Неоконченная музыка жизни

Саттаров

26 октября — 70 лет со дня рождения Ш.Г.Сатдарова (1949-2019), известного врача, музыканта, одного из основателей ансамбля «Ялкынлы яшьлек»

-  Шамиль, а ты полонез Огинского сможешь сыграть? — спросила сокурсница с хитрецой в голосе. Вопрос не застал баяниста врасплох.

-  Немного подучусь и обязательно сыграю, — сказал он, несколько секунд подумав. И тут же дал себе задание: найти ноты и выучить…

Этот эпизод из студенческой жизни Шамиль Сатдаров вспоминал потом нечасто. Потому, что это был всего лишь эпизод. А сколько их было в жизни!? Всё время надо было ставить новые цели и достигать их. И для этого работать, рабо­тать, работать…

«Труд — лучший воспитатель», — говорили ро­дители, учителя по профессии и по духу Гали Ах-метович и Мадина Аляветдиновна. И настойчиво прививали этот верный во все времена принцип детям. И самих-то неустанный труд и подлинная интеллигентность сделали теми, кем стали.

Гали-ага Сатдаров многие годы преподавал в Теплостанской школе русский язык, а Мадина-а-па — татарский и математику. Оба они предста­вители известных во всей округе родов, в кото­рых знаменитые предки: учителя, врачи… Ещё в дореволюционные времена предки по обеим линиям слыли бывалыми и грамотными людьми. Например, Ахметсафа Сатдаров в сентябре 1917 года избранный в числе 11 теплостанцев гласным (то есть депутатом) Высоколковского волостного правления Ставропольского уезда, значится, как лучше всех владеющей русской грамотой. Доку­мент об этом автор обнаружил в фондах уездного земского собрания, хранящихся в Государствен­ном архиве Самарской области.

А Аляветдин Салахетдинов прославился в русско-японской войне, отважно воевал при обо­роне Порт-Артура и был награждён двумя Георги­евскими крестами. Интересна судьба этих наград. Вернувшись домой, солдат не смог красоваться ими в родном селе — здесь каждый день с трёх мечетей по 5 раз азан созывает людей на молит­ву. Не поняли бы земляки… И решил он зарыть кресты до лучших времён.

Но, оказалось, что до худших. В голодном двадцать первом Аляветдин обменял кресты на несколько пудов хлеба и спас свою семью от вер­ной гибели.

Шамиль унаследовал от своих предков мно­жество хороших качеств. Отец и мать были не­равнодушны к музыке, любили петь. Их любовь к искусству передалась к сыну, которого ещё в до­школьном возрасте заинтересовала гармонь.

Дело было так. В соседях у них жил Исмагиль Имамутдинов — инвалид с детства, мастер игры на татарской гармони. Бывало, выйдет он к во­ротам, сядет на лавку и… поплыла на всю округу золотисто-бархатная музыка тальянки. И Шамиль тут как тут. Сначала он только смотрел и слушал, как играл Исмагиль-абый. А в один из дней по­просил дать ему гармонь самому. Клавиша за клавишей, мелодия за мелодией… Собственным  инструментом обзавёлся уже в 3 классе — тётя, Галия-апа Шакурова, в 1959 году с очередных кур­сов учителей татарского языка привезла из Каза­ни гармонь. Самую настоящую, с колокольчиками и звонким голосом, а в игре лёгкую и проворную. С тех пор Шамиль и гармонь были неразлучны.

Через несколько лет начал играть на более совершенном инструменте — баяне и уже, как по­ложено настоящему музыканту, по нотам. Помог в этом учитель Юсуф Шагиахметов. Так что перед тем, как определиться с жизненной профессией, одна уже была — музыкант.

Из двух наследственно-кровных начал — учи­телей и врачей — Шамиль выбрал второе. Снача­ла он учился в Сызранском медучилище, а в 1969 году поступил в Куйбышевский медицинский ин­ститут. Но не только теоретическими занятиями и лечебной практикой жил студент-медик Сатда­ров. Поэтическая романтическая душа молодого человека жаждала искусства.

С помощью Ильгиза Колючева вернемся на 35 лет назад: «В январе 1970 года я оказался на свадьбе Асии Сабитовой. Вижу, всё внимание го­стей приковано к тамаде, другу Асии — студенту мединститута. Зовут Шамиль, в руках баян, игра­ет, поёт, стихи рассказывает, народ веселит… Словом, готовый артист. Когда вышли на пере­рыв, познакомились. Мы оказались единомыш­ленниками. Именно в тот вечер Шамиль сказал: «А давайте, Ильгиз-абый, в Куйбышеве татар­ский ансамбль организуем. Я знаю, люди есть, артистов хватит». На том и расстались.

Через два месяца, вспомнив об идее нового своего знакомого, я отправился его искать. Под­хожу к общежитию, слышу, на всю улицу Гагарина татарские мелодии играет баян. Сразу понял, кто это. В тот же день начали работать».

Людей для ансамбля, хотя и не сразу, дей­ствительно набралось немало. Уже 3 апреля новоиспечённые артисты стали готовить первый концерт. Где его показать? «У нас в Тёплом Ста­не» — предложил Шамиль Сатдаров. Как только прошли майские праздники, на попутной машине со всем реквизитом — баяном, костюмами в руках — поехали на первые гастроли. Ни предваритель­ной договорённости с клубом, ни заранее разве­шенных афиш не было. Словом, как бродячие музыканты в прежние времена.

Председатель колхоза Бурхан Абузяров встре­тил артистов с пониманием. Быстро собрали народ — Шамиль активнее всех агитировал сво­их односельчан. Полный зал принял концерт на «ура». На другой день воодушевлённых успехом артистов отправили в соседнее село Абдреево (уже Ульяновской области). По распоряжению председателя местного колхоза Шейхульислама Ибрагимова, по колхозному радио оповестили и также быстро собрали народ. Снова аншлаг, ова­ции, горячий приём…

Что ещё нужно артистам? Тем более моло­дым, неженатым и незамужним. Стали собирать­ся на репетиции каждый день, каждый вечер. Уже к лету составили программу, с которой первая агитбригада во главе с Шамилем Сатдаровым за две недели объехала все северные районы области. Первые певцы и музыканты — Ибрагим Багаутдинов, Рамиль Батыршин, Эмиль Шигапов, Роза Фатхуллина, Рамзия Зайнуллина, Александр Кабанов, Анвар Гизатуллин и другие. Шамиль Сатдаров был в то время музыкальным руково­дителем, конферансье, аккомпаниатором, а когда надо было, и организатором выездных концертов. Потом были первые концерты в ДК металлургов, который стал для «Ялкынлы яшьлек» родным, и в «Звезде». В 1972 году подготовили большую программу, посвященную 50-летию образования СССР, на её просмотр приезжали татарские по­эты Ренат Харис, Равиль Файзуллин и другие. Тогда гости из Казани сказали: «В условиях Куй­бышева, если вы, артисты, сможете удержаться хотя бы на этом уровне, успех будет обеспечен». Иначе говоря, энтузиасты — организаторы ансам­бля и его первый коллектив заложили те основы и традиции, которым «Ялкынлы яшьлек» следует уже 30 с лишним лет.

img153…Наступил 1974 год. Учёба в институте прибли­жалась к защите диплома. Ш. Сатдаров в это время ещё успевал участвовать в студенческих научных конференциях, даже несколько раз опубликовал свои работы. Надо было выбирать — или артист, или врач? Человек по натуре серьёзный и осно­вательный, он не мог делать одновременно всё и понемножку. Поэтому Сатдаров сделал выбор -стать квалифицированным врачом-травматологом и лечить людей. И стал им — все, кто с ним работал, общался и просто знал его, могут подтвердить это. Опытный травматолог помог десяткам и сотням своих пациентов. И каждый из них удостаивался тё­плого, внимательного отношения доктора. Как, на­пример, один из его подопечных, который много лет назад из-за гнойной раны лишился 20 сантиметров бедренной кости ноги, и в таком состоянии попал к Шамилю Галеевичу Сатдарову.

Шесть лет боролся Сатдаров за здоровье сво­его пациента, уже списанного на инвалидность и крайне ограниченного в возможностях. А ведь это был мужчина (по годам) в расцвете сил. Не­сколько операций, поиск оптимальных методов лечения, стажировка в знаменитом Курганском ортопедическом центре Г.А.Илизарова в конце концов дали результат: участок недостающей ко­сти был восстановлен, человек вернулся к нор­мальной жизни, теперь живёт и работает как все. И с безграничной благодарностью вспоминает своего доктора.

А из ансамбля «Ялкынлы яшьлек» ушёл так, чтобы частичкой души и сердца всегда присут­ствовать там — регулярно ходил на концерты, зна­комился с каждой новой программой, высказывал своё мнение, которое всегда ценилось, и был же­ланным и непременным участником всех празд­ников. И никогда не переставал быть артистом — не было на юбилеях и свадьбах родственников и друзей лучшего заводилы и ведущего, чем он.

Шамиль и Фаузия-ханум Сатдаровы вырасти­ли двоих детей — Фарид и Фарида пошли по сто­пам родителей, оба медики.

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Фариду и Фариде, сохранившим киносъемку свадьбы родителей и давшим ей новую жизнь!

Хирург с 30-летним стажем, врач высшей ка­тегории, автор 11 печатных научных работ Сат­даров собрал огромный научно-эксперименталь­ный материал, подготовил к защите диссертацию по теме лечения забрюшинных гематом. До этого в Самаре подобным направлением специально никто не занимался. А с 1988 года он работал в травматологическом отделении городской боль­ницы №2. Тысячи людей, которых когда-либо постигла беда, знают: это пункт срочной помощи при ДТП, несчастных случаях на производстве и так далее. Нагрузка здешних врачей нешуточ­ная: 3-4 операции за смену, как минимум, а то и больше. Кто знал, кто мог предположить, что хму­рым, слякотным осенним утром 23 ноября 2002 года машина «Скорой помощи» доставит сюда, в больницу имени Семашко, человека, который сам в тех же операционных буквально вытаски­вал несчастных с того света.

Как вспоминает его двоюродный брат, пре­зидент «Ипозембанка» Ильяс Шакуров, за пять дней до этого Шамиль-абый говорил: «Надо то­ропиться жить, столько ещё надо успеть…» Ша­миль и Фаузия Сатдаровы (заведующая отделе­нием патологии новорождённых больницы имени Калинина) ехали из города на дачу. Его «Ока», как и положено по правилам, включив сигнал «поворотника», пошла на обгон. Но тут, не до­ждавшись пока освободится средняя полоса, на­встречу «вылетел» КамАЗ. День был ненастный, на дороге грязь, мокрый снег. Они-то на секунду и заслонили видимость… и этого оказалось доста­точно, чтобы «Ока» на скорости врезалась в сто­явшую на обочине «шестёрку». Жена скончалась по дороге в больницу, а за жизнь Шамиля Галеевича его друзья-коллеги боролись ещё восемь часов. И сделали всё возможное и невозможное, но травмы, полученные при аварии, как говорят сами врачи, оказались несовместимы с жизнью.

Шамил һәм Фәүзия Сатдаровлар

Шамиль и Фаузия-ханум Сатдаровы.

…А тогда, в пору студенческой юности, «пору­чив» себе сыграть на баяне 17-й полонез поль­ского композитора Михаила Огинского, который называется «Прощание с Родиной», Шамиль вскоре нашёл ноты, разучил и с удовольствием исполнял много раз. Каждый раз, заставая пле­мянницу Гельнур, учащуюся музыкальной школы, за фортепиано, просил: «Сестрёнка, сыграй, по­жалуйста, полонез Огинского». И всегда слушал молча и продолжал о чём-то думать даже после того, как музыка затихала. О чём? Может, об ав­торе, или трагичной лирике его бессмертного произведения, или о том, что хорошая музыка, как и все наши добрые дела, остаются в памяти потомков…

 Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», 2005 год,  (№ 6).


КОНТЕКСТ:

Алмагачның алмасы

farida_2006Утыз яшендә ике институт тәмамлап фармакология фәне буенча кандидат диссертациясе яклаган биш патент авторы Фәридә Сатдарова фәрештә кебек ике бала анасы, менә дигән ир-егетнең яраткан хатыны да бит әле. Ул шушы кыска гына гомере эчендә башкаларның озын тормышына җитәрлек эшләр эшләп өлгергән һәм бу һәркемгә дә үрнәк булырлык. Алма алмагачтан ерак төшми, дип юкка гына әйтмиләр бит. Ходайдан талантлы табиблар Шамил һәм Фәүзия Сатдароваларның кызы ул.

* * *

Педагогическая поэма

* * *

Освещенная знаниями

 

 

Просмотров: 3128

4 комментариев

  1. Шамиль Сатдаров мой двоюродный брат. Жалко, что так рано ушёл из жизни.

  2. Это мой двоюродный брат Шамиль. Последний раз я его видела на похоронах моего отца. Прекрасный был человек, очень жаль, что они с женой так рано ушли из жизни. Светлая им память.

  3. Нинди чибяр парлар иделяр!!! УРЫНЫГЫЗ ЖЯННЯТТЯ БУЛСЫН.

  4. Урыннары ожмахта булсын.