Перезагрузка детей: мифы и реальность

zarОдин из мифов, придуманных идеологами советской (ныне российской) системы обра­зования — сильная перегрузка детей при изу­чении родного и иностранных языков. К сожа­лению, он довольно распространен и среди специалистов в сфере образования и части родительской общественности.

Это в свое время привело к свертыванию на­циональной школы, а теперь служит серьезным препятствием в ее воссоздании. Но насколько обоснована эта точка зрения? Факты и исследо­вания по данной теме говорят совершенно об об­ратном.

Кому не нравится гуление, угугуканье (какие еще характеристики можно придумать) шести­месячного или годовалого ребенка? На пер­вый взгляд, это — беспорядочный набор звуков, гласных и согласных… На самом же деле ма­лыш преподносит нам речевые формы многих десятков и сотен языков народов мира, демон­стрируя тем самым свою готовность к их изуче­нию и освоению. Мозг маленького человека в лингвистическом (языковом) смысле имеет такие широкие возможности, о которых учителя, раз­работчики школьных программ, тем более, папы и мамы просто не догадываются. Но это не их вина, а беда, происходящая от незнания.

Велика здесь роль родного языка. Он действи­тельно родной, то есть заложенный в ребенке генетически, абсолютное большинство малышей еще в утробе матери начинают слушать (именно слушать) родную речь и получают посредством нее свои первые знания о мире. И гораздо лучше, если он в первые годы своей жизни продолжает пополнять свой кругозор с помощью родного язы­ка. Многократно и убедительно доказано, что это - наиболее простой путь к познанию окружающего мира. И дальше — к освоению иностранного языка (или нескольких иностранных языков). Ведь со­вершенно бесспорный факт: для того, чтобы ре­бенок нормально усвоил иностранный, необходи­мо до десятилетнего возраста на основе родного языка развивать ментальный (более высокий по сравнению со зрительным) уровень его интеллек­та. Это — основа основ.

Пренебрежение к изучению родных языков (сюда я включаю и русский, являющийся родным для десятков миллионов людей) — прямое след­ствие политики государства в области образо­вания и культуры после 1917 года. Результатом этой политики явился психологический тип чело­века — носителя языка, но без своей традицион­ной культуры. Я опять имею в виду всех народов России — не только русских, но и татар, мордву, чувашей и так далее. К тому же положение по­следних усугублялось тем, что этих детей — пред­ставителей нерусских этносов — обучали русскому языку как родному, когда как он в принципе для них является «инородным» или иностранным.

А про систему обучения языкам и говорить не­чего — она не соответствует никаким требованиям. Поэтому становится понятной ситуация тоталь­ной безграмотности в родном и русском языках и полная беспомощность в усвоении чужого ино­странного языка после практически десятилетне­го его освоения носителями языка, получившими среднестатистическое высшее образование.

Стало быть, дело не в трудности изучения языка как такового, а в том, как его изучать.

Многоязычие или, как говорят ученые, полилингвизм — непременное условие нормального развития полиэтнического российского общества. Известный немецкий ученый Юрген Хабермас называл это «идеальной речевой ситуацией». Тем более в нашем обществе, как и во многих других индоевропейских странах, сильны тра­диции билингвизма — двуязычия. Практически все взрослое население России владеет, хотя бы на бытовом уровне, русским языком, что само по себе снимает проблему межнационального об­щения.

А сохранение языков и культур российских эт­носов — это надежный барьер этническому мар-гинализму (отрицание принадлежности себя к какой-либо нации) и один из путей воспитания всесторонне развитой личности. Процессы же, идущие нынче в системе образования — сокраще­ние объемов, снижение качества изучения рус­ского и других родных языков, следует считать проявлением примитивазации, вредной и недо­пустимой в ходе современного цивилизационно-го процесса, ведущей к объединению и выхола­щиванию языковых пространств, превращению культурного двуязычия в одноязычие, и появле­нию «новых неграмотных», что является серьез­ной угрозой интеллектуальному развитию нашего общества.

 

Ольга НАУМОВА, доктор филологических наук.

Газета «Азан», (№ 9), 1998 год.

Просмотров: 1218

Комментирование запрещено