Рассказала старая фотография

2

Купцы Г. Латыпов, А. Милицын и А. Афанасьев

Перелопачивая семейные архивы, однажды я наткнулся на изрядно тронутую временем фотографию с изображением трех мужчин солидного вида. На обороте сохранилась надпись, что снимок этот сделан в 1910 году на знаменитой Макарьевской ярмарке. Слева расположился Гильман Латыпов, справа – Агафон Афанасьев, а в центре – Абрам Милицын. Татарин, русский и еврей – три купца, три товарища, такой вот торговый «интернационал».

Сказал «три товарища», но сразу осекся. Товарищами в купечестве называли тех, кто торговал схожими товарами, и слово это от тюркского «товар иш» – одинаковый товар. Гильман Латыпов, как я знал по рассказам его дочери – моей бабушки Муниры-эби, торговал «красным товаром», т.е. шелками, бархатом, парчой и другим тканями и поставлял их во многие города: Самару, Москву, Санкт-Перербург…

Агафон Афанасьев промышлял бакалейной торговлей, а Абрам Пейсахович Милицын имел доходы от розничной продажи самых разных изделий. Так что вернее будет называть их приятелями, друзьями. Уже своим удобным географическим расположением Самаре суждено было стать одним из крупнейших купеческих городов России. Через неё пролегали водные торговые пути из центральных областей на азиатские рынки, а в середине ХIХ века Самара стала и крупным железнодорожным узлом. В конце позапрошлого века в городе насчитывалось почти 700 купеческих домов, причем 33 купца состояли в первой гильдии. По числу «миллионщиков» Самара далеко превосходила соседние города Казань и Симбирск. Купечество сыграло главную роль в развитии промышленности региона, многие негоцианты вкладывали свои капиталы в предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: мельницы, крупорушки, мясохладобойни, винокуренные, механические, чугунолитейные заводы. Со временем они превратились и в крупнейших землевладельцев губернии. В среднем на одну купеческую семью приходилось свыше 2500 десятин земли. Не убавить заслуг дореволюционных купцов-промышленников и в развитии городской инфраструктуры: на их средства строились доходные дома, водопровод, трамвай, больницы и магазины, пристани…

Но купцы заселяли не только Самару, немало предприимчивых людей разворачивали торговлю и производства и вдали от губернского центра. Гильман Латыпов родился и прожил всю свою жизнь в селе Лабитово Ставропольского уезда. Там и начал свое торговое предприятие.

ГУСИ…КАК ИСТОЧНИК КАПИТАЛА

По легенде, гуси спасли Рим, а Гильману Латыпову эта домашняя птица помогла накопить изрядный стартовый капитал. У Лабитово протекает река Малый Авраль с удивительно чистой, прозрачной водой. Местами ее, что называется, курица вброд перейдет, а местами она образует широкие, глубокие заводи. Пожалуй, самая большая заводь на реке именуется Чиста Куль (Чистое озеро). С северной стороны – крутой яр, облюбованный колонией ласточек, с другой – ровная полынная степь. С весны до поздней осени над рекой стоял гогот гусей – эту птицу в Лабитово держали во многих подворьях. Была своя гусиная стайка и у Латыповых.

Однажды Гильман пригласил к себе в гости заезжего русского купца, из всех угощений гость отдал предпочтение гусятине. Её подали в разных видах: вяленую (каклаган каз), в наваристом супе, в бялише, жареную с хрустящей корочкой. 

– Много ли гусей держишь? – начал расспросы приезжий.

– Голов с полсотни наберется, – отвечал хозяин. – Держим так, для разнообразия.

– Баловство всё это, – молвил гость. – Тут сам ваш Аллах дает вам в руки выгодное предприятие. Мой совет – разводи гусей, не прогадаешь: тут тебе и мясо, тут тебе и пух…

Гильман Латыпов прислушался к совету, горячо взялся за дело. Вскоре на реке уже гоготали тысячи латыповских гусей.

С первыми морозами в Лабитово на протяжении нескольких дней гремела «каз өмәсе», а потом по первопутку в Самару, Саратов, Симбирск и другие города отправлялись обозы с гусиными тушками. Дело оказалось настолько прибыльным, что мой прадед, даже крупно развернувшись на торговле красным товаром, не отказался от гусеводства. Гусями в не менее десятка наемных работников. Каждую осень на обработку гусиных тушек собиралась почти вся женская часть Лабитова и даже соседнего Абдреева. Г. Латыпов щедро одаривал помощников, рассказывают, что лабитовских от других можно было сразу отличить по их нарядам, полученным в дар от купца.

3
Как истиный мусульманин, Гильман-бабай строго следовал законам Шариата, исправно выплачивал зякат – десятую долю от доходов. Эти деньги шли на содержание медресе и школ при мечетях, поддержку неимущих и другие благотворительные цели. Своим работникам помощи доставалось еще больше: девушки на выданье получали от него приданое, молодым семьям Г. Латыпов помогал с обустройством домашнего хозяйства.

Купец проторил дороги на рынки Средней Азии, Турции и даже Китая. Конъюнктуру внутреннего российского рынка изучил досконально. Его товары не залеживались на складах. На главной в России — Нижегородской ярмарке — у купца Латыпова были свои склады и свой магазин. А в Лабитово он отстроил большой двухэтажный дом, первый этаж из красного кирпича, второй – из вековых сосновых бревен. Расширил хозяйственные постройки, гусятник, лабазы. Обзавелся и значительными земельными угодьями, на которых выращивал зерновые и крупяные культуры. Часть урожая шла на продажу, остальное шло на свои нужды и на корм для скота и птицы. Хозяйство вел рачительно, любил, чтобы во всем у него был полный порядок.

МЕЧЕТЬ ДЛЯ ЗЯТЯ

На одной из ярмарок Гильман-бабай повстречался с Мухаметшакиром Сайфетдиновым из села Иске Кызыл Су. Тот привез на продажу рожь, но продать свой товар у него не получалось. Г. Латыпов свел его с нужными людьми и помог сбыть всю партию ржи. Потом они еще не раз встречались, подружились, хотя между ними была большая разница в возрасте. Приглянулся Гильману Мухаметшакир: образованный, воспитанный, уважительный.

– Давно я к тебе присматриваюсь, – начал он однажды разговор. – Человек ты серьезный, образованный. Но купеческое дело явно не для тебя. Да и вообще, вы ведь все Сайфетдиновы больше по ученой части. Скоро тебе тридцать лет стукнет, а у тебя, при всем твоем уме, нет ни дела настоящего, ни семьи. Я тебе предлагаю взять в жены любую из трех моих дочерей.

5

Мухаметшакир однажды уже побывал в гостях у старшего друга. Приглянулась ему тогда красавица Мунира, средняя дочь Гильмана. Сердцем тогда почувствовал, что и Мунира к нему неравнодушна.

Сватовство и помолвка молодых прошли как положено. Назначили день никаха и свадьбы. А
Гильман Латыпов задался целью отстроить новую мечеть ко дню замужества дочери. И выстроил не только храм, но и дом для молодых. 

Мухаметшакир, действительно, был весьма образованным человеком. Окончил медресе, у себя в селе его почтительно именовали хафизом – знающим наизусть Коран. Но получилось так, что в Иске Кызыл Су все три махалли (прихода) были, говоря современным языком, укомплектованы духовниками. Вот и решил молодой Мухаметшакир попробовать себя на купеческом поприще. Но купец из него, как точно определил Гильман Латыпов, получился никакой.

Так в Лабитово в новой мечети появился новый имам – зять местного богача. Тесть через свои связи быстро выхлопотал необходимый указ о назначении М. Сайфетдинова настоятелем махалли.

Для придания большего веса в общине Гильман-бабай посоветовал зятю совершить хадж – паломничество в священную Мекку. Впоследствии Мухаметшакир еще 6 (!) раз совершил хадж. Семь серебряных колец на его посохе из слоновой кости, который я лицезрел в детстве и даже держал в своих руках, свидетельствовали о количестве его паломничеств к священной Каабе.

Дед с моей бабушкой Мунирой прожили в любви и согласии почти полвека. Родили и вырастили двух сыновей и трех дочерей. До самой Октябрьской революции и дед и бабушка учительствовали в местной приходской школе. Все дети получили хорошее образование, в советские годы дочери Марьям, Хава и Габкария окончили педагогические институты и рабо-
тали в школах Татарстана, Узбекистана и Ульяновской области. К сожалению, ни у кого из родственников не оказалось ни единой фотографии деда: строго придерживаясь канонов Шариата, он считал неприемлемым для мусульманина любое изображение человека.

4

Хочу напоследок рассказать одну историю из жизни Мухаметшакира-хаджи. Когда после революции начались гонения на представителей духовенства, Мухаметшакира-хаджи с другими служителями мечетей привезли в Мелекесс на допрос в ВЧК. Здесь его встретил и узнал один из руководителей чрезвычайки Насибулла Рамазанов. Дело в том, что во время гажданской войны М. Сайфетдинов с угрозой для своей жизни прятал у себя дома от казаков атамана Дутова четверых большевиков, один из которых был тяжело ранен. Раненного выхаживали моя бабушка и старшие дочери.

Одним из спасенных дедом красноармейцев был этот самый Насибулла Рамазанов, которому
сейчас предстояло решить судьбу своего спасителя. Он поручился за деда и отпустил его с миром. Но дом и все имущество сельского муллы национализировали, пришлось деду с семьей переселиться в ветхий деревянный домик.

Эту историю поведал моему отцу сам Н. Рамазанов. Отец был знаком и с сыном Рамазанова – Ахметгареем, одним из первых генералов из татар.

… Вот и вся история, связанная с одной фотографией более чем полувековой давности из нашего семейного архива. А читателям журнала хочу дать совет: покопайтесь и вы в старых альбомах, и вы сможете раскрыть много интересных судеб, из которых слагается и вся судьба нашего народа.

Ирек САЙФИЕВ,
член Союза журналистов СССР и РФ, лауреат
литературной премии имени Г. Кандалыя.

Журнал «Самарские татары».

Просмотров: 1707

Комментирование запрещено