Несколько версий возникновения села Новое Мансуркино

getImage

Жители сел Старое Мансуркино, Новое Мансуркино, Абдул-завод, Исаково — выходцы из с. Старый Аманак.

Во времена татаро-монгольского нашествия в этих  местах были  дремучие леса, в которых поселились беглые люди. В истории Самарской области упоминается г. Муромск, который находился на Самарской Луке. Он был разгромлен ханом Батыем  в 1236 году. Уцелевшие болгары поселились вдоль рек Кондурча, Сок и Б.Кинель (История Самарской области. стр. 79).

В.Селе Ст.Аманак жил учитель истории Курчаев Николай Михайлович. Николай Михайлович вел архивы сел (архив увезли в г.Куйбышевск в 1970 году). По воспоминаниям Николая Михайловича, первым на устье речки Аманак поселился татарин Манаков. У него было три сына: Мансур, Абдул, Исхак. Когда сыновья подросли, Манаков переселил старшего сына Мансура на место, где сейчас находится село Старое Мансуркино. На этом месте был  сплошной лес.

Второй сын Абдул поселился на место села Абдул-завод. Он занимался виноделием. Построил на лесной поляне винокуренный завод. Место сохранило свое название – «Винокуренная поляна».

Третий сын Исхак поселился на месте  села Исаково. Исхак занимался отделкой кожевенного сырья.

Кстати, в книге «Татар халык ижаты» тоже упоминаются три брата: Мансур, Абдул и Исхак. Книга издана в г.Казани.

В 1391 году после разгрома Тамерланом Поволжья, мордва и чуваши поселились вдоль речки Б.Кинель, в том числе в селах Старый Аманак и Старое Мансуркино. Татары, чуваши и мордва жили очень дружно. Об этом говорит жительница с. Старое Мансуркино Яшнева Анастасия Григорьевна. Через некоторое время Мансур переселяется  дальше в дремучие леса, на место, где сейчас находится  с. Новое Мансуркино.

Мансур имел дело  с ворами, которые перевозили ворованное по Сыртовой дороге. Сегодня жители села называют эту дорогу  Воровская. Дорога брала  начало от г.Кинель и проходила через Новое Мансуркино в 3-х километрах. Эта возвышенность – одна из веток Уральских гор. В середине с.Новое Мансуркино есть возвышенное место площадью 1, 5 га. Это место называется Камка Тау. Камка Тау был перевалочным пунктом воров. Это место был окружен болотом и густым лесом.

До нашествия  монголов наши края заселяли башкиры. По словам Сажиды Сайфутдиновой  (моя теща), Усмановы и Бухарметовы примкнули к башкирам и поселились в селе Старое Мансуркино. Бухарметов служил в отряде Пугачева, привез себе жену марийской национальности. У них было 8 сыновей и одна дочь.

Казанский писатель Шигабетдин Маржам пишет в своей книге, что башкиры жили на западе и что они были краснолицые (рыжие). Он пишет, что башкиры жили среди христианских городов. Болгары распространили среди них  ислам.

А вот вторая версия происхождения сел Ст.Аманак, Ст.Мансуркино, Н.Мансуркино, Абдул-завод и Исаково. Возле города Елабуга (Татарстан) был город Сэдум. В округе города жили болгары-мишары. Князь Василий (Васильев) в 1390 году со своими воинами разгромил город и примыкающие селения. Выжившие болгары бросили все и переплавились через Волгу. В основном они поселились в Ульяновской области. В Самарской области они поселились примерно в Кошкинском районе. Возможно и Манаков переселился из Елабуги в устье реки Аманак и Мурава, ныне Ст. Аманак.

В те времена мусульмане назывались не татарами,  а именами племен. Например, мишары, типтары, мансуры, крячены, нагайбеки, нугаи, чирмеш и т.д. В своей книге Шигабетдин Маржам пишет, что нугаи происходят от монгольских племен.

После последующих разгромов поволжских булгар монголами и русскими князьями мордва и чуваши поселились в.Ст. Аманаке, а татары (булгары) переселились в Ст. Мансуркино, где позже поселились и чуваши, и мордва. Со временем чуваши, мордва и татары переселились в Новое Мансуркино. В конце 1800 годов чуваши поселились в Салмоедовке, а мордва в Ильинке.

До переселения Мансура в Н.Мансуркино жили башкиры. Это место называлось Иске йортлар (Старые дворы). Башкиры скрывали свою нацию, наверно из-за активного участия в войсках Степана Разина и Пугачева. В те времена наша местность относилась к Башкирии.

На левом берегу речки Б.Кинель находилось мусульманское население, которому дали название Сухая речка. Раскопки в 1970-80 гг. показали что мусульмане жили и на правом берегу речки Б.Кинель. Об этом говорят и сторожилы села Ст.Мочалеевка, семья Ибрагимовых и их сын Абзал Шарафутдинович ( 1918г.р.), житель Казани.

Первая версия, что булгары переселились вдоль речки Б.Кинель, не очень убедительна. В настоящее время вдоль Кинеля нет ни одного татарского происхождения, если не считать мочалеевских татар. Они переселились из Пензы. История Самарской области гласит (стр.80), что в нашем районе было два поселения. Одно из них  селение Сухореченское возле Похвистнево. Оно было стерто с лица земли. Возможно, Тимуром в 1391г.. А ведь г.Муромск был разгромлен уже в 1236 году. Когда пугачевские войска были разогнаны, в 1770 году вдоль речки Б.Кинель построили укрепления (в том числе и в селе Савруха) Ст.Аманак тогда называли слободой. Противоречие: почему же тогда Ст. Аманаку 250 лет, если уже в 1700 году он назывался слободой?

Вдоль речки Кондурча и Сок находятся много поселений, которые можно отнести Муромским булгарам. У них отличительное расхождение от мансуркинских татар. Мансуркинские схожи с ульяновскими татарами и татарами Кошкинского района. Алькинские татары – монгольского происхождения, мансуркинские – булгары, старомочалеевские – мордва, принявшие мусульманство.

В книге муллы Саттара Ильясова написано, что с.Новое Мансуркино возникло в 1470 году, а мечеть построена в 1787 году (записи имеются в мечети). Многие татары (тубэн оч халкы) с нижнего конца приняли мусульманство в 1852 году, до этого они были крещеными.

Мансур, старший сын Манакова, поселился на ул.Большая (Зур урам),  позже на нижнем конце поселились крещеные татары, затем и на западной, которую назвали Новое село. Мордва поселились на юго-восточной стороне (мухшы очы).

На нижний конец села, где жили крещеные, часто приезжал поп, чтобы крестить их.  Однажды татары дождались его ухода и по дороге в сторону Новоганькино встретили его и остригли ему бороду. После этого человек не может быть священником. После этого случая в 1852 году  крещеные приняли ислам.

Во время Пугачевского бунта в Бугуруслане находились 5 отрядов  Пугачева, в каждом по 500-800 человек.( Книга Вахита Имамова, стр.150, 1994 год). По словам  А.Г.Яшневой, даже в Аманаке находились отряды, которые укрывались в землянках вдоль речки Аманак до её вершины, поэтому  вершина речки Аманак и сегодня называется «Землянка». В те времена  мансуркинские татары боялись отрядчиков. Даже женщины не ходили одни за водой. Предки говорили, что изнасиловали одну девушку.

На вершине речки Мурава до пугачевцев находились отряды Степана Разина. Сказывают, что там осталось зарытое ими золото. Даже из Самары приезжали искать это золото. Тогда завязалась драка между старомансуркинцами и самарскими золотоискателями. Это случилось в 1670 году.

Согласно материалов музея и райархива,  Ст. Аманаку 250 лет. Если старомансуркинцы могли драться за золото в 1670 году, а многие из них были выходцами из Ст. Аманака, значит селу Ст. Аманак не 250 лет, а не менее 560 лет.

Краевед Василий Ерундаев вот, что пишет о возникновении села Новое Мансуркино:

«Татарин Мансур из Казанской губернии бежал от самодурства своего хозяина в Среднее Поволжье. Обосновался он среди лесов и красивейших полян. Недолго он был одиноким. Крестьяне из других районов уходили в глубь страны и присоединялись к Мансуру. Так как все переселенцы был беглыми, долго им приходилось скрываться от преследования властей. Поэтому на первых порах они ютились в башкирских станах, в землянках, где до этого скрывались отряды Степана Разина и Салавата Юлаева. Татары называли это место Иске йорт (старый двор), деревню стали называть Мансуркино. Основным занятием пришлых людей был сбор орехов, которые и составляли основное питание. В окрестностях их было много. Подспорьем была охота на лис, волков, зайцев. Значительно позже в Мансуркине поселились мордва из сел Могиловка Саранского уезда. Со временем из Мансуркина выделилось новое селение — Новое Мансуркино. Из старой деревушки ушли те, кто не желал следовать обычаям, отправлять обряды христианской религии.

На протяжении очень долгого времени села экономически были очень слабыми. После раскорчевки леса новоселы стали заниматься хлебопашеством, сеяли в основном рожь и овес. Излишки урожая стали продавать на винный завод Абдулова: рожь по 11, овес — по 7 копеек за пуд»…

Сайдельгата Вафович ГАРИФУЛЛИН.

с. Новое Мансуркино,

Похвистневского района.

2004 год.

Просмотров: 3045

3 комментариев

  1. Некоторое время в селе Новое Мансуркино, наряду с мусульманами, жили и крещеные татары, затем все они вновь переходят в ислам. Сохранились архивные документы 1849-1858 гг., на основании которых видны попытки местных властей воспрепятствовать переходу новокрещенных жителей села в ислам, однако, успеха они не имели.

  2. В воскресенье, 5 апреля, сотрудники УР Похвистневского ММОП задержали 31-летнего Мидхата М., подозреваемого в убийстве односельчанки.
    Тело было найдено в с. Новое Мансуркино, в доме на ул. Полевой, где потерпевшая проживала. У 83-летней Закии М. эксперт обнаружил резаную рану на шее. Было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство».
    По сведениям полиции, задержанный работает по найму в крестьянском фермерском хозяйстве, ранее был судим за грабеж. По версии следствия, преступление он совершил в состоянии алкогольного опьянения для хищения денег.

    • Про мочалеевских татар не правда то что они были мордвами!
      Село Мочалеевка было основано переселенцами из Керенского уезда (ныне Водинковский район) Пензенской губернии в 1857.Упоминаются села из которых приехали наши предки : Иске иль или Татарский Лундан, Мочалейка, Шелдаис, Татарская Лака, Тараканово, Чудовка, Горинка, Чиуш. Первые основатели :Канюкаев Ражап и Субеев Габдулхаир. В 1859 году это была Мочалейка, казенная деревня Бугурусланского уезда Самарской губернии. Население 240 мужчин и 237 женщин, 67 дворов, была мечеть (Списки населенных мест Российской империи. Выпуск 36. Самарская губерния).
      Для ознакомления с новыми местами в 1856 году по поручению односельчан, которые снарядили их в дорогу, собрав по 33 копейки, прибыли Габдельхаир Субеев и Ражап Канюкаев.(Выдержка из истории села Мочалеевка собранная на основании архивных документов и воспоминаний старожилов)
      Вот так как-то. Давай-те ка про свои сёла писать, а про чужие если не в теме не упоминать!