Междугородные автобусные перевозки консолидирует крупнейший самарский оператор рынка
ООО «Городской экспресс», входящее в холдинг «Самара-АвтоГаз», по итогам проведенного областным Минтрансом конкурса получило сразу 25 межмуниципальных маршрутов. Эти маршруты способны обеспечить компанию несколькими миллиардами рублей выручки. За крупный контракт фаворит боролся преимущественно с родственными структурами, так как основной его конкурент — «Автовокзалы и автостанции Самарской области» — не был допущен к торгам из-за двухминутного опоздания при подаче документов.
Очередные торги по внутриобластным маршрутам Минтранс объявил в июле. На конкурс выставили 32 маршрута, разделенные на 11 лотов, сформированных неравномерно. Так, первые четыре лота включают по 5-8 маршрутов по наиболее ликвидным направлениям, таким как Самара — Кинель, Самара — Чапаевск, Самара - Новокуйбышевск, Самара — Курумоч, Самара — Красный Яр и другим.
Семь остальных сформированы всего из одного маршрута, связывающего населенные пункты Самарской области (Тольятти — Шентала — Клявлино, Отрадный — Нефтегорск, Похвистнево - Клявлино, Екатериновка — Самара, Кинель-Черкассы — Первомайский, Кошки — Красный Яр, Сызрань — Ст. Тукшум). По итогам конкурса заключаются пятилетние договоры. Перевозчики оценивают разыгранные лоты как весьма привлекательные и денежно емкие, а их совокупную выручку — в несколько миллиардов рублей.
2 сентября были вскрыты конверты перевозчиков, планировавших участвовать в торгах. Согласно протоколу мероприятия, на конкурс подали заявки ООО «КрасноармейскАвтоСервис» («КРАСС»), ООО «Городской экспресс», ООО «АвтоЛайн» и предприниматель Александр Андрианов. Пакет документов ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» не был принят (см. допблок «Две минуты опоздания дорого стоят»), и компания не смогла принять участие в конкурсе.
«КРАСС» и «Городской экспресс» собирались соревноваться между собой по первым четырем лотам. «АвтоЛайн» подал документы только на 4-й лот. По 6 лоту заявился один участник — ИП Андрианов. Пятый, а также 7-11-й лоты никого не заинтересовали.
В итоге безусловным победителем оказался «Городской экспресс», выигравший 4 лота и получивший в итоге 25 самых ликвидных маршрутов (см. справку по лотам). Вторым участником по этим четырем лотам назван «КРАСС». Как следует из протокола оценки заявок, у «Городского экспресса» оказались сильнее материальная база и автопарк, но меньше опыта, чем у других участников.
В некотором смысле ООО «Городской экспресс» стало темной лошадкой. Ряд опрошенных «СО» перевозчиков заявили, что они совсем незнакомы с этой компанией или имеют о ней мало информации.
По данным «СПАРК-Интер-факса», ООО «Городской экспресс» зарегистрировано в 2007 году, принадлежит Владимиру Синяткину (50%), Любови Волковой (25%), Вячеславу Паркину (25%). Выдающихся финансовых успехов «Городской экспресс» не демонстрирует, его выручка по итогам 2013 года составила 1,5 млн рублей, убыток — 3,6 млн рублей. Несмотря на скромный оборот, размер заемных средств компании составляет 33,2 млн рублей.
Один из перевозчиков на условиях анонимности пояснил, что два игрока — «Городской экспресс» и «КРАСС» — входят в одну группу, что фактически свело на нет конкуренцию в трех лотах. Как следует из данных «СПАРК-Интерфакса», директор «Городского экспресса» Игорь Мишустин ранее руководил также и «КРАССом».
По данным затагаггапзлппз, «КРАСС» входит в группу компаний «СамараАвтоГаз», одного из лидеров рынка городских перевозок. Руководитель «СамараАвтоГаза» Леонид Шихарев первоначально отказался от беседы, затем пообещал прокомментировать результаты конкурса, но не взял трубку.
Кто, собственно, является конечным бенефициаром холдинга «СамараАвтоГаз», не совсем понятно. Владельцем большинства компаний группы выступает Владимир Синяткин. Он числится учредителем целого ряда компаний, в которых партнерами Синяткина выступают весьма известные в Самаре личности. Долей в капитале ООО «Сервис-К», в число совладельцев которого входил Синяткин, ранее владел бывший начальник КбшЖД Евгений Плохов. А партнером Синяткина в ООО «Правовой советник» ранее выступала дочь бенефициара ТЦ «Орбита» Святослава Ремизова — Жанна Ремизова.
По данным реестра перевозчиков, у «Городского экспресса» был лишь 177-й маршрут Самара — Преображенка. Теперь же, если судить по тому же реестру юридических лиц, имеющих договоры с Минтрансом после оформления всех документов, он станет вторым по количеству обслуживаемых маршрутов. У ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» — 26, у тольяттинского ООО «Зеленоглазое такси» — 18.
Результаты прошедшего конкурса означают, по сути, начало масштабного передела рынка.
Ранее ряд разыгранных маршрутов обслуживался компаниями, входящими в ГК«Рейс»: ООО «Пассажир» (№110, 131, 410а, 113), ООО «Лайнер» (№126), 000«Экспресс-3» (№140,140а), ООО «Эскорт» (№105, 101а, ЮЗк), ООО «Штурвал» (№389, 392, 406, 447, 393).
Маршруты 4-го лота (Петра-Дубрава, Алексеевка, Смышляевка и Домашка) обслуживали ООО «АТП-Волга» и ООО «АвтоЛайн». Новокуйбышевское направление (492,429) было у «КРАССа».
Почему предприятия ГК «Рейс», ранее обслуживавшие маршруты, не приняли участие в конкурсе, выяснить не удалось. Телефон руководителя ГК «Рейс» Германа Скрицкого не отвечал.
Перевозчики оценивают выигранные «Городским экспрессом» маршруты как одни из наиболее привлекательных. Предприниматель-перевозчик Александр Трубачев назвал их удачными из-за устойчивого пассажиропотока. В ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» посчитали, что такие направления, как Самара — Красный Яр (№110), Самара — Чапаевск (№140,140а), Самара — Кинель (№126), могут приносить перевозчикам 130-280 млн рублей, в то время как в среднем маршруты приносят 15-60 млн рублей.
Две минуты опоздания дорого стоят
Принять участие в борьбе за маршруты не удалось одному из крупнейших игроков рынка перевозок. Представители ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» попытались подать свою заявку, но заблудились в коридорах Минтранса и опоздали на 2 минуты.
На эту ситуацию ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» пожаловалось в региональное управление Федеральной антимонопольной службы.
Как следует из текста жалобы, согласно конкурсной документации, пакеты документов претенденты должны были доставлять по почте или с нарочным с 9:00 4 августа до 10:00 2 сентября.
«Свою заявку ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» подавало в последний день приема документов на конкурс. Такую практику компания ввела достаточно давно, исходя из прежнего опыта участия в торгах», — объяснила бенефициар «АВиАС» Фэния Хакимова.
2 сентября сотрудник «АВиАС» в 9:30 приехал в Минтранс. В министерстве действует пропускной режим. Сотрудник попытался заказать себе пропуск, для чего созвонился с членами конкурсной комиссии.
«В результате члены комиссии. .. отказали в приеме заявки, указав на то, что представитель компании несвоевременно, с опозданием в 2 минуты, обратился с соответствующим заявлением», — следует из текста жалобы.
Вскрытие конвертов было назначено на 11:00, и, как полагают в «АВиАС», фактически их заявка могла быть принята до этого времени.
Доводы «АВиАС» антимоно-польщиков не убедили. Как пояснили в УФАС Самарской области, 9 сентября жалоба была признана необоснованной.
Фэния Хакимова заявила, что в ходе рассмотрения жалобы были проигнорированы очевидные вещи, в том числе видеозапись, подтверждающая, что сотрудник «АВиАС» прибыл в Минтранс вовремя, поэтому решение областного УФАС будет обжаловаться в судебном и административном порядке.
Что выставлялось на торги
Лот№1
- №140 Самара-Чапаевск
- №126ю Самара -Кинель
- №110 Самара — Красный Яр
- №41 Оа Самара -Новосемейкино
- №131 Самара — Алексеевка
- №104к Самара -с/х «Черновский»
- №105 Самара — Яблоновый Овраг
Лот №2
- №101 а Самара-Лопатино
- №103к Самара -с/х «Юбилейный»
- №139 Самара — Рощинский
- №429 Новокуйбышевск -Самара
- №492 Новокуйбышевск -Самара
Лот№3
- №389 Самара-Курумоч
- №392 Молодая Гвардия -Самара
- №406 Самара — Новый Буян
- №447 Самара -Прибрежный
- №393 Самара — Старая Бинарадка
- №140а Самара-Чапаевск
- №113 Самара-Мирный
Лот №4
- №123 Самара-Петра-Дубрава
- №124 Самара — Смышляевка
- №474 Самара — Алексеевка
- №623а Самара — Домашка
- №480 Самара-Петра-Дубрава
Лот №5
- №524т Тольятти — Шентала -Клявлино
Лот №6
- №538 Отрадный — Нефтегорск
Лот №7
- №591 Похвистнево -Клявлино
Лот №8
- №798 Екатериновка — Самара Лот №9
- №493 Кинель-Черкассы -Первомайский
Лот №10
- №613 Кошки — Красный Яр
Лот №11
- №244 Сызрань — Ст. Тукшум
НЕДОВОЛЬНЫЕ МНОЖАТСЯ
ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» не единственная компания, которая обжаловала конкурс Минтранса. Сразу после того, как он был объявлен, признать его незаконным пыталось ООО «Шоссе», подав соответствующее заявление в областное УФАС. По данным «Самаратранс.инфо», юрлицо принадлежит группе «Рейс».
Компания указывала на то, что региональные акты должны быть приведены в соответствие с новым Федеральным законом №220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Из-за того, что областной Минтранс проводит конкурс на основе уже не соответствующих новому федеральному законодательству актов, «Шоссе» требовало признать конкурс незаконным, то есть, вероятно, хотело его перенести во времени. 17 августа УФАС Самарской области признало жалобу необоснованной. Один из перевозчиков еще до раскрытия конкурсной документации, предполагая, что фаворитом торгов станут предприятия группы «Рейс», выражал мнение, что жалоба подана, чтобы создать прецедент, чтобы ее рассмотрение и признание необоснованной послужило некой защитой от попыток других перевозчиков оспаривать порядок и факт проведения торгов. С учетом итогов конкурса в этом доводе можно усомниться.
АЛЕКСАНДР ТРУБАЧЕВ, индивидуальный предприниматель-перевозчик:
Я пригородными перевозками не занимаюсь, мы работаем с региональными маршрутами. «Городской экспресс» — это крупный игрок, берется практически за все перевозки. Успех компании связан скорее всего с тем, что им удалось предложить самые лучшие и выгодные условия. Критериев много, около 16. Среди них не только требования к автотранспортному парку. Там и безаварийность, выполнение технических требований, экологические нормы, например Евро-4. Стало быть, они берут большие кредиты, оперируют большими деньгами, в связи с этим им удается удовлетворять этим требованиям. Маршруты достаточно привлекательные. Привлекательность пригородных маршрутов заключается в устойчивости пассажиропотока. Разыгранные маршруты, на мой взгляд, являются очень удачными.
ПЕТР БАРСУКОВ, директор группы компаний «Март»:
Компанию «Городской экспресс» я практически не знаю. Мы нигде не пересекаемся. Основные критерии на торгах — опыт работы, подвижной состав, собственные производственные базы. Это основные показатели. И я так подозреваю, что у «Городского экспресса» не очень большой опыт работы на этом рынке. Раньше с этими маршрутами работали другие организации. Лидерами были компании ГК «Рейс». Сейчас они вообще в торгах не участвовали. Поэтому трудно судить, что стало залогом успеха «Городского экспресса» на этих торгах, может быть, это связано с отсутствием «Рейса». А может быть, у компании подвижной состав хороший, хорошие производственные базы.
«Самарское обозрение».
Просмотров: 2090