Жизнь, которую мы потеряли, или Карта погибших татарстанских сел и деревень

деревня-каменные-дома-осеньКАК УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ ИЗ АКТАНЫШСКОГО РАЙОНА ВОССОЗДАЕТ ИСТОРИЮ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики. Сегодня о многих деревнях и селах напоминают только заброшенные кладбища. Несколько лет назад энтузиаст из Актанышского района решил встать на защиту истории. Так появился проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан». Автор проекта Ильназ Шарипов написал статью, в которой размышляет о том, зачем нужно спасать свою малую родину.

В ТАКИХ МЕСТАХ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОТЕРЯЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ

Все началось два года назад. Тогда у нас в Актанышском районе проходил ежегодный молодежный форум. В то время я еще не знал, что буду серьезно заниматься созданием карты исчезнувших сел и деревень Татарстана. На этом форуме собирается инициативная молодежь. Наш район в последние годы заметно развивается, сюда приезжают молодые специалисты — больше всего обновлений в сфере образования. Особенно это заметно в нынешнем году.

И вот тогда, в 2013 году, нас собралось человек 20, мы сели в «ПАЗик» и поехали в одну деревню. Вернее, туда, где она когда-то располагалась. Чувства, которые нас посетили, — это, конечно, в первую очередь уныние и печаль. Потому что когда находишься в таких местах, возникает ощущение того, что это твоя родная земля, что это твой родной дом время стерло с лица земли. В той, первой деревне, не осталось уже ни единого дома — чистое поле. Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение. Последние старожилы покинули те места еще в конце 70-х. А то, что творится на кладбище, — это вообще кошмар. Все завалено деревьями, ограждения полностью развалены, поросло кустами. Некоторые камни упали и лежат на земле. Там есть очень древние захоронения, на плитах которых надписи сделаны арабскими буквами.

«Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение»

После той поездки и появилась идея создать сайт и сохранить память о деревнях и селах, которые мы потеряли. Я изучал этот вопрос, у нас в республике нет информационного ресурса в сети интернет, где бы были приведены данные о вымерших населенных пунктах республики. В «Википедии» есть несколько разделов, посвященных городам Татарстана, но чего-то более полного нет.

Я работаю один, периодически мне помогают, но в основном все делаю в одиночку. Просто тогда, те 20 человек — это были участники форума, и эта поездка была, можно сказать, в рамках патриотического воспитания, а массового интереса к этой теме, к сожалению, нет. Так как преподаю в школе, иногда мне помогают мои ученики. Правда, преподаю не историю, а информатику. А интерес к истории Татарстана — это просто увлечение, которое появилось еще во времена учебы в школе.

ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КАК В ТАТАРСТАНЕ, НЕТ НИ В ОДНОЙ ИЗ СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ

Каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Когда и каким образом, почему появилась деревня, кто был первым поселенцем в этой деревне? Почему ее не стало? Попала в зону затопления гидроэлектростанции, попала под пресс государственной политики, попала в разряд бесперспективных или в деревне просто закрыли образовательное учреждение и магазин? Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? На эти вопросы и пытаюсь найти ответ.

 

Я создал сайт avyllarrt.com в декабре 2013 года — спустя несколько месяцев после той первой поездки. На поездки по отдаленным районам республики, к сожалению, пока нет времени, но как только появится возможность, хочу снять документальный короткометражный фильм на эту тему. В прошлом году мой проект выиграл поощрительный грант. На полученные деньги приобрел фотокамеру, чтобы двигаться дальше к осуществлению своей задумки. До начала осени по плану у меня была поездка в одну деревню на реке Белой — деревня Дербышка. Она была достаточно крупной — там даже была пристань. Предметы крестьянского быта или антикварные вещи нам еще ни разу не попадались — это все нашли те, кто был там до нас. Перед нами открываются только природные просторы, и мы уже дальше можем только фантазировать о той жизни, которая когда-то здесь бурлила.

На территории нашей республики в настоящее время известно свыше 5 тыс. археологических памятников. Такого количества археологических объектов нет ни в одной из соседних областей и республик. В книге «Очерки по археологии Татарстана» под редакцией П. Н. Старостина этому дается следующее объяснение: «Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Татарстан — это зона слияния крупнейших рек Восточной Европы: Камы и Волги, это территория стыка двух природных зон — леса и степи. Широкие пойменные луга и степи всегда привлекали к себе скотоводов. Плодородные земли края тысячелетия назад позволяли заниматься земледелием. С глубочайшей древности в наш регион стремились собиратели, охотники, рыболовы. Во-вторых, большое количество археологических памятников на территории Татарстана — один из убедительных показателей богатой и сложной истории нашего края».

«Процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время — сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века»

НА ПРОСЬБУ ПОМОЧЬ ОТКЛИКНУЛИСЬ ГЛАВЫ РАЙОНОВ И ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ

Мы работаем и с сообщениями бывших жителей деревень, и с архивными документами. Часть информации находим в книгах по истории Татарстана. Часто нам отправляют информацию директора музеев. В мае прошлого года я разослал официальные письма главам районов, где рассказывал о том, что существует такой проект. Мне хотелось подключить к работе все районы. И главы поселений пошли на контакт — они по мере возможности стали отправлять уже готовую информацию. Например, очень много информации имеется об исчезнувших селах и деревнях по Актанышскому району: там прекратили существование более 60 населенных пунктов. В Азнакаевском районе таких сел и деревень более 70… В Мензелинском районе тоже много вымерших деревень. И процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время — сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века.

На сайте есть формуляр, заполнив который, люди рассказывают о тех местах, где они или их предки когда-то жили. Я верю, что люди не обманывают, зачем им это? После обработки и проверки подлинности информации выставляю сообщения об этой деревне на сайт. Я хочу обобщить имеющуюся информацию, а этот сайт оставить будущим поколениям. Хочется собрать всю разрозненную информацию в единую базу, чтобы было удобно смотреть и изучать историю, которую мы потеряли. Деревня должна процветать. Если деревня умрет, то и город не проживет, потому что корнями все уходит именно туда — в деревни.

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики

На страничке группы в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Фарит Галимов написал: «Может, причины исчезновения деревень больших и малых в природных катаклизмах и стихийных бедствиях, страшных засухах и наводнениях, но наши края ничем не хуже других мест, а где-то и лучше, и более благосклонней к разумному земледелию». Но для меня основная причина этого бедствия видится в другом. Это причина, которую я склонен считать стихийным бедствием вселенского масштаба, разрушавшим устои, связь между человеком и землей. Эти непомерные аппетиты в преобразовании мира, государств, людей и стали тем самым бедствием, которое и без ураганов и наводнений уничтожило естественное сельское хозяйство, вытравило из душ людей села чувство единения с землей, чувство подлинного хозяина на им же обрабатываемой земле. Земле, которая кормила и обеспечивала не одно поколение людей. И это стихийное бедствие — революция, да-да, та самая Великая октябрьская социалистическая революция, именуемая на современный манер теперь переворотом. Но не слишком ли много у революций всяких «пере»: перестройка, перековка, перегибы, еще тысяча всяких «пере»… А ведь за каждой «пере» стоит ошибка или заблуждение, а за каждой ошибкой — тысячи и миллионы искалеченных судеб, а часто и загубленных жизней простых и незаметных людей, чья вина только в том, что они невольно стали тем самым «исходным материалом» для этих грандиозных целей: преобразование Мира и преображение Человека.

Я сам с удовольствием живу в селе. Даже больше скажу, я бы с радостью возродил какую-нибудь вымершую деревню, если бы были возможности оснастить местность всем необходимым — провести электричество и газ. Такая альтернатива городской жизни меня не пугает, главное, чтобы условия были.

Ильназ ШАРИПОВ.

«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1607

Комментирование запрещено