Татарский вклад в развитие Турецкой Республики

8451История распорядилась таким образом, что именно татарские интеллектуалы предложили наиболее подходящий для Турции способ реформирования общества.

В конце XIX – начале ХХ веков многонациональное Османское государство, населенное мусульманскими и христианскими народами, переживало глубокий кризис во многих сферах жизни общества и государства. Христианские народы стремились к независимости, экономика находилась под сильнейшим влиянием западных держав, местная, в основном торговая буржуазия формировалась в основном не из турок, а — армян и греков. Светских учебных заведений было очень мало, ретрограды из мусульман всячески препятствовали модернизации страны в буржуазном и национальном стиле.  К началу ХХ века перед Османской империей объективно назрела необходимость изменений, таких как возвращение управления экономикой из-под влияния Запада в собственные руки, обеспечить переход от аграрного общества к индустриальному, создание широкого слоя этнической турецкой буржуазии, переход от религиозного феодального государства к светскому национальному, создание условий для всестороннего формирования турецкой нации.      

В начале ХХ века, особенно после 1917 года, когда перечисленные задачи стояли перед Турцией особенно остро, в эту страну эмигрировала большая плеяда выдающихся представителей татарской интеллектуальной элиты, которая оказала колоссальное влияние на политическую, общественную и культурную жизнь Османского государства, а в дальнейшем и республиканской Турции. Достаточно перечислить имена лишь некоторых деятелей из этой плеяды:

Юсуф Акчура (1876-1935) – выпускник Школы политических наук при Сорбонне, депутат турецкого парламента, советник Кемаля Ататюрка, политик, политолог, ученый-историк, внесший вклад не только в создание национальной идеологии Турции, но и в формирование турецкой нации как таковой.

Садри Максуди (1879-1957) – выпускник Сорбонны, глава Национальной Автономии татар России, депутат турецкого парламента, советник первого президента Турции Кемаля Ататюрка, профессор, внесший большой вклад в становление правовой науки и правовых институтов Турции, активный участник обновления и становления современного турецкого языка.

Муса Джаруллах Бигиев (1875-1949) – выдающийся и признанный во всем мусульманском мире татарский религиозный мыслитель-реформатор и общественный деятель.  

Рашит Рахмати Арат (1900-1964) – ученый-лингвист, поднявший турецкую лингвистику на уровень европейской науки.
Акдес Нигмати Курат (1903-1971) – выдающийся специалист как по турецкой, так и по общетюркской истории.

Габдрашит Ибрагимов (1857-1944) – крупный татарский общественный и политический деятель, издатель, публицист, глашатай общетюркского сотрудничества и союза, первым устанавливавший не только культурные и общественные связи между татарами и турками, но и воплотивший в жизнь некоторые конкретные дела, базировавшиеся на идеологии общетюркского единства.        

Муса Акъегетзаде (1864-1923) – автор первого татарского реалистического романа, крупнейший экономист Османской империи, сумевший создать экономическую систему, в которой синтезированы достижения мировой и российской экономической науки, а также исламские традиции. Одновременно он был и популяризатором этих достижений в эпоху младотурков.

История распорядилась таким образом, что именно эти татарские интеллектуалы предложили наиболее подходящий для Турции способ реформирования общества. Турецкие государственные лидеры по достоинству оценили потенциал татарских интеллектуалов и приняли предложенную ими модель развития страны. Для того чтобы понять, почему татарская модель была принята на вооружение, необходимо ознакомиться с некоторыми конкретными сведениями, которые бы могли охарактеризовать развитость татарского и турецкого обществ начала ХХ века.

islam-today.ru

Просмотров: 1346

Один комментарий

  1. 1907 году в стране была группа тюркских депутатов,которые защищали тюркские интересы.Сейчас посмотрим продвижение демократии в стране. 2015год—где группа тюркских депутатов в Гос.Думе?Когда голосовали против желания татар перейти в латинскую графику,все трусливые и лизолюбы депутаты из Татарстана голосовали против перехода татар в латиницу,вместе с отъявленными шовинистами.Вот так служат на наши депутаты в благо татарского народа.