Мы с большим удовольствием сегодня возвращаем наших читателей к одной из самых интересных, на наш взгляд, тем. Она касается публикации архивных материалов, которые проливают свет на историю общественной и религиозной жизни мусульманских народов САМАРСКОГО края. Это — документы, дыхание эпохи, к которым необходимо относиться очень бережно и внимательно, поскольку они (с учетом присущей тому или иному времени идеологической подоплеки) достаточно объективно сообщают о происходивших тогда событиях.
Сегодня речь пойдет о некоторых страницах борьбы Советской власти с религиозными верованиями среди башкир южных районов Куйбышевской области в послевоенную пору. Цифры из-под пера государственного чиновника о жителях башкирских сел, соблюдающих пост в месяц Рамазан, наверняка, покажутся удивительными. Особенно теперь, всего через 50 лет с тех событий. С великой горечью мы вынуждены отметить нынешнее плачевное состояние наших земляков-башкир в смысле отправления культа и соблюдения мусульманских обычаев. Ничего не скажешь, постаралась Советская власть — ее труды увенчались большими «успехами».
«СЕКРЕТНО.
Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР Полянскому И. В.
Первому секретарю Куйбышевского обкома КПСС Ефремову М. Л. Председателю облисполкома Петрухину С. А.
Согласно утвержденному на II полугодие 1955 г. плану работы, я выезжал в населенные пункты: Муратшино, Таш-Кустяново Алексеев-ского района и 2-е отделение совхоза «Южный» Больше-Глушицкого района, мною установлено, что эти населенные пункты расположены на стыке трех степных самых отдаленных районов: Алексеевского, Больше-Глушицкого и Больше-Черниговского. Муратшино и Таш-Кустяново находятся в 50 км от районного центра Алексеевки, второе отделение совхоза «Южный» находится в 75 км от районного центра Большой-Глушицы и 180 км от областного центра гор. Куйбышева и Куйбышевской ж.д.
В селе Муратшино проживает преимущественно башкирское население, все население объединено в колхоз «Кзыл Муратша», или «Красная Муратша» состоит из 75 дворов со 130 трудоспособными членами колхоза, председатель колхоза т. Борисов. В селе Муратша имеется две школы — начальная и неполно-средняя, состав преподавателей числится из 7 человек, директор школы Бородина, зав. школой Шарифутдинова, преподавание в школах преимущественно на родном башкирском языке. В беседе с председателем Муратшинского сельсовета т. Мусиным, секретарем первичной парторганизации и многими другими колхозниками мною установлено, что в селе имеется незарегистрированная группа верующих, которая состоит из 60-70 человек мусульманского вероисповедания, которые собираются по группам в пятничный «юмга-намаз» явочным порядком.
Мною установлено, что в большие религиозные праздники собираются в большинстве своем на кладбище, в непогоду собираются в частных домах, в наибольших зданиях, на большие религиозные праздники приезжают дикие бродячие муллы.
В беседе с членами партии, которые пытались скрыть истинное положение, заявляя, что якобы верующие по очереди исполняют обязанности мулл, тогда как рядовые колхозники тут же заявляли, что действительно приезжают из Куйбышева и других местностей бродячие муллы. Кроме этого учителя показывают, что во время религиозных праздников в село Муратша приезжают и приходят на молитвенное собрание башкиры, казахи и татары из 2 отделения совхоза «Южный».
Во втором башкирском населенном пункте в 8-10 км от села Муратша находится село Таш-Кустяново, которое состоит из 78 хозяйств со 120 трудоспособными членами колхоза «Кзыл Бель-ге» или «Красный Маяк», председатель колхоза т. Равилов Хасан Гадисович, член КПСС, с которым не представлялось возможным провести беседу, так как Равилов был в отъезде.
В беседе с колхозниками, которые сообщили, что в селе имеется начальная школа, преподавание проходит на башкирском языке, в селе имеется незарегистрированная группа верующих мусульманского вероисповедания в количестве 50-60 человек, которые в большинстве своем молятся дома, в пятничные «юмга-намазы» собираются группами и проводят молитвенные собрания.
Во время больших религиозных праздников собираются в одном месте на мусульманском кладбище или в большом здании во время непогоды. Из беседы установлено, что как в селе Муратша, а также в селе Таш-Кустяново во время поста «Рамазана» этот пост-ураза соблюдали 80-85% всего населения, в том числе члены семей коммунистов.
В 12 км от села Муратша расположено второе отделение совхоза «Южный» Малороссийского сельсовета Больше-Глушицкого района, второе отделение совхоза «Южный» составляет 16 дворов со 125 трудоспособными рабочими, в т.ч. 35% русских, 45% башкир, 20% казахи, татары и другие. Все дома построены из самана с земляными полами и крышами барачного типа с несколькими квартирами в каждом доме.
Из беседы установлено, что 90% верующие мусульманского вероисповедания, ежедневную молитву проводят дома, на полевых станах, во время поста Рамазана с 23 апреля по 22 мая поголовно все 100% соблюдали пост-ураза.
Во время праздников: ураза-байрам, курбан-байрам праздновали по 3 дня, в мае 23, 24, 25 мая, в июле 29,30,31 июля, более 22 голов было забито скота.
29 июня 1955 года во время религиозного праздника «курбан-байрам» со всех трех населенных пунктов Муратша, поселок совхоза «Южный» и Таш-Кустяново собирались в селе Таш-Кустяново, где проводили молитвенное собрание верующие мусульманского вероисповедания, куда и приезжали дикие бродячие муллы. Причина сбора в указанном ауле, по преданию в этом населенном пункте ранее проживали два прадеда, одного имя было «Таш-булат», второго звали «Ку-стян», поэтому в виде почета прадедов все верующие согласились собраться во время религиозного праздника в селе «Таш-Кустяново», это село до 1917 года имело название Таш-булат-Кустяново. Конечно, это затея бродячих мулл, чтобы собрать больше денег и продуктов с верующих мусульман.
Кроме этого, во время религиозных праздников «ураза-байрам» после молитвенного собрания проводится гостевание, в хорошую погоду под открытым небом, мужчины 20-30 человек садятся в круг, мужчинам подают угощение, женщины сидят также в кругу рядом, они пользуются тем, что останется после мужчин. Молодежь собирается тоже в круг 15-20 человек, на этих праздниках участвуют члены ВЛКСМ и члены КПСС.
Наша Коммунистическая партия проявляет повседневную заботу о дальнейшем повышении сознательности советских людей, преодолении пережитков буржуазной идеологии, о воспитании активных строителей коммунизма, указанные отдаленные населенные пункты совершенно забытые, где проводится далеко недостаточно массовая политическая работа, указанные населенные пункты находятся на 50-75 км от районных центров.
В этом медвежьем углу первичная парторганизация не ведет систематической повседневной разъяснительной работы о реакционном характере религиозной идеологии, при совхозе «Южный» имеется освобожденный секретарь первичной парторганизации Иван Петрович Лазарев, который очень мало проводит политико-воспитательной и культурно-массовой работы среди башкирского населения.
Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Куйбышевской области П. Алексин, 16 августа 1956 года».
Подготовил Шамиль ГАЛИМОВ.
Газета «Азан», № 16, 2006 год.
Просмотров: 1204