Птица Феникс

a5cb97fb7c1a631a23f439a45192965aИнформация о том, что президент страны экстренно – в течение месяца (!) – поручил правительству придумать, как будет работать Федеральное агентство по делам национальностей, взбудоражила и политиков, и национальных активистов.

Со своим пятачком

Под разговоры об оптимизации чиновничьего аппарата и ощутимый секвестр бюджета нынешнего года известие о новом федеральном ведомстве прежде всего вызывает вопрос о деньгах. Неужели дадут?! Увы, нет. Ни прямых, ни косвенных признаков увеличения финансирования госнацполитики не наблюдается. Хорошо, если всё останется хотя бы в рамках принятой ещё полтора года назад Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». А это в нынешнем году лишь 338 млн. рублей на всю страну. Причём на условиях софинансирования, когда, чтобы получить рубль из федеральной казны, надо вложить из регионального бюджета пусть не 30 копеек, как в прошлом году, но не меньше пятачка, т.е. 5%.

Буквально в минувшую пятницу закончился приём региональных заявок и на момент сдачи номера известно, что 43 региона получат вожделенную помощь. Это на 10% больше, чем в 2014 году. Но ведь на этом все средства года и закончатся! Чем же займётся агентство в оставшиеся 9 месяцев?

Время собирать камни?

Сегодня в той или иной степени национальным вопросом занимаются сразу несколько ведомств. Федеральная миграционная служба – до недавнего времени в виде адаптации мигрантов, Минюст ведает казачеством, Россотрудничество контактирует ссоотечественниками. А ещё ведь есть профильные министерства по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму. Разве в их работе нет национального компонента или межнациональных вопросов?

Упрёков в размывании ответственности за нацвопрос в последнее время было не счесть. Только как теперь со всем этим быть? Собирать всё в одно целое? Вместе с людьми и бюджетами? Или без того и другого? Вопрос большой и интересный. Ясно, что и матёрые и ещё не оперившиеся ведомства будут защищать себя всеми силами административного ресурса – это закон бюрократической жизни.

Хорошо, если Роснац (назовём его пока так для краткости) останется в лоне Министерства культуры, где буквально на днях был утверждён профильный замминистра. Это позволит новому ведомству опереться хоть на какую-то внятную структуру в регионах и в правительстве. Ведь упомянутое в некоторых комментариях прямое подчинение будущего агентства главе кабинета министров только звучит красиво, а на самом деле более чем проблематично и таит в себе массу неудобств. Не будет же в самом деле руководитель агентства постоянно отвлекать премьер-министра, да и к курирующему нацвопрос вице-премьеру Александру Хлопонину часто не набегаешься – он реально загружен не менее важными темами природопользования, регулирования алкогольного рынка и т.д. Но бегать-то особенно на первых порах придётся немало, иначе эффективную работу не запустить. К тому же практика показывает, что такие слишком самостоятельные агентства долго не живут. Однако ещё одного реформирования профильного ведомства тема межнациональных отношений может и не пережить. В новейшей истории её футболили от души, а она всякий раз из последних сил, словно птица феникс, – возрождалась (см. справку «НА»).

Кадры решают всё

Когда в сентябре прошлого года президент решил упразднить Министерство регионального развития, в его штате числилось более 600 человек. И даже тогда главный вопрос был – сохранить кадры, способные заниматься столь деликатной темой, как межнациональные отношения. Таковых насчитывалось в Минрегионе лишь 45 человек, а в департамент межнациональных отношений Министерства культуры, которое теперь отвечает за реализацию госнацполитики, добрались и вовсе 26 из них. Остальные быстро нашли себя в других структурах – менее пыльных и более денежных. Для сравнения численность сотрудников в других федеральных агентствах в несколько раз больше: в Росмолодёжи трудится 50 человек, в Ростуризме – 85, а в Роспечати вообще более 170!

И дело не в механическом наборе людей. Самое сложное в современной госнацполитике – найти квалифицированные кадры. Без них задыхаются и в регионах, и в центре. Однако массовую подготовку кадров ещё только планируют наладить в рамках всё той же уже упомянутой ФЦП. Словом, вопросов на сегодняшний день намного больше, чем ответов. Однако и ждать осталось недолго – 15 апреля должны быть обнародованы детали работы и алгоритм нового федерального агентства по делам национальностей.И всем очень не терпится узнать, какие реальные рычаги будут в руках нового органа, чтобы он не просто головой своего руководителя отвечал за любые возможные проблемы на этом фронте, но ещё и имел возможность на что-то по-настоящему влиять.

Справка «НА»

Органы власти, занимавшиеся национальной политикой в новейшей истории России

1990 – 
Государственный комитет РСФСР по делам национальностей

1991 – Государственный комитет РФ по национальной политике

1993 – 
Государственный комитет РФ по делам Федерации и национальностей

1994 – 
Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике

1996 – 
Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям РФ

1998 – 
Министерство региональной и национальной 
политики РФ

1998 – Министерство национальной политики РФ

1999 – 
Министерство по делам федеративных отношений и национальностей РФ

1999 – 
Министерство по делам Федерации 
и национальностей РФ

2000 – 
Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ

2001 – 
министр Российской Федерации (без портфеля) курировал национальную политику

2004 – Министерство регионального развития РФ

2014 – Министерство культуры РФ.

«ЗА» и «ПРОТИВ»

Гаджимет САФАРАЛИЕВ, председатель комитета Госдумы по делам национальностей:

«У меня как председателя профильного комитета появится партнёр, который будет совместно с нами вести законотворческую деятельность. Сейчас такого партнёра нет, и продуктивность создания новых законов, регулирующих сферу межнациональных отношений, невысока».

Игорь АЛБИН (Слюняев), экс-министр регионального развития РФ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Создание агентства позволит реализовать комплексный подход, выстроить систему действий, чтобы перейти от мероприятий «пожарного» толка в области межнациональных отношений к логичной и последовательной, повседневной работе. Главное, чтобы тема русского народа не потерялась в очень важных, значимых вопросах коренных и малочисленных народов России».

Василий ЦО, президент Общероссийского объединения корейцев:

«Я противник специального федерального органа. Поддержка этнической самобытности – дело самих людей. Государство просто не должно мешать развитию национальной культуры, национальной идентичности, а больше заниматься гражданским патриотизмом».

Асламбек ПАСКАЧЕВ, председатель «Российского конгресса народов Кавказа»:

«Разрозненным структурам – Миннац, Минрегиона, Минкультуры, отделам в администрации президента и в правительстве – целенаправленно работать в этом направлении сложно. Рад, что теперь у нас будет федеральная структура».

Евгения МИХАЛЁВА, гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии:

«К созданию новых министерств или ведомств отношусь скептически. Процесс займёт время – пока люди войдут в курс дела, и если там не будет активной работы, то это скорее будет минус, а не плюс. Сейчас нужно, чтобы работало то, что уже есть».

Вячеслав МИХАЙЛОВ, экс-министр по делам национальностей и федеративным отношениям РФ:

«Создание агентства считаю очень разумным ходом. Теперь всё зависит о того, кто его возглавит. Важно, чтобы человек был известный. Правильно было бы отдать данный пост Александру Владимировичу Журавскому, который недавно назначен заместителем министра культуры».

Веналий АМЕЛИН, председатель ­Ассамблеи народов Оренбургской ­области:

«Агентство повысит статус России в глазах Европы, потому что там подобные структуры, имеющие разные названия, работают давно. А теперь они будут знать, что у нас на федеральном уровне тоже есть такая структура».

Просмотров: 1307

Один комментарий

  1. 1. На гербе Ивана Грозного на головами орлов НЕТ КРЕСТОВ.

    2. Росс ие — Дом россов.

    3. Россы русского происхождения так и продолжают выпендриваться своей великостью. И не стыдно ?

    4. Некоторые РАДИКАЛЬНЫЕ православные пытались продвинуть в Конституцию России «ОСОБЕННОСТЬ» православия в России.

    5. Великость, особенность, богоизбранность, арийскость и т.д. — НЕ БОЛЕЕ чем попытка продвинуться к бюджету, т.е. застолбить за собой и своим потомством ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ СОБСТВЕННОГО БИОВЫЖИВАНИЯ.

    Так устроено ЛЮБОЕ ЖИВОЕ существо.

    Более подробно: Психология эволюции. Роберт Антон Уилсон. Есть в интернете.

    И последнее. Многие русские доверчивые и простые, верят всему. Кроме того, исповедуют христианство, не отрицающее ростовщичество. Крепостное рабство также не прошло бесследно для русского генофонда.

    Таким образом русские — идеальный народ для манипулирования и использования его для удержании в повиновении остальные нерусские народы. Кроме того, русским внушили, что пьянство — национальная черта русских, для чего даже провели раскол русской православной церкви. Староверы считали табакокурение и употребление спиртного бесовством. Староверов в свое время сами же русские нововеры разогнали по лесам. В церкви младенцам сейчас вливают в рот ложку вина, что равно стакану водки для взрослого.

    Россам русского происхождения надо задуматься над изложенным.