Рафаэль Хакимов: «На самом деле, русские не более европейцы, чем татары»

Канал-напротив-библиотеки-Лейденского-университетаНО ИМИДЖ ТАТАР КАК ИСЧАДИЙ АДА ЕЩЕ ДОЛГО БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ В ПОДСОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ СТАРОГО СВЕТА

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, указывает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Тем значимее конференция по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет из Нидерландов. О важности мероприятия — в материале автора.

ИСТОРИКИ, ПОХОЖЕ, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Европейские историки в послевоенные годы сделали кардинальный поворот в научном плане, предложив новый взгляд на события прошлого. Они начали изучать не столько описание событий, «как они происходили на самом деле» (так учила немецкая классическая школа), а глубинную суть общественных изменений, социальную структуру, ментальность, экономику, повседневность. Основная заслуга в этом, конечно же, французской школы «Анналов». Вслед за французами появились аналогичные работы в других странах. Новое поколение историков подходило к истории не как традиционные летописцы, бытописатели, хроникеры, а исходя из задач сегодняшнего дня. Проблему ставила современность, а ответы искали в прошлом. Историки начали походить на социологов и антропологов, они привнесли исторический взгляд в самые разные области науки, причем с учетом роли конкретного человека, а не только великих личностей.

За последние полстолетия европейские историки благодаря включению истории во все гуманитарные исследования проделали громадный шаг в понимании социальных явлений. По уровню, масштабу, глубине анализа европейские гуманитарии настолько ушли вперед, что трудно сравнивать их с российскими учеными, застрявшими где-то в конце ХIХ века. В России историческая наука не просто отстала, она ко всему еще и крайне политизирована. Не дай Бог найдешь что-то положительное в татарской истории, сразу же попадешь в разряд сепаратистов, националистов и разрушителей российской государственности. И не дай Бог найти что-то негативное в русской истории, тогда тебя обвинят во всех смертных грехах, ты станешь врагом рода человеческого. Ситуация в России усугубляется тем, что следующее поколение историков не скоро появится — их перестали готовить. Историки, похоже, никому не нужны, как и правдивая история. Честную историю никто не приветствует, спокойнее, когда отпиаривают старые мифы.

Характерно, что новое поколение европейских историков для того, чтобы понять современность, интенсивно изучает Средневековье. Медиевистика стала одним из наиболее популярных направлений исторической науки. На самом деле, многие современные явления в мире истоками имеют именно европейское Средневековье, точнее сказать, они появились как преодоление прошлого. В России современные процессы тоже невозможно понять без анализа прошлого, но в отличие от Европы страна никак не может выбраться из Средневековья, ей мешает то абсолютизм монархии, то сталинский абсолютизм.

МАЛО ЛИ КТО НА КОМ ЖЕНИЛСЯ

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Жан Поль Сартр

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, при том, что капитализм в Генуе и Венеции зародился благодаря торговле с татарами. Более того, итальянские государства имели свои колонии в Причерноморье и были теснейшим образом интегрированы в ордынскую экономику. Важнейшей статьей экспорта Золотой Орды в Европу была пшеница, она спасала европейское население от голода. Этот сюжет сам по себе любопытен, ибо европейцы считают татар, как и всех кочевников, дикими, хотя из их рук ели хлеб. Получается, что якобы более высокая земледельческая культура не могла себя накормить, а кочевники кормили и себя, и Европу хлебом. Все это не укладывается в стереотипы о диких кочевниках и развитой земледельческой цивилизации, но именно такие взгляды продолжают гулять в общественном мнении. Европейцы не пытаются понять, почему татары строили сотни городов, имели лучшее в мире оружие из лучшей стали, строили дороги и морские порты, ввели в оборот бумажные деньги, называемые «балиши», и т.д. и т.п.

Вся Восточная (и отчасти Центральная) Европа в той или иной форме зависела от Золотой Орды. Прежде всего это Венгрия, покоренная Бату в отместку за укрывательство половцев (куманов), воевавших с татарами. Болгария платила дань Ногаю и его сыну Чеке, их столицей стал город Исакчи (по-тат. Сакче) в Добрудже. Ногай и Чеке чеканили в Исакчи монету, тем самым подчеркивая относительную автономию Болгарии.

Вместе с влиянием татар на Балканах обострились отношения с Византией, но зато укрепились отношения с египетскими мамлюками, родственниками поволжских, крымских татар и современных казахов. Султан Бейбарс хотел наладить официальные отношения с Берке, принявшим ислам, для чего снарядил послов, но они были арестованы в Константинополе. Это осложнило отношения мамлюков и татар с Византией. К тому же султан Иконии (Конья в Анатолии) ‘Изз ад-Дин оказался в плену у византийского императора Михаила VIII Палеолога, чем были недовольны татары. Все это послужило основанием для начала военных операций, в результате которых татары освободили мамлюкских пленников и ‘Изз ад-Дина, которому Берке хан даровал земли в Крыму (Старый Крым и Сугдаю/Судак). Византия с тех пор старалась поддерживать дружеские отношения с татарами. В частности, Ногай взял в жены в 1272 году византийскую принцессу Ефросинью, третьей женой Узбек хана стала дочь императора Андроника III.

Женитьба Ивана III c Софьей Палеолог
Женитьба Ивана III c Софьей Палеолог

Сегодня российские историки из женитьбы Ивана III c Софьей Палеолог выстроили целую теорию о византийских корнях Российской империи. Якобы Софья привезла в Москву символ империи двуглавого орла и укрепила приверженность Руси православию. Если бы жены определяли характер империй, тогда надо бы всемирную историю переписать заново. Мало ли кто на ком женился. Монархи жен брали из политических соображений, это тоже часть истории, но не этим же определяется природа страны. К тому же Софья ко времени замужества была уже католичкой, а двуглавый орел в Московию попал во времена Джанибека, который чеканил медную монету с двуглавым орлом. Как попал двуглавый орел в Орду — это другой вопрос. Но зачем искать обходной и весьма сомнительный путь двуглавого орла, когда его образ звенел в кошельке в виде звонкой монеты и русские хорошо знали его номинал.

И вообще, ко времени расцвета Золотой Орды Византия была уже «дряхлой старухой», как выразился один из русских историков. Разорение Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода в 1204 году подорвало силы Византии, затем в ХIV веке сербы расширили свою территорию за счет Византии, а окончательно вопрос решился в 1453 году взятием столицы турками. Византия никак не могла быть для России положительным примером. Вообще, империи не строятся путем эманации эфемерных духовных сил, для их возникновения нужны конкретные структуры, человеческий опыт ведения масштабных государственных дел, современное оружие, финансовая система, экономика, способная содержать большую армию. Все это было в Золотой Орде, под боком, что и стало истоком для строительства Российской империи. Идеология, сформулированная псковским монахом Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» говорит не о механизме строительства империи, а об амбициях русских монархов, претендующих на золотоордынское наследие, но в православной оболочке. Это империалистический соблазн мессианского сознания (Николай Бердяев).

Монета Золотоордынcкого хана Джанибека (1341-1357)
Монета золотоордынcкого хана Джанибека (1341 — 1357)

ВЛИЯНИЕ ОРДЫНЦЕВ НА ЕВРОПУ БЫЛО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОЛГИМ, НО ЗАМЕТНЫМ

Почти каждое событие уже мгновение спустя после того, как оно свершилось,
может быть истолковано по-разному.

Стефан Цвейг

Татары участвовали во всех политических событиях на Балканах вплоть до ХIV века. Это касалось территории нынешней Болгарии, Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии. К тому же во всех этих походах участвовали свои дунайские куманы (половцы), говорившие практически на татарском языке, а в Болгарии еще чувствовалось влияние рода Асеней, предков тюркских каганов Ашина, выходцев с Алтая и Поволжья. После смерти Узбек хана влияние центральной власти Золотой Орды на Балканы ослабевает и татарские кланы в Добрудже и Буджаке обретают независимость (сегодня их называют румынскими татарами). Вместе с тем усиливается турецкое влияние на Балканах.

Библиотека Лейденского университета, где проходила конференция
Библиотека Лейденского университета, где проходила конференция

Не менее активно татары вмешивались в события средневековой Польши и Литвы, которые не только находились в вассальных отношениях с Золотой Ордой, но и стремились влиять на ее политику в Восточной и Центральной Европе. Причем о Литве и Польше трудно говорить только в терминах вассалитета, ибо они были в дружеских и даже родственных отношениях с ордынцами. Достаточно сказать, что разбитые войска Мамая после Куликовской битвы бежали в дружественную Литву, где они получили в княжение урочище Глина, откуда произошел род Глинских, в одно время правивших на Руси. Из этого рода происходит (по бабушке) Иван Грозный. Появление в Московии Смутного времени «литовских людей» не случайность — это те же татарские ратники.

Потомки хана Тохтамыша, который после Куликовской битвы собственно и добил Мамая, загнав его в Крым, впоследствии после распада Золотой Орды тоже оказались в изгнании и нашли пристанище в Польше. Они служили верой и правдой польскому королю в его гвардии и прославились как храбрые уланы. Особенно запомнился вклад татарской конницы в ходе Грюндвальской битвы, за что благодарные потомки воздвигли в Гданьске памятник татарскому воину. Появление польских уланов под Москвой в Смутное время было отнюдь не случайностью, татары на Руси не были чужаками.

Двухэтажный домик, где жил Рембрандт
Двухэтажный домик, где жил Рембрандт

Конечно, влияние ордынцев на Европу было относительно недолгим, около 150 лет, но заметным. Само влияние нельзя представлять как политическое давление или в виде набегов, были точно установлены границы с таможней, где собиралась пошлина. Автономные образования в Восточной Европе могли возглавляться местными вождями, но они были ставленниками Орды и, соответственно, платили дань, отвечали за порядок на территории и участвовали со своими войсками в военных операциях татар. По тем временам татары представляли высокую культуру как в военном деле, так и гражданских делах: управлении империей, финансовых вопросах, обустройстве дорог и т.д. Европа подражала татарам не только в части оружия (луки, сабли, тактика конного строя), но даже в моде. Татарская одежда считалась красивой, а военное искусство и финансы — непревзойденными.

ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ

Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными.

Уинстон Черчилль

Взаимоотношения Золотой Орды и итальянских государств было исключительно плодотворным, пока Папа Иннокентий IV в 1234 году не объявил крестовый поход против татар, как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Он не только хотел освобождения католических стран Европы от татар, которые, кстати, в религиозные дела не вмешивались, но хотел натравить мамлюков против Золотой Орды и обратить славян в католичество. Александр Невский наотрез отказался от участия в Крестовом походе против татар, заявив польским послам Гольду и Гементу в 1248 году: «От вас учения не принимаем». Зато южнорусский князь Даниил Галицкий принял из рук Папы титул «короля Руси», хотя реальной помощи для борьбы с Ордой не получил.

Канал напротив библиотеки Лейденского университета
Канал напротив библиотеки Лейденского университета

На призыв Папы европейские народы не спешили откликаться, но с ослаблением Орды, усилением морской торговли перед Европой появились новые перспективы, и татар стали рассматривать (по античной римской традиции) как диких варваров. Некоторые российские историки любят противопоставлять русских и татар в римской парадигме, т.е. считают себя частью европейской цивилизации в противоположность татарам — отсталым азиатам. Спешу предупредить: европейцы русских в те времена рассматривали как природных татар, а на картах Московию обозначали «Московской Татарией» в отличие от Новгородской Руси. На самом деле, русские не более европейцы, чем татары.

Ни один человек не богат настолько, чтобы купить свое прошлое.

Оскар Уайльд

Такое предисловие было необходимо для понимания значения конференции по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет (совместно с Оксфордом и Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В работе научного форума участвовали известные специалисты по проблемам истории Золотой Орды из разных стран. До этого в Институте истории им. Марджани прошел очередной Золотоордынский форум, где участвовали ученые из 11 стран. Он был весьма содержательным. В Лейдене состоялось продолжение начатого в Казани разговора, но было и одно существенное отличие — конференция прошла в Нидерландах по инициативе европейских университетов. Это знаковое событие. Оксфорд вслед за Кембриджем включил Золотую Орду в тематику своих исторических исследований. Для Института истории это стало новым шагом для международного признания татар как значимой части всемирной истории.

Участники конференции
Участники конференции

Характерно, что в качестве партнеров журнала «Золотоордынское обозрение», выходящего в Институте истории, выступили не только российские, но и европейские университеты. Радует, что в России растет отряд «ордынцев». Интерес к этому периоду истории настолько высок, что появились кандидаты и доктора наук по Золотой Орде не только в Москве, но практически по всей стране. По сути дела, идет накопление потенциала отряда нового поколения ученых, которые при благоприятных политических условиях напишут правдивую историю страны.

Изменение общественного мнения, тем более навязанного Папой Римским в качестве крестового похода, оказывается делом крайне сложным. Имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании европейцев. Изменения общественного мнения на Западе всегда начинаются с университетов, где готовятся научные труды, вслед за учеными включаются в работу журналисты и СМИ. И только после нескольких голливудских фильмов можно рассчитывать на изменение отношения к татарам. Но первый шаг на этом тернистом пути сделан в знаменитом Лейденском университете.

Свисти ты, о ветер, с бессонною силой
Во всю одинокую ночь,
Тоску твоей песни пустынно-унылой
Еще я берусь превозмочь.
Я стану мечтать величаво и стройно
Про будущность нашей страны,-
В доверчивой мысли светло и спокойно,
Мне делом покажутся сны.
Я вспомню о прошлом, о жизни сердечной,
Таинственном шепоте дев,
И детской дремотой забудусь беспечно
Под твой похоронный напев.

Николай Огарев (1859)

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1975

5 комментариев

  1. Әйе тарих шулай ,анаы теге якада бу якада язалар ,яза торгач үзләре ышаналар ,һәм берсенән берсе күсереп тагыда артыралар, но дөрес тарихны белергә, кирәк, ,Ә иң дөреслек телдә ,ходай һәр халыка үз телен үз төсен биргән ,булар икеседә дулкынан тора, һәм телдә бөтен маглумат һәм дөнья төзелеше ята ,но бугенге көндә галимнәрнең тел турында белемнәре юк дияргә була ,тел нигә бирелгәнен алар әйтеп бирә алмыйлар , Әдәм телен бозоп ходайны ишитмисә ,шайтаны дус итеп ,ходайга каршы сөйләгән өчен,ходай белән элемтәсен югалта , Әгәр татарлар телен югатса ,юка сыга ,без ата бабалар ген кодына тик үзебезнең сөйләшкән дулкын белән генә керә алабыз ,кеше ул җаны биокомютер ,сез телне үзгәртсәгез ,Ата бабаларның тамырын өзеп ташлыйсыз ,кеше буш чүлмәкә әйләнә ,

    • Камилгэ. Бик дерес эйтясез. Рэхмэт сезгя.
      Очень правильно говорите, я с Вами согласен. Спасибо Вам. К сожалению, сам не владею татарским языком в достаточной мере — в советские коммунистические времена в Куйбышеве в школе нас, татарских детей, не учили литературному татарскому языку. Татарской школы в Куйбышеве не было. А бытового татарского языка для обмена мнениями по серьезным вопросам естественно не хватает.

  2. Татар халкының бөек тарихын дөньяга чыгарырга куркучылар күп.Чөнки ул вакытта күп кенә халыкларның ялган тарихы таралып төшәчәк.Ә болай ялкаулык һәм эчүчелек аркасында начар тормышта яшәүне дә «татар иго»сына сылтарга була.Без татарлар үз тарихыбызны үзебез язарга тиеш.Ә урыс тарихчылары язган татар тарихы тулысынча ялганнан тора.Алар арасыннан Михаил Худяков һәм Лев Гумилев кына дөрес тарих яздылар,алар гына хөрмәткә лаек.Чит ил язучыларыннан Паркер язган китап иътибарга лаек.

  3. История вообще мутное дело… любое одно событие можно описать десятками способами… и они будут чуть ли не противоречить друг другу. Все зависит от взгляда.

    • Эмиру Сафину.

      Люблю историю и просто как интересную область знаний и как науку, поэтому сначала немного покоробила Ваша оценка понятия «история»: «История вообще мутное дело…».
      В то же время согласен с Вашим тезисом: «… любое одно событие можно описать десятками способами… и они будут чуть ли не противоречить друг другу. Все зависит от взгляда».
      То есть, я согласен, что при желании можно попробовать извратить и по-разному истолковать и оценить любое событие, действие, бездействие слово или молчание, даже предмет, чувство и т.д. Но, это же не значит, что не нужно действовать, говорить, чувствовать. Это не значит, что история не имеет права на существование, изучение, развитие.
      Говорить можно все, что угодно, в том числе и ложь явную, грубую или тонкую, примитивную или наукообразную. Но как оценит конкретный человек эти слова, поверит ли он лжи или нет, зависит только от этого самого человека: от его знаний, подготовленности, интеллекта, порядочности, готовности воспринять ложь или противостоять ей.
      Это я все к тому, что историю желательно любить, изучать и обязательно интересоваться не только настоящим, но и прошлым. Кто-то сказал, что без знания прошлого сложно надеяться на хорошее будущее.
      У понятия «история» очень много толкований и определений. Напомню 3 на мой взгляд основные (из Википедии и толковых словарей):
      1) ИСТОРИЯ: память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях.
      2) ИСТОРИЯ: наука, изучающая прошлое, ход развития человеческого общества.
      3) ИСТОРИЯ: совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества.

      Мне ближе понятие истории, как науки, изучающей прошлое, ход развития человеческого общества, опирающейся на совокупность достоверных фактов и событий.
      Поэтому, я считаю, что не такая уж она и мутная ИСТОРИЯ, как наука, изучающая прошлое на основе совокупности достоверных фактов и событий.

      В качестве примера, предлагаю рассмотреть информацию о разных оценках роли личности князя Александра Невского в истории на основании одних и тех же фактов ИСТОРИИ – «факты упрямая вещь» (из Википедии).

      По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки (МУТНОСТЬ) деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Николай Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал (ФАКТ), и татар он навёл на русскую землю (ФАКТ), и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % ответить на этот вопрос».

      Каноническая оценка (МУТНОСТЬ).
      Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме 1938 года «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

      Евразийская оценка (МУТНОСТЬ).
      Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает (ФАКТЫ), что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

      Критическая оценка (МУТНОСТЬ).
      Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, профессор Оксфордского университета Джон Феннелл, д. и. н. Игорь Данилевский, Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой) (ФАКТ), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями), по мнению Данилевского, показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти. Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию (ФАКТ). Он распространил татарскую власть на Новгород (ФАКТ), который никогда не был завоёван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.— д. и. н., академик РАН Валентин Янин.

      Интересно, как русские шовинисты и православные ура-патриоты, идущие под хоругвями с ликом святого Александра Невского, и кричащие, что русские круче всех, что Россия – только для русских, объясняют некоторые факты из жизни князя Александра Невского: ездил в Орду на поклон татарам (захватчикам и губителям земли русской) за ярлыком на княжение, давал дары и клятвы верности татарскому хану, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем, был подручником у татар, помогал им провести перепись населения в Великом Новгороде и собирать дань, помогал подчинять русских татарам и насаждать на Руси татарское иго?
      Не так-то и просто «мутить» историю, если знать некоторые исторические и достоверные факты.

      Предлагаю еще один пример на основе статьи нашего замечательного земляка, я бы сказал народного историка, Мурата САФИНа (мэрхум инде), библиотекаря Самарской Соборной мечети «Муромский городок — южная цитадель Волжской Булгарии».
      31 мая 1223 года состоялась битва на реке Калке на территории современной Донецкой области — сражение между объединённым русско-половецким войском и монголо-татарским разведовательным корпусом под командованием опытных военачальников Джэбэ и Субэдэя.
      По разным данным русских было около 100 тысяч воинов, монголо-татар – около 20 тысяч воинов. То есть, соотношение сил было таким: 5 русских – против 1 монголо-татарина (несмотря на это, в учебниках истории русские шовинисты вновь и вновь пытаются объяснить поражение русских в борьбе с монголо-татарами только якобы большим количественным превосходством монголо-татар на русскими – полчища!).
      До битвы монголо-татары направили к русским послов, однако, выслушав послов, русские князья приказали всех их убить, что было подлым и грубым нарушением и прежних и нынешних обычаев (международного права).
      В жестоком бою русское 100-тысячное войско было наголову разгромлено, уцелевшие князья и рядовые воины в панике бежали. Знаменитые князья Мстислав Удатный и Даниил Романович первыми добежали до Днепра, переправились и были в таком страхе, что, опасаясь погони за собой, уничтожили все ладьи. Так что те, кто прибежал к Днепру позже их, не смогли переправиться и были перебиты монголо-татарами (это о взаимовыручке и воинском братстве).
      Монголы отомстили за смерть своих послов: все захваченные в бою в плен русские князья и военачальники были положены под доски и задавлены победителями, усевшимися сверху пировать.
      В побоище уцелела только одна десятая часть русского войска («Повесть о битве на Калке»). Единственный автор, который называет русские потери в численном выражении (правда, очень приблизительные, о чём сам же и говорит), — Генрих Латвийский. В «Хронике Ливонии», написанной около 1225 года, он упоминает:
      …И прошёл по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей Руссии против татар, но не хватило у них сил для битвы и бежали они пред врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нём. Другой же король, Мстислав галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один Бог), прочие же бежали[21]

      После грандиозной победы на реке Калка победоносное монголо-татарское войско двинулось на Волжскую Булгарию (другое название «Волжско-Камская Булгария», «Серебряная Булгария» — государство наших предков – булгар, и другого союзного булгарам местного населения, занимавшее большую территорию в районе рек Волга, Кама, Ока, Сура, Урал, Белая, районы нынешних Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Мари-Эл, Удмуртии, Мордовии, Пензенской, Горьковской, Самарской, Саратовской областей и др.).
      Считавшуюся непобедимой монгольскую армию встретили булгарские воины на подступах к Самарской Луке, которая была южной цитаделью Волжской Булгарии. Тогда страной правил Ильхам-хан, который прославился как искусный полководец.
      Булгары устроили засады на путях следования врага. Во время битвы булгары применили различные тактические военные хитрости, маневры. Имитируя бегство, заманили врага в ловушки и засады. В итоге булгары разгромили отборные части монголов, многих взяли в плен. Затем булгары обменяли их на баранов, одного пленного на одного животного. В народной памяти эта битва осталась под названием «баранья битва».
      Можно попробовать «мутить», что угодно. Но не замутить этот исторический факт: в 1223 году монголо-татары разгромили в 5 раз по численности превосходящее их русское войско, но были сами разгромлены булгарами в «бараньей битве» в районе Самарской Луки.
      Не замутить и тот факт, что мы, татары, живем в Самарской области на нашей родной земле – земле наших предков. Еще в 9-10 веках наши предки булгары жили на Самарской Луке и основали город, который у археологов носит условное название «Муромский городок». Город-крепость был расположен на стыке двух крутых оврагов — Яблоневый и Сухая Брусянка (в районе современных сел Валы, Жигули, Переволоки). С северо-западной и западной сторон, которые были уязвимы от нападения врагов, были прорыты и возведены рвы. Укрепления, как и во всех булгарских городах, состояли из рвов и бревенчатых стен вдоль них. Со временем вокруг крепости Муромский городок разрастался. Вокруг него образовался внешний город и в XII веке его площадь составила 150 га. Его обнесли двумя линиями укреплений, состоящих из валов и рвов. Во внутреннем городе были построены из кирпича бани, караван-сараи, мечети, медресе. Там же находились ремесленные кварталы кузнецов, гончаров, металлургов и т.д. Но главную роль в городской жизни играла торговля. Муромский городок располагался недалеко от Волги. По периметру составляла 8 км. Его место расположения имело форму овала, длинная ось которого достигала трех километров. Защитные рвы и валы достигали высоты и глубины до 5 метров. На случай осады город был обеспечен водой из родников. В садах, среди прочих плодовых деревьев, в изобилии росли яблони, которые, по всей видимости, были завезены из Средней Азии.
      Средневековый Муромский городок был хорошо укреплен. Проведенные работы по археологическим раскопкам и изучение остатков зданий позволяют судить, что Муромский городок был крупным благоустроенным городом с высокой культурой и обширной инфраструктурой. Здания там имели автономные системы отопления с крупными точками, куда закладывались дрова длиной более двух метров. Теплый воздух, проходя по специальным каналам, обогревал полы и стены. Функционировала система канализации, водоснабжения. Улицы и мостовые были заложены из камня.
      Здания строились из обожженного кирпича. Тут же применялись природный камень и известняк. Изучение находок позволяет судить, что образ жизни в городе и пригороде (посаде) был вполне оседлым. Жители посада занимались садоводством, земледелием, животноводством. А в центре города находились административные здания, торговые ряды, караван-сараи, перевалочные базы, жилые кварталы со зданиями культурно-бытового назначения.
      Величина и контур города также говорят о том, что он играл важную роль во взаимосвязи двух континентов — Европы и Азии. Именно здесь проходили крупнейшие водные торговые маршруты со многих стран Евро-Азиатского континента.
      Известно, что булгарское население здесь уже в IX-X веках исповедовало мусульманскую религию. Муромский городок был расположен, укреплен и застроен в стиле многих городов Волжской Булгарии. Они умело и удачно использовали горы, овраги, крутые берега рек для защиты своего города. Дополнительно к этому копали рвы и возводили валы.
      История Муромского городка, да и всей Самарской Луки, содержит много ценного при изучении Волжско-Булгарской эпохи. Существует много легенд и преданий.
      История Самарской Луки чрезвычайно богата. И после завоевания Волжской Булгарии монголами она была оплотом в борьбе с монгольскими захватчиками. В устном народном творчестве хранятся сведения о народном герое булгар — Бачман-батыре, который возглавлял национально-освободительное движение.
      Более подробно можно прочитать в статье из архива данного сайта: «Муромский городок — южная цитадель Волжской Булгарии», опубликовано в 23.10.2014, Мурат САФИН, библиотекарь Самарской Соборной мечети.
      О булгарах, их истории и культуре можно получить подробную информацию, документы, литературу и видеоматериалы на сайте Культурно-исторического фонда «Булгарское наследие», председателем попечительского совета которого является Батршин Гумар Мулланурович (г. Самара, ул. Кабельная 34А, тел. +7 937 994 77 08, e-mail: bulgarskoe-nasledie@bk.ru, сайт: http://bulgarfond.ru/).