Алексей Барыкин: «Как снять успешный татарский сериал?»

18800

Известный режиссер и продюсер Алексей Барыкин.

Премьера фильма «Айсылу» в кинотеатре «Мир» стала настоящим событием для культурной жизни Казани. Автор проекта, известный режиссер и продюсер Алексей Барыкин задумал картину как пилотную версию нового татарского сериала и не сомневается в потенциальном успехе мыльной оперы, в производстве которой соблюдены правила мировой кинематографической науки. В своей статье Барыкин рассказывает о правилах создания кинопродукта и сетует на отсутствие в Татарстане кинопродюсеров.

САЛИМЖАНОВ И МИННУЛЛИН, ТИНЧУРИН И САЙДАШЕВ

Есть такой старый анекдот о мастере, который пришел чинить телевизор. Ткнул один раз отверткой — телевизор заработал. Мастер запросил за ремонт тысячу рублей. Хозяин телевизора спрашивает: «За что тысячу рублей — ты ведь один раз ткнул отверткой?» А мастер отвечает: «Рубль — за то, что ткнул, а остальное — за то, что знал, куда ткнуть».

Этот анекдот как раз про кино. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые собираются снять кино или сериал, хотя у них в жизни не было другого опыта, кроме съемок свадеб и рекламы. Удивительно, но они всегда говорят об одном и том же: обсуждают, на какую технику они будут снимать. Можно подумать, это так важно для успеха фильма! Ларс фон Триер снял «Идиоты» на бытовую видеокамеру, и эта картина стала главным событием Каннского фестиваля. И наоборот: весь YouTube забит дилетантскими фильмами, которые невозможно смотреть больше пяти минут, но которые сняты на хорошую камеру.

На самом деле успех фильма на 90% зависит от нескольких концептуальных решений, которые принимает продюсер. Даже не от сценария, а от нескольких простых решений. Кто ваша аудитория? Каков жанр? Кто главный герой? В чем суть истории — в одном предложении? Отвечает ли ваша история запросам времени и почему? Ответите правильно — и фильм в любом случае будет успешным, даже если вы его снимете на сотовый телефон. Ответите неправильно — и фильм провалится, сколько бы денег вы в него ни вложили.

Взять, например, дуэт Марселя Салимжанова и Туфана Миннуллина. Что ни спектакль — то успех: главный герой — в точку, сюжет — в точку, актуальность — в точку! А потом новая пьеса — и снова в точку! Я даже не говорю о качестве постановки или игры актеров. Я говорю об умении этих людей правильно отвечать на принципиальные продюсерские вопросы: они знали, чего хочет зритель и чем дышит время. У них был глобальный горизонт мышления, потому они и великие. А возьмите дуэт Карима Тинчурина и Салиха Сайдашева. Ведь они же почувствовали, что «Голубая шаль» сработает, да не просто сработает, а 100 лет будет работать! Это и называется: рубль за то, что поставил спектакль, и тысяча за то, что знал, что ставить.

На съемках фильма «Айсылу»

На съемках фильма «Айсылу»

Вернемся к нашему главному вопросу: как создать успешное татарское кино? Я уверен, чтобы кино было успешным, над ним должны работать профессиональные кинопродюсеры, которых в Татарстане ужасно не хватает. Людей, которые бы чувствовали время, чувствовали зрителя, а не просто были бы сосредоточены на выбивании госзаказов. В моем представлении, хороший кинопродюсер — это человек, который умеет правильно ответить на принципиальный вопрос: какой фильм нужно ставить, для кого и почему? И это умение зависит не только от некого таланта, интуиции, озарения. Продюсерство — сложная, наукоемкая профессия, которой нужно учиться. Так же, как телемастер учился, чтобы знать, куда ткнуть отверткой. Хочешь быть продюсером — читай толстые учебники, сиди на профессиональных форумах, посещай круглые столы и питчинги, дружи с критиками, изучай статьи и обзоры, отслеживай сборы фильмов и рейтинги телеканалов, знай историю индустрии. А иначе ты не в профессии.

УСПЕХ ФИЛЬМА БЫЛ ПРОСТО ВЗРЫВНОЙ

Недавно мы сняли новый татарский фильм: «Айсылу». Премьера этого фильма состоялась 11 февраля в кинотеатре «Мир». На показе был настоящий ажиотаж: оказалось, что люди приезжали на нашу премьеру даже из отдаленных регионов Татарстана. Мы сделали два показа подряд, но даже в два зала вся толпа желающих не вместилась. О нашем фильме написали практически все СМИ в Татарстане. По сей день мы получаем от зрителей звонки и письма с просьбой как можно быстрее показать им продолжение. Словом, успех фильма был просто взрывной.

Как шла работа над проектом?

Мы выиграли совсем небольшой грант от минкульта РТ: снять короткометражный фильм на тему «Человек — это звучит гордо». Мы могли снимать все что угодно, лишь бы соответствовало теме и было не короче 12 минут. Сама собой напрашивалась стилистика нравоучительной фестивальной драмы. Но мы поставили перед собой другую задачу: снять фильм, который имел бы реальный успех у широкого зрителя.

Чтобы иметь успех у зрителя, для начала фильм должен быть определенного формата. 12 минут — абсолютно неэффективный хронометраж: не годится ни для проката, ни для телевидения. На полный метр денег не хватало. И тогда мы приняли решение трансформировать наш фильм в пилотную серию телесериала и сделать эту серию такой, чтобы зритель безумно хотел узнать продолжение.

Спрашивается: как снять успешный татарский сериал, о чем снимать, какого героя выбрать? К счастью, мы знаем историю индустрии. Первым по-настоящему успешным сериалом в России стала «Бедная Настя» 2003 года. Это был первый проект, снятый «Амедиа» совместно с Sony Pictures. Специально на этот проект из США приехала профессор-сценарист Лиза Сейдман, которая обучала российских изготовителей сериалов американским технологиям, ставила методику. Мне посчастливилось многое узнать об этой методике, когда в 2005 году я был в Москве на съемках студии Юрия Беленького. Какой же сюжет был предложен американцами для первой пробы пера? Самый беспроигрышный: мелодрама, история Золушки. Там крепостная девушка из провинции влюбляется в богатого красивого помещика и в итоге возносится из грязи в князи. Смотрим дальше: какие сериалы имели самые высокие рейтинги до середины нулевых? «Моя прекрасная няня» — мелодрама, Золушка. «Не родись красивой» — мелодрама, Золушка. В общем, для первого проекта эта сюжетная модель подходила идеально, незачем было изобретать велосипед. Конструкция проявилась сама собой: простая татарская девушка из деревни попадает в большой шоу-бизнес.

Первым по-настоящему успешным сериалом в России стала «Бедная Настя»

Первым по-настоящему успешным сериалом в России стала «Бедная Настя»

Какой должна быть наша главная героиня? Опять-таки незачем гадать: есть несколько потрясающих учебников по созданию героев. Базовый — это книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (1949 год), в которой он анализирует мифологию по Фрейду и Юнгу. Там автор показывает, что все мировые сюжеты имеют типовую структуру, и если от нее отойти, то проект сразу теряет аудиторию. Андрей Звягинцев, кстати, большой поклонник этой теории, в своих фильмах работает исключительно с мифом. История «Айсылу» — классический мономиф; мы знали, что работаем с архетипами, и нарочно не позволяли себе делать сложную историю. Да, история сначала была сложнее, но мы нарочно ее упростили, это называется «сценарная редукция». Получился банальный сюжет? Несомненно, но мы точно знали, что с таким сюжетом соберем больше зрителей. Подтвердились наши расчеты? Да, на все сто.

Как сделать героя интереснее? Есть отличная книга Линды Сегер «Создаем уникальных героев». Еще полезные советы можно почерпнуть у Александра Митты в «Кино между адом и раем». Основной принцип простой — герой будет интересен зрителю, когда преодолевает максимальное сопротивление среды и совмещает в себе несовместимые противоречия. Чем беззащитнее герой, тем острее сопереживание. Мы крутили так и эдак и придумали отличный образ: милая девушка из деревни с прекрасным голосом, но на костылях. Вот оно, несовместимое противоречие внешнее и внутреннее: свобода сталкивается с ограничением! Вот она, естественная, непреодолимая беззащитность! Если наша героиня будет мужественно преодолевать эти ограничения каждую секунду экранного времени, зритель не сможет ее не полюбить.

ПРОСТАЯ МЕЛОДРАМА НЕТ ТАК ПРОСТА

Теперь о сюжете. Есть такая сценарная технология — «парадигма Сида Филда». Сид Филд — это голливудский гуру сценарного мастерства. Так вот, он предположил, что идеальный сюжет содержит определенные поворотные точки в строго определенных местах. Примерно так: первые 10% фильма нам показывают обычную жизнь героя. Далее происходит первая поворотная точка, выбивающая его из колеи. На 25% времени возникает событие, обостряющее сюжет и поворачивающее его вспять. На 50% — большая переломная «точка без возврата». На 75% — острый кризис героя, большое поражение, когда зло почти победило. 85 — 90% — финальная схватка и победа (или гибель). Сюжет «Айсылу» построен в точности по этой схеме, причем мы понимаем, что антагонист в нашей истории — это внутренние бесы, сидящие в душе героини, которых она должна победить. Был ли в фильме антагонист-человек? Да, но мы позволили ему, точнее ей, показать себя только в самом конце. Зачем? Чтобы усилить желание зрителя смотреть сериал дальше. Принцип Шахерезады.

Конечно, все это не значит, что создание сериала — это голая технология, алгоритмы и манипуляции. В основе успеха все равно лежат вдохновение, эмоция, внутреннее чутье авторов. Но вдохновение, однако, должно совмещаться с самыми продвинутыми технологиями, иначе трудно добиться результата в современном мире.

Что же мы получили в итоге? Фильм имел сумасшедший успех. На показе люди сопереживали, комментировали действия героев, даже пели и плакали. А потом критики стали говорить: должно быть, успех «Айсылу» связан с тем, что татары изголодались по национальному кино, из чего, видимо, можно сделать вывод: татарскому зрителю что ни предложи — он всему будет одинаково рад, лишь бы про деревню и на татарском языке.

Фильм «Айсылу» имел сумасшедший успех

Фильм «Айсылу» имел сумасшедший успех

Это, конечно, неправда. Татарский зритель действительно изголодался по национальному кино. Но фильм «Айсылу» успешен не потому, что он национальный, а потому, что он попал в точку. Там прекрасная героиня и беспроигрышная история. Фильм одинаково нравится детям, молодым и пожилым людям, мужчинам и женщинам. Поверьте, этого трудно добиться. За этим успехом и внешней простотой стоят очень сложные технологии, я рассказал вам только часть. Конечно, на поверхности зритель видит только простую мелодраму; ему и в голову не приходит, что за ней скрываются какие-то концептуальные парадигмы, Фрейды, Юнги, Сейдманы, Филды, Сегеры, Кэмпбеллы. Но мы-то их использовали, когда создавали кино! Эти технологии являются стандартом индустрии по всему миру, их используют в Москве, Европе, США, Бразилии, Китае, Индии, словом, везде. Разве мы в Татарстане не обязаны ими владеть, если хотим иметь свой национальный, конкурентоспособный кинематограф? Мы охотно обучаем этим технологиям всех желающих, ничего не скрываем. Были бы люди, готовые учиться!

Подведу итоги: думаю, татарское кино будет успешным, когда у нас будут очень ответственные и хорошо подготовленные продюсеры, владеющие самыми современными технологиями. По-хорошему, других продюсеров на рынке просто не должно быть. Продюсеров надо воспитывать и беречь. Вот и вся хитрость.

Алексей БАРЫКИН.

 «БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1104

Комментирование запрещено