Пчеловодство в Самарском крае имеет богатую историю и большие традиции

aricilik

Состояние пчеловодства на северо-востоке губернии в 1901 году, в том числе и на территории нынешних Камышлинского, Клявлинского и других районах

Пчеловодство среди отраслей сельского хозяйства по всем параметрам стоит особ­няком. Мед справедливо считается одним из самых полезных пищевых продуктов и целеб­ных лечебных препаратов животного, при­родного происхождения. Продукт, которому в мире нет равных.

Между тем пчелы служат человечеству мно­гие тысячи лет. В том числе и на территории современной России. Наша страна в древние века была густо покрыта лесами, в которых было много пчел, и наши предки добывали из дупел мед и воск. Уже в ту пору население на­шей страны стремилось увеличить число де­ревьев, заселенных пчелами. Люди, занимав­шиеся пчелиным промыслом, выдалбливали в деревьях продолговатые щели, расширяли их внутри, как дупло. Искусственное дупло, подго­товленное человеком для заселения пчелами, называлось бортью. Так возникло бортевое пче­ловодство, остатки которого можно было встре­тить еще в конце XIX века в глухих лесах Баш­кирии — традиции добывания знаменитого с тех пор башкирского меда были заложены еще тогда. С уменьшением девственных лесов, а так­же для лучшей охраны пчел наши предки стали спиливать разбросанные по лесу бор­ти и собирать их в виде колод в одном удоб­ном месте. Так постепенно произошел пере­ход от бортевого пчеловодства к пасечному. В степных и лесостепных районах для пчел де­лали ящики из досок или выдалбливали тонко­стенные дуплянки, в которых держали пчел. В начале XX века абсолютное большинство ульев представляли собой дуплянки, и время массово­го изготовления дощатых улье еще не пришло. Популярность пчеловодства и повышение резуль­тативности занятия им заметно выросли во вто­рой половине XIX века, когда после реформ 60 — 70-х г.г. оживилась экономическая жизнь страны в целом. Самарская губерния тоже не отставала от других частей империи. В итоговых документах первой Всеобщей переписи 1897 года отмечает­ся, что «в губернии население занимается также пчеловодством и садоводством. Причем 15 689 крестьянских дворов имеют в общей сложности 194 413 ульев». Внушительная цифра.

В Государственном архиве Самарской обла­сти хранится один любопытный документ — «Ста­тистические сведения о развитии пчеловодства в крестьянских обществах Бугурусланского уезда и списки лиц, занимающихся им». Составленный сельскохозяйственным отделением Губернской земской управы 1 марта 1902 года, он подробно характеризует состояние пчеловодства на севе­ро-востоке губернии в 1901 году, в том числе и на территории нынешних Камышлинского, Клявлинского и других районах.

Как было тогда принято, статистическое об­следование носит глубокий и разносторонний характер. В письме, разосланном из Самары в волостные правления, предлагается ответить на следующие вопросы:

-  кто в селениях занимается пчеловодством;

-  давно ли имеет пасеку;

-  сколько поставлено в подвал ульев;

-  сколько посажено летом роев;

-  сколько собрано меду;

-  где и почем продавался мед;

-  не желает ли владелец пасеки завести ра­мочные ульи и не нуждается ли в практических советах пчеловода.

Надо отметить сразу, пчеловодов среди татар и башкир Бугурусланского уезда было немного. Кроме списка, приведенного ниже, в сведениях, представленных в волостное правление, значат­ся только трое жителей села Старые Шалты и еще один из Абдрахманово Баклановской воло­сти (они сейчас находятся на территории Орен­бургской области). И все. В слабом распростра­нении пчеловодства у наших предков свою роль сыграли, в том числе, сильная традиция ведения скотоводческого, земледельческого хозяйства, а также торговли. Справедливости ради надо отме­тить и то, что они в силу «трудностей перевода» были в то время недостаточно восприимчивы ко всякого рода новшествам. Неслучайно Султангуловское волостное правление (теперь — это в Асекеевском районе Оренбургской области) 4 марта 1902 года в письме за подписью члена правления Камалетдинова сообщает в сельско­хозяйственное отделение Самарской губернской земской управы, что «в районе здешней волости лиц, занимающихся пчеловодством нет, так как вся волость состоит буквально из татарского и башкирского населения, почему требуемые све­дения не представляются».

А в каждом из соседних русских, мордовских и чувашских селенияй улья и в большом количе­стве держали по несколько десятков человек. Бо­лее того, двое крестьян села Старый Байтермиш Степно-Дурасовской волости Илья Парфенов и Семен Трофимов вообще были самыми старыми в смысле стажа пчеловодами. Бугурусланского уезда — с 1831 года. Ну а что же наши?

Вот данные по деревне Камышла Старо-Соснинской волости. В начале XX века здесь пчел держали Хабибулла Хамидуллин, Аглиулла Хуббатуллин, Галиулла Халиуллин, Галиахмет Миниахметов и Ярулла Абдуллин, всего 90 ульев. Ко времени сбора сведений почти все они имели бо­лее чем 15 лет стаж работы с пчелами, все про­давали продукцию в Камышле, по 20-25 копеек за фунт (400 граммов).

По деревне Старое Ермаково числилось два пчеловода. Причем один из них — Ахметкарим Ах-мадеев — занимал второе место по уезду по коли­честву пчелосемей (120) и сбору меда (10 пудов). Второй — Аглиулла Фаткуллин владел тоже значи­тельной пчелиной пасекой в количестве 50 семей. Оба реализовывали мед прямо у себя, в деревне за 8 рублей за пуд (1 пуд — 16, 4 кг. Прим. ред).

«Ведомость» подписал волостной старшина Гиматдинов, писарем был Тимофеев.

В соседней деревне Ново-Ермаково Вечкановской волости в короткий список вошли Тухватулла Гафиятуллин и Сагыйтдин Абдрахимов.

В общей сложности сто сорок ульев насчи­тывалось в деревне Балыкла Байтугановской волости. Их держали Абдулгани Галиакберов, Гатаулла Галиакберов, Хайредин Хуснутдинов и Хаким Халиуллин. Интересно, что все татары на вопрос «не желает ли владелец пасеки завести рамочные ульи и не нуждается ли в практических советах уездного или губернского пчеловода» от­ветили одинаково: «не желают и не нуждаются».

А своеобразным рекордсменом среди пчело­водов Бугурусланского уезда в начале XX века был Василий Спиридонович Кудряшов, крестья­нин села Подгорный дол Вечкановской волости, владевший 140 семьями, которые в 1901 году дали 20 пудов меда.

…Традиции самарских пчеловодов, что назы­вается, живут и побеждают. Времена меняются, но не проходит у наших людей любовь к уни­кальному творению природы — пчелам и к тому, что они делают. И сейчас на больших и малых остановках федеральной трассы «Москва — Че­лябинск» начиная с Сергиевского района каждый день, независимо от времени года, развернуты торговые точки по продаже меда. Это — потомки терпеливых мастеров прошлых веков предлага­ют разные виды «сладкой продукции».

В Старом Ермаково теперь, по самым при­близительным подсчетам, трудятся не менее ста пчеловодов. Есть среди них и «богатые», которые держат по 50 и более пчелосемей. Как, например, имам-мухтасиб Камышлинского района Габдулла-хазрат Каримов. Продукция староермаковских пчеловодов пользуется большим спросом — как у своих, местных, так и потребителей в Самаре, Тольятти, Бугуруслане, Альметьевске. Отмечены также случаи, когда мед в большом количестве увозили отсюда в Москву и даже в Баку.

Это значит, что пчелы и их продукция будут нужны человечеству столько, сколько оно будет существовать…

Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», 2011 год, № 6.

Просмотров: 1823

Комментирование запрещено