Самарские башкиры возрождают традицию составления шежере

1

Интересными памятниками духовной культуры являются родословные, традиция составления которых сохранилась у разных народов. Всегда считалось престижным иметь большую родословную, где среди предков упомянуты знаменитые люди. И сегодня в разных регионах мира можно найти семейные генеалогические древа, восходящие к великим деятелям прошлого: правителю Древней Персии Киру, основателю Монгольской державы Чингисхану и многим другим известным людям. Такие записи часто действительно напоминают высокие ветвистые деревья, и их своеобразная причудливая форма только усиливает интерес у людей к текстам данных родословных. В некоторых родословных история тесно переплетена с легендой. Особенно интересны родословные народов Востока. Они продолжают играть важную роль в обрядности. Например, в некоторых местах перед заключением помолвки производится сравнение родословных жениха и невесты, чтобы выяснить, достойны ли молодые друг друга.

В прошлом башкиры, как и представители ряда других народов, должны были помнить имена своих предков до седьмого колена. Некоторые старожилы помнят даже имена более далеких предков. Повсеместно у башкир существовала традиция составления родословных, которые получили название шежере. Слово это происходит от арабского шаджара – «дерево», и в одних случаях представляет собой обычную родословную, состоящую только из перечня имен, в других содержится комментарий исторических событий, происходивших при жизни того или иного предка. Последние шежере во многом напоминают русские летописи и европейские хроники. Известный башкирский этнограф Р.Г. Кузеев, в течение долгих лет кропотливо собиравший и плодотворно изучавший башкирские шежере, предложил обозначить их как генеалогические летописи – такое обозначение является наиболее удачным. Некоторые шежере создавались представителями разных поколений: их начинали составлять одни люди, продолжали их дети и внуки, завершали более отдаленные потомки.

У самарских башкир также существовала традиция составления шежере. В некоторых домах можно увидеть пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых написаны родословные – местные жители хранят их в память о своих предках. Встречаются тексты, содержащие большое количество имен. Есть шежере, в которых упоминается данное башкирское племя, приводится племенной знак – тамга, дерево, клич и т. д.

В настоящее время в башкирских поселениях нашей области вновь составляются родословные, в состав которых включаются как мужчины, так и женщины – представители и представительницы определенного рода. Составители этих текстов указывают в них не только имена своих предков, но и детей, племянников, внуков и т. д. 

Свою родословную создал в 1988 г. ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, кавалер многих орденов Мухсим Габсаттарович Идрисов (1914-2005). До этого, по его словам, в их семье такой родословной не было, поэтому Мухсим Габсаттарович создал ее, чтобы оставить память о своем роде. Составленное им шежере состоит из двух частей: родословной отца – уроженца Муратшино (там же родился и сам М.Г. Идрисов), и родословной матери – уроженки Утекаево. Мухсим Габсаттарович отмечал, что каждой семье важно иметь свою родословную, и советовал потомкам продолжить составленное им шежере.

3Самарские башкиры проводят праздник родословных – Шежере байрамы. На этом празднике представляются красиво оформленные шежере: одни напоминают дерево, другие – цветок, некоторые сопровождаются фотографиями. Некоторые родословные занимают целый альбом. Знаток местного башкирского фольклора, жительница села Таш-Кустьяново Фархиза Хасановна Юнусова представила на таком празднике составленное ею шежере, состоящее только из женских имен.

У татар также существовала традиция составления родословных на протяжении всей длительной истории этого народа. Некоторые из них восходят к отдаленным временам, и предоставляют материалы по истории нашего края. Так, сохранилась родословная тархана Манаша – татарина Манаше Базяева, жившего в XVII веке в деревне Норма Казанского уезда. Жители этой деревни имели угодья и в районе реки Кинель, т. е. на территории современной Самарской области. Рукописный текст этой родословной сохранил житель села Алькино имам-хатиб Мухаммедгариф Муратов. И сегодня в этом селе живут люди с фамилией Манашевы, считающиеся потомками тархана Манаша. В настоящее время школьники Алькино и других татарских сел нашей области составляют под руководством педагогов свои родословные, вдыхая жизнь в давнюю традицию.

Михаил Владиславович
КРЖИЖЕВСКИЙ.

Журнал «Самарские татары», №2(11), 2015 год. 

Просмотров: 1718

Один комментарий

  1. Башкиры вообще интерсная нация это единственная народность золотой орды которая называется сейчас также как называлась до Батыя (тюркские народы имею ввиду). Почему они не ассимелировались в татар (хотя у них тоже есть хоть и в меньшей степени булгарские корни) для меня до сих пор загадка