«Развитие татарстанского кино требует особого разговора»

Skrinshot-30

Фильм «Курманжан Датка» Садыка Шер-Нияза получил в этом году главный приз Казанского кинофестиваля

СПРАВЕДЛИВЫ ЛИ РЕШЕНИЯ ЖЮРИ КАЗАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО-2015?

XI фестиваль мусульманского кино в столице Татарстана завершил свою работу. Церемония закрытия форума ознаменовалась вручением гран-при фильму из Кыргызстана «Курманжан Датка» («Королева Гор»), который некоторые из наблюдателей успели окрестить антироссийским. Киновед Максим Семенов в своей статье успокаивает читателей, вспоминает положительные образы генерала Скобелева и императора Александра II, а также дает оценку решениям жюри.

СРАЗУ ЖЕ СТОИТ ОТВЕСТИ ОТ ФИЛЬМА ОБВИНЕНИЯ В РУСОФОБИИ

Средняя Азия, начало XIX века. Курманджан из семьи киргизов-кочевников, сбегает от навязанного отцом жениха, а потом становится женой местного бека. Позднее она сплотит вокруг себя разрозненные племена, добьется признания у генерала Скобелева, а также станет самой известной женщиной в киргизской истории.

Таков краткий сюжет фильма «Курманжан Датка» («Королева Гор») режиссера Садыка Шер-Нияза, который получил в этом году главный приз Казанского кинофестиваля. Вероятно, это не лучшая картина из представленных на конкурсе, она уступает иранскому, иракскому и даже таджикскому фильмам, однако награда вручена авторам «Курманжан Датка» совершенно заслуженно.

Хотя многое здесь — начиная от драматургии и заканчивая игрой актёров — кажется вполне традиционным, сами масштабы фильма удивляют и восхищают. Не случайно, объявляя победителя,Владимир Меньшов высказался в том духе, что отличные картины в Иране снимаются часто, но получить такую качественную картину из Кыргызстана, которая никогда не славилась своим кино — это настоящее чудо.

На первый взгляд «Курманжан Датка» — это классическая биографическая драма, однако Шер-Нияз превращает историю своей героини в настоящий национальный эпос о становлении киргизского народа. Смотрится всё это довольно увлекательно, несмотря даже на некоторую жанровую предопределённость сюжета.

Сразу же стоит отвести от фильма обвинения в русофобии или какой-то особой антироссийской интонации. Многие русские, включая генерала Скобелева и Александра II, показаны с симпатией, а исторические упрощения не слишком отличаются от упрощений, обычных в подобных фильмах. В конце концов, Российская империя действительно захватила Коканд, Хиву и Бухару, да и действия её администрации на местах не всегда были безупречны и порой вызывали недовольство среди местных жителей.

Пожалуй, «Курманжан Датка» — это пример успешного национального кинофильма, созданного на постсоветском пространстве. Это кино черпает вдохновение в собственной истории, переводя традиционные мотивы на язык кинематографа. Нужно отметить, что вся история в фильме решена сценично. Вместо бесконечных разговоров — образы, которые помогают понять происходящее больше, чем целые потоки слов. Слово подчинено изображению и дополняет его, а не пытается его подменить.

 

ТОЛСТОЙ И БУНИН КИНО НЕ СНИМАЛИ

Увы, как уже отмечалось, всего этого нельзя сказать про наиболее известное татарстанское полнометражное игровое кино, представленное на фестивале. «Рудик» хотя и получил специальный приз Международной организации тюркской культуры «ТЮРКСОЙ», остаётся документальным фильмом, состоящим из нескольких инсценированных сцен, нанизанных на закадровый текст как на вертел.

«Белые цветы» Рената Аюпова, удостоившиеся специально созданного для них приза «За вклад в экранизацию татарской литературы», также слишком зависимы от слов, и представляют из себя вполне типичный российский сериал, что жаль, поскольку перенос литературной классики в кино — всегда задача сложная, но увлекательная. О том, сколь далеко «Цветы» оказались от кино, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что некоторые их многочисленные защитники, оправдывая засилье в сериале разговоров, приводили в пример Толстого и Бунина, которые, как известно, кино не снимали.

Впрочем, всё то, что не получилось в полном метре, в этом году вышло в документальном кино. Награда режиссер Дениса Красильникова, снявшего фильм «Война непрощенных», кажется вполне заслуженной. Вероятно, у картины есть свои недостатки, прежде всего — та страшная скороговорка, с которой зрителю часто рассказывается история легиона «Идель Урал», однако в недостатке визуального её обвинить нельзя. Более того, «Война непрощённых» по качеству вполне соответствует лучшим документальным телевизионным фильмам.

Приятным сюрпризом стала победа автора «Курбан-романа» режиссера Салавата Юзеева в конкурсе короткометражных игровых фильмов с картиной «Хлопнул дверью и ушел». Фильм состоит из нескольких небольших новелл, в каждой из которых речь также оказывается подчинена картинке. В отличие от «Курбан романа», короткометражки хорошо выдуманы, не перегружены метафорами и всячески свидетельствуют о необходимости умеренности в деле кино.

Развитие татарстанского кино требует особого разговора. Если же заканчивать обзор победителей, то следует отметить, что программа этого года оказалась сильнее чем прежде. Благодаря направленности фестиваля на кино мусульманского Востока, санкции оказались его конкурсу попросту не страшны (чего, например, нельзя сказать про Московский фестиваль этого года). Кроме того, все три самых интересных фильма конкурсной программы удостоились призов. «Учитель» Носира Саидова и «Лицо в пепле» Шавахана Идреса разделили приз за лучший сценарий, а простой и изящный фильм «Без границ» Амирхуссейна Азгари удостоился награды за режиссуру.

Будет ли программа следующего фестиваля такой же сильной? Хочется на это надеяться, однако доподлинно узнать об этом можно будет не ранее сентября 2016-го года.

Максим Семенов.

«БИЗНЕС Online»

КОНТЕКСТ:

Римзиль Валеев: «В «Войне непрощенных» все еще далеко до перемирия»

* * *

В Казани завершился XI международный фестиваль мусульманского кино / Казан кинофестивалендә Кыргызстан фильмы җиңү яулады (ВИДЕО)

* * *

«Белые цветы» – это не фильм…» / Миләүшә Айтуганова «Ак чәчәкләр» фильмын киң җәмәгатьчелеккә тәкъдим иткәннән соң: «Мин мондый хәл көтмәгән идем»

* * *

«В фильме есть все, что необходимо знать о легионе «Идель-Урал» / «Муса Җәлил турында гына фильм төшерәсем килмәгән иде»

* * *

«Таджики здесь не «тоже люди», но просто люди»

* * *

«Рудольф Нуриев. Рудик» оказался лучше «Курбан-романа»

Просмотров: 1663

Комментирование запрещено