Эликсир долголетия – в труде и в общении

IMG_4404В декабре 2014 года старейшая представительница татарской общины Самары Адиба Рахматуллина отметила 90-летие. Она - дочь Мухаммад-Фатих-хазрата Муртазина, который был последним имамом Исторической мечети г. Самара до его закрытия в 1932 году.

Выразить своё почтение и поздравить Адибу Мухаммед-Фатиховну пришёл и имам Самарской Соборной мечети Иршат-хазрат Сафин. От имени Совета мечети он поздравил старейшую мусульманку Самары с её юбилеем, пожелал крепкого здоровья, преподнёс ей букет цветов, адресный подарок и сладкие садака к чаю.

В своей статье Иршат-хазрат Сафин подробнее рассказал о своем визите и о юбилярше.

Исполнилось 90 лет Адибе-апа Рахматуллиной – одной из последних свидетельниц истории мусульманской общины Самары советского времени. Адиба Мухаммед-Фатиховна Рахматуллина – дочь последнего имама Самарской Исторической мечети до ее закрытия в 1932-м году Мухаммед-Фатиха Шихабутдиновича Муртазина.

1ая-фотка-191x300

Мухаммед-Фатих (Фатих) Муртазин. Первая фотография в Самаре.

Имя Мухаммед-Фатиха (Фатих) Муртазина было хорошо известно мусульманам России, поскольку он, начиная с 1902г., на протяжении целых 30 лет руководил общиной центральной мечети губернского центра, являлся учителем-новометодником, учредителем и  редактором общероссийского экономического журнала, автором статей в татарских газетах и журналах, активным участником общероссийских мусульманских мероприятий. О нём можно говорить как о последнем харизматическом лидере мусульман Самары. И власти не могли простить его активную религиозную и национальную деятельность и непреклонность в защите духовных интересов местного мусульманского населения. В 1937 году в рамках «Большого террора» было сфабриковано дело «О контрреволюционно-националистической организации мусульман города Куйбышев», в результате которого Фатих-хазрат в числе 40 человек был арестован и расстрелян.

Это был не первый мой визит к Адибе Мухаммед-Фатиховне. Её домашний адрес для меня, неравнодушного к истории мусульманской общины края, стал известен уже с начала работы имамом в городе.  Несмотря на почтенный возраст, она сама встретила меня. Глядя на эту стройную бодрую опрятную женщину, так сразу и не скажешь, что ей исполнилось 90 лет.

Мы и на этот раз долго сидели с ней за столом, пили чай и беседовали за стопкой старых фотографий. По моей просьбе, она подробнее, чем раньше, старалась вспомнить о прожитой жизни, поделилась историей своей судьбы.

Рахматуллина Адиба Мухаммед-Фатиховна – дочь Мухаммед-Фатих-хазрата Муртазина и Марьям Сафиуллиной.

У Мухаммед-Фатих-хазрата было две жены: после того, как в 1920 году умирает от родов первая – Гайша (Бибигайша) – мать нескольких его детей, из которых выжили лишь сыновья Абдрахим и Абдрашид, он, 45-летний мужчина, берёт в жёны 18-летнюю Марьям, от брака с которой и родилась Адиба-ханум.

Первые 10 лет её детства прошли на улице Обороны (совр. ул. А.Толстого), где на первом этаже мечети и жила семья имама Муртазина. Учиться маленькая Адиба пошла в начальную татарскую советскую школу, находящуюся на пересечении улиц Вилоновской и Галактионовской. А во второй класс отец решил отдать её в обычную городскую школу на ул. Ярмарочной, где она проучилась до 4 класса. С 5 го класса по 7-ой она училась в городской школе № 81, располагавшейся около «Пожарки».                                         

 Арест отца в 1932 году и его, хотя и недолгая ссылка, привели к тому, что в 1934 г. семью Муртазина выселили из мечети. Они с трудом сняли комнатушку в двухэтажном деревянном доме на ул. Уральская, 137 (совр. ул. Бр.Коростылёвых, 141). Именно отсюда и был «взят» в очередной раз, на этот раз уже последний, Фатих-хазрат. В день рокового ареста отца она, ученица третьего класса, с младшим братиком Джавдятом, учеником первого класса той же школы, как обычно, пошли во вторую смену. Вернувшись вечером, они застали маму, безмолвно сидевшую на полу среди разбросанных вокруг вещей и предметов, которая сквозь слёзы проговорила лишь: «Вашего отца забрали». По словам Марьям-апа, чекисты, содрав с кровати простыню, расстелили её на пол и стали бросать на неё всё, что сочли нужным. Всего собралось много – книги, тетради с рукописями, большое количество фотографий, письма, документы …. С трудом соединив концы простыни, связали и вынесли.    

После ареста отца они оказалась на грани голодной и холодной смерти – семью лишили и уголка, и нормального пропитания – они стали уже членами семьи «врага народа». К этому времени Адиба стала «третьим» ребенком в семье, где было 8 детей. На её, старшей среди девочек и «первой» у Марьям-абыстай, хрупкие плечи легла часть забот о младшем брате и сестрах. А они – один меньше другого: Джавдят — 1926 года рождения, Фахимя – 1928, Илхамия – 1932, Лутфия – 1935. Родившаяся в 1922 г. Халида умерла в 5-6 лет, а Адиб (1925) – в младенческом возрасте. Ставшие взрослыми сводные братья, хотя ещё продолжали жить в семье, уже сами добывали себе пропитание. Жили бедно, есть было мало, но выжили. И спасло их милосердие Всевышнего, людское добро и существовавшее у татар уважительное отношение к духовным лицам.

6ая-фотка

Марьям-ханум

Мать Адибы-апа – Марьям-ханум, происходившая из семьи потомственных имамов деревни Какерли (совр. Дрожжановский район Республики Татарстан), обладала большой грамотностью в религии, полученной от отца – муллы Сафиуллы, а затем от мужа. Она прекрасно знала наизусть популярные в татарской среде главы и части Корана и умела красиво их читать. Поэтому, в отсутствии официального духовного лица — мужчины, она, вместе с Факиха-ханум и Халися-ханум Батталовыми, стала общегородским абыстаем – негласным лицом, дававшим духовное наставление и руководившим религиозной обрядностью мусульман города. Во многом это и помогло семье выжить не только в годы после ареста отца, но и «карточные» военные и трудные послевоенные годы. По словам Адиба-апа, из-за этой «абыстаевской деятельности» и, наверное, из-за мужа, её и вызывали часто на беседу куда-то в милицейский участок. Но она о характере и содержании этих встреч никому ничего не говорила.  

Большой семье в комнате на Братьев Коростылёвых было очень тесно и неуютно. Свидетелями этого становились и часто приходившие к ним единоверцы. На городских меджлисах мужчин часто заводили разговор о необходимости приложить усилия, чтобы семья бывшего имама завелась своим углом. Для этого благородного дела вызвались братья Абдулькадыр, Кяшаф и Каюм Тимербулатовы, Абдулькадир Амиров (все уроженцы села Большой Черклей современного Николаевского района Ульяновской области), которые, собрав нужную сумму, купили половину частного дома на улице Старогражданская.   

Адиба чаще была с младшим братом Джавдятом, он и учился с ней вместе, и, как единственный мальчик среди детей, во многом помогал ей возиться с остальными. С ним она носила еду отцу, работавшему в кроватной мастерской, расположенной на пересечении улиц Самарская и Полевая.

К сожалению, продолжить обучение после седьмого класса ей не удалось. Так как для обучения в «старшем блоке» необходимо было внести в фонд школы за каждого ребёнка 120 рублей, чего у многодетной вдовы, конечно же, не было – и Адиба вынуждена была остаться дома. В предвоенные и первые военные годы помогала маме ухаживать за детьми, ведь каждый из них ходил в школу. Но надо было чему-то и учиться, как-то готовиться к будущей жизни. Смышленую девушку, дочь начитанного и инициативного отца, интересовала кабинетная работа. И она записывается на курсы машинисток-стенографистов. По этой профессии  ей пришлось проработать в интересных местах – Куйбышевском облисполкоме, Облпотребсоюзе, областном радиокомитете. Но большую часть своей профессиональной жизни ей суждено было провести на производстве — целых два десятка лет она проработала  на Куйбышевском Подшипниковом заводе (ГПЗ №4).

 В 1954 году Адиба-ханум вышла замуж за Ризабека Рахматуллина. Он тоже работал на ГПЗ, сначала в цехе, затем в лаборатории главным технологом. Так они с мужем и проходили оставшиеся производственные годы вместе, в один завод. Несмотря на внешнюю хрупкость, Адиба-апа не чуралась тяжёлой работы: ни домашней, никакой другой. На заводе она проработала простым рабочим в разных цехах: один за другим осваивала станки, сама налаживала, делала шлифовку, доводку. Всё ей удавалось, потому что она любила работать. И наработала 43 года стажа. Даже, выйдя на пенсию, не захотела сидеть сложа руки — несколько лет ещё проработала в цирке, затем в трамвайном депо. Именно это трудолюбие, думается, помогло ей сохранить бодрость и жизнелюбие. Всё в доме дело рук её самой. Говорит, не привыкла сидеть сложа руки. Ей уже было 80, а она затеяла ремонт в квартире и сама клеила обои. Очень любила отдыхать, путешествуя на пароходе по Волге вниз до Астрахани и обратно — в последний раз одна «поплыла», когда уже было 83 года. Несмотря на годы, она до сих пор сама готовит, стирает, гладит, убирается в квартире. Она привыкла каждый день готовить что-то мучное, говорит: «Как это, если дома у татар не чувствуется запах свежей выпечки?» 

На сегодняшний день она последний из 10 известных детей Фатих-хазрата Муртазина. Самой первой «ушла» из жизни Халида, где-то в конце 1920-х гг. Перед войной – в 1940 г. умер старший сводный брат Абдрахим (1902). В годы войны умерла Лутфия, ей было лет 7-8. Второй сводный брат по отцу — Абдрашид, повзрослев, уехал в Среднюю Азию, устроился в Ташкенте, часто приезжал. Адиба-апа помнит, что он был начитанным, интеллигентным человеком, давал в семье советы. Не зря, наверное, своего рода реликвию семьи – всю пятилетнюю подшивку «плода и смысла» своей жизни – журнала «Иктисад», её редактор – Мухаммед-Фатих-хазрат с дарственной надписью подарил именно сыну Абдрашиду. Работал он в Узбекфильме, но в годы войны связь с ним потерялась навсегда. Джавдят, проработав в кожевенном производстве, ушёл из жизни в начале 1960-х годов. В 1981 г. умерла сестра Илхамия. Она почти всю жизнь проработала на Обувной фабрике имени 1 Мая. В 2002 году провожали Фахимя-апа…

С отцом, который очень любил их и старался посвящать им больше свободного времени, у Адиба-апа связаны самые теплые воспоминания детства. Правда,  этих совместных лет было очень мало. По словам Адибы-апа, Фатих-хазрат часто посещал городское кладбище и старался брать с собой детей, особенно её. Там они останавливались у каких-то могил и сидели, Адиба слушала чтение отцом сур из Корана. Жалко вот то, что она не спрашивала тогда, чьи были это могилы, а теперь уж забыла, где они находятся. Да, в таком ли возрасте она была, чтобы интересоваться этим, ведь ей было всего 8 лет, когда забрали отца в последний раз.

Последняя фотография Мухамметфатыйха Муртазина

Последняя фотография Мухамметфатыйха Муртазина.

Как и их мама, дети в семье ждали отца, ведь им о его смерти было  не известно. Правду они узнали лишь в 1956 году. И первым была она. Хотя для сообщения обо всём к прокуратуру вызвали Марьям-апа, как самого близкого из семьи, она не пошла, а послала дочь Адибу. И к прокурору, и в последовавшие за этим вызовы в Военный трибунал, и в суды за маму ходила она. Наверное, сказалась более чем 30-летняя жизнь в каком-то неведении, страхе и одна мысль о людях закона – милиционерах, судьях и прокурорах вызывала у Марьям-абыстай опасение. 

Начиная с 1990-го года к Адибе Мухаммед-Фатиховне стали приходить активисты татарского национального движения, которым она с удовольствием, давала интервью. Среди них краеведы Марат-ага Сафин, Шамиль Галимов, Шамиль Багаутдинов и др.

Воспоминания Адибы-апа помогли освятить некоторые страницы истории мусульманской общины Самары. Она предоставила возможность ознакомиться с интересными семейными фотографиями, делилась своими воспоминаниями. От неё я первый раз услышал о каком-то мулле Наджибе, с которым был хорошо знаком её отец – они были как-то очень близки духовно и часто общались. Но он не был известен большинству мусульман Самары, не знал о нём и я.  Это затем я узнал об этом хазрате с нижегородскими корнями, бывшим активистом Третьего прихода, уже в советское время, после закрытия возглавляемой им Курганской мечети, переехавшим в Самару и некоторое время служившим имамом Третьей мечети.

В 2008 году на научно-практической конференции, посвящённой 100-летию начала издания журнала «Иктисад», Адиба-апа в первый раз была официально представлена татарской и научной общественности как дочь репрессированного имама. Именно у неё хранилась семейная реликвия – подшивка «Иктисад»а, подаренная Мухаммед-Фатих-хазратом сыну Абдрашиду.

Большим счастьем можно считать то, что ни в школе, ни на работе - и вообще в жизни Адиба-апа не сталкивалась с проявлением враждебности окружающих из-за отца. Она вспоминает, как, уже повзрослев, пригласила в гости своих одноклассниц, которые были крайне удивлены, узнав, что она дочь репрессированного.

Всевышний даровал Адибе-апа долгую жизнь полную радостных и горьких событий, мимолётных встреч и возможности общения с известными представителями татарско-мусульманской общины Самары, поскольку таков был круг семьи имама Муртазина. Она помнит Махмуда Баишева, жён и детей репрессированных имамов Самары – Зайнап-ханум Минюшеву, Факиха-абыстай и Халиса-абыстай Батталовых, семью Хабибуллиных. Она вспоминает, как на вечерние посиделки к ним часто собирались подруги мамы — Факиха-абыстай, Халися-абыстай и до полуночи разговаривали. Особенно Халися-апа любила рассказывать, иногда смешное, и все смеялись. Они и ночевать оставались каждый раз: одна ляжет на пол, другая, каким-то образом, расположится на сундуке. И главное - и еды хватало и места — всем было приятно и, несмотря на тесноту в квартире, – уютно.

Похороны Марьям-абыстай в 1982 году стали событием для тогда ещё организационно не сплочённой, но духовно единой татарской общины Куйбышева. В микрорайоне нетатарское население ещё долго вспоминало об этом: «отсюда татары хоронили своего какого-то важного человека».

В совместном браке с мужем Адиба-апа воспитала сына. Ризабек-эфенди ушёл из жизни в 2005 г. В семье их сына Равиля выросли двое сыновей. Сейчас у Адибы Фатиховны два взрослых внука (один из которых женат) и два правнука.

 Адиба-апа с внуками Ринатом и Ильдаром и правнуком Дамиром.

Адиба-апа с внуками Ринатом, Ильдаром и правнуком Дамиром.

В юбилейные дни поздравить Адибу Мухаммед-Фатиховну  пришли представители городского департамента культуры.  

Поздравляя её от имени Губернатора области, от имени Администрации г.Самара со знаменательной датой, они вручили юбилярше и персональное поздравление от Президента России В.В.Путина, и поздравление от депутата Государственной Думы А.Хинштейна.

IMG_4412 IMG_4413IMG_4408 IMG_4411С каждым годом становится все меньше и меньше таких людей. В январе прошлого года не стало Наиля-апа Баишевой, дочери известного татарского мецената дореволюционной мусульманской общины Самары, гласного депутата городской думы Махмуда Баишева — такой же живой свидетельницы былого величия татарской общины Самары.

Адиба Мухаммед-Фатиховна, пройдя такую долгую и трудную жизнь, сохранила верность своей нации, сберегла память об отце и ценные свидетельства прошлого татаро-мусульманской жизни в Самаре.

Иршат-хазрат САФИН.

samtatnews.ru

КОНТЕКСТ:

Мөхәммәтфатыйх хәзрәт Мортазинның кызы белән әңгәмә (ВИДЕО)

* * *

Мөхәммәтфатыйх хәзрәт Мортазин — халкыбыз горурлыгы

Просмотров: 1867

Один комментарий

  1. Эйбэт кешелэргэ авыр тормыш биргэн Ходай Тэгалэ