На намаз — явочным порядком

1986Мы с большим удовольствием сегодня воз­вращаем наших читателей к одной из самых интересных, на наш взгляд, тем. Она касается публикации архивных материалов, которые проливают свет на историю общественной и религиозной жизни мусульманских народов САМАРСКОГО края. Это — документы, дыхание эпо­хи, к которым необходимо относиться очень бе­режно и внимательно, поскольку они (с учетом присущей тому или иному времени идеологической подоплеки) достаточно объективно сооб­щают о происходивших тогда событиях.

Сегодня речь пойдет о некоторых страницах борьбы Советской власти с религиозными веро­ваниями среди башкир южных районов Куйбы­шевской области в послевоенную пору. Цифры из-под пера государственного чиновника о жите­лях башкирских сел, соблюдающих пост в месяц Рамазан, наверняка, покажутся удивительными. Особенно теперь, всего через 50 лет с тех собы­тий. С великой горечью мы вынуждены отметить нынешнее плачевное состояние наших земля­ков-башкир в смысле отправления культа и со­блюдения мусульманских обычаев. Ничего не скажешь, постаралась Советская власть — ее тру­ды увенчались большими «успехами».


«СЕКРЕТНО.

Председателю Совета по делам религиоз­ных культов при Совете Министров СССР Полянскому И. В.

Первому секретарю Куйбышевского обко­ма КПСС Ефремову М. Л. Председателю облисполкома Петрухину С. А.

Согласно утвержденному на II полугодие 1955 г. плану работы, я выезжал в населенные пункты: Муратшино, Таш-Кустяново Алексеев-ского района и 2-е отделение совхоза «Южный» Больше-Глушицкого района, мною установле­но, что эти населенные пункты расположены на стыке трех степных самых отдаленных районов: Алексеевского, Больше-Глушицкого и Больше-Черниговского. Муратшино и Таш-Кустяново на­ходятся в 50 км от районного центра Алексеевки, второе отделение совхоза «Южный» находится в 75 км от районного центра Большой-Глушицы и 180 км от областного центра гор. Куйбышева и Куйбышевской ж.д.

В селе Муратшино проживает преимуществен­но башкирское население, все население объе­динено в колхоз «Кзыл Муратша», или «Красная Муратша» состоит из 75 дворов со 130 трудоспо­собными членами колхоза, председатель колхоза т. Борисов. В селе Муратша имеется две школы — начальная и неполно-средняя, состав препода­вателей числится из 7 человек, директор школы Бородина, зав. школой Шарифутдинова, препо­давание в школах преимущественно на родном башкирском языке. В беседе с председателем Муратшинского сельсовета т. Мусиным, секрета­рем первичной парторганизации и многими дру­гими колхозниками мною установлено, что в селе имеется незарегистрированная группа верующих, которая состоит из 60-70 человек мусульманского вероисповедания, которые собираются по группам в пятничный «юмга-намаз» явочным порядком.

Мною установлено, что в большие религиозные праздники собираются в большинстве своем на кладбище, в непогоду собираются в частных до­мах, в наибольших зданиях, на большие религиоз­ные праздники приезжают дикие бродячие муллы.

В беседе с членами партии, которые пытались скрыть истинное положение, заявляя, что якобы верующие по очереди исполняют обязанности мулл, тогда как рядовые колхозники тут же заяв­ляли, что действительно приезжают из Куйбыше­ва и других местностей бродячие муллы. Кроме этого учителя показывают, что во время религи­озных праздников в село Муратша приезжают и приходят на молитвенное собрание башкиры, ка­захи и татары из 2 отделения совхоза «Южный».

Во втором башкирском населенном пункте в 8-10 км от села Муратша находится село Таш-Кустяново, которое состоит из 78 хозяйств со 120 трудоспособными членами колхоза «Кзыл Бель-ге» или «Красный Маяк», председатель колхоза т. Равилов Хасан Гадисович, член КПСС, с которым не представлялось возможным провести беседу, так как Равилов был в отъезде.

В беседе с колхозниками, которые сообщи­ли, что в селе имеется начальная школа, препо­давание проходит на башкирском языке, в селе имеется незарегистрированная группа верующих мусульманского вероисповедания в количестве 50-60 человек, которые в большинстве своем мо­лятся дома, в пятничные «юмга-намазы» собира­ются группами и проводят молитвенные собрания.

Во время больших религиозных праздников собираются в одном месте на мусульманском кладбище или в большом здании во время не­погоды. Из беседы установлено, что как в селе Муратша, а также в селе Таш-Кустяново во время поста «Рамазана» этот пост-ураза соблюдали 80-85% всего населения, в том числе члены семей коммунистов.

В 12 км от села Муратша расположено второе отделение совхоза «Южный» Малороссийского сельсовета Больше-Глушицкого района, второе отделение совхоза «Южный» составляет 16 дво­ров со 125 трудоспособными рабочими, в т.ч. 35% русских, 45% башкир, 20% казахи, татары и дру­гие. Все дома построены из самана с земляными полами и крышами барачного типа с несколькими квартирами в каждом доме.

Из беседы установлено, что 90% верующие мусульманского вероисповедания, ежедневную молитву проводят дома, на полевых станах, во время поста Рамазана с 23 апреля по 22 мая по­головно все 100% соблюдали пост-ураза.

Во время праздников: ураза-байрам, кур­бан-байрам праздновали по 3 дня, в мае 23, 24, 25 мая, в июле 29,30,31 июля, более 22 голов было забито скота.

29 июня 1955 года во время религиозного праздника «курбан-байрам» со всех трех населен­ных пунктов Муратша, поселок совхоза «Южный» и Таш-Кустяново собирались в селе Таш-Кустя­ново, где проводили молитвенное собрание ве­рующие мусульманского вероисповедания, куда и приезжали дикие бродячие муллы. Причина сбора в указанном ауле, по преданию в этом на­селенном пункте ранее проживали два прадеда, одного имя было «Таш-булат», второго звали «Ку-стян», поэтому в виде почета прадедов все веру­ющие согласились собраться во время религиоз­ного праздника в селе «Таш-Кустяново», это село до 1917 года имело название Таш-булат-Кустяново. Конечно, это затея бродячих мулл, чтобы собрать больше денег и продуктов с верующих мусульман.

Кроме этого, во время религиозных праздни­ков «ураза-байрам» после молитвенного собра­ния проводится гостевание, в хорошую погоду под открытым небом, мужчины 20-30 человек садятся в круг, мужчинам подают угощение, женщины си­дят также в кругу рядом, они пользуются тем, что останется после мужчин. Молодежь собирается тоже в круг 15-20 человек, на этих праздниках участвуют члены ВЛКСМ и члены КПСС.

Наша Коммунистическая партия проявляет повседневную заботу о дальнейшем повышении сознательности советских людей, преодолении пережитков буржуазной идеологии, о воспитании активных строителей коммунизма, указанные от­даленные населенные пункты совершенно забы­тые, где проводится далеко недостаточно массовая политическая работа, указанные населенные пун­кты находятся на 50-75 км от районных центров.

В этом медвежьем углу первичная парторга­низация не ведет систематической повседневной разъяснительной работы о реакционном харак­тере религиозной идеологии, при совхозе «Юж­ный» имеется освобожденный секретарь первич­ной парторганизации Иван Петрович Лазарев, который очень мало проводит политико-воспита­тельной и культурно-массовой работы среди башкирского населения.

Уполномоченный Совета по делам религи­озных культов при Совете Министров СССР по Куйбышевской области П. Алексин, 16 ав­густа 1956 года».

Подготовил Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», № 16, 2006 год.

Просмотров: 1204

Комментирование запрещено