень работал в зверинце, но вскоре перешел в нефтяную промышленность и, «попав в плен» буровых вышек, навсегда связал с ними свою жизнь. Сначала он был принят рабочим в контору бурения г. Орджоникидзе, затем переведен в тормозовые, а позднее – в бурильщики. С 1938 года Шагимардан трудился буровым мастером, а в 1939 году его назначили  начальником  буровой.

Накануне Великой Отечественной войны он окончил курсы шоферов и в самом начале ее был вызван в военкомат, но в тот же день вернулся из распределительного пункта с броней для работы в тылу, где шла борьба за большую нефть для фронта. В течение 24 часов семью Кильдеевых, в которой к тому времени родились дочки Марфуга, Мявяра и Мунира, эвакуировали в село Малое Ибряйкино Куйбышевской области.

В 1942 году Шагимардан стал сотрудником конторы бурения треста «Кинельнефть» (г. Похвистнево). На работу приходилось ходить пешком. Потом ему, как опытному мастеру, лучшему в конторе по производственным показателям, выделили мотоцикл. Уезжал он на свои буровые и жил там целыми неделями. Первым из буровиков «второго Баку» сумел приспособить станок «БУ-40» под турбину и в совершенстве овладел передовым способом проводки нефтяных скважин. При бурении скважины №168 его бригада довела скорость проходки до 1678 метров на станко-месяц. Она добилась высокой производительности труда и, досрочно завершив план последнего года послевоенной пятилетки, дала 600 метров сверхплановой проходки. Коллектив мастера-новатора Ш.Кильдеева много лет удерживал звание бригады отличного качества.

8 мая 1946 года Шагимардана Мухамеджановича наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» А через пять лет его особые заслуги в нефтяной промышленности были отмечены высшей наградой СССР – орденом Ленина. В те годы об этом отличнике социалистического соревнования Министерства нефтяной промышленности, всецело отдающем себя работе, впервые рассказала газета «Похвистневский вестник».

Вспоминал конец 40-х годов и сам Кильдеев, давая интервью отрадненской газете «Рабочая трибуна» спустя два десятка лет: «В то время мы бурили скважины в районе города Похвистнево. Но среди нас, нефтяников, все чаще заходили разговоры о близлежащей Мухановской площади. Геологи сулили ей большое будущее, и невольно каждый разведчик мечтал сам получить там большую нефть. В 1946 году нашей бригаде поручили пробурить скважину №10 на Мухановской площади, недалеко от поселка Тимашево. Бурение было неглубокое, работа спорилась. Проводку закончили раньше срока, но, к сожалению, нефти не получили. И хотя за хорошую работу бригаде выдали денежное вознаграждение, настроение у нас было плохое».

Слово «девон» тогда словно витало в воздухе, о нем нефтяники говорили и спорили. Но девон, маня обилием «черного золота», не давался в руки, словно требуя знания соответствующего заклинания – как знаменитое «Сезам, откройся!» из сказок «Тысяча и одна ночь».

В 1953 году Шагимардан начал работать в Кинель-Черкасской конторе бурения треста «Куйбышевнефтеразведка». А осенью предшествующего года бригада мастера Насибуллы Сафиуллина после 14 месяцев бурения на глубине свыше 1000 метров у села Муханово вскрыла отложения нижнего карбона (геологического периода), из которых стали добывать по 300 тонн нефти в сутки. Буровикам казалось, что обнаружение такого мощного нефтяного пласта – это очень серьезная победа. Однако геологи определили, что в этом же районе в отложениях девонской системы на глубинах свыше 2200 метров находятся более крупные залежи.

Дойти до них было поручено бригаде опытного мастера Г.Н. Сазонова. Но при забое 2300 метров начались осложнения, и дело застопорилось. Тогда эту задачу поставили перед кильдеевцами, которые недалеко от сазоновской вышки выполняли другое задание – бурили на угленосный горизонт до глубины 2200 метров. Дойти до этой отметки им удалось, но скважина оказалась пустой. Получив новую задачу, бригада Кильдеева №38 дошла до глубины 2570 метров, но нефти так и не получила. Тогда начальник объединения «Куйбышевнефть» В.И.Муравленко (впоследствии Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий) велел Шагимардану в ходе телефонного разговора бурить до девона.

Три месяца рекордной работы для бригады оказались очень трудными, с обилием едва ли не каждодневных препятствий. Тем не менее, в августе 1955 года она дошла до забоя 2942 метра. «Но, – вспоминал ветеран нефтяной отрасли, почетный гражданин г. Отрадного В.И.Кашелев, – результат тот же. Все расстроились. Спустили колонну – вода. Сделали заливку цементным раствором, чтобы отсечь ее. Попробовали еще раз – снова вода. Таким образом сделали 8 заливок. Менее упорный человек давно бы сдался, Муравленко же дал приказ: «Будем продолжать, пока не получим нефть. Под мою ответственность». И после девятой заливки получили приток нефти. Девонской нефти! Очень хорошего качества…»

Буровики обнимали друг друга, поздравляя с победой. В.И.Муравленко подошел к мастеру, по-восточному пожал ему обе руки и сказал: «Большое спасибо вам, буровики, и тебе, Шагимардан Мухамеджанович. Вы первые дали дорогу большой нефти! Значит девонская нефть будет».

На свадьбе сына

На свадьбе сына

С внучками

С внучками

Супруги Кильдеевы с соседями

Супруги Кильдеевы с соседями

 С соседом Сабирзяновым


С соседом Сабирзяновым

Виктор Иванович оказался прав. В течение 1956-1957 годов на территории куйбышевского Заволжья было открыто ещё 24 новых месторождения нефти и газа. И если в 1954 году в Куйбышевской области добыли 610 тыс. тонн «черного золота», то через девять лет – свыше 16 млн. А в конце 1958 года область по количеству добываемой нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР после Татарии и Башкирии. Сегодня объемы нефтедобычи в губернии составляют порядка 11 млн. тонн ежегодно.

Отрадненским управлением буровых работ, в котором трудился и Кильдеев с бригадой, пробурены с середины прошлого века миллионы метров горных пород, открыто более 100 новых нефтяных и газовых залежей. Одна знаменитая скважина №38 дала стране с 1955 г. по 1994 г. почти 610 тыс. тонн нефти.

Развитию нефтяной промышленности Куйбышевской области обязаны своим возникновением город Новокуйбышевск, поселок городского типа Зольное и ряд других населенных пунктов, а Похвистнево – преобразованием из поселка в город. На той большой нефти второй половины 50-х годов родился и построился город Отрадный, почетным гражданином которого Ш.М.Кильдеев стал в 1976 году.

Его имя в 50-60–е годы гремело в этом городе и далеко за его пределами. Через четыре года после того события на 38-й буровой Шагимардана Мухамеджановича наградили вторым орденом Ленина за открытие уникального месторождения девонской нефти и за долголетнюю работу в бурении. Став кавалером многих государственных наград, он остался скромным, простым человеком, который не переоценивал своих заслуг и по-прежнему был требователен к себе и к людям.

Знаменитого бурового мастера также отличала честность и отзывчивость, за что его уважала и любила молодежь, которую он всегда охотно брал в бригаду и «доводил» новичков до нужного профессионального уровня, искренне заботясь о них. «Помнится, – отмечал в своей статье «Девонское диво» («Волжская коммуна», 1979, 20 мая) хорошо знавший Кильдеева член Союза журналистов СССР А. Иванов, – как однажды уходя из общежития, он бережно прикрыл своим шубняком сменившегося с вахты безусого верхового, дрожащего под легким одеялом, а сам в телогрейке шагнул в морозную ночь к мерцающей вдали огнями буровой…»

Не отказывался Кильдеев и от общественной работы – он многие годы избирался депутатом Похвистневского городского совета депутатов трудящихся, охотно принимал участие в молодежных мероприятиях по приглашению комсомольских органов.

А все заботы по дому и детям несла на своих плечах Хайнириса Мусаевна. С девчонками она сажала картошку, сеяла просо, сама молотила цепом, а по ночам караулила огород от незваных гостей. Поэтому их семья никогда не голодала. Когда жили в г. Похвистнево, количество детей удвоилось: родились Радуза, Рашид и Рябия. Все они росли воспитанными ребятишками, и их мама  дважды была награждена медалью материнства.

Среди родных

Среди родных

Правнук Полонский Даниил со знаком Кильдеева Ш.М.

Правнук Полонский Даниил со знаком Кильдеева Ш.М.

Заботы пенсионера

Заботы пенсионера

В 1961 году Шагимардан Мухамеджанович вышел на пенсию и в полной мере окунулся в дела семейные. Он гулял с внучками и проверял качество выполненных ими домашних заданий, вручая шоколадки за хорошие отметки, посещал дочерей в качестве строгого, но заботливого отца. Со временем дети разъехались по стране, но каждое лето приезжали погостить к отцу-матери, которых внуки называли «бабакай» и «абикай». Поскольку все дочери сменили в замужестве свою фамилию на русскую, татарским языком 12 внуков и внучек Шагимардана Мухамеджановича и Хайнирисы Мусаевны не владели, хотя дочери и сын знали родную речь. А бабакай и абикай не только говорили по-татарски, но и совершали намаз, соблюдали посты, отмечали мусульманские праздники. Внучка Надежда Сергеевна до сих пор хранит переписанные рукой дедушки молитвы. Известно, что он дружил с местным муллой Усманом.

Значительную часть досуга известного мастера бурения занимало садоводство и огородничество. Одной из внучек запомнилось, как она с любимым бабакаем не раз собирала в саду вишню и виноград, груши и яблоки. Много чего росло у Ш.Кильдеева, тяготевшего к экспериментированию в стиле селекционера И.В.Мичурина и имевшего единомышленника в этом деле – соседа Абдуллу Сабирзяновича Сабирзянова, тоже нефтяника, Героя Социалистического труда.

 Пример подлинной влюбленности Ш.Кильдеева в свою профессию оказал влияние на его детей и внуков. Единственный сын Рашид тоже был бурильщиком, а ныне в Когалыме продолжает дело своего деда внук Александр. Дочь Мунира сорок лет проработала в Отрадненском управлении буровых работ и стала старшим геологом. Еще две внучки трудились в бурении на территории Куйбышевской области – лаборанткой и поваром. А к самому Шагимардану Мухамеджановичу, пенсионеру со стажем, регулярно приходили молодые мастера бригад и специалисты управления буровых работ, чтобы посоветоваться и получить рекомендации. Одно время он даже выходил на работу в качестве начальника участка бурения на Малышевской и Горбатовской разведочных площадях.

Ныне в Отрадном живут только внучки прославленного нефтяника: Надежда Сергеевна, Татьяна Анатольевна и Ирина Анатольевна. Из шестерых детей здравствуют в других городах страны дочери Радуза и Рябия.  Все они вместе с другими родственниками добрым словом вспоминают Шагимардана Мухамеджановича, скончавшегося 29 октября 1978 года и похороненного с супругой на Васильевском татарском кладбище близ г. Отрадного. Чтят память о добытчике нефти и жители этого города. В местном музее хранится много материалов и вещей, связанных с жизнедеятельностью Ш.Кильдеева. А к 100-летию со дня его рождения был выпущен добротный, с обилием фотографий буклет «Покоритель «золотого» девона».

Помнит его руки и чудо-яблоня, выросшая после прививки хозяина двумя стволами вверх, которые цветут поочередно: один ствол – в четный год, а другой – в нечетный. И по-прежнему каждой весной она стоит в бело-розовых цветах.

 Непреходящая память Шагимардану Мухамеджановичу – сам город Отрадный, молодой, успешный, устойчиво развивающийся. Согласно рейтингу социально-экономического развития городов Самарской области он стабильно входит в четверку лидеров ее муниципальных образований. Нет сомнений в том, что будущее Отрадного отрадно, и, стало быть, памяти об орденоносце Ш.М.Кильдееве жить и жить в веках!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3 (8).

Просмотров: 1901

Комментирование запрещено