«Хоть и головы наши руби…» (Дело о белогорских татарах)

849a631c-ec71-4456-97d7-55bd80b0a19f.jpg.1000000x720_q85«Без прошлого, нет будущего»… Это вы­ражение известно всем. И это самое прошлое совершенно естественно связывается с исто­рией. В этом смысле есть еще практика прове­дения исторических аналогий.

Мы предлагаем сегодня читателям познако­миться с материалом, обнаруженным в журна­ле «Самарские епархиальные ведомости» за 1883 и 1884 гг. Он, этот материал, может стать пищей для разного рода размышлений: о верно­сти наших предков исламским традициям, кре­пости их духа и о многом другом. Актуальность нашего рассказа — экскурса в позапрошлый век -   обусловлена еще тем, что наряду с процессом исламского возрождения нашего времени, как многопланового исторического явления, парал­лельно нарастает противоположное ему явление -   «деисламизация» определенных слоев мусуль­манского (в этническом смысле) сообщества, прежде всего городского. В первую очередь, это касается народов, которые многие века прожива­ют в Волго-Уральском бассейне, проще говоря, коренного населения этих мест — татар и башкир.

И еще одно вводное примечание. Местность, о которой пойдет речь, легко узнаваема по назва­ниям населенных пунктов. Она сейчас не входит в наш регион, но в Самаре проживает очень мно­го выходцев из тех мест. В их числе руководитель ансамбля «Ялкынлы яшьлек» И.И. Колючев.

«История крещения и потом отпадения татар от православия в 20-х годах нашего (19-го — прим. Авт.) столетия исследована, по преимуществу, только относительно Казанской и отчасти Сим­бирской губернии.

Белогорские татары указывают на положение дел в то же время в Оренбургской губернии. Бе­логорские татары жили в Бузулукском уезде, тог­да Оренбургской, а ныне Самарской губернии. В

Большом и Малом Белогорьи они поселились, вышедши из Казанской губернии. Во всяком случае, надобно признать за несомненное, что они переселились сюда ранее 3-го десятилетия настоящего столетия. Крещены они были еще в Казанской губернии, и пришли сюда уже крещен­ными…

Известно, что еще в 1744 году казанские та­тары, по преимуществу торговые, были пересе­лены в Оренбург с дозволения правительства. Само правительство, желая заселить Оренбург­ский край, вызывало сюда охотников.

Поэтому нет ничего удивительного в пересе­лении татар. Здесь земли было много — отчего и не переселиться… Татары не только просили освободить их от христианства, но и жаловались даже на духовенство, заставлявшее их исполнять христианские постановления. Они были уже со­вратившимися, когда пришли сюда. В Казанской губернии, где население было уже более или ме­нее сплошное, духовное начальство строгий над­зор за новокрещенными, отступить формально от христианства было трудно. Но в стране Орен­бургской, где население было редкое, да и то в большинстве кочевое — башкиры, укрыться от ду­ховного начальства было легко и просто.

Но видно, что притч Новосергиевской крепо­сти имел основание побуждать их к исполнению христианских обязанностей. Имели и татары на­зывать себя магометанами, ибо таковыми они значились в ревизских сказках (документы об итогах переписи населения — прим. Авт.) Жела­ние духовенства и желание татар, таким образом, сталкивались. Отсюда и произошло «дело о Бе­логорских татарах», хранящееся в архиве Самар­ской духовной консистории.

Казанские татары выбрали здешнюю мест­ность (прежде глухую) вблизи кочевников, куда они могли уйти и смешаться там с башкирами. Затем, как привыкшие к торговле, они поселились здесь, вероятно, для торговых целей. Белогорские татары, как и все казанские, были люди пожиточ-ные. Занимались торговлею, они не теряли связи с казанскими татарами, что видно из того, они по­дали прошение об оставлении их в магометанстве около 1827 года. Следовательно, это было общим движением, охватившим поволжский край.

Такое положение белогорских татар очень благоприятствовало не только тому, чтобы все больше и больше укрепляться в магометанстве, но чтоб совсем замести следы их принадлежно­сти к церкви. Им в 1827 году пришло на мысль их желание выдать себя за татар-магометан, а стремление духовенства подчинить их церкви выставить как насилие в деле веры.

С этой целью белогорские татары выбрали от себя представителя, Ямбая Усеева, по-христи­ански Якова Максимова для иска на священника Новосергиевской крепости Алексеева и благочин­ного Львова, принуждавших их к соблюдению об­рядов христианской веры.

Прошение было написано двумя Бузулукски-ми канцеляристами, коллежским регистратором Мурзаковым и канцеляристом Колмогорцевым. Эти личности татары».

От автора. Прошение было подано главноу­правляющему духовными делами ДДДИИ — Де­партамента Духовных дел иностранных испове­даний Российской империи, ведавшего делами всех нехристианских религий. Время для этого выбрано не случайно — только недавно, после смерти императора Александра I 19 ноября 1825 года состоялось вошествие на престол Николая I. В истории нередко бывает, что новые правители вначале принимают решения, могущие укрепить его авторитет и популярность среди подданных. Судя по всему, к такому выводу пришли и бело­горские татары, посчитавшие момент смены ца­рей наиболее подходящим для решения своей проблемы. По терминологии православного духо­венства, самое лучшее время для «совращения в магометанство».

Это же подтверждает и документ: «писавшие прошение надеялись, что главноуправляющий заступится за мусульман, ибо законом дана сво­бода вероисповеданий». Это было сделано ца­рицей Екатериной II, отменившей драконовские законы ее предшественников по отношению к поволжским мусульманам. Петр I и несколько его преемников провели вторую (после Ивана Гроз­ного), такую же масштабную кампанию по кре­щению инородцев. Для обращения поволжских мусульман принимались самые разные способы: от конфискации земель татарских мурз (высших слоев общества) до наделения крестьян (низших слоев) непосильной лашманной повинностью по заготовке корабельного леса. Но и после объяв­ления екатерининских свобод не все новокре-щенные осмеливались заявлять о стремлении возвратиться в религию предков. Особенно за пределами территории Казанского ханства. «До подобной дерзости не доходили даже казанские татары» — написано о белогорцах в одном из пи­сем Оренбургской епархии в столицу.

Попытка белогорских татарских крестьян тоже не удалась. Прошение было признано незакон­ным, и канцеляристы, писавшие его, были преда­ны суду, а татары переданы на увещевание. Но и оно оказалось бесполезным — «увещеваемые» не сдавались. А в 1828 году еще раз обратились, уже к самому императору Николаю I.

И снова неудача. Святейший Синод отреаги­ровал традиционным в таких случаях образом: предписал Оренбургскому епископу найти «свя­щеннослужителя с отличной нравственностью и знающего татарский язык, и отправить его к Бело-горским татарам с наставлением, как он должен себя вести в отношении к отпадающим от веры, для удержания тамошних татар от поползновения к магометанству и укреплении навсегда в право­славии». А также снабдить «совращающихся в магометанство» 5 экземплярами Нового завета «на оренбургском татарском наречии».

Оказалось, что специалистов, отвечающих указанным требованиям, нашлось два — из Беле-беевского уезда. Автор материала в «Самарских епархиальных ведомостях» Нурминский сомне­вается, что искали должным образом и усерди­ем. И делает заключение: «Видимо взяться за такое щекотливое дело никто не хотел». Поэтому задача увещевания «совратившихся» была воз­ложена на двух местных священников, знающих татарский язык.

Далее Сергей Нурминский описывает шаги, которые были предприняты для возвращения за­блуждающихся, по мнению властей, татар в лоно правславия. Все началось 21 мая 1827 года.

Прибывши в Новую Белогорку «деятели» (тер­минология источника — прим. Авт.) вызвали и кре­стьян из Старой деревни..

«По прибытии увещевателей к татарам, — про­должаем читать документ, — они заставили читать им новый завет деревенского муллу, а священник Петропавловский толковал его на татарском язы­ке. Татары сначала слушали это чтение, а потом разошлись по домам и слушать более уже не хо­тели. Священнику Петропавловскому было пред­писано остаться у татар одному и увещевать». На этом сходе жители двух татарских селений, подлежавщие увещеванию, еще раз единодушно выразили желание оставить христианство и воз­вратиться в магометанство.

Тем более Указу Оренбургской консистории об увещевании они не поверили, сказав, что это фальшивка, которую написали сами «увещева­тели». Никакие беседы и уговаривания, прохо­дившие на двух языках, успеха не имели. Вместо того, чтобы «образумиться», белогорцы для про­должения дела выбрали поверенного, того, кто подавал второе прошение Фейзулла Сейфуллин (Спиридон Герасимов).

Потом увещевания повторились пятнадцать раз — вместе (со священниками приезжал и за­седатель Николай Нагаев) и порознь. Но татары стояли на своем, выдвигая все новые и новые ар­гументы против «возвращения в православие». Даже книги отказались брать — все пять экзем­пляров Нового завета на татарском языке были увезены обратно. К такому упорному действу, сделали вывод увещеватели, поощрял их пове­ренный Спиридон Герасимов и его родственник Павел Остафьев — оба люди зажиточные и авто­ритетные. По итогам безуспешной «агитационной работы» было высказано предложение: квалифи­цировать отказ белогорских татар как бунт и для их усмирения вызвать казаков.

Но дело до казацких нагаек не дошло — оно было передано в суд. 11 июня 1829 года суд граж­данского начальства, рассмотрев обстоятельства обоих прошений в Петербург, приговорил татар «в двух деревнях Белогорских, 22 семейства, к телесным наказаниям (исключая 70-летних и ма­лолетних), удалив их из места жительства».

Решение отправилось на рассмотрение Орен­бургской уголовной палаты, потом в столицу — к министру внутренних дел, а уже оттуда — в коми­тет министров. И, в конце концов, описав мно­жество бюрократических кругов, вышестоящими инстанциями было отменено, «поскольку отпаде­ние новокрещенных произошло от недостаточно­го духовного назидания, нетвердости в догматах веры и жительства новокрещенных между маго­метанами». Наблюдалась такая картина: обе эти татарские деревни несколько десятилетий были смешанными — с мусульманским и христианским населением.

Из столицы вместо наказания розгами пришел другой вердикт: «разослать новокрещен в христи­анские селения, наблюдая при том, чтобы в де­ревнях сих были церкви». Случилось в 1835 году. Расселение непокорных татар между русскими было принято за основную исправительную их меру.

И здесь начинается самое интересное. Для приема «совратившихся в магометанство татар» было определено 12 селений Бузулукского уезда: Домашкино, Съезжее, Курманаевка, Алексеевка, Грачевка и другие. Временем начала их пересе­ления определили 1836 год. Но даже через три года ни одна семья фактически не была пересе­лена, поскольку дело сразу столкнулось с много­численными трудностями.

Например, чиновники сначала не могли выя­вить круг переселяемых, поскольку никто не на­зывал свои имена по-христиански.

Выяснить это с помощью соседей — из-за кру­говой поруки односельчан и их солидарности — тоже не удавалось. Внешне это объяснялось трудностями перевода.

И только в 1842 году первые приговоренные к переселению были доставлены в русские дерев­ни. Но пошли новые жалобы: чрез неделю пере­селенцы начали пропадать. Священники сел Кур-манаево и Погромное доносили в консисторию, что «татары-новокрещены у них не значатся, а своевольно возвращаются в прежние свои селе­ния татарские».

Несколько семей вместо русских сел посели­лись в башкирских — Кадряскино и Таймасово. Нередко в самих русских селах сельское началь­ство не знало, где они проживают. Бывало, что переселенные татары приходили сюда только отметиться у старосты и тут же исчезали. «Да и поселившиеся на положенных местах не оказы­вали к обращению никакой надежды, держат ма­гометанские обычаи, как в образе жизни, так и в употреблении пищи» — такое заключение предста­вителей духовенства не оставляло никаких шан­сов на успешный исход всего предприятия.

Так продолжалось несколько лет. Видя бес­полезность своих усилий, епархиальное началь­ство в 1849 году окончательно предает отступ­ников суду гражданского начальства по законам. Но Святейший Синод не одобрил его решение, а предписал продолжить водворение непокорных татар в новые места проживания.

В 1851 году дело о белогорских татарах пе­решло к только что образованной Самарской гу­бернии. Обновляя сведения по нему, 6 июля 1851 года бузулукская уездная полиция обнаружила в наличии только 31 из более чем 100 подлежав­ших к переселению. И то, как указано в донесе­нии в Губернское правление, это одни сироты, вдовы и умершие.

Сироты тем временем начали бродить по окрестным селам и просить милостыни — «хри­стиане им не отказывают». Но даже эта катего­рия «отступников», попавшая в тяжелую жизнен­ную ситуацию, не поддавалась на увещевания вернуться в православие. Священник села По­громное Панженский доносил, что просящие по­даяние татары сказали ему: хоть и головы наши руби, а мы не примем веры христианской…

…Закончилась эта история длиною в тридцать лет 25 июня 1858 года. Самарская духовная кон­систория, вернувшись к вопросу о белогорских татарах, приняла еще одно решение. Вроде бы о продолжении дела. Но предписала для ниже­стоящих инстанций такие меры, что от первых и решительных по форме планов наставления отступников на путь истины не оставалось и следа. На этом фактически дело было прекращено.

Поводя итоги неудачного опыта возвращения «отпавших», «Самарские епархиальные ведо­мости» пишут, что «нет ничего удивительного в стремлении татар к магометанству, ибо об обру­сении их, слитии их с русским народом никто не позаботился». И что хотя «администрация отно­силась к ним строго, русский народ равнодушно». Иначе говоря, усилия православного духовенства не находили должного понимания и поддержки в пастве. А на вопрос «Что делать?» в подобных случаях впредь, ответ дается в последнем абзаце материала:

«Что же касается до вопроса, какие же меры лучше было употребить к утверждению отпадав­ших, то в самой резолюции Государя Николая Павловича указаны меры вполне христианские: увещевание и распространение книг на татар­ском языке. К сему современный казанский при­мер прибавил еще: устройство школ для образо­вания детей крещенных инородцев».

Р5. Примечательный факт: к моменту оконча­ния «дела о Белогорских татарах», в 1959 году Самарское Губернское правление составило для Оренбургского Магометанского Духовного собра­ния «Сведения о числе магометанских мечетей в Самарской губернии, состоящих при оных ду­ховных лицах и прихожанах». Этот документ мы нашли в фондах Центрального государственного архива Самарской области. По нему видно, что пятивременная мечеть (вторая категория — Со­борная) существует при селе Новые Белогорка (202 мужчин и 222 женщин), ее имам Гайнутдин Хамзин, государственный крестьянин из располо­женной из неподалеку деревни Медведки (Указ ОМДС от 19 августа 1836 года). А в Старой Бе-логорке (прихожан соответственно 225 и 233) в должности имама и мугаллима (учителя медресе) состоит купеческий племянник Нагуман Сагидди-нов (Указ с 12 мая 1856 года) из Сеитовского По­сада (Каргалы).

Самое интересное — количество прихожан ме­четей соответствует количеству жителей селе­ний. Значит, все они являются мусульманами. А история с попыткой принудительного возвраще­ния «отпавших в магометанство» белогорских та­тар в православие осталась позади… 

Подготовил Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», 2010 год, (№ 17).

Просмотров: 1809

Комментирование запрещено