Тарихтан имтихан мәҗбүри булырга мөмкин / Глава Минобрнауки ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: «Обязательный экзамен по истории был бы возможен начиная с 2018 года»

KMO_150168_00157_2_t222_191852Тарих буенча Бердәм дәүләт имтиханы мәҗбүри булырга мөмкин. Бу хакта РФ Мәгариф һәм фән министры Дмитрий Ливанов хәбәр иткән. 

– Әлегә карар кабул ителмәсә дә, минемчә, тарихтан мәҗбүри имтиханны 2018 яки 2019 елдан кертергә мөмкин булыр иде, – дигән министр «Коммерсант» газетасына. – Шул ук вакытта якындагы өч елда министрлык яңа мәҗбүри фәннәр кертмәячәк.

Аның әйтүенчә, тарих фәнен мәҗбүри имтиханнар рәтенә кертү хакында актив рәвештә сөйләшүләр алып барыла. Ләкин әлегә белгечләр фикере генә туплана. Яңалык кабул ителгән очракта да, бу хакта берничә ел алдан хәбәр ителәчәк.

* * *

В понедельник в России в 50-й раз отмечают День учителя. Накануне этой даты глава Минобрнауки ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ в интервью «Ъ» рассказал, какими он видит российских педагогов. По утверждению министра, учителя в стране довольны своим социальным статусом — во многом благодаря почти двукратному повышению зарплаты. Теперь чиновники ждут от преподавателей умения пользоваться электронными журналами и работать с детьми-инвалидами. Также министр рассказал, что следующим обязательным ЕГЭ может стать история — правда, не раньше чем через три года. Кроме того, Дмитрий Ливанов заявил, что пока так и не решено, нужны ли в школе «Основы мировых религий и светской этики».

— Сегодня в стране празднуют День учителя. С каким настроением вы, министр образования и науки, встречаете эту дату? Чего вы смогли добиться для учительского сообщества, а чего так и не удалось сделать?

— День учителя, с моей точки зрения,— самый авторитетный профессиональный праздник в нашей стране. Ведь каждый без исключения человек помнит своих учителей и благодарен им. И российский корпус учителей, который включает в себя свыше миллиона педагогов, сейчас динамично развивается. Мы не так давно получили итоги международного исследования работы учителей TALIS, которое проходило в странах ОЭСР,— это более 30 стран, включая большинство европейских государств, США, Японию, Австралию (см. «Ъ» от 27 мая). И выяснилось, что число учителей с высшим образованием у нас больше, чем в странах ОЭСР. Еще российские учителя в среднем моложе, чем учителя в других странах: у нас 13% педагогов до 35 лет, а по ОЭСР таких около 10%. Более того, у нас с 2009 года увеличивается когорта молодых учителей, а в странах ОЭСР имеет место обратная тенденция.

Также исследование показало, что наши учителя в целом удовлетворены своим социальным статусом. Безусловно, здесь сыграло свою роль масштабное повышение заработной платы, почти в два раза, которое произошло за последние три года. Поэтому я считаю, что наши педагоги встречают юбилейный, пятидесятый День учителя с неплохим настроением. Хотя, конечно, есть проблемы, и они все хорошо известны — но очень важно, чтобы в профессиональном сообществе были бодрость, заряд на работу. Для профессии учителя это естественное состояние, поскольку человек каждый день встречается с детьми в классе и, естественно, заряжается от них хорошим настроением.

Мы видим и рост конкурса на педагогические направления в вузах, и, что особенно приятно, повышение качества знаний людей, которые приходят туда учиться. Уже нет этой ситуации, когда в педвузы поступали далеко не самые лучшие и способные выпускники школ, а потом далеко не самые лучшие и способные выпускники педагогических вузов шли работать в школы. Такой был отрицательный отбор. Сейчас эта ситуация изменяется, причем очень значимо. И это, безусловно, вселяет оптимизм по отношению к будущему нашего учительства.

— Сейчас в мире обсуждается будущее самой профессии учителя. Много говорят о том, что в ближайшие годы она должна серьезно измениться — в эпоху интернета и «Википедии» педагог уже не может просто стоять у доски и пересказывать учебник, он должен быть скорее координатором самостоятельной работы ребенка. В России готовятся к подобным изменениям?

— Мир меняется на наших глазах, поэтому, вполне естественно, меняются ожидания и требования людей, в том числе к системе создания, накопления и обмена знаниями. Образовательная система, начиная со школьной скамьи, призвана отвечать текущим и перспективным задачам экономического и социального развития общества. Мы хотим с максимально раннего возраста развивать у детей интерес к наиболее востребованным областям знаний и профессиям. Одной из главных задач для российского образования сегодня является подготовка инженеров нового типа, которые в самом ближайшем будущем понадобятся в совершенно разных областях экономики и социальной жизни общества, от производства до здравоохранения и индустрии развлечений. Эта тема сейчас очень актуальна и активно обсуждается на различных уровнях и площадках. На предстоящем октябрьском форуме «Открытые инновации» целый день деловой программы будет полностью посвящен вопросам образования и инновационным решениям в нем.

Хочу при этом обратить внимание, что «урок будущего» — это не обязательно нечто связанное с использованием современной компьютерной техники, роботов, как многие могут себе представить. Это прежде всего новые образовательные техники, которые, например, могут быть связаны с отказом от привычной всем классно-урочной системы. И мы приветствуем талантливые решения в этой сфере, если они способствуют эффективному усвоению школьной программы.

Наши ведущие педагоги очень четко понимают эти задачи и видят те изменения, которые пришли в школы в связи с информационной революцией — теперь учитель больше не является монополистом в области знаний, и любой человек, в том числе и школьник, может их получить из огромного многообразия информационных ресурсов. Новая задача учителя — помочь детям найти именно ту информацию, которая является полезной, которая будет способствовать более быстрому достижению высоких образовательных результатов и которая им не навредит. Но это, безусловно, не отменяет базовой функции учительской профессии: воспитывать ребенка, давать ему необходимый багаж знаний, приобщать его к тому корпусу культурных ценностей, которые каждое поколение хочет увидеть переданным последующим поколениям.

— А педагогические вузы перестраиваются под эти новые требования времени?

— Действительно, у нас в течение многих лет был некоторый застой в области педобразования. Недавно мы проанализировали ситуацию и увидели, что программы, по которым учат педагогов, в значительной степени устарели. Причем не только методически — утрачен и существенный практический компонент. И в итоге бывало так, что выпускник педагогического вуза или колледжа просто пугался класса — потому что за время обучения у него не было в достаточном объеме практики общения с детьми. Поэтому одним из основных элементов модернизации педагогического образования сейчас является расширение именно практической компоненты в подготовке учителей. Мы хотим, чтобы каждый студент педвуза проходил практику в конкретной школе по меньшей мере полгода, а лучше — целый учебный год. Под руководством опытного педагога-наставника он должен взаимодействовать с детьми и учиться выстраивать коммуникацию с молодым поколением.

У нас недавно был принят профессиональный стандарт педагога, который как раз определил тот перспективный облик профессии, который ждет наше общество. И он включает владение на современном уровне информационно-коммуникационными технологиями. К слову, в России уже сейчас внедрены и активно используются электронные учебники, журналы и дневники, электронные доски. Такие интерактивные элементы увеличивают интерес учеников, а значит, улучшают освоение материала. Не преувеличивая роли элементов электронного обучения, отмечу, что они имеют принципиальное значение для детей с особыми потребностями, которые таким образом могут дистанционно учиться и даже виртуально находиться на занятиях. Подобные решения существуют в разных странах и уже точечно внедряются и у нас, поэтому учитель должен как минимум знать о них. В стандарте отдельно указано, что современный учитель должен уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. В любом детском коллективе такие ребята могут быть, и учитель должен быть готов к этому. Другой важный навык — способность эффективно взаимодействовать в мультикультурной среде, ведь сегодня учителю часто приходится работать в классе, где для части детей русский язык не является родным.

И, естественно, важный навык учителя — не просто передать детям определенный набор информации, а пробудить интерес к своему предмету. Потому что педагогика давно установила — обучение будет эффективным только в том случае, если сам ученик заинтересован и имеет мотивацию учиться.

— В учительском сообществе жалуются, что этот стандарт вмещает так много требований, что обычный педагог вряд ли им будет соответствовать при всем желании. Например, той же работе с детьми-инвалидами надо отдельно и долго учиться.

— Естественно, этот стандарт мы не рассматриваем как систему жестких административных требований и декларацию высоких ожиданий. Это скорее опора и навигатор в разработке собственной траектории развития для каждого учителя. Но не надо забывать, что наши педагоги регулярно проходят переподготовку. Кстати, по данным исследования TALIS, чаще и более интенсивно, чем их коллеги в других странах. Конечно, очень важно быстро осовременить программы повышения квалификации, чтобы они соответствовали новому профессиональному стандарту. Но в целом, конечно, эта система у нас работает — и надо ее развивать.

— Вы назвали воспитание детей одной из базовых функций учителя. При этом в обществе жалуются как раз на нехватку воспитательной работы в школах — правда, никто не может сформулировать, как именно она должна выглядеть. Звучат самые разные предложения, вплоть до того, чтобы учитель проводил пятиминутки политинформации со школьниками. Как по-вашему, школа должна воспитывать детей?

— Мы все учились в советской школе и помним, что школа тогда была только одним из элементов системы воспитания и социализации, хотя и очень важным. Кроме школы, была еще целая система молодежных общественных организаций, прекрасная детская литература, детское кино, театр и так далее. Было замечательное дополнительное образование — кружки, секции. Но за последние 20 лет мы, к сожалению, утратили многие внешкольные структуры социализации детей. Вместо этого добавился фактор информационной среды, часто агрессивной по отношению к ребенку. Появились социальные сети, целая индустрия детских развлечений, которая далеко не всегда положительно влияет на ребенка. И мы сейчас прилагаем максимальные усилия к тому, чтобы восстановить необходимые элементы системы социализации молодого поколения. Естественно, уже на новом технологическом и дидактическом уровне.

Например, активно развиваются детские и молодежные общественные организации, хотя можно по-разному относиться к работе каких-то из них. Новое развитие в последние годы получила система дополнительного образования детей. В любом случае, было бы неправильно перекладывать на школу всю ответственность за социализацию каждого ребенка. Школа, безусловно, должна выполнять здесь свою функцию, но важнейшую роль в воспитании ребенка, как и раньше, несет семья. Другое дело, что у нас меняется модель семьи — вы не хуже меня знаете, что часто молодые родители живут без бабушек и дедушек, и за ребенком после уроков некому проследить. Поэтому семьи сейчас предъявляют запрос на школу полного дня, где ребенка можно оставить на дополнительные занятия и быть уверенным, что он получит все необходимое для личностного и физического развития. Именно поэтому очень важно развивать систему дополнительного школьного и внешкольного образования, кружковой работы. Сейчас, понимая необходимость ранней профориентации детей, мы это делаем с упором на инженерно-техническое творчество, изобретательство. Ведь именно эта часть нашего допобразования наиболее сильно пострадала в 1990-е годы.

— Как раз на нехватку интересных кружков очень активно жалуются и родители, и педагоги. Что еще хуже — даже если кружки есть, то они чаще всего платные. Несколько кружков, пусть даже с нужным государству техническим уклоном, оказываются серьезным ударом по бюджету семьи. А если детей несколько, то денег на кружки-секции у родителей точно не хватит.

— Мы видим эту проблему, и у нее есть несколько аспектов. Прежде всего, важен в целом охват детей дополнительным образованием, как инструментом, позволяющему каждому ребенку развивать свои уникальные способности. Охват, доступность допобразования отслеживается с помощью статистических данных, которые ежегодно обновляются. И сейчас мы видим, что по этому показателю — охвату детей кружками, секциями, музыкальными и спортивными программами — мы уже вернулись на уровень позднего Советского Союза. Конечно, статистика может не учитывать какие-то особенности в отдельных регионах или школах, но этот охват и дальше будет расти.

— Вы говорите о бесплатных кружках?

— Россия — одна из немногих стран мира, где дополнительное образование имеет очень большую долю государственного финансирования. В подавляющем большинстве государств родители должны сами платить за любые кружки. А у нас в каждом регионе есть специальный раздел бюджета, куда на реализацию таких программ ежегодно закладываются средства. Конечно, в зависимости от тех бюджетных возможностей, которые есть у региона. Но могу точно сказать, что такое финансирование год от года растет. Кроме того, современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в качестве обязательного элемента до десяти часов в неделю дополнительных занятий. Подчеркну — до десяти часов, то есть где-то это может быть десять, а где-то пять или четыре бесплатных часа. Это выбирают регионы, исходя из своих бюджетных возможностей. И в рамках этих часов каждая школа, каждый муниципалитет предоставляет детям возможность бесплатно заниматься в кружках, секциях, музыкальных и спортивных школах. А вот все, что выходит за рамки ФГОСа и бюджетной системы допобразования, школа может предлагать родителям оплатить. В целом проблемы роста платности дополнительного образования в масштабах страны нет, объемы бесплатных программ год от года расширяются. Там, где мы видим желание того или иного региона сэкономить на допобразовании, сразу принимаем меры.

В любом случае, чтобы сгладить возможное напряжение, каждая школа должна четко и открыто объяснить: вот это — бесплатные для семьи кружки, средства на которые дает государство, а вот здесь — дополнительные занятия, за которые школа может брать плату.

— Если вернуться к теме воспитания школьников, то у нас все-таки есть один обязательный предмет, у которого именно такая задача — это «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который проходят в четвертом классе. Для вас это все еще эксперимент или полноценный состоявшийся предмет?

— Наступивший учебный год — третий, когда ОРКСЭ обязателен и преподается во всех регионах. Поэтому сейчас это уже, конечно, не эксперимент. Но, с другой стороны, пока рано говорить о влиянии этого предмета на мировоззрение школьников, на их социализацию. У нас пока нет объективного инструментария для измерения этих учебных достижений, его еще предстоит создать. Что мы считаем важным результатом этого курса? Где этот предмет преподается хорошо, а где нужно улучшить преподавание? Трудно сказать. И это не мне трудно сказать, я констатирую, что в самом педагогическом сообществе нет по этому поводу единой точки зрения. Надо понимать, что это обычная ситуация — в школьной системе любые изменения приживаются в течение достаточно большого срока. Конечно, я слышал о предложениях расширить этот курс или, наоборот, отказаться от него. Но я считаю, что здесь метаний из стороны в сторону быть не должно. Нам крайне важно понимать эффективность и полезность этих изменений для школьников. А для того чтобы это понимание сложилось, необходимо время, формирование сообщества преподавателей этого предмета, методической и аналитической базы. Давайте подождем первых объективных результатов, которые и покажут: нужен предмет или нет, а если нужен, то в каком объеме.

— В этом учебном году школы должны с пятого класса начать преподавание второго обязательного иностранного языка. Вызвало ли это какие-то проблемы? И готова ли система образования к запланированному в 2020 году появлению третьего обязательного ЕГЭ — по иностранному языку?

 Введение основ второго иностранного языка записано во ФГОСах основной школы, которые были приняты еще в 2010 году, и неожиданности здесь не произошло. У каждой школы, каждого региона было достаточно времени подготовиться к введению этих стандартов. Времени и сейчас достаточно, поскольку внедрение нового стандарта рассчитано на пять лет. Но у нас уже сейчас примерно 10% школ включили в свои программы второй иностранный язык.

Мы понимаем, с учетом методической сложности этой задачи и ресурсных ограничений, что сразу во всех школах ввести второй иностранный язык не получится. Я думаю, вы прекрасно понимаете, что и первый иностранный язык далеко не во всех школах преподается на высоком уровне. Конечно, лучше знать хорошо один иностранный язык, чем плохо знать два. Поэтому никакой спешки нет, но к 2020 году в каждой школе должны быть созданы условия для преподавания второго иностранного языка. А с 2020 года начнется введение ФГОСов для 10-11-х классов, в 2022 году этот процесс закончится, и тогда мы впервые проведем обязательный для всех выпускников 11-х класса экзамен по иностранному языку.

— Какие еще ЕГЭ могут стать обязательными? Сейчас много говорят об истории.

— Действительно, такая возможность сейчас активно обсуждается. Но пока все находится на этапе сбора экспертных мнений. Мы в первую очередь исходим из того, что здесь не должно быть никаких неожиданностей, а все изменения должны быть объявлены за несколько лет. В ближайшие три года мы никаких новых экзаменов вводить не планируем. На более отдаленную перспективу пока решение не принято, но, по моему мнению, обязательный экзамен по истории был бы возможен начиная с 2018 или 2019 года.

При этом мы продолжаем постепенный отказ от тестовой части экзамена — это позволит с помощью выпускных испытаний проверить не только багаж знаний, который был накоплен учеником, но и его умение ими пользоваться. Таким образом, мы начинаем использовать метапредметный подход. Кроме того, будет расширен перечень экзаменов по выбору: среди них, например, появится китайский язык.

kommersant.ru

Просмотров: 1166

Комментирование запрещено