Публицист Егор Холмогоров: «Историческое преемство России от Золотой Орды – миф»

36ff5157bb838b5032503893feaf694cПублицист Егор Холмогоров – о том, почему некоторые мифы чересчур опасны для существования российской государственности.

«Без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности… Москва превратилась в мощный центр именно в золотоордынский период». Таким удивительным образом отчитал московские власти замглавы Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов за то, что в День города на Красной площади ордынский период был показан как эпоха героической борьбы русского народа за независимость и национальное освобождение.

Самоотождествление одной из российских исламских организаций с завоеваниями средневековых монголо-татар, с учетом значения сегодня слов «исламское государство», выглядит довольно двусмысленно. Да и вообще, какое дело религиозной организации до Золотой Орды? Это полукочевое политическое образование изначально не было исламским государством, управляясь по законам Ясы язычника Чингисхана. Мало того, оно возникло на территории разрушенной и вырезанной монголами древней Булгарии, действительно бывшей одним из первых мусульманских государств на территории современной России. Лишь при хане Узбеке, правившем через сто лет после Батыя, Орда превратилась в мусульманское государство – одно из десятков в тогдашнем мире – и вскорости начало клониться к падению.

Если такие нотации читаются, причем с большой легкостью, то это, конечно, потому, что сама русская историческая наука на определенном этапе запуталась в трех соснах идеологии, а главное – мифологии евразийства. Литературный талант влюбленного в кочевников Льва Николаевича Гумилева привел к тому, что созданные его историческим воображением мифы стали восприниматься как исторические факты.

И вот некоторые сообщают, что древний Киев не имеет никакого отношения к России, а памятник князю Владимиру в Москве неуместен, а Улус Джучи, известный нам как Золотая Орда, и есть прообраз Великой России. Вместо исторической нации, сформировавшейся на Востоке Европы на славянской этнической и византийской цивилизационной основе с возможным прибавлением энергии северных мореплавателей, Россия оказывается лишь последним (до поры до времени) звеном в цепи степных евразийских империй.

Ничего, что кочевники нападали на Русь, сжигали дома и церкви, уводили пленников. Ничего, что столетиями кочевые набеги вынимали душу из русской равнины, пригоняя в Европу, Азию и Африку десятками тысяч рабов. Ничего, что именно борьба со Степью и конечная победа над нею составляли стержень русской истории аж до XIX века. Если нет родства – выдумаем его.

Когда в городе Минусинске выходит книга «Великий хан Батый – основатель Российской государственности», не сразу понимаешь, что автор не издевается и не иронизирует. А еще вопреки сотням археологических свидетельств, горам черепов и костей, обгорелым остовам домов на пространстве от Владимира и Козельска до Киева и Волыни утверждается, что никакого вреда Руси монгольское нашествие не нанесло.

Эти мифы всерьез опасны для существования российской государственности. Когда Борис Акунин заявляет, что «Русь вошла в состав китайской империи Юань», то не может не понимать, что кем-то это обязательно будет проинтерпретировано как «Россия была частью Китая». Между тем, перед нами плод обычного невежества: Золотая Орда вышла из подчинения восточным ханам в 1261 году, за 9 лет до завоевания ими Китая и создания империи Юань, тогда же и на Руси изгнали и перебили всех сборщиков налогов с Востока.

Мифом является и утверждение, что именно под властью Орды развилось русское централизованное государство во главе с Москвой, иначе его бы не было. Напротив, монгольское нашествие задержало становление русского централизованного государства под властью Владимирских князей.

В первой половине XIII века при Всеволоде Большое Гнездо и его потомках Владимир был центром обширного государства, не имевшего тенденций к дроблению. Его князьям подчинялся Новгород, и оставалось лишь распространить власть на юг, прежде всего – на Киев, выиграв соперничество у галицких властителей. Монгольское нашествие разгромило и разорило Владимирскую Русь. После нашествия началось её дробление на десятки уделов, владельцы которых, подзуживаемые ханами и сопровождаемые татарскими отрядами, ожесточенно дрались между собой.

Не помогла Орда неизбежной централизации России, а отсрочила её и исказила. Из монгольского периода Русь, преодолевая раздробленность, вышла с запозданием, с подорванной материальной и духовной культурой, без университетов и свободных городских учреждений. Единственным её приобретением был выработанный столетиями навык борьбы с кочевниками, заточенный под то, чтобы никогда больше не быть завоеванными. Этому мы у Орды действительно научились, но это повод выпить за неё, как Петр I выпил за шведов под Полтавой, но никак не повод, чтобы Орду прославлять.

То, что своим возвышением Москва обязана милости ордынских ханов, – такой же миф. Исторические факты говорят об обратном. Возвышение Москвы началось при святом Данииле Московском, который был энергичным противником главного ханского любимца князя Андрея Городецкого, многократно наводившего на Русь ордынцев. Один раз Даниил даже разгромил татарский отряд в битве. Именно такая принципиальная политика привела к тому, что в Москву начали съезжаться воины и служилые люди со всей Руси: они хотели быть под началом князя, который любит правду.

Сын первого московского князя Юрий Данилович был возмутителем спокойствия. Он задерживал, а то и вовсе не платил дань, не подчинялся ханскому указу, передавшему ярлык на великое княжение тверским государям. Юрий фактически силой заставил ханов признать себя великим князем, и тем оставалось лишь стравливать Москву и Тверь, чтобы как-то сдержать энергию московской династии. Даже Ивану Калите, которого историки объявляют «верным вассалом хана», на деле в Орде не доверяли и ограничили его полномочия в пользу якобы «непокорной» Твери.

Итак, Москва росла не по милости ханов, а вопреки их интригам, пользуясь чувствительной поддержкой Церкви. Именно из Москвы начинался путь с Руси через Крым в Константинополь. Именно из Царьграда Симеону Гордому впервые пришла грамота со звучным титулом «государь Всея Руси». При Дмитрии Донском Москва приобрела авторитет на всей Руси тем, что отстояла себя и от нападений с запада, от Литвы, и с востока, от Орды, заставив считаться с собой соседей и прославив себя на Куликовом поле.

Становление великого государства закончилось полным торжеством над Ордой и прекращением её ига при Иване III. К тому моменту Россия уже вела войны за контроль над Поволжьем и отправляла экспедиции за Урал. В действиях русского государства не было ничего общего с кочевыми степными империями. Русские рати приходили по рекам и, закрепившись, строили остроги, которые вскоре начали защищать с помощью огнестрельного оружия. Если Россия и была сходна с каким-то из азиатских государств, то не с Ордой, а с Османской Империей, находившейся тогда – после захвата Византии – на пике своего могущества.

Историческое преемство России от Золотой Орды – миф. Почему этот миф расцвел у нас в 1990-е годы, можно было понять. Тогда, в эпоху «парада суверенитетов», нужно было выдумать любой предлог, чтобы удержать тюркские республики Поволжья в составе России. Тогда внезапно зазвучали поднятые на щит теории, будто Россия как бы не совсем и Россия, а почти Орда.

Но сегодня эта «шутка» зашла слишком далеко. Когда во имя Золотой Орды столице России пытаются запретить чествовать русскую историю, пора уже напомнить, что Россия – это не то государство, которое продолжило историю Золотой Орды, а то, которое её прекратило. Создание и возвышение Москвы, превращение её в столицу сперва русского национального государства, затем большой империи – не отголосок эволюции степных империй, а часть истории объединения десятка народов в едином государстве – России.


izvestia.ru

КОНТЕКСТ:

В ДУМ РФ отреагировали на скандальный эпизод с «татарским игом» на празднике Москвы

* * *

В Москве праздновали освобождение от «татарского ига»

Просмотров: 2081

2 комментариев

  1. Смешной и неуклюжей представляется огульная попытка Холмогорова отрицать очевидный для меня и доказанный исторической и другими науками и великими учеными тезис о том, что:«Без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности… Москва превратилась в мощный центр именно в золотоордынский период», то есть попытка отрицать влияние Золотой Орды, тюркского (кыпчакского, булгарского, огузского, уйгурского, киргизского и др.) и монгольского ее населения на русские княжества и их население в государственном, административном, налоговом, военном, производственно-хозяйственном,торговом, культурном, духовном, мировоззренческом, психологическом, языковом, бытовом, кулинарном отношении, буквально во всех сферах жизни,во всем.
    Безусловно, было и обратное сильнейшее влияние со стороны русских, мордвы, других финно-угорских народов — соседей.
    Это же естественно, это же нормально.
    Холмогоров в своем желании «очистить» и оградить культуру и историю русских от влияния Золотой Орды и других народов доходит до абсурда, на мой взгляд. Думаю, что такие попытки не добавляют положительного имиджа русским националистам в целом. И это — хорошо.

    Холмогоров утверждает: «Мифом является и утверждение, что именно под властью Орды развилось русское централизованное государство во главе с Москвой, иначе его бы не было…Историческое преемство России от Золотой Орды – миф».

    А как же знаменитое и общеизвестное, ставшее крылатым утверждение (привожу подборку из Интернета):
    «Поскреби русского — найдешь татарина» (Карамзин)
    «Великий русский писатель Н.С.Лесков не зря говорил, что если поскрести русского, найдешь татарина».
    «И когда Достоевский писал: «поскреби любого русского — увидишь татарина»
    «Сам А.С. Пушкин говорил: «Поскреби русского – найдешь татарина»
    «Как говаривал еще Ключевский, поскреби русского — увидишь татарина»
    «Поскребите русского, и вы найдете татарина» (так у Шестова).
    «Замечание Ивана Бунина — если поскрести любого русского, найдешь татарина»
    «Поскреби любого русского — отскребешь татарина, сказал еще Гоголь»
    «Это, как говорил Куприн, поскреби любого русского, получится татарин»
    «Перефразируя высказывание В. В. Розанова «Поскребите любого русского, и вы найдете татарина»,…»
    «Поскреби любого русского, найдешь татарина»,- сказал не так давно президент Владимир Путин».
    «Над державинским изречением «Поскреби любого русского — найдешь татарина», наверное, хоть раз задумывался каждый».
    «Поскреби любого русского — выскребешь татарина» — Наполеон.

    А как же с заявлением Путина:
    «Когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву, — поведал премьер-министр (цитируется по сообщению информагентства СПОРТКОМ — http://sportcom.ru/portal/2010/12/21/74572.html) и официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, — кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей — гражданин Минин, которому стоит памятник на Красной площади — помните, гражданину Минину и князю Пожарскому. Кто такой Минин? Обыкновенный рядовой гражданин, татарин по происхождению. Отдал всё своё имущество, поднял людей, призвали князя Пожарского и пошли на Москву. И освободили её».
    А как можно отрицать, что 30%-50% дворянства Российской империи имело булгаро-татарские-Казанские корни? Российская империя, СССР и нынешняя Российская Федерация, ее культура, наука, промышленность, Федерация не состояялась бы без вклада следующих фамилий булгаро-татарско-Казанского происхождения (приведу только несколько десятков наиболее известных фамилий): АБДУЛОВЫ. АДАШЕВЫ. АЙДАРОВЫ. АКСАКОВЫ. АКЧУРИНЫ. АЛАБИНЫ. АЛМАЗОВЫ.
    АЛЯБЬЕВЫ. АМИНЕВЫ. АМИРОВЫ. АНИЧКОВЫ. АПРАКСИНЫ. АРАКЧЕЕВЫ. АРСЕНЬЕВЫ. АРТЮХОВЫ. АРХАРОВЫ. АТЛАСОВЫ. АХМАТОВЫ.

    БАБИЧЕВЫ. БАЖАНОВЫ. БАЗАРОВЫ. БАЙБАКОВЫ. БАЙКОВЫ. БАКШЕЕВЫ.
    БАКЛАНОВЫ. БАЛАКИРЕВЫ. БАЛАШЕВЫ. БАРАНОВЫ. БАРАНОВСКИЕ.
    БАРБАШИНЫ (БАРА-БОШИНЫ). БАРСУКОВЫ. БАСКАКОВЫ. БАСМАНОВЫ. БАТАШОВЫ. БАТУРИНЫ. БАХМЕТЬЕВЫ (БАХМЕТОВЫ). БАХТЕЯРОВЫ.
    БАЧМАНОВЫ. БАШМАКОВЫ. БАЮШЕВЫ. БЕГИЧЕВЫ. БЕКЕТОВЫ.
    БЕКЛЕМИШЕВЫ. БЕРДИБЕКОВЫ. БЕРДЯЕВЫ. БЕРКУТОВЫ. БЕРСЕНЕВЫ.
    БИБИКОВЫ. БИЧУРИНЫ (МИЧУРИНЫ). БОГДАНОВЫ. БОГДАНОВСКИЕ.
    БОЛГАРСКИЕ. БОРИСОВЫ. БУЛАТОВЫ. БУЛГАКОВЫ. БУЛГАРИНЫ. БУНИНЫ.
    БУРНАШЕВЫ. БУСУРМАНОВЫ. БУТУРЛИНЫ. БУХАРИНЫ.

    ВАЛИШЕВЫ (ВЕЛЬЯШЕВЫ). ВЕЛЬЯМИНОВЫ. ВЫШИНСКИЕ (ЮШИНСКИЕ).

    ГАРШИНЫ. ГИРЕЕВЫ. ГЛИНСКИЕ. ГОГОЛЬ (ГОГЕЛЬ). ГОДУНОВЫ.
    ГОЛЕНИЩЕВЫ — КУТУЗОВЫ. ГОЛИЦЫНЫ. ГОРЧАКОВЫ. ГОРЯИНОВЫ.

    ДАВЫДОВЫ. ДАШКОВЫ. ДЕРЖАВИНЫ. ДОЛГОВО — САБУРОВЫ.

    ЕДИГЕЕВЫ. ЕЛЧИНЫ — ЕЛЦИНЫ. ЕНАКЛЫЧЕВЫ. ЕНАЛЕЕВЫ. ЕПАНЧА. ЕПАНЧИНЫ.
    ЕПИШЕВЫ. ЕРМОЛИНЫ. ЕРМОЛОВЫ.

    ЖДАНОВЫ.

    ЗАГОСКИНЫ. ЗЛОБИНЫ. ЗУБОВЫ. ЗЮЗИНЫ.

    ИЕВЛЕВЫ. ИЗМАЙЛОВЫ. ИСУПОВЫ.

    КАДЫШЕВЫ. КАЗАРИНОВ. КАИРЕВЫ (КАИРОВЫ). КАЙСАРОВЫ. КАЛИТИНЫ.
    КАМАЕВЫ. КАМЫНИНЫ — КАМАНИНЫ — КОМЫНИНЫ. КАРАМЗИНЫ.
    КАРАМЫШЕВЫ. КАРАТЕЕВЫ (КАРАТАЕВЫ). КАРАУЛОВЫ. КАРАЧАРОВЫ.
    КАРАЧЕВЫ — КАРАЧЕЕВЫ. КАРАЧУРИНЫ. КАРТМАЗОВЫ. КАШКАРОВЫ.
    КЕЛЬДИЯРОВЫ. КЕЛДЫШ. КИРЕЕВЫ — КИРЕЕВСКИЕ. КИЧИБЕЕВЫ. КОЖЕВНИКОВЫ (КОЖАЕВЫ). КОЗЛОВЫ. КОЛОКОЛЬЦЕВЫ. КОЛОНТАЙ. КОЛЫЧЕВЫ.
    КОНАКОВЫ (КУНАКОВЫ). КОНДАКОВЫ. КОНОНОВЫ. КОРСАКОВЫ.
    КОСТРОВЫ (КАСТРОВЫ). КОТЛУБЕЕВЫ (КОТЛУБИЦКИЕ). КОЧУБЕЙ.
    КРЕМЕНЕЦКИЕ. КРЕЧЕТОВЫ (КРЕЧЕТНИКОВЫ). КРИЧИНСКИЕ. КРЮКОВЫ.
    КУДИНОВЫ. КУПРИНЫ. КУРАКИНЫ. КУРАПОВЫ. КУРБАТОВЫ. КУРМАНОВЫ.
    КУТУЗОВЫ (Голенищевы — Кутузовы). КУЧКИНЫ. КУЧУКОВЫ.
    КОШЕЛЕВЫ (КУШЕЛЕВЫ).

    ЛАЧИНОВЫ. ЛЕОНТЬЕВЫ. ЛЕЩИНСКИЕ. ЛИХАРЕВЫ. ЛЮБАВСКИЕ.

    МАКШЕЕВЫ. МАМАТОВЫ. МАМИНЫ. МАМОНОВЫ. МАМЫШЕВЫ. МАНСУРОВЫ.
    МАТЮШКИНЫ. МАШКОВЫ. МЕЛИКОВЫ (МИЛЮКОВЫ). МЕРТВАГО. МЕЩЕРИНОВЫ.
    МЕЩЕРСКИЕ (ШИРИНСКИЕ). МЕЩЕРСКИЕ (ТВЕРСКИЕ). МЕЩЕРЯКОВЫ. МИНИНЫ.
    МИЧУРИНЫ. МОЖАРОВЫ. МОСАЛЬСКИЕ (МАСАЛЬСКИЕ). МОСОЛОВЫ. МУРАТОВЫ.
    МУРЗИНЫ. МУСИНЫ. МУСИНЫ — ПУШКИНЫ. МУСТАФИНЫ. МУХАНОВЫ.

    НАГАЕВЫ. НАГИЕ. НАРБЕКОВЫ. НАРЫКОВЫ. НАРЫШКИНЫ. НЕКЛЮДОВЫ.
    НЕПЛЮЕВЫ.

    ОГАРЁВЫ. ОГАРКОВЫ. ОГОН — ДОГОНОВСКИЕ. ОЗАКОВЫ. ОКУЛОВЫ.
    ОРДЫНЦЕВЫ.

    ПЕШКОВЫ. ПОДОЛЬСКИЕ. ПОЛАТАЕВЫ (ПОЛЕТАЕВЫ). ПОЛИВАНОВЫ. ПОЛОВЦОВЫ.
    ПОЛУЕКТОВЫ (ПОЛУЕХТОВЫ). ПОСТНИКОВЫ — ЕДИГЕЕВЫ.
    ПРОКУДИНЫ — ГОРСКИЕ.

    РАДИЛОВЫ. РАДИЩЕВЫ. РАЗГИЛЬДЕЕВЫ. РАЗГОЗИНЫ (РАГОЗИНЫ). РАСТОВЫ.
    РАСТОПЧИНЫ. РАТАЕВЫ. РАХМАНИНОВЫ. РАХМАНОВЫ.
    РОМОДАНОВСКИЕ — ЛОДЫЖИНСКИЕ. РОМАНОВЫ. РОСТОПЧИНЫ. РТИЩЕВЫ.
    РЯЗАНОВЫ.

    САБАНЕЕВЫ. САБАНЧЕЕВЫ (САВАНЧЕЕВЫ). САБЛУКОВЫ. САБУРОВЫ. САВЛУКОВЫ.
    САДЫКОВЫ. САЛТАНОВЫ. САРБАЕВЫ. САРЫХОЗИНЫ. СЕИТОВЫ. СЕЛИВАНОВЫ.
    СЕЛИВЕРСТОВЫ. СКРЯБИНЫ. СОМОВЫ. СТАРКОВЫ. СТРОГАНОВЫ. СУВОРОВЫ.
    СЫТИНЫ. СЮЮДЮКОВЫ (СЮЮНДЮКОВЫ, СУНДУКОВЫ).

    ТАГАЕВЫ. ТАГАЛДЫЗИНЫ (ТАЛЫЗИНЫ). ТАИРОВЫ. ТАИШЕВЫ. ТАНЕЕВЫ.
    ТАРХАНОВЫ. ТАТАРИНОВЫ. ТАТИЩЕВЫ. ТЕВКЕЛЕВЫ. ТЕМИРОВЫ. ТЕНЕЕВЫ.
    ТЕНИШЕВЫ. ТЕРЕУЛОВЫ (ТЕРЕГУЛОВЫ). ТИМИРЯЗЕВЫ. ТОКМАКОВЫ.
    ТОЛБУЗИНЫ (ТОЛБУГИНЫ). ТУИШЕВЫ. ТУЛУБЕЕВЫ. ТУРГЕНЕВЫ. ТУХАЧЕВСКИЕ.

    УВАРОВЫ. УЛАНОВЫ. УРМАНОВЫ. УРУСОВЫ. УТЕШЕВЫ. УШАКОВЫ.

    ХАНЫКОВЫ. ХИЛЧЕВСКИЕ. ХИТРОВЫ. ХОДЫРЕВ (ХОДЫРЕВСКИЙ). ХРУЩОВЫ.

    ЧААДАЕВЫ (ЧАГАДАЕВЫ, ЧЕГОДАЕВЫ). ЧЕБОТАРЁВЫ. ЧЕГЛОКОВЫ. ЧЕКМАРЕВЫ.
    ЧЕЛИЩЕВЫ — ЧЕЛЫШЕВЫ — ЧАЛЫШЕВЫ. ЧЕРЕМИСИНОВЫ. ЧИРИКОВЫ.
    ЧОГЛОКОВЫ — УШАТЫЕ. ЧУБАРОВЫ. ЧУРИКОВЫ. ЧУФАРОВЫ.

    ШАРАПОВЫ (ШЕРАПОВЫ). ШАДРИНЫ. ШАЛИМОВЫ. ШАХМАТОВЫ (ШАХМЕТОВЫ).
    ШЕРЕМЕТЕВЫ. ШЕРЕФЕТДИНОВЫ (ШЕРЕФЕДИНОВЫ). ШИШКИНЫ.
    ЩЕРБАКОВЫ.

    ЮСУПОВЫ. ЮШКОВЫ.

    ЯЗЫКОВЫ. ЯКУБОВСКИЕ. ЯКУШИНЫ (ЯКУШКИНЫ). ЯНБУЛАТОВЫ. ЯНГАЛЫЧЕВЫ.
    ЯУШЕВЫ.

    В заключение приведу интересную на мой взгляд работу студентки 3 курса, кафедры музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Сергеевой Ольги Евгеньевны, опубликованной в Интернете. Далеко не со всем согласен (опять и снова монголо-татарское иго), но тем не менее…
    Моеж быть, кого-то заинтересует. Медленно, очень медленно, но все-таки что-то стало меняться в мозгах россиян в оценке роли «монголо-татарского ига».

    ВЛИЯНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Введение

    Данная работа посвящена изучению влияния культуры Золотой Орды на культуру Древней Руси.

    Изучением Истории Золотой Орды занимались многие ученые XIX—XX веков, такие как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Савицкий, А.Н. Насонов и др. При этом тема культурного наследия татаро-монгольского государства практически осталась без внимания.

    Актуальность работы: в силу многонациональности нашей страны и культуры, неубывающей остроты национального вопроса, проблем толерантности, а также возрождения религий — ислама и христианства в России, после атеизма советского периода, возникает потребность в изучении двух культур. В современной общественной мысли всё острее становится понимание того, что живя рядом сотни лет, наши культуры (культура предков татаро-монгол и культура славян) хоть и остались очень различными, но все же имели взаимовлияния друг на друга. В частности, в этой работе рассматривается влияние татаро-монгол на культуру Древней Руси.

    § 1. К вопросу изучения истории Золотой Орды. (Улус Джучи)

    К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, Северный Хорезм, Западная Сибирь. Город Сарай («дворец»), расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды.

    Древняя Русь не входила в состав Золотой орды, а попала в вассальную зависимость — население государства платило дань и подчинялось распоряжениям ханов.

    В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Исторически это колоссальное полугосударство-полукочевье просуществовало недолго — около 200 лет. Самым простым было государственное устройство Золотой Орды. Единство Орды держалось на системе жестокого террора [2, c. 163].

    Падение Золотой Орды было предрешено следующими признаками: огромная территория, населенная народами с непохожими культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), свирепым походом Тамерлана в 1395 году, Куликовской битвой и др.

    § 2. Проявления влияния Золотой Орды в разных областях современной русской культуры.

    Негативные последствия монголо-татарского нашествия известны всем, поэтому в этой работе не будем останавливаться на данном вопросе. А сразу перейдём к положительным следствиям влияния культуры Золотой Орды.

    2.1. Элементы русской бытовой культуры, сформировавшиеся под золотоордынским влиянием.

    За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

    Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

    Они привнесли в русскую культуру счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов — все это влияние Востока [7, c. 154].

    Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

    Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары — дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела [7, c. 186].

    Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

    2.2. Слова, пришедшие из Золотой Орды

    Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. Его, так же как и другие сферы жизни, коснулись существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.

    Где-то пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения. Они давно уже стали неотъемлемой частью русского языка, и не расцениваются нами как заимствованные.

    Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня), товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Некоторые другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма [6].

    Арбу́з (заимств. через кыпч. χarbuz, тур., крым.-тат. Karpuz, из перс. χarbūza, χarbuza — дыня) — большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения из семейства тыквенных [4, c. 103].

    Кирпи́ч (заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič «кирпич», азерб. Kärpχič) — искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек [4, c. 407].

    Таракан (тюрк. taraqan) — Прямокрылое всеядное насекомое, приносящее вред в домашнем хозяйстве [5, c. 246].

    Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать,

    что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными.

    2.3. Пословицы и поговорки о времени монголо-татарского ига

    Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. Из иноземцев самый значительный блок пословиц посвящен татарам, которые у русского человека ассоциируются с монголо-татарским нашествием и последующим игом. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига.

    В качестве основного источника использовался следующий труд: Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. — М. Художественная литература. 1984 [3].

    «Бей сполох, татарин идет» (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

    «Это сущая татарщина» (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

    «Рано татарам на Русь идти»

    «Неволей только татары берут»

    «Не пожелаю и злому татарину» (Так худо).

    «Злее зла татарская честь» (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

    «Незваный гость хуже татарина» (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

    «Злее злого татарина» (Очень злой)

    «Много нам бед наделали — хан крымский, да папа римский»

    «Старших и в Орде почитают»

    «Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться»

    «Пусто, словно Мамай прошел» (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

    «Настоящее мамаево побоище»

    «Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве»

    «Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить»

    «И сидячего татары берут» (Бесчестность)

    2.4. Фамилии, пришедшие из Золотой Орды

    Изрядная часть русских дворянских родов (около 15 %.) считала своими основателями выходцев из Золотой Орды [2, c. 164]. Большая их часть бежала под покровительство Московского государя во время Великой смуты (Великой Замятни) в Золотой Орде, которая длилась с 1359 по 1380 год.

    Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Например, царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

    К проблеме возникновения татарских фамилий обращались многие исследователи, среди которых наиболее полно и детально два учёных: историк С.Б. Веселовский в своей книге «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» и Н.А. Баскаков в книге «Русские фамилии тюркского происхождения». Их работы и архивные документы использовали в Исследовательском Центре МГУ имени Ломоносова, не полный список Исследовательского Центра я использовала в своей работе.

    Известнейшие фамилии русской истории, вышедшие из Золотой Орды:

    1. БУНИНЫ (прим. русский писатель, поэт — Бунин Иван Алексеевич) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде [1, с. 19]

    2. КАРАМЗИНЫ (прим. писатель, поэт, историк Николай Михайлович Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза — Карамурза достаточно прозрачна: кара «чёрный», мурза ~ мирза «господин, князь» [1, с. 92].

    3. РАХМАНИНОВЫ (прим. российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов) От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман «милостивый») из Орды.

    4. СКРЯБИНЫ (прим. русский композитор и пианист — Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачна тюркская — «слепой бей» [1, с. 168].

    5. ТУРГЕНЕВЫ (прим. русский писатель Иван Сергеевич Тургенев) От мурзы Тургеня Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу — качественное прилагательное turgen монгольск. ‘быстрый’, ‘скорый’, ‘спешный’, ‘вспыльчивый’ [1, с. 177].

    6. ЯЗЫКОВЫ (прим. известный поэт, друг Пушкина Николай Михайлович Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV—XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны [1, с. 270]

    И ещё многие другие учёные, военные, писатели были из родов, основатели которых, когда-то вышли из Золотой Орды.

    Заключение

    В ходе проведенных исследований удалось прийти к следующим выводам:

    За 200 с лишним лет монгольское иго внесло изменения во все сферы жизни русского общества — социально-экономическую, политическую, культурную. Преобразования коснулись русской национальной одежды, украшений, сферы строительства и сферы торговых отношений.

    В общем, был прерван процесс традиций Киевского государства. Но при всем трагизме эпоха монгольских завоеваний не была проста и однозначна. Ученые не пришли к одному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, думается, не совсем правомерно. В какой-то мере монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси.

    Нашествие Золотой Орды принесло множество бед. Разрушались города, погибало население от голода, пожаров и стрел. Исчезали многие ремесла, техника некоторых из них утеряна навсегда. Погибли многие памятники культуры древности. Но страна, по историческим меркам, быстро восстановилась. И на месте старой культуры возникла новая, обновленная и дополненная притоками восточных культур.

    Обновился язык, как история покажет, актуальными словами. Многие из которых не кажутся сейчас заимствованными.

    Русская знать сильно дополнилась во времена владычества татаро-монгол. Около 15 % русских дворянских родов считала своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить. Выходцами из той среды были знаменитые ученые, музыканты, писатели, государственные и военные деятели и т. д. Без них невозможно представить Россию.

    Подводя итог данной работы, следует ещё раз подчеркнуть, что изучение данной темы не может быть односторонним, а оценка влияния Золотой Орды на русскую культуру — однозначной.

    Список литературы:
    Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М.: Наука, 1980. — 279 с.
    Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. — Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. — М.: ACT,2001. — 325 с.
    Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. — М. Художественная литература. 1984. — 196 с.
    Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. — М., 2000. — 424 с.
    Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. — М., 2000. — 432 с.
    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. О.Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: АСТ, 2004. — Т. 2. — 671 с.
    Эренжен Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. 2-е изд. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.

  2. угро-фин Холмогоров решил анализировать отношения между русскими и Золотой Ордой.