«В России три фактора исламофобии: террористы, мигранты и представители совета муфтиев»

33568ВЫШЛА КНИГА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ 20 ЛЕТ ИСТОРИИ МУФТИЯТА РОССИИ КАК СПЛОШНУЮ СМУТУ

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени вручил председателю совета муфтиев Равилю Гайнутдину президент РФ Владимир Путин в минувший четверг. Гораздо тише в Москве прошла презентация книги скандально известного исламоведа Романа Силантьева, смысл которой ясен из названия: «Совет муфтиев России: история одной фитны». Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили у автора, чем ему не угодил муфтият, а у представителей СМР — что их не устраивает в выводах ученого.

«ЕСТЬ И ПОХВАЛА В ИХ АДРЕС, НЕ ТОЛЬКО КРИТИКА»

В Российском институте стратегических исследований (РИСИ) религиовед Роман Силантьев представил свою новую книгу, посвященную анализу деятельности совета муфтиев России (СМР). Это уже его 7-я работа, посвященная исламу. Первая книга на эту тему вышла еще в 2005 году и вызвала ожесточенные споры. Что не удивительно: автор не только усомнился в достоверности подсчетов численности последователей ислама в России, но и заявил о массовом переходе «этнических мусульман» в православие. Из уст действующего на тот момент сотрудника отдела внешних церковных связей московского патриархата и исполнительного секретаря межрелигиозного совета России все это прозвучало откровенно скандально.

Сегодня исследователь в штате патриархии официально не состоит, однако своих научных воззрений не поменял, так же, как и резкости суждений. Как полагает сам автор, новая книга самая интересная из его творчества. На этот раз Силантьев решил проанализировать все 20 лет деятельности СМР, так как, по его словам, «сами они о себе не удосужились написать ни строки за все это время». Силантьеву тема ислама интересна еще и тем, что мало исследована. «Анализируя те события, которые никем не описывались, можно и новые документы ввести в научный оборот, облегчить работу другим исследователям. Главная задача – насытить их фактурой. Есть, конечно, и выводы, но я делаю акцент на фактуре. Возможно, кто-то, все прочитав и сопоставив, сделает другие, более удачные выводы, продолжит какие-то иные исследования», – рассуждал Силантьев в разговоре с нашим корреспондентом.

Он работал над книгой около полугода, хотя идею вынашивал давно. В основу легли архивные материалы, опубликованные интервью и высказывания представителей СМР. Книга разделена на несколько частей. В первой Силантьев подробно год за годом описывает историю формирования, становления и развития совета муфтиев, во второй – анализирует его деятельность по 16 направлениям, сравнивая с другими муфтиятами, а в третьей – приводит структуру СМР.

Как уже следует из названия монографии «СМР: история одной фитны» (фитна – это значит «смута», «раскол»), книга сосредоточена на критике религиозной организации и ее лидера Равиля Гайнутдина. Впрочем, сам Силантьев считает, что все написал объективно. «Есть и похвала в их адрес, не только критика. Я просто сравниваю их с другими мусульманскими организациями по 16 основным направлениям деятельности и делаю вывод, что здесь они лидеры, а здесь – аутсайдеры», – пояснил он. В частности, в книге для сравнения упоминается духовное управление мусульман Татарстана, которому Силантьев явно симпатизирует, в чем откровенно признался нашему корреспонденту. «В Татарстане муфтий себя хорошо проявляет. Камиль Самигуллин, Татарстану с ним повезло, укрепляется традиционный ислам. Сейчас в республике при тех проблемах, которые сохранились, все-таки во главе муфтията стоят адекватные люди. А это дает надежду на то, что все будет развиваться положительно», – заявил автор.

Роман Силантьев
Роман Силантьев

ИМАМЫ В БЕГАХ

Силантьев выдвигает в адрес совета муфтиев России серьезные обвинения. Первая его претензия связана с богословской деятельностью, автор не удовлетворен тем, сколько СМР выпустил фетв (в исламе – решения религиозных лидеров), тогда как другие мусульманские организации, по его мнению, издают их регулярно. Второй больной вопрос – строительство мечетей. «Ни одна мусульманская организации и вообще религиозная в России так эту тему не скандализировала. Строительство в Москве Соборной мечети – это самое эпичное строительство культового здания за всю новейшую историю. Вот уже 11 лет скоро будет. Можно было бы построить небольшой город за эти деньги. При этом это первая мечеть, которую СМР построит в Москве за 20 лет своей истории», – возмущен Силантьев.

Еще один его упрек: СМР не способствовал укреплению мусульманского сообщества, предавая внутримусульманские проблемы огласке, и в итоге привел к падению авторитета мусульманского духовенства. «Исламофобии стало гораздо больше, – сделал Силантьев очередной вывод. – У нас три основных фактора исламофобии: террористы, незаконнопослушные мигранты и представители СМР». Отсюда вытекает следующая претензия автора монографии – борьба с экстремизмом и терроризмом, а вернее ее отсутствие. «Более 20 представителей этой организации (СМР – прим. ред.) были привлечены к ответственности за экстремизм, незаконное хранение оружия и наркотиков. Целый ряд имамов были в международном розыске», – обвиняет Силантьев.

С Гайнутдином, на которого ученый в основном и обрушивается с критикой, он знаком лично. «Сейчас, конечно, реже общаемся. Тем не менее он не худший муфтий, – добавил автор. – Я просто анализирую его действия и высказывания. А если человек постоянно себе противоречит, об этом следует написать».

Силантьев ожидает, что после этой книги СМР в очередной раз будет просить правоохранительные органы возбудить против него дело, но уверен, что ничего не выйдет. «Думаю, в этот раз им откажут ввиду отсутствия состава преступления. То, что я цитирую их критические античеченские статьи, с точки зрения закона не позволяет меня привлечь к уголовной ответственности, зато их позволяет», – воинственно настроен он.

Свою книгу Силантьев адресовал широкому кругу специалистов, не только мусульманам, но и православным, журналистам, а также правоохранительным органам. Своему главному герою – руководству СМР – Силантьев предложил написать свою версию 20-летней истории.

Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин
Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин

«СОБАКА ЛАЕТ, КАРАВАН ИДЕТ»

Своя версия у совета муфтиев, впрочем, уже имеется. Вкратце она сводится к тому, что именно такие, как Силантьев, вредят межрелигиозному миру, пытаются внести раскол не только в ряды верующих, но и, главное, между российскими мусульманами в лице СМР и властью. При этом нельзя сказать, что в совете муфтиев вовсе не замечают деятельности своего самого яркого и влиятельного оппонента. Как раз наоборот. На официальном сайте СМР ссылкам на новости, связанным с Силантьевым и его работами, отведено аж несколько страниц. Не поскупилась на эпитеты и глава пресс-службы совета муфтиев России Гульнур Газиева, прокомментировавшая по просьбе «БИЗНЕС Online» выход новой книги.

Она напомнила, что в конце октября прошлого года минюст перерегистрировал ДУМ, возглавляемое Гайнутдином, в которое с тех пор официально входят не только мусульманские организации европейской части России, но и всей страны. Теперь это духовное управление мусульман Российской Федерации, что рассматривается соратниками шейха Гайнутдина как важный шаг на пути объединения российских мусульман. ДУМ РФ, по их мнению, – это своеобразная вертикаль, которая не столько управляет, сколько координирует деятельность региональных мусульманских общин.

«Одним из основных направлений своей деятельности мы считаем выстраивание диалога между представителями всех религий, – заверила Газиева. – Мы очень конструктивно работаем в том числе и с русской православной церковью. У нас общие цели и задачи по возрождению духовности, воспитанию нравственности, пропаганде семейных ценностей. Что касается каких-то отдельных негативных моментов, которые голословно выдергивает господин Силантьев, то по этому поводу можно сказать следующее: тираж его новой книги где-то в тысячу экземпляров – это вполне достойный результат его 7-летней работы. На что направлены такие исследования кроме деструктивизма и того, чтобы внести раскол?»

Представитель СМР призвала спокойнее относится к нападкам. По ее мнению, власть, к которой собственно и апеллирует Силантьев, указывая на «грехи» совета муфтиев, дала положительную оценку деятельности Гайнутдина и возглавляемой им организации. Основания для уверенности в своих силах у совета муфтиев имеются веские. В этот четверг Владимир Путин вручил в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» III степени Гайнутдину.

Газиева отвергает и обвинения в адрес СМР в низкопоклонстве перед зарубежными исламскими авторитетами. По ее словам, большими усилиями за несколько лет выстроена российская система исламского образования, которая готовит сегодня собственных проповедников. «Обвинения некоторых из них в радикальных высказываниях, которые выдвигает Силантьев, – это отдельные случаи, не влияющие на общую тенденцию укрепления традиционного ислама, – подчеркнула представитель СМР. – В целом же, что касается активности Силантьева, то, как сказало наше руководство, «собака лает, караван идет».

«ЭТИ КНИГИ ПИСАТЬ НЕБЕЗОПАСНО»

Кстати, на презентации книги оппоненты автора отсутствовали. Хотя сам Силантьев обещал нашему корреспонденту появление на встрече представителей мусульманского духовенства, однако никто так и не пришел. В итоге дискуссии не получилось: все последовательно хвалили виновника торжества. Зато на презентации были путь и отставные, но все же представители власти. Так, президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, который 9 лет курировал вопросы ислама в администрации президента РФ, поблагодарил автора за то, что тот обратил внимание читателей на «приличные грехи» СМР. «Эта книга очень важна, потому что многие нынешние ответственные чиновники очень поверхностно оценивают СМР и Равиля Гайнутдина. Только специалисты знают всю подноготную, теперь это будет доступно широкому кругу читателей, – рассуждал он. – Из-за этого незнания многие чиновники верят пиар-пузырю в виде СМР и искренне считают Равиля Гайнутдина духовным лидером российских мусульман. Хотя по-настоящему, на мой взгляд, духовным лидером европейской части является, безусловно, Талгат Таджуддин. И вообще, он наставник всех действующих татарских муфтиев». Гришин пришел к выводу, что монография просто незаменимое подспорье в работе чиновников.

Член бюро всемирного русского народного собора, историк, профессор МГУ Сергей Переверзенцев тоже хвалил Силантьева за профессионализм. «Роман Анатольевич к стыду, мне кажется, историков ислама из исламской среды занимается тем, чем должны заниматься они», – говорил он. Переверзенцев подчеркнул, что Силантьев не критикует саму религию, а лишь конкретную организацию, которая претендует на главенствующую роль в российском исламе.

Силантьев в ответ заметил, что он не единственный, кто изучает ислам, однако для себя выбирает то, что наименее исследовано. «Я стараюсь работать там, где других желающих нет. Я догадываюсь почему. Эти книги писать во многом небезопасно. Или тебе придется врать, или придется стать объектом нападок», – подытожил он.

Справка

Роман Анатольевич Силантьев (родился 15 сентября 1977 года в Москве) — российский религиовед, социолог и историк религии, исследователь ислама, доцент Московского государственного лингвистического университета, автор более 100 публикаций, в том числе в «Большой российской энциклопедии», «Православной энциклопедии» и энциклопедии «Народы и религии мира». Автор более 100 публикаций и 10 книг по исследованию и ислама, автор-составитель интерактивной карты всех религиозных общин России, исполнительный директор правозащитного центра всемирного русского народного собора.

В 1999 году окончил обучение на географическом факультете МГУ им. Ломоносова и поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН.

С июля 2001 года по декабрь 2005 года — исполнительный секретарь межрелигиозного совета России.

В июне 2003 года в Институте этнологии и антропологии РАН под научным руководством П. И. Пучкова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России».

С марта 2004 года по 2006 год — секретарь-координатор межрелигиозного совета СНГ. В это же время сотрудник отдела внешних церковных связей московского патриархата. 16 июля 2005 года решением священного синода РПЦ включен синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

В 2005 году вышла его книга «Новейшая история исламского сообщества России», вокруг которой разгорелись бурные споры. Равиль Гайнутдин пригрозил вывести СМР из межрелигиозного совета в случае отсутствия реакции РПЦ на книгу Силантьева. После этого Силантьев покинул межрелигиозный совет России и был освобожден от должностей в патриархии по собственному желанию.

С 2006 года является исполнительным директором программ всемирного русского народного собора.

В 2008 году выпустил энциклопедию «Ислам в современной России».

С 2008 года — доцент кафедры мировой культуры Институт международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета.

С 2009 года является заместителем председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при минюсте РФ.

В апреле 2010 года создал и возглавил центр географии религий при синодальном отделе по взаимоотношениям церкви и общества.

26 июня 2014 года в МГЛУ защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII — начало XXI века)».

«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1449

Комментирование запрещено