Сегодня – День официального принятия ислама Волжской Булгарией

allah-islam21 мая – день принятия ислама в Поволжье. В 922 году предки татар  официально приняли религию.

Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует-ред.). Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI—XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ «Алты бармак китабы» (или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем болгар Фарух ибн Гамру Хизами ислам.

Это повествование имеет характер легенды. И все же повествование османского писателя, связанное с болгарами, привлекает особое внимание своей близостью к историческим фактам.

Официально ислам в Хазарском каганате был принят в 737 году в результате походов арабского полководца Мервана ибн Мухаммада. Хотя ислам стал одним из основных религий среди населения страны, официальный характер его не был устойчивым. Но дело, главным образом, не в количестве, а в том, какое место занимали мусульмане в структуре общества. Здесь они составляли основную часть каганской гвардии. Даже ставится обязательным условием, чтобы визир, т.е. первый человек каганбека, был мусульманином. В середине Х в. Итиль, где довольно большую часть населения составляют мусульмане, становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей, что усиливает позиции ислама. Широкое распространение исламской религии среди хазаро-болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, такими как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Белазури (умер в 892 г.), но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них соблюдение мусульманского погребального обряда. То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также говорит о распространении исламской религии. В конце Х в. хазары вновь официально принимают исламскую религию от Хорезма.

Так что пришедшие в наши края болгары, вернее племена, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, значительная часть которых исповедовала ислам. Болгары, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие. Более того, именно в этот период закладываются основы того, что болгары в будущем примут исламскую религию и его ханафитского толка.

Принятие монотеистической религии было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного развития Волжской Булгарии. Часть булгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусульманским государством Средней Азии саманидов. Поэтому в Булгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур народов Средней Азии.

Особенности социально-экономического и этнокультурного развития булгарского общества VIII—IX вв., т.е. накануне распространения ислама, обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения.

Особенность ислама в Волжской Булгарии состоит еще в том, что он с самого начала использовался в качестве идеологического инструмента в образовании государства. Развитие булгарской государственности и исламизация страны идут как неразрывный взаимоусиливающий друг друга процесс.

Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, т. е. с приездом багдадского посольства, ничем не обосновано. Уже тогда царь болгар, его приближенные и значительная часть населения были мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прихода багдадского посольства. На завершающем этапе создания государственности с целью укрепления позиции ислама в стране, поднятия авторитета государства и получения покровительства халифа булгарский царь Алмыш обращается к Багдаду, в результате чего происходит признание Булгарского государства мусульманским. Ислам распространяется по всей территории страны, глубоко проникая во все области жизни, во все слои общества. Начало второй половины XII в. ознаменовалось уже окончательной победой ислама: распространяется мусульманская культура, обогащенная местными особенностями.

Просмотров: 1365

Один комментарий

  1. Врио президента РТ Рустам Минниханов обратился к татарстанцам по случаю Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией.
    «Уважаемые татарстанцы! Дорогие мусульмане! От всей души поздравляю вас со знаменательной исторической датой – Днём официального принятия ислама Волжской Булгарией.
    В этом священном месте в 922 году наши предки впервые прониклись светом великого вероучения, которое определило дальнейшую судьбу татарского народа. И сегодня в возрождённом Булгаре мы вновь с огромной благодарностью преклоняем перед Всевышним свои колени.
    Ислам учит нас благонамеренности и воздержанности, добру и милосердию, воспитывает уважение к традиционным ценностям. В этот день мы с особым чувством осознаём себя частью великой мусульманской цивилизации, огромного евразийского мира, единого российского народа, проникаемся гордостью за свою славную историю и ответственностью перед будущими поколениями.
    В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, одержанной советским народом – представителями всех национальностей и вероисповеданий, мы не перестаём восхищаться отвагой, стойкостью духа, трудолюбием и милосердием героического военного поколения.
    В Татарстане накоплен уникальный опыт религиозного развития, межконфессионального и межэтнического взаимодействия, способствующий сохранению нашей духовности, истории, языков и культур. Мусульмане республики совместно с православными и представителями других религий активно участвуют в благородном деле возрождения своих святынь. Особое место среди них занимают древний Булгар и остров-град Свияжск.
    Уверен, празднование Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией даст начало новым добрым традициям, которые сохранят и продолжат наши благодарные потомки», — говорится в сообщении.