Бывает, приходит на консультацию расстроенная мать ребенка с особенностями развития. Вопрос в глазах: почему это случилось именно с моим ребенком? Что делать? С огорчением и болью произносит этот диагноз: задержка психического развития.
К сожалению, должна признать, что это осознание проблемы происходит поздно, когда ребенок готовится в школу или уже учится в первом классе.
Возраст от рождения до 6 лет — решающий этап развития ребенка. Поэтому родителям важно знать, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные питания, и, особенно стимулирующей «учебной» среды, атрофируются, и, чтобы этого не произошло, необходимо с самых первых дней жизни снабжать ребенка необходимой информацией.
Мышление, чувства, творческие способности развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Нельзя забывать и то, что каждый ребенок индивидуален, развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему; несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Но стоит начать уделять ребенку внимание: играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги — как он начинает развиваться и взрослеть на глазах. Ну, а если не просто играть и читать, а применять развивающие методики, то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Он станет поражать родителей своим умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой.
Дети развиваются быстро, и к трем годам уже неплохо разговаривают. В этот период важно больше внимания уделять постановке их-речи, любое неправильно сказанное слово нужно тут же поправлять, иначе ошибочное произношение войдет в привычку.
Желательно обучение речи превратить для ребенка в занимательную игру — через загадки, поговорки, песни. Пусть это будут детские песни, читайте малышу детские книжки, рассказывайте вместе с ним стихи, разыгрывайте сказки.
Дети — народ любознательный, они любят рассматривать картинки, рисовать. Если увидите, что ребенок тянется к рисованию, то помогите развитию этих способностей. Предложите ему сначала нарисовать просто круг, квадрат или грибок, при этом всячески поощряя его. Если у ребенка тяга к пению, можно разучить с ним коротенькую детскую песенку, причем чтобы выбор репертуара оставался за ребенком. Ребенок — это зеркало взрослого человека, а вернее, его родителей, и от состояния этого зеркала в дальнейшем будут зависеть характер и наклонности ребенка.
Характер ребенка закладывается в первые три года жизни. Ребенок с рождения как губка впитывает и хорошее, и плохое — все, что он каждый день видит перед глазами. И какой человек из него вырастет, зависит от родителей.
Старайтесь с раннего возраста прививать детям любовь к труду, давая простые поручения — помыть после себя посуду, подмести пол, вынести мусор. Сделайте так, чтобы один из видов работы вошел в круг их прямых обязанностей, допустим, покупка хлеба или уборка своей постели.
Почаще ходите с ребенком на различные детские мероприятия или просто гуляйте, но при этом очень много разговаривайте, обсуждайте, ежедневно делайте маленькие открытия вместе с ребенком, будь то какой-либо листочек, палочка, паутинка, бабочка или камушек. Проговорите, посмотрите, потрогайте, попробуйте ,если это возможно. Поверьте ,возможно эти минуты вы будете вспоминать, как самые лучшие в вашей жизни.
И тогда вы можете не волноваться за будущее своего ребенка.
Е.Р. МИНГАЛИЕВА, педагог-психолог.
«Камышлинские известия».
Просмотров: 1415
И это правда !