Фарид Бикчантаев: «Мы нашли ту самую «золотую ослицу», которая была потеряна»

5С 1 по 7 июня в Казани пройдет XII международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Главный режиссер Татарского академического театра им. Камала Фарид Бикчантаев в статье размышляет об уникальности этого театрального форума, рассказывает о гостях феста и обращает внимание читателей на самые яркие спектакли в рамках «Науруза-2015».

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬ В ТАТАРСТАНЕ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО БАБУШКИ В БЕЛЫХ ПЛАТОЧКАХ

Сегодня казанцев уже никто не сможет обвинить в излишнем консерватизме. Если еще несколько лет назад в среде столичных театроведов ходили разговоры, будто 50% зрительного зала в театре Камала – это бабушки в белых платочках, что было не очень приятно слышать, то сейчас мы избавились от этого навязанного ярлыка. Приведу один пример. Недавно на нашей сцене гастролировал Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури. Там есть режиссер Айрат Абушахманов, который пробует и работает в каких-то совершенно иных формах, ищет что-то новое в привычном. Спектакль показывали на большой сцене, и 150 зрительских мест расположили прямо на ней. Я был удивлен, что пришло очень много народу. Зритель буквально дрался за места. Изменения, которые происходят в Татарстане, носят общий характер. Я прихожу в «Театр.Акт» – нет билетов! Туда не попасть! В культурной жизни Казани сегодня происходит много интересного, и мы считаем, что предыдущие фестивали «Науруз» тоже имеют к этому прямое отношение. У нас ведь как было раньше? Чуть более-менее талантливый человек – он сразу в Москву уезжает. И пропадает. Там пропадает, и здесь о нем забывают. Мне кажется, сейчас поток талантов, наоборот, стремится к нам.

Мы четко понимаем, что «Науруз» – единственный в своем роде фестиваль и не имеет аналогов. Каждый год мы меняем цели, выбираем какую-то одну широкую тему для дискуссий, но у этого фестиваля есть особая миссия помимо творческих прорывов – донести до зрителя идеи необходимости единения. И балансировать здесь достаточно тяжело. «Науруз» знают не только в странах тюркского мира, но далеко за его пределами. Сейчас очень многие хотят приезжать сюда, но мы вынуждены, к сожалению, отказывать. В том числе из-за некоторых ограничений, которые имели место в связи с кризисом. Но зритель от этого будет только в выигрыше – мы отобрали лучших из лучших.

ЕВРАЗИЙСКИЕ МЫСЛИ И СООБРАЖЕНИЯ

Казалось бы, с годами друзей теряют, а у нас так получается, что с годами друзья, наоборот, возвращаются. Много их появилось и у фестиваля, и конкретно у нашего театра. Это, например,Юрий Альшиц – режиссер, педагог, исследователь театра и один из ведущих специалистов в области театральных тренингов. Он человек европейский, живет в Берлине, поэтому видит театр и пути его развития несколько иначе. У него много интересных идей, к которым мы прислушиваемся. Например, на прошлом фестивале «Науруз» с его подачи главной темой форума стала ритуализация театрального действия. И после того прошлогоднего форума мы сейчас видим результат. И это невероятно!

То есть, может быть, мы нашли ту самую «золотую ослицу», которая была потеряна. Потому что после развала СССР все национальные театры в основном замкнулись на самих себе. И им надо было как-то лихорадочно обрести самих себя, оторваться от советского представления о театре. Но достаточно было произнести это слово «ритуал», опубликовать его, чтобы многие вспомнили свои действия, через которые можно сохранить и в тоже время что-то открыть для театрального мира, вызвать интерес.

К нам в этом году должен был приехать, но не смог по определенным причинам, не связанным с финансированием, Ханс-Тис Леман – известный в театральной среде немецкий теоретик театра и автор концепции постдраматического театра. Печально, но и без его участия фестиваль запомнится всем. К слову, мы сейчас вышли на агента Умберто Эко, который очень заинтересовался «Наурузом». Так что в связи с этим сейчас могут происходить интересные вещи. Кроме того, хочется здесь, в Казани, создать что-то вроде клуба, где будут возникать и аккумулироваться евразийские мысли, соображения. Мне кажется, это действительно необходимо. Потому что Татарстан и особенно его столица – это территория, способная стать тем порталом, через который можно легко переходить от Востока к Западу и возвращаться обратно.

КОЛУМБИЙСКИЙ ОПЫТ

Идея провести в рамках фестиваля «Науруз» международную конференцию «Вектор развития театра: Европа-Азия» принадлежит все тому же Юрию Альшицу, который кроме этого согласился провести свои мастер-классы. Четыре дня он будет заниматься с группой из 16 человек, куда войдут не просто актеры, а молодые режиссеры и молодые деятели театра, занимающиеся педагогикой. И 5 июня будет большая конференция.

Альшицу очень понравилось у нас, ему понравился фестиваль. Не знаю, что из этого получится, но эта конференция должна стать  попыткой серьезного разговора о театре в целом. На конференции выступят Алексей  Барташевич – один из самых авторитетных  шекспироведов с мировым именем, приедет директор крупнейшего в Иране фестиваля «Фаджр» Ардешир Салехпур, свой взгляд на развитие театра выскажет Эльмир Низамов – наш самый известный из молодых композиторов. Будут спикеры из Турции, из Казахстана, из Швеции приезжает режиссер, долго работавший в Индии и Пакистане. Он расскажет, как развиваются театры там. Кроме этого, приезжает из Колумбии мой однокурсник, режиссер и педагог Алехандро Гонсалес Пуче. Сейчас, в данный момент, он руководит  фестивалем в городе Кали, в котором участвует Китай, Монголия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан… То есть это такой азиатский фестиваль. Зачем ему это нужно в Колумбии, я не знаю… Но он приедет и поведает об этом.

Посетить эту встречу сможет любой желающий, но, думаю, большого потока не будет, он нам и не нужен. Кому интересно – придут. Это будут не традиционные академические доклады, ни в коем случае, а, надеюсь, совершенно смелые мысли о настоящем и будущем театра. Мы готовы и хотим, чтобы были полярные высказывания, предположения, чтобы возник диспут.

В этом году было решено посвятить фестиваль какой-то одной стране, театры которой активно участвуют в театрально-образовательном движении «Науруз». И выбор пал на Казахстан. Будет показано четыре спектакля разных казахских театров, а на протяжении всего фестиваля «Науруз», с 1 по 5 июня, пройдет выставка сценографии казахских театральных художников. Почему Казахстан? Потому что мы учли весь опыт предыдущих фестивалей, наиболее активной была именно эта страна. Там почти 50 театров, и многие из них хотят показать свои работы, участвовать в нашем фестивале. Они рвутся себя показать и хотят что-то понять, усвоить что-то новое. На самом деле идею посвятить фестиваль театральной культуре одной из стран-участниц мы подсмотрели на фестивале в Колумбии несколько лет назад – они каждый фестиваль посвящают какой-нибудь испаноязычной стране. Нам показалось, что и мы тут можем это сделать. С одной стороны, это дань уважения, а с другой стороны, мы подстегиваем театры к развитию.

НЕМНОГО РЕКОМЕНДАЦИЙ

Выделять особо кого-то из фестивальной программы я не буду, могу только порекомендовать. Определенно заслуживает внимания Казахский государственный академический театр драмы им. Ауэзова. С постановкой «Заклятие Коркута» по произведению известного драматурга Ирана Гайыпа. Спектакль поставил литовский режиссер Йонас Вайткус. И мне самому любопытно посмотреть, что из этого получилось. Думаю, одной из сильнейших постановок фестиваля станет «Тиит» по Уильяму Шекспиру. Этот спектакль представит Саха – Академический театр им. Ойунского.  «Черноликие» по Мажиту Гафури тоже заслуживают особого внимания. Этот спектакль привезут наши соседи – Башкирский государственный академический драматический театр им. Гафури. Наш театр откроет фестиваль показом «Ричарда III». И будет любопытно послушать, что об этой работе скажут Алексей Бартошевич и другие члены коллегии критиков фестиваля.

Я не слежу за тем, как расходятся билеты в кассах, но знаю, люди придут. В этом году мы хотим серьезно заняться вопросом привлечения зрителя к таким знаковым для всего театрального мира событиям. Если раньше нам было важно, чтобы приехало как можно больше коллективов, то сейчас мы, наоборот, количество участников сокращаем и хотим, чтобы на «Науруз» реагировало уже не только театральное сообщество. Хочется еще больше приблизить публику к театру, чтобы он перестал быть простым досугом. Мне очень важно, чтобы это было наше общее дело. Потому что сложно представить театр без зрителя. А раз так, значит, мы делаем одно общее дело. И мне кажется, зритель должен видеть, как развивается театр, знать, почему мы поставили вот так, а не как-то иначе, понимать, почему о той или иной постановке  говорят. Одним словом, мы хотим, чтобы круг интересов наших был общим. Тогда зритель будет нашим другом, а не просто прохожим: пришел, не понравилось, ушел.

Фарид БИКЧАНТАЕВ.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 984

Комментирование запрещено