Как в Москве разливали «Колу Халяль», произведенную в… Италии

77

ОДНАКО СРЕДИ 200 УЧАСТНИКОВ ГЛАВНОЙ ХАЛЯЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ СТРАНЫ БЫЛА ТОЛЬКО ОДНА КОМПАНИЯ ИЗ РТ

Халяль-продукция предназначена для людей любого вероисповедания, уверены участники ежегодной выставки Halal Expo, открывшейся накануне в Москве. Особое внимание в этом году на форуме уделили теме исламских финансов, а один из банков осмелился, не нарушая законы, предложить услуги исламского банкинга. 

«НАША ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ ХАЛЯЛЬ МИРОВЫМ ТРЕНДОМ»

Накануне в Москве состоялось открытие традиционной международной выставки Halal Expo. Уже в шестой раз свою продукцию, соответствующую нормам шариата, представили не только производители продуктов питания, но и те, кто связан с рынком услуг, технологий, образования, занимается продажей украшений, одежды, косметики. Однако были и новшества. Первое из них связано с тем, что выставка вновь вернулась в «Крокус-Экспо», хотя предыдущие три года базировалась на ВВЦ.

«Нам отрадно, что в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе интерес к халяль растет как среди мусульман, так и среди представителей других религий,  зачитал на открытии выставки послание шейха, председателя совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина его заместитель Рушан хазрат Аббясов Халяль уже давно стал не просто продуктом религиозного значения, но и символом безопасности, честности и качества во всех сферах жизнедеятельности. Наша общая задача  сделать продукцию халяль мировым трендом». В этом году глава СМР не приехал на Halal Expo. В это время он находился в Кремле, где из рук президента Владимира Путина получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

«ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ СОСТОИТСЯ»

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор выставки Мадина Калимуллина, в этом году сделали акцент на деловые встречи: «Если в 2001 — 2005 годах мы больше развивались как b2c, то в этом году мы делаем акцент на том, чтобы знакомить людей, чтобы были площадки и форумы. К примеру, финансовый, туристический, fashion-форум». Вероятно, по этой же причине особое внимание уделили исламским финансам  теме, которая активно обсуждается и в Госдуме, и в обществе. Поэтому не случайным было появление среди посетителей выставки и участников финансового форума депутата Дмитрия Савельева, который как раз и внес в Госдуму первый законопроект, касающийся исламского банкинга. Внимание Савельева привлек стенд Азия Банка, который существует с 1994 года и предоставляет ряд услуг исламского банкинга. По словам банковских сотрудников, эти услуги полностью соответствуют российскому законодательству и нормативам Центробанка. Калимуллина подчеркнула, что тематикой исламского банкинга уже интересуются многие российские кредитные организации, однако место на выставке могут получить только те компании, которые соответствуют нормам шариата.

В успехе исламского банкинга уверен председатель ассоциации предпринимателей-мусульман России Марат Сафин. Напомним читателю, что его не стоит путать с известным теннисистом, за этим именем скрывается брат певицы Алсу и сын экс-вице-президента НК «Лукойл» и бывшего сенатора Ралифа Сафина. Сафин-младший в октябре прошлого года приезжал в Казань, встречался с муфтием Камилем Самигуллиным. «Исламский банкинг состоится, потому что это явный государственный интерес,  рассуждал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».  Для России это важно, потому что для привлечения серьезных инвестиций, исламских денег из-за рубежа должен быть создан халяльный инструмент по привлечению и вложению этих средств в реальный сектор экономики. На сегодня до России не дошли исламские деньги по одной простой причине  нет инструмента. Не созрели». Он уверен, что теперь общество изменилось, стало более активным: «Мусульмане берут судьбу в свои руки, формируются экспертные группы, какой-то опыт приобрели. Исламские традиции были прерваны много лет назад, только 25 — 30 лет возрождаем то, что было веками. Сейчас период возрождения ислама, и вот мы созрели к банкингу». Сафин пришел на выставку познакомиться с новыми людьми, «поговорить с ними без посредников». Возглавляемая Сафиным ассоциация, по его выражению, «представляет голос мусульман» при взаимодействии с государством.

«ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР» И «ПЕСТРЕЧИНКА» ПОПАЛИ ПОД СОКРАЩЕНИЕ»

По заверениям Калимуллиной, несмотря на кризис количество участников выставки увеличилось, но, по ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», которые, впрочем, могут быть обманчивыми, форум как будто уменьшился в размерах… Директор Halal Expo отметила, что появились новые крупные участники: «Впервые участвует Иран, увеличилось число участников из Афганистана, есть новые компании с Кавказа, есть турецкие компании, увеличилась представленность секторов». Тем не менее Калимуллина признала, что некоторым компаниям пришлось отказаться от участия в выставке: «Некоторые урезали бюджеты на год, например, некоторые компании из Татарстана  «Челны-Бройлер», «Пестречинка»  наши постоянные участники. Это тенденция на рынке, с этим столкнулись, думаю, все выставки». Поэтому как ни старалась корреспондент «БИЗНЕС Online» — отыскать в павильоне татарстанцев не удалось.

Республику на Halal Expo в этом году представила только компания SK Cosmetics, а еще Линар Якупов  бывший глава АИР РТ, а ныне президент ассоциации региональных инвестиционных агентств, которая объединяет региональные корпорации развития и агентства по инвестициям, в том числе входит в ассоциацию Татарстан. Якупов признался, что выставка для него не в новинку  в предыдущие годы он здесь уже бывал, а в этот раз пригласили на форум по исламским финансам. «Этим направлением мы занимаемся давно,  рассказал он.  В России Татарстан является самым продвинутым по исламским финансам. По большому счету здесь те же самые люди, которые приезжают на «Казань саммит». Есть также иностранные участники. Я на международной площадке лоббирую вовлеченность России как неотъемлемой части СНГ и ЕАЭС в эти процессы. Мы сегодня начали обсуждать вопрос с того угла, когда бы исламские финансы могли стать инструментарием даже в рамках ЕАЭС».

Что касается Halal Expo, то Якупов поддержал тренд на диверсификацию выставки, когда представлены не только продукты питания, но и сервис, услуги: «Это мероприятие, которое нужно поддерживать, и раз в году хотя бы производители халяль должны на одной площадке встречаться, друг друга видеть и показывать свои достижения покупателям. С этой точки зрения, посещая данное мероприятие, ты можешь понять, как развивается халяль-индустрия».

 

«НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ХАЛЯЛЬЩИКАМИ, А САМИ НЕ ЗНАЮТ, ОТКУДА МЯСО»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» незамедлительно отправилась изучать, как же развивается халяль-индустрия. Традиционно производителей продуктов питания на выставке было большинство, особенно мясной продукции, на этикетках которой как-то привычнее и логичнее видеть приписку «халяль». Руководитель обособленного подразделения «Кизляр Урицкого комбината» в Москве Ирина Толмачева рассказала, что они только еще выходят на столичный рынок, тогда как традиционно продавали мясные деликатесы, консервы и все виды колбас только на Северном Кавказе. Цель компании  реализация продукции не только среди мусульман, но и представителей других религий. «Мы хотели бы объяснить, что халяль  это не только предназначенная для мусульман продукция, это в первую очередь экологически чистая продукция, потому что мало производств в России могут похвастаться тем, что вся продукция производится из свежего мяса»,  отметила она.

Зато всю Россию уже захватила чешская компания «Хаме Фудс». «Мы лидеры паштетной группы в России, скоро появится детское питание и кетчупы-халяль»,  пообещал координатор отдела региональных продаж Илья Романов. Однако он признался, что в их производстве используют мясо поставщиков, а не самостоятельно выращивают поголовье. В линейке продукции «Хаме Фудс» халяль  лишь отдельная, но все же значимая отрасль. «Решили заняться этим направлением, так как оно востребовано особенно в тех регионах, где представленность мусульман большая»,  добавил Романов.

Также на всю страну работает «Халял Аш», однако только в направлении халяль. «Первый завод халяль-продукции в России, мы самые первые начали производить»,  похвастался радостный менеджер Рауф Бахтеев. Сырье закупают в Пензе. Руководитель отдела региональных продаж Евгений Фадеев заверил, что сертификаты халяль есть не только у его компании, но и у поставщиков. Впрочем, несмотря на то, что компания выбрала для себя производство только халяль-продукции, нацелены они на всех потребителей. «Среди мусульман у нас покупают 30 процентов, а 70 процентов  это другой веры. Наша продукция для любого вероисповедания»,  отметил Бахтеев. Менеджер был настолько доволен, что действительно верилось его словам, что компания кризис так и не почувствовала. «Как продавалось хорошо, так и продается, но мы сделали эконом-группу. Она распространена на регионы, от 122 рублей сосиски, 130 рублей «варенка»,  рекламировал Бахтеев. Чуть позднее, когда наш корреспондент вновь проходила мимо стенда «Халял Аш», Бахтеев уже предлагал всем для дегустации «Колу Халяль», произведенную в… Италии!

Скептически настроенным был только гендиректор «Мясо халяль» Магамед Джалалудинов: «Это одно название «халяль». Я занимаюсь этим. У меня есть цех, где натуральный халяль, как положено. Можете приехать и сами проверить. Я сам выращиваю, сам режу и перетаскиваю тушку в Москву, а тут много перекупщиков, которые называют себя халяльщиками, а сами не знают, откуда мясо и какое». Впрочем, выставкой Джалалудинов остался доволен.

«ГОВОРЯТ, ВОСТОК  ДЕЛО ДОЛГОЕ»

Особое внимание корреспондента «БИЗНЕС Online» привлек стенд Чеченской Республики, впрочем, других регионов представлено не было. Оказалось, что республика ждет туристов и даже готова предложить халяль-туры. «Презентуем наши туры не только по городу, но и в горные районы Чечни. Конечно, халяль-туры, посещение зиардов  мест, где жили святые люди», рассказала менеджер ГУП «Турекс» Мадина Халухаева. Но хоть она и говорила, что в последнее время у туристов проснулся интерес к Чечне, однако показатели не слишком высоки: за последний год более 50 тыс. человек. Отдельной статистики по халяль-туризму она назвать не смогла.

Кроме того, на выставке была представлена дизайнерская одежда для мусульман, причем не только для женщин, но и для мужчин. Девушки примеряли цветастые платья в пол, выбирали красочные платки. Рядом была представлена мусульманская литература, пресса. Корреспондент «БИЗНЕС Online» даже попробовала халяльный чай из Шри-Ланки, но так и не прочувствовала, чем же он отличается от обычного и привычного. Другая компания, к слову, имеющая офис в Казани и Махачкале, предлагала купить недвижимость в Турции.

 

После обхода выставки чувство того, что она уменьшилась в размерах, стало увереннее. Возможно, это последствия кризиса. Организаторы Halal Expo пока не спешат строить планы и прогнозы на будущий год. «Есть прогноз, что все только будет ухудшаться, а есть прогноз, что сейчас небольшой дисбаланс, но потом все нормализуется,  отметила Калимуллина.  Считаю, что нужно работать, кризис  время новых возможностей. Говорят, что восток  дело долгое, ничего быстро не происходит. Но мероприятия раскрывают новые горизонты».

«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1158

Комментирование запрещено