Спасти и сохранить / Туган телне саклап калыйк дисәк…

24

На казанский семинар-совещание кураторов национального образования не удалось собрать полноправную делегацию от районов Самарской области.

В конце августа, в канун нового учебного года, в Казани прошел традиционный семинар-совещание кураторов национального образования, руководителей общеобразовательных учреждений с татарским этнокомпонентом и преподавателей татарского языка и литературы. Его каждый год организовывает Министерство образования и культуры Республики Татарстан.

На форум 2015 года собрались почти 160 работников образования и руководителей татарских национально-культурных объединений из полутора десятков регионов Российской Федерации – от Новосибирской области до Петербурга, а также филологи-ученые и специалисты казанских вузов. Деловая часть семинара проходила в Институте филологии и межкультурных коммуникаций Приволжского (Казанского) Федерального университета. В первый рабочий день участники форума, разбившись на группы, целенаправленно поработали в секциях и мастер-классах, а во второй  — провели пленарное заседание и подвели итоги своей работы.

На заседаниях секциях обсуждались актуальные вопросы преподавания татарского языка в системе государственного образования в нынешних, весьма непростых условиях существования национальной школы, переживающей острые проблемы, имеющие объективные и субъективные причинам.

Одна из секций называлась “Использование активных способов изучения татарской литературы при организации универсальных коммуникативных методов”. Своим интересным и поучительным опытом работы с детьми в современных условиях поделилась преподаватель татарского языка и литературы Черемишской общеобразовательной школы Лямбирского района Республики Мордовия Ф.Ф.Боярова.

Работает она с детьми, которые живут далеко за пределами Татарстана, вдалеке от центров татарской  культуры, театров, как, впрочем, тысячи и тысячи других наших соплеменников. Все мы испытываем те же проблемы языкового общения и трудности сохранения родного языка, прежде всего, в подрастающем поколении.

Тем не менее татарским языком в его мишарском диалекте, характерном для Республики  Мордовии, пользуется абсолютное большинство детей школьного возраста. Этому способствует не только сохранение традиционных национальных сел (в отличие от многих других регионов). Сохранению родного татарского языка помогает также и значительный — сравнивая с соседними регионами – национальный этнокомпонент в системе образования. По словам учительницы, до самого недавнего времени в Мордовии татарский язык и литература преподавласиь 4 часа в неделю, и только недавно произошло незначительное (на один час) его сокращение. О таких объемах педагоги, родители и национально-культурная общественность, например, Самарской области могут только мечтать.

Следует заметить, что такое благоприятное положение долгие годы сохранялось и в Нижегородской области, где в школах татарских сельских районов изучению родного языка отводилось 5 часов, а татарской литературы – 2 часа. Только со введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) эти показатели, начиная с 2011 – 2012 учебного года, несколько сократились — соответственно до 2 и 1 часа. (О том, как влияют новые идеи постоянно идущей реформы системы образования в Российской Федерации, речь пойдет ниже).

Что же касается конкретных коммуникативных методов Фазии Бояровой, то их спектр широк: использование произведений устного народного творчества татар Мордовии, занятия в школьном ансамбле, экскурсионные поездки в Казань, тесное взаимодействие  с республиканской татарской газетой “Юлдаш” (очень популярны при этом конкурсы детских литературных работ, вызывающих у авторов достаточно большой интерес) и многое другое.

У более молодых преподавателей татарского языка и литературы разных форм обучения – Э.Р.Набиуллиной (Нижнекамск), Л.С.Хакимовой  (Петербург), Р.Н.Якупова (Казань) свой уникальный  опыт работы, которым они тоже поделились с нами. Перед участниками семинара выступили также преподаватели казанских вузов и составители учебно-методической литературы Р.Г.Ханнанов, Ф.А.Ганиева, А.М.Закиржанов,  Ф.Ф.Хасянова, Р.Р.Сафиуллин. Они постоянно изучают опыт преподавания родных языков и литературы в городах и селах Республики Татарстан, а также за ее пределами и поэтому им было что рассказать собравшимся. Они в то же время выслушали пожелания и рекомендации педагогов-практиков и обещали учесть некоторые из них при составлении новых учебников и методических пособий.

В последний день семинара все его участники собрались на пленарное заседание, на котором присутствовали министр образования и науки Татарстана Э.Н.Фаттахов, ответственные работники Администрации Президента и Кабинета министров Республики Татарстан, руководители ведущих татарских общественных организаций. На главных вопросах нынешнего состояния системы образования в республике и татарской национальной школы остановился Э.Н.Фаттахов. Он повторил два основополагающихся тезиса, на которых основана работа его ведомства, других государственных структур и татарского национального движения: будущее Татарстана – в ситеме образования, будущее татарской нации – в сохранении родного языка и татарской литературы. И для этого делается немало. По словам министра, в этом году в республике вводятся в строй 75 детских дошкольных учреждений, на ремонт школ из бюджета отпущено 2,5 миллиарда рублей, с каждым годом набирает обороты реализация начатой в 2014 году “Программы развития и сохранения языков народов РТ”.

Участников учительского совещания сердечно приветствовали председатель совета Федеральной татарской национально-культурной автономии татар И.И.Гильмутдинов и председатель исполкома Всемирного конгресса татар Р.З.Закиров. Их выступления во многом перекликались и отражали общую тревогу наиболее активной части татарского населения за судьбы родного языка, сохранения и приумножения литературного наследия нации. Обе организации считают эту задачу для себя первостепенной.

Мы все видим, как из года в год деградирует национальная школа (не только татарская). Закиров отметил, что ни одно мероприятие непрекращающейся вот уже два десятилетия реформа системы образования не пошло на пользу изучению родных языков. Сейчас объем этого предмета сведен до минимума, а во многих образовательных учреждениях вынесен в второстепенный разряд факультативов.  “Вот недавно мы узнали еще об одной инициативе председателя  комитета Госдумы Российской Федерации по безопасности и противодействия коррупции Ирины Яровой, — сказал Ринат Зиннурович, — которая усматривает в преподавании иностранных и родных языков в школах России угрозу для усвоения детьми государственного, русского языка. Мы знаем, что обычно следует за высказыванием таких экспекртов”.

Такое же мнение высказал депутат Государственной Думы Ильдар Гильмутдинов, предложивший  некоторым депутатам искать причины низкого уровня преподавания русского языка не в конкуренции со стороны родных языках (здесь совершенно разные весовые категории), а устаревших методиках, низком уровне подготовки и квалификации преподавателей, глубоких проблемах системы российского образования, общемировых процессах нивелирования национального самосознания и так далее. Он также выразил сожаление по поводу того, что в российском парламенте за сохранение этнокомпонента в системе государственной школы борются лишь депутаты от Татарстана, не находя должной поддержки от коллег из других национальных республик.

С очень интересными докладами на пленарном заседании выступили директор Азегуловской школы Свердловской области Д.Г.Каюмов, преподаватель Кикинской школы Пензенской области Р.Ф.Баткаева, председатель татарского культурно-просветительского общества Кировской области Р.Х.Фасхутдинов. Из из выступлений видно, что несмотря на все трудности, педагоги и общественники работают и на некоторых направлениях даже добиваются успехов. Например, в Свердловской области создан совет директоров татарских школ, выполняющий роль консультативного и координационного органа, в последние количество образовательных учреждений, в которых изучаются татарский язык и литература, выросло с 11 до 20 (всего в регионе 22 школы с татарским контингентом учащихся), а объем изучения установлен 3 часа в неделю. Представитель Пензенской области сообщила такой удивительный факт: все годы, что идет образовательная реформа, в 26 школах региона около 3,5 тысяч татарских детей по 3 – 4 часа в неделю продолжали изучать родной язык и литературу. И только недавно пошли разного ограничения…

Но эти положительные факты скорее исключение, чем правило. По другим областям Российской Федерации ситуация намного хуже. Новый ФГОС еще больше ограничил возможности изучения родных языков и литературы. А в последние два десятилетия в связи с ликвидации прежних сельхозпредприятий жители села стали массово уезжать в города и основная часть детей школьного возраста проживает сейчас вне национальных поселений, а в городах. Но здесь системы национального образования нет, проблема никак не решается и тысячи школьников по-прежнему лишены возможностей изучать родной язык и культуру.

Небольшими площадками, где должным образом выполняются федеральные законы об изучении родных языков, остаются национальные республики и в их числе Республика Татарстан. Она служит надежной базой сохранения и развития татарской школы, здесь идет подготовка кадров, издательско-методическая работа, регулярно проводятся, курсы повышения квалификации, речевые лагеря и языковые олимпиады. Татарстан делает еще много чего для сохранения родных языков, и не только татарского, а языков всех народов, проживающих на территории республики.

Да, национальная школа Российской Федерации переживает тяжелые времена. Главная причина этого явления  —  отсутствие на федеральном уровне системной работы в сфере национальной школы. Об этом на прошедшем семинаре еще раз говорил заместитель министра образования и науки Татарстана И.Р.Мухамметов. Национальная и педагогическая общественность, родители и дети в регионах России чувствуют это особенно остро. За последние двадцать лет отношение государственной системы образования к изучению родных языков и литературы изменилось коренным образом. И дело тут, как мы видим, не только в общих проблемах глобализации, наступления массовой культуры, но и в определенной политике государства. Поэтому количество уроков сокращается, падает авторитет учителя родного языка и литературы, национальной школы вообще, поэтому обостряется кадровая проблема, опытным педагогам нет полноценной, достойной смены.

Поэтому на казанский семинар не удалось собрать полноправную делегацию от районов Самарской области, в нее вошли только представители Самары – педагоги школы “Яктылык” и куратор от областной национально-культурной автономии. И такое неудовлетворительное положение будет продолжаться до тех, пока государственная система образования не изменит своего отношения к изучению родных языков и литературы и не поставит целью ее спасение и сохранение.

Шамиль ГАЛИМОВ.

Казань – Самара.

samtatnews.ru

* * *

Һәр яңа уку елы алдыннан Казанда татар телен укыту буенча семинар уздырылып килә. Гадәттә бу чарага Татарстанның һәм Россия төбәкләренең татар теле компоненты булган мәктәп укытучылары һәм җитәкчеләре, тел белгечләре чакырыла.

Быелгы семинар эше ике көн дәвам итте. Беренче көнне укытучылар һәм га­лимнәр секцияләргә бүленеп эш­ләделәр, мастер-классларда кат­наштылар, ә пленар уты­рыш­та барысына да нәтиҗә ясалды.

Милли мәктәпләр бетеп барган бүгенге чорда татар телен укыту проблемасы төрле регионнарда төрлечә. Мәсәлән, татар теле һәм әдәбияты укытучысы Фәзия Боярова Мор­довиянең Ләмбер районы Че­ремиш авылы мәктәбендә ба­лаларның фәкать туган телдә генә сөйләшүләрен билгеләп үтте. Бу авылда милли гореф-гадәтләр дә сакланып килә, ә мәктәптә татар теле атнага 3 дәрес укытыла икән. Ә менә безнең Самара өлкәсендә исә бу күрсәткеч 1 – 2 сәгать белән генә чикләнә.

Озак еллар Түбән Новгород өлкәсендә туган тел дә­ресләренә — биш, әдәбиятка — ике, Пенза өлкәсендә 3 — 4 сә­гать вакыт бирелеп килгән. Яңа укыту стандартлары кер­тел­гәннән соң, анда да хәлләр мөшкелләнеп, ана теленә 1 — 2 сәгать вакыт кына калдырылган.

Ә Свердловск өлкәсендә татар теле компоненты булган мәктәп директорлары уртак бер советка берләшеп, ана телен укыту буенча консультатив һәм координацион оешма булдырганнар. Нәтиҗәдә биредә татар телен укытучы мәктәпләр саны 11дән 20гә кадәр җиткән, ә дәресләр атнасына өч тапкыр керә. Бу — Свердловск та­тарларының зур уңышы, әлбәттә.

Кызганычка, милли мәгариф системасындагы үзгәрешләр гел яхшыга гына түгел. Россиянең күпчелек регионнарында хәл бөтенләй начар. Яңа стандартлар ана телен укытуны кысрыклап чыгарып бара. Авыллар бетү тенденциясе дә безнең файдага түгел. Татар балаларының күпчелеге хәзер шәһәрләрдә яши, ә анда ана теле укытылмый, шуңа күрә меңләгән укучы ана телен өйрәнү бәхетеннән мәхрүм.

Коммуникатив укыту методикасы буенча да кызыклы чыгышлар булды. Шул ук Фәзия Боярованың сөйләвенчә, ул үзенең дәресләрендә татар халык авыз иҗатына мөрәҗәгать итә, балалар милли үзешчән сәнгать коллективларында шө­гыльләнәләр, “Юлдаш” өлкә татар газетасына мәкаләләр язып торалар, еш кына Казанга сәяхәт кылалар икән…

Түбән Кама, Казан, Санкт-Петербург укытучылары да үз методикалары турында сөйләделәр. Казанның Федераль университеты педагоглары белән аралашу укытучылар өчен аеруча кызыклы һәм файдалы булды. Ә татар телен укыту белгечләре, үз чиратларында, практик педагогларның теләкләрен һәм тәкъдимнәрен язып алдылар.

Икенче көнне үткәрелгән пленар утырышта Татарстанның мәгариф һәм фән министры Энгель Фаттахов, Президент администрациясе һәм министр­лыклар хезмәткәрләре, татар иҗтимагый оешмалары вәкилләре  катнашты.

- Татарстанның һәм та­тарның киләчәген фәкать милли мәгариф белән бәй­ләнештә күрәбез, — дип белдерде Энгель Фәттахов үзенең чыгышында. — Республикада балалар бакчалары ачыла, мәктәпләргә ремонт ясала, 2014 елда гамәлгә кертелгән “Татарстан Республикасы халыклары телләрен үстерү һәм саклау” программасы буенча да бик күп эшләр башкарыла.

Федераль татар милли-мәдәни автономиясе рәисе, Дәүләт Думасы депутаты Илдар Гыйльметдинов һәм Бөтендөнья татар конгрессы башкарма комитеты рәисе Ринат Закиров ясаган чыгышлар татар теле язмышы өчен көенү булып яңгырады. Бу ике милли оешманың да җитәкчеләре татар телебезне саклау һәм үстерү проблемасын беренчел дип саный. “Милли мәктәпләрнең елдан-ел кимүен, сүнә баруын күзәтәбез. Егерме ел буе үткәрелүче реформалар милли мәгариф системасын яхшыртуга бер адым да ясамады, — дип сөйләде Ринат Закиров. — Менә Дәүләт Думасы депутаты Ирина Яровая, чит һәм туган телләрне укыту рус телен камилләштерүгә комачаулый, дигән фикер тарата. Андый сүзләрдән соң нинди эшләр башланасын без бик яхшы беләбез инде”.

Дәүләт Думасы депутаты Илдар Гыйльметдинов моңа каршы: “Рус телен укыту сыйфаты искергән методикаларга, укытучыларның квалификация дәрәҗәсенә, мәгариф системасының тирән проблемаларына бәйле. Ә чит ил һәм Россия халык­лары телләре моңа гаепле түгел.

Милли компонентны сак­лап калу өчен Дәүләт Думасында әлегә Татарстан депутатлары гына көрәшә, башка республикалар вәкилләренең теләктәшлеге һәм ярдәме күренми”, — дип әйткән.

Әйе, милли мәгариф авыр заманалар кичерә. Төп сә­бәп — федераль дәрәҗәдә милли мәгариф системасын камилләштерү буенча эш алып барылмау. Соңгы егерме елда хөкүмәт милли телләрне укыту эшенә бармак аша гына карый. Моны глобализация, массакүләм мәдәниятнең кө­чәюе белән генә аңлату дөрес түгел, биредә дәүләтнең сәя­сәте дә зур роль уйный. Олыгаеп баручы татар теле укытучыларына лаеклы алмаш та юк. Шуңадыр да Самара өлкәсе авылларыннан Казанга бару өчен тотрыклы делегация дә җыеп булмады, Анда Самараның “Яктылык” татар мәктәбе укытучылары һәм директоры гына катнашты.

Система төптән үзгәртелеп, дәүләт органнары милли телләрне укыту эшенә мө­нәсәбәтне үзгәртмәсә, аларны коткару һәм саклап калу сәясәтен башлап җибәрмәсә, бу хәл алга таба да дәвам итәчәк һәм милли мәгариф коточкыч дәрәҗәгә җитәчәк. Казанда узган семинар нәкъ шуны күрсәтте дә инде

Шамил ГАЛИМОВ,

өлкә татар милли-мәдәни автономиясе башкарма комитетының башкарма директоры.

 «Бердәмлек».

Просмотров: 2216

Один комментарий

  1. Фатхутдинов Мухаммат Мубинович в пишет:

    «Такое неудовлетворительное положение» будет сохраняться до тех пор пока мы сами-граждане и родители будем молча следить за, так называемыми, реформами, оптимизациями и прочим словоблудием властей. Пока мы не поймём, что источником власти являемся мы, а не чиновники. Чиновником мы нанимаем, чтобы они обслуживали нас. А мы не хотим даже создать действительную общественность и участвовать в её работе.