Ильяс Шакуров: «Первым татарином» Самарской губернии быть не хочу, мне вполне достаточно роли простого полезного советника

3dxlpoQASHsСегодня, 20 февраля,  исполняется  50 лет президенту Самарского областного татарского общества «Туган тел», председателю Правления НКО «Ассоциация содействия татарским предпринимателям Самарской области», Совета директоров ООО «Ипозембанк», профессору кафедры экономических наук ПГСГА, учредителю медиа-проектов «Самарские татары» («Самар татарлары») Ильясу Гумеровичу ШАКУРОВУ!

По этому случаю приведем некоторые выдержки из его недавнего интервью журналу «Первый». 

  • Иногда, в минуты, когда сильно устану или у меня что-то не получается, спрашиваю себя: «Ильяс, зачем тебе эта общественная работа, все эти национальные дела? Разве ты не можешь уже позволить себе жить спокойно в свое удовольствие?» Конечно, могу, но, возможно, я слишком остро ощущаю свой долг перед предками.

  • Я — не типичный банкир, если, конечно, понимать под образом банкира наличие шикарных домов, лимузинов, яхт, штата охраны, личных самолетов и вертолетов. Это не про меня, я привык жить скромно.
  • Мама, когда узнала, что я собираюсь поступать на юрфак, откровенно испугалась, что сын станет прокурором и будет сажать людей. У нее до сих пор живы воспоминания о том, как раскулачивали их семью. Старший брат тоже был, мягко говоря, не в восторге от моего решения: он надеялся, что я пойду по его стопам, видел меня врачом, хирургом. В 1982 году в течение двух недель мы вели с ним непростые разговоры, он уговаривал меня поступать в медицинский институт, а я стоял на своем, придумывая все новые аргументы в защиту своего выбора. Даже утверждал, что боюсь крови, хотя курицу резал, еще учась в девятом классе. Одним словом, бился насмерть: только юрфак. И не жалею, что поступил именно так, а не иначе.
  • После возвращения из рядов Вооруженных Сил у меня была возможность перевестись на дневное отделение, но, видимо, два года службы нивелировали стремление к студенческой романтике, и я устроился на работу в комсомольские органы, приобрел там серьезный жизненный опыт.
  • Человек становится лидером тогда, когда берет на себя ответственность. Если у тебя есть права, у тебя не может не быть обязанностей. Также и в общественной работе. И когда я задаюсь мыслью, почему у нас нет того или иного, или что-то делается не так, или не делается в принципе, понимаю: если это пришло мне в голову, видимо, я сам и должен воплотить все в реальность. Такие аналитические диалоги с самим собой помогают мне идти вперед по жизни.
  • К сожалению, могу констатировать, что в нашем обществе подвижническая деятельность не слишком востребована. Но библейскую мудрость «кому много дано, с того и много спросится» никто не отменял. Я к осознанию этой мысли пришел слишком рано и понимаю: если у меня есть какие-то полномочия – обязательно за это отвечаю, буду отвечать и, наверняка, придется ответить. Поэтому слишком много власти не стремлюсь получить. И «первым татарином» Самарской губернии быть не хочу, мне вполне достаточно роли простого полезного советника. Единственное – хочется, чтобы наш народ, который здесь в числе коренных, среди которого много уважаемых людей, состоявшихся, способных, талантливых, занимал на этой земле достойное место.
  • Очень близко общаюсь с соседями, односельчанами. Мои родители — не коренные жители села Теплый стан, и родственников у нас там нет, зато есть очень много близких и родных людей, пусть не по крови, а по духу и по сути. Для меня это не менее важно, чем кровные родственные узы. Те, с кем я дружил, кому помогал и кто помогал мне с детства, — для меня такая же родня. Считаю, что у нас есть долг перед потомками — сохранить национальную идентичность. Ведь я знаю, что зачастую дети обижаются на своих родителей за то, что те не учили их языку, традициям, обрядам.
  • У нас в семье есть дни, когда я «не понимаю» по-русски. Допустим, попросить у меня деньги на карманные расходы нужно обязательно на татарском языке. Старшая дочь прекрасно подписывает открытки по-татарски. Я обеспечил ее всеми необходимыми книгами, словарями, разговорниками, она пишет почти без ошибок. Младшей 16 лет, она учится в русской школе, большинство друзей у нее русские. И стремления говорить на своем родном языке у нее, к сожалению, нет. Это при том, что обе бабушки живы, в семье говорят по-татарски. Проблема и в нас, и в среде. В нас — потому что я, безусловно, в данном случае сапожник без сапог, наверное, не уделяю должного внимания своим детям. А в среде – потому что если они и слышат дома татарскую речь от меня, то больше они нигде с татарским языком не сталкиваются: ни телеканалов у нас татарских нет, ни радиостанций национальных… Могу сказать, что уважительность, хорошее отношение к родителям, теплота и нежность у моих дочерей есть. В этом плане я нисколько не жалею, что у меня не сыновья, а дочери – они нежнее, заботливее.
  • Многие татары, даже если и понимают по-татарски, мыслят все равно по-русски. Мы не раз проводили поэтические вечера, где ребята читали стихи на татарском языке. Говорят вроде по-татарски, но с вкраплением русских слов и фраз, что свидетельствует о том, что они не думают на родном языке. Про себя могу с удовлетворением сказать, что бывают моменты, когда я думаю по-татарски и веду свой внутренний диалог на татарском языке. Хотя в большинстве случаев, конечно, использую русский язык.
  • Я начал преподавать курсы «Банковское дело» и «Финансы и кредит» в бывшем Самарском педагогическом университете, а сейчас Поволжской государственной социально-гуманитарной академии с сентября 2006 года. За это время меняюсь как преподаватель, пытающийся дать своим ученикам знания, подходы, принципы. Анализирую, как вел занятия с первыми своими студентами, как потом мои взгляды менялись, удалось ли повлиять на их судьбы, на их будущее, как менялись мои советы. Иногда бывает уже тяжело все успевать: много чемоданов в двух руках не унесешь. Но я не жалею, что преподаю. Мне хочется быть полезным, чтобы мои ученики что-то из моих советов, из моих знаний, переданных им, запомнили. Каждый год говорю: вы, наверное, будете моими последними студентами. И каждый год снова возвращаюсь в аудиторию. Мне нравится общаться со студентами, это поколение совсем не такое, как наше. Но они молоды и имеют право на ошибки, радикализм, самонадеянность. Другое дело, как мы, взрослые, сможем им подсказать, что важнее, что надо оставить, а что-то проще забыть и идти дальше. Я пытаюсь передать им свое мировоззрение, свои правила и подходы к жизни. Ведь мы не просто хотим, чтобы наши знания кому-то помогли быть успешнее, современнее, актуальнее, но еще и стремимся видеть в них свое продолжение. Взять хотя бы наш банк: я когда-то даже давал задание посчитать, сколько человек у нас работали, начинали свои карьеры, становились начальниками отделов, филиалов, переходили в другие банки, уезжали в Москву…
  • Моя научная деятельность перекликается и с моей профессиональной карьерой. Тема моей кандидатской диссертации – «Развитие конкурентных отношений на российском банковском рынке» – это то, чем я живу уже с 1994 года. Докторская посвящена соотношению рыночных и государственных регуляторов в развитии сферы услуг. Ведь в сочетании «финансовые услуги» главное слово – услуги. Но, к сожалению, научные изыскания не слишком востребованы в нашей стране.
  • Начал делать наброски для мемуаров провинциального банкира… Не думаю, конечно, что буду какие-то учебники писать: есть более маститые ученые, нежели я. Но если мне придется или я захочу оставить многое другое — общественную работу, например, которая занимает львиную долю моего времени, тогда, возможно, удастся больше времени посвятить написанию научных трудов, статей, пособий…
  • Любые религиозные и общественные организации, у которых открыт счет в «ИПОЗЕМбанке», обслуживаются на льготных условиях. Помогаем мы и православным организациям, и еврейской общине. Я — член попечительского совета Самарского регионального отделения Российского фонда милосердия и здоровья и других благотворительных организаций, отнюдь не национального характера. Ко мне многие обращаются за помощью, я не спрашиваю их национальность, просто помогаю, чем могу.
  • Мне вспоминается роман «Как закалялась сталь» Николая Островского. Можно, конечно, критически относиться к этому произведению, слишком много в нем агитационных вещей, но фразу о том, что надо прожить жизнь так, чтобы не было потом мучительно больно и стыдно за бесцельно прожитые годы, считаю очень верной.
  • Порой хочется доверить свои мысли бумаге. В другой раз подумаешь, что было бы неплохо усовершенствовать иностранный язык и поехать преподавать в какой-нибудь европейский университет. Конечно, в момент, когда остается чуть больше полугода до моего пятидесятилетия, уже начинаю понимать, что жизнь оставляет все меньше времени для реализации сразу большого количества направлений. Однако надежды не теряю. Все чаще думаю о том, чтобы отправиться в кругосветное путешествие, например. Возможно, это мне еще предстоит осуществить. Помню мудрые слова моего папы: «Сынок, путешествуй, пока у тебя есть на это возможности и желание!» Он сказал мне это лет 15 назад, и тогда я не обратил внимания на его акцент на слове «желание». А теперь понимаю, что он имел в виду. Когда-то я очень хотел съездить в Японию, в Акапулько, посмотреть мексиканские пирамиды, карнавал в Бразилии или на ледоколе в Арктику рвануть. В Японию мне пока еще хочется и в Арктику тоже, а вот на карнавал и пирамиды уже можно и по телевизору посмотреть.
  • Думаю, жизнь нуждается в систематизации. Я часто в качестве примера рассказываю своим студентам о том, как лет в 25 записал в своем ежедневнике все, что хотел бы иметь к 30-35 годам. Книжку эту я нашел, когда мне уже было 40 с лишним, прочитал и с удовлетворением констатировал: многое из того, что тогда было написано, реализовано. Думаю, в каждом возрасте необходима подобная сверка курса, тем более, сегодня, когда столько технических возможностей для сохранения информации. Человеку необходимы цели в жизни даже просто для того, чтобы жить. Я точно знаю, об этом и врачи говорят: как только начинаешь думать, что ты уже все сделал, жизненная программа сворачивается. Так что с Божьей помощью, надеюсь, у меня еще есть к чему стремиться в жизни. А в бизнесе вообще совершенства добиться очень сложно. И в общественной работе еще столько не сделано, что успокаиваться нет абсолютно никаких предпосылок. Не переживаю, что с возрастом мне станет скучно. У меня так много интересов, что я всегда найду себе занятие по душе, реализую способности и возможности…

samtatnews.ru

 

Просмотров: 2231

4 комментариев

  1. Ел артыннан еллар ага
    Гомерләр уза икән.
    Яшь йөрәкле ирләргә дә
    Иллеләр тула икән.
    Иллеләрдә ир-егетнең
    Иң жилле чагы була.
    Йөрәге—яшь, күге — биек,
    Кесәсе — калын була.
    Шуңа күрә, эш —почетта,
    Урыны — түрдә була.
    Данлауларның иң зурысы
    Ул туган көндә була.
    Зур уңышлар телим сиңа,
    Хафалар йөрсен качып.
    Сезнең янга керсен
    Бәхет Ишекне тибеп ачып.
    Чир-чорлар дөньяда синең
    Барлыкны белмәсеннәр.
    Кайгылар аяк астында
    Буталып йөрмәсеннәр.
    Бүген —бәйрәм.
    Күңелегез
    Бәйрәмнән өзелмәсен.
    Тән картая, жан картаймый—
    Дәртегез сүрелмәсен.
    Тәгәрәп гомер йомгагы
    Менсен биек үрләргә.
    Һәм котларга язсын сезне
    Йөз иллегез белән дә!

  2. ТУГАН КЭН БЭЛЯН СЭЗНЭ ИЛЬЯС!САВЛЭК САЛЯМЯТЛЭК,БЯХЭТЛЯК,ТЭНЭЧЛЭК,МАХАБАТ !

  3. Гордимся Вами! Ильяс Гумерович! Здоровья! Неиссякаемой энергии! Великих Побед в ваших начинаниях!

  4. С Днем Рождения,Вас!!! Счастья,здоровья, успехов во всем, любви,пусть общественная работа приносит Вам только радость и удовольствие, а ощущение долга перед предками не покидает Вас!!!