Солнечный мудрец, заражающий оптимизмом

Минияров«Для нас не просто Вы – учитель, Вы – педагога эталон», – так написано в одном из поздравлений, собранных его семьюдесятью защитившимися аспирантами и тремя докторантами в толстенный альбом по случаю юбилея их мудрого и талантливого проводника в мир науки, человека щедрой души, искренне любящего свое дело. Да, в январе этого года д.п.н., профессор В.М. Минияров отметил свое 70-летие, хотя этих лет юбиляру не дашь ни по его внешнему виду и мобильности, ни по его жизнелюбию и обилию реализуемых идей.

Половину своего жизненного пути Валерий Максимович провел в Самаре, появившись здесь в 1979 году в связи с приглашением на работу в местный педагогический институт. В нем годом ранее был открыт новый факультет – физического воспитания. Сотрудника кафедры физвоспитания Орского пединститута, заочно окончившего аспирантуру Всесоюзного НИИ физической культуры (г. Москва) и уже два года стоявшего в очереди на защиту диссертации, радушно встретили в волжском городе и определили на кафедру спортивных дисциплин. Ею тогда руководил мастер спорта СССР по легкой атлетике В.С. Гирис – знакомый нового сотрудника по Омскому институту физической культуры.

В учебный процесс основательно образованный и контактный Валерий влился быстро и работал с удовольствием – так, как привык. Через два года он защищает здесь кандидатскую диссертацию по теории и методике физической культуры и спорта и с 1982 года трудится на только что созданной кафедре теоретических основ физического воспитания и гимнастики. В.Минияров преподает курс теоретических основ физвоспитания, а четыре года спустя он начинает заведовать этой кафедрой, что будет продолжаться в течение пяти лет.

Ее сотрудники активно занимались и научной работой, которая велась по двум проблемам: подготовка студентов к профессиональной деятельности и коммунистическому воспитанию школьников (руководитель – доцент В.М. Минияров) и изучение влияния некоторых нейтротропных фармакологических веществ на спортивную работоспособность (руководитель – профессор М.И. Никифоров). В течение первых пяти лет существования кафедры по названным проблемам был выпущен ряд учебных пособий и методических рекомендаций, в том числе и такие: В.М Минияров, Ю.Н. Лысенко, А.И. Аронина «Планирование учебно-воспитательной работы по физической культуре в школе» (1985), В.М. Минияров, Е.С. Чижова «Характеристика средств физической культуры» (1986).

80-годы памятны еще интенсивной лекторской деятельностью по линии общества «Знание» и руководством секцией «Физическая культура и спорт» в Куйбышевском отделении Педагогического общества РСФСР. Позже возникнет другая интересная общественная работа – в составе экспертного совета по физической культуре и спорту при Главном управлении образования Администрации Самарской области.

Валерий с родителями и братом. Львов, 1946 год

Валерий с родителями и братом. Львов, 1946 год

Отец  в Термезе, 1937 год

Отец в Термезе, 1937 год

Физрук с вожатыми пионерского лагеря, 1965 год

Физрук с вожатыми пионерского лагеря, 1965 год

На тренировке с мсмк Штельбаумсом Н.Н. Омск, 1966 год

На тренировке с мсмк Штельбаумсом Н.Н. Омск, 1966 год

Орские хоккеисты, 1974 год

Орские хоккеисты, 1974 год

С братом и отцом, 1975 год

С братом и отцом, 1975 год

Туристы сплавляются по реке Белой, 1975 год

Туристы сплавляются по реке Белой, 1975 год

В Бакуриани, 1985 год

В Бакуриани, 1985 год

В этот же период заведующий кафедрой определяется с темой докторской диссертации. «Меня, – улыбается он, – заинтересовало то, насколько правильно моя супруга воспитывает нашего сына. Начал наблюдать за процессом как социолог (а эта профессия была знакома по досамарской жизни), на долгие годы подружился с одноклассниками и однокашниками сына, ходил с ними в походы и на экскурсии, бывал на разных мероприятиях, собраниях, встречался с родителями, проводил опросы учеников, их пап и мам, а также педагогов, разработал различные анкеты и пр.». Проведенные им лонгитюдные (англ. – долговременные) исследования позволили получить интересный материал по проблеме изучения и формирования характера школьников, психологии их воспитания дома и в учебном заведении.

В начале 90-х годов Валерий Максимович отправляется с результатами исследований и возникшими идеями в Москву, чтобы услышать мнение авторитетов и определиться с дальнейшими действиями. Но столица, как и в случае с кандидатской работой, вновь неприветлива к нему. Корифеи в области педагогики отсылают его к психологам, а психологи – или назад, к педагогам, или за получением базового образования.

В этом круговороте, длившемся пять лет, доцент Минияров узнает о петербургском докторе наук А.А. Реане, работающем в сфере интересов самарца. Последний договаривается о встрече, которая продлится всего 40 минут, но за это время волжанин получает четкие рекомендации о том, как доработать материал и идеи до уровня докторской диссертации. «Потом я писал ее в режиме полной самоотдачи: где угодно, когда угодно, – вспоминает профессор, – и через шесть месяцев с «рожденной» диссертацией снова поехал вгосуниверситетСанкт-Петербурга. «Готовая докторская», – сказали ему в Северной Пальмире и поставили на защиту, которая состоялась в 1995 году по теме: «Психолого-педагогические основы подготовки учителя к изучению личности школьника».

На следующий год на факультете психологии СГПУ создается кафедра психологии образования, и В.Миниярову предлагают ее возглавить. Начинается новый виток его деятельности, также доставляющей удовольствие. Вместе с новыми коллегами он осуществляет подготовку кадров по специальностям «Психология» и «Педагог-психолог» со специализацией «Психологическое консультирование», используя для этого 22 теоретических и практико-ориентированных учебных курса. Помимо лекций и семинаров применяются и инновационные формы занятий: проекты, тестовые задания, мини-исследова­ния, учебные конференции, практикумы и т.п.

Со студентами Валерий Максимович всегда выстраивает созидательные отношения, так как вместе с ними внедряет технологию совместного творческого обучения. А как заведующий он создал самоуправляемую кафедру, которая не требует от него тех или иных стилей руководства, но всячески его ценит. Вот слова из ее послания недавнему юбиляру: «Iloveyou! Бесконечно Вас люблю!/ За характер незлобливый, интеллект несокрушимый, /За тип личности такой, что завидует любой, /За лояльность, оптимизм, толерантность, гуманизм. /В общем, все не перечесть. Как же славно, что Вы есть!».

Успешно ведется кафедрой и научная работа в различных своих аспектах. А про 73 кандидата и доктора наук, появившихся под руководством заведующего, уже говорилось в начале статьи. Отметим при этом, что процесс защит начался 17 лет назад, и, стало быть, ежегодно Валерий Максимович готовит в среднем не менее четырех остепененных исследователей. Знающие работу с аспирантами люди, думаю, просто ахнут от таких показателей – ведь это запредельная перегрузка. А герой нашей статьи не «гонит вал», а творит вместе с аспирантами и соискателями, превращая тернистый путь к знаниям для них в увлекательную дорогу открытий и свершений. Он их «заражает» своими идеями и не отключается на этой стадии. «Благодаря Вашему великому таланту, – написала наставнику защитившаяся одиннадцать лет тому назад Зинфира Давлетбаева, – мир становится все краше и добрей».

Бывшая аспирантка подметила весьма точно. Действительно, на это по большому счету и нацелена деятельность В.Миниярова. Многочисленные вопросы родителей и педагогов после его лекций о психологии воспитания школьников, а также их настойчивые просьбы дать в руки какой-нибудь инструментарий для работы с детьми подтолкнули его к созданию так называемой триады. Выглядит она следующим образом: стили семейного воспитания, характеристика типов личности учеников, коррекционные действия для родителей и педагогов, формулирующиеся под всевозможные сочетания стиля и типа.

Конкретность этих рекомендаций для психологов, учителей и мам с папами вызвала к ним огромный интерес. Разработанная профессором уникальная авторская диагностика и коррекция личности школьника широко внедрена в современную практику работы классных руководителей, социальных педагогов, психологов страны. Валерий Максимович уже опубликовал более 150 работ по проблемам физической культуры, психологии характера и психологии воспитания.

Активно он использует и силу слова, выступая как организатором различных циклов лекций и мастер-классов, учебных центров и курсов, так и знающим мастеровитым лектором, выступающим не «по бумажке». Сначала его пригласили провести серию выступлений в г. Кирове, потом профессора с программой «Предупреждение асоциального поведения учащихся» встречал Челябинск, и нет такого города-района в этой области, где бы ни внимали самарцу.

А в Пензе интерес к концепции В.Миниярова проявил губернатор области В.Бочкарев и распорядился создать все условия для реализации инновационной программы профессора. Его деятельность по просвещению всех кадров, работающих со школьниками, и их вооружению методикой была подкреплена решением главы региона по закреплению предприятий за «трудными» подростками и их семьями с ежемесячным отчетом о проделанной работе. Кроме того, органам правопорядка было велено всех детей, гуляющих после 22.00, приводить в милицию и вызывать родителей. Результат от комплексного воздействия дал знать о себе уже через год: на учете в детских комнатах милиции остались 16 подростков из 190.

Много сил Валерий Максимович вкладывал в подготовку психологов в Самаре и Тольятти, в городах знакомой с детства Башкирии. Он регулярно выступал в не чужом ему Оренбуржье, был членом диссертационных советов в Ульяновске и, конечно, в Самаре, в которой профессор создал два негосударственных образовательных учреждения дополнительного образования (НОУ ДО): «Ориентир» и «Профессионал». Первое из них обеспечивало профессиональную подготовку студентов в г. Тольятти совместно с местным филиалом СГПУ, в результате чего армия психологов пополнилась на 500 человек. А НОУ «Профессионал» оказывало услуги по психологической поддержке для родителей и педагогов.

По самым скромным подсчетам упомянутая выше программа заведующего кафедрой образования внедрялась с его участием в следующих городах: Белебей, Златоуст, Магнитогорск, Октябрьск, Оренбург, Орск, Пенза, Сибай, Троицк, Туймазы, Уфа и Челябинск. Кроме того, он разрабатывал программу по направлению «Педагогическая психология» в составе УМО Министерства общего и профессионального образования РФ по бакалавриату «Психология» при РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), редактировал монографии как член международного редакционного совета журнала «Социосфера».

А если к этой сверхинтенсивной деятельности добавить нагрузки лихих 90-х годов, когда доценту Миниярову пришлось для содержания семьи заниматься еще и торговлей товарами ширпотреба, и извозом, то становится понятно, что такой ритм жизни даже тренированный организм спортсмена долго выдерживать не мог. Пришлось Валерию Максимовичу познакомиться с кардиохирургами и перенести операцию на сердце.

В эти дни вспомнились ему слова мамы: «Вот, Валера, кандидатскую напишешь, и, наверное, дел поубавится». Хатима Нигматулловна жалела своего младшенького сына, родившегося в первый день 1945 года во Львове в семье военнослужащего и домохозяйки. Именно в этот город вместе с войсками второго эшелона к концу войны прибыл отец мальчика Мохсим Хусаинович. Писари, постоянно «спотыкаясь» об это имя, стали записывать офицера как Максим. Сына же он решил назвать Валерием в честь легендарного летчика В.Чкалова. Вот так стопроцентный татарский ребенок стал Валерием Максимовичем.

Его родители были родом из той части Башкирии, которая граничила с ТАССР. Мохсим после 7-го класса окончил курсы бухгалтеров и был направлен на работу в Узбекистан. Вскоре его призвали в армию, и в 1937 году в городе Термез(узб. – Термиз) началась 20-летняя военная служба будущего майора. После принятия присяги в феврале 1938 года он стал сержантом и помощником командира взвода отдельного артиллерийского дивизиона. За сражение у озера Хасан получил орден Красной Звезды.

Затем Мохсим окончил полковую артиллерийскую школу, где его основательно обучили нужным знаниям (даже на пенсии отставник легко умножал в уме трехзначные числа, а складывал любые), получил офицерское звание, стал командиром взвода своего артдивизиона, который на фронте влился в Башкирскую кавалерийскую дивизию. В 1942 году его ранило под Брянском, и после ряда операций (в легком так и остался осколок) он был отправлен в Омск.

После госпиталя снова на фронте – начальник штаба дивизиона. Потом стал командиром батареи учебного артполка в Тоцке. А затем состоялось упомянутое выдвижение во Львов, борьба с бандеровцами, смена мест проживания на Украине (гг. Луцк, Ровно, Славута, воинский гарнизон Городище) и год службы в Польше.

Выйдя в отставку, кавалер ордена Красного Знамени, двух орденов Красной звезды и многих медалей вернулся в Башкирию, в г. Туймазы. Ему предлагали возглавить завод, но он отказался и устроился в жилищно-коммунальную контору. Потом долгие годы МохсимХусаинович работал инженером по технике безопасности в автотранспортной конторе управления «Татнефтегаз» г. Альметьевска и был председателем ее профсоюзной организации.

А Валерий окончил начальную украинскую школу в г. Славуте, вследствие чего раньше хорошо изъяснялся на украинском языке. Когда вместе с родителями он оказался в г. Туймазы, бабушка научила его говорить по-татарски. «Урысча аңламым», – отвечала она на обращения внука, и тот до сих пор владеет родным языком, хотя и не имеет разговорной практики. До 9-го класса он был учеником дневной школы, а среднее образование получил после завершения учебы в туймазинской вечерней школе №2.

В период обучения в «вечерке» 16-летним парнем Валера начал трудовую деятельность: сначала работал на железобетонном заводе, затем на заводе геофизического оборудования слесарем. После школы он предпринял попытку поступления в Московский инженерно-физический институт, но получил на экзамене «неуд» по русскому языку и вернулся домой. А здесь его друзья-спортсмены уговорили поехать с ними на вступительные испытания в Омский институт физической культуры.

Дело в том, что под впечатлением победы советского велосипедиста В.Капитонова на Олимпиаде в Риме герой нашей статьи захотел стать велогонщиком. Он накатывал по шоссе в одиночестве сотни километров на велосипеде «Турист» и однажды встретил на дороге группу спортсменов, которые и пригласили улыбчивого и общительного трудягу в свою спортивную секцию. Со временем Валера стал чемпионом Башкирии среди юниоров на дистанции 25 км, но при этом продолжал играть за сборную города в футбол и хоккей с мячом.

В Омске он начал заниматься скоростным бегом на коньках и выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Его учили известные специалисты: мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр 1960 года Н.Н. Штельбаумс, который стал первым советским конькобежцем, завладевшим высшим мировым достижением на дистанции 10000 метров, и мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР по велоспорту Л.И. Живодеров, среди воспитанников которого впоследствии будут неоднократные победители первенства РСФСР, СССР и крупнейших международных соревнований, в т.ч. чемпионата мира и Олимпиады.

Но одних занятий и тренировок энергичному студенту было мало, и Валерий создал в институте клуб атлетической гимнастики «КЛАГ», а также вел на общественных началах философский кружок. Читатель в этом месте, наверное, усмехнется – как это физкультурник мог взяться за ведение философских дебатов?! А ведь смог, поскольку был фантастически начитан. «В детстве в нашем доме книг вообще не было, – вспоминает профессор. – Но однажды фронтовой друг отца подарил ему свою библиотеку, и я окунулся в невиданный мир. Начал с томов всемирной истории, потом переключился на философские книги, прочитал некоторые тома Полного собрания сочинений В.И.Ленина, добрался до «Капитала» К.Маркса. Одним словом, процесс пошел».

Выезжая на практику в пионерские лагеря в качестве физрука, Валерий брал с собой гору книг, которые «поглощал» в свободное время. Однажды это не понравилось новому директору лагеря, и физрука уволили. Он сначала опечалился, а потом оборудовал за территорией лагеря шалаш и целыми днями проводил в нем за чтением книг, а по вечерам устраивал под гитару концерт для пионеровожатых. Вскоре к его внелагерной жизни примкнули двое вожатых, и жизнь стала веселее, но это мешало создателю шалаша читать, и поэтому он отбыл домой.

Закончив обучение в 1968 г., Валерий получил распределение в Уфимский нефтяной институт, где в течение двух лет работал на кафедре физвоспитания, а также возглавлял республиканскую команду «Буревестник» по скоростному бегу на коньках. Один из членов этой команды (В.Варламов) во второй половине 70-х годов станет чемпионом страны, призером чемпионатов мира и Европы, мировым рекордсменом в беге на 10000 метров и мастером спорта международного класса.

Однажды молодого преподавателя физкультуры отправили на институтские курсы марксизма-ленинизма, где его начитанность и навыки участия в дискуссиях быстро проявились. Заведующий кафедрой философии и научного коммунизма предложил ему работу социолога, и мало что знавший об этой профессии Минияров согласился.

Этот неординарный шаг принесет ему и радости, и огорчения, причем последних будет больше. Валерий начнет посещать директоров разных предприятий и заключать с ними договоры на проведение исследований. Вскоре станет заведующим социологической лабораторией на кафедре и полностью окунется в новую деятельность. По своей инициативе напишет кандидатскую работу по философии и поедет с ней консультироваться в Свердловск. Там его «щелкнут по носу» – диссертаций без научного руководителя не бывает, а у уфимца его нет. В это время все преподаватели получают квартиры, но Валерия обходят – он, перейдя в социологи, статус преподавателя потерял.

Стыкуя итоги социологических исследований с трудами классиков марксизма-ленинизма, заведующий лабораторией позволяет себе в узком кругу критические замечания окружающей действительности и попадает в разряд вольнодумцев, которого в вузе видеть не желают.

В поисках работы бывший социолог отправляется в Челябинск и в 1973 году становится начальником футбольной команды «Локомотив». Затем с подачи друзей переезжает в г. Орск Оренбургской области, где трудится главным социологом на механическом заводе. Обследует все подразделения и результаты проведенной работы докладывает начальству. Валерия внимательно выслушивают, но воспользоваться его выводами не желают. Все это, дескать, модно, но у нас не применимо.

Хотя одно приятное воспоминание от социологии он в Орске получил. К нему как-то обратился сотрудник местного горкома партии и предложил организовать исследование об активности партийных работников города. По вместе составленной анкете Валерий Максимович провел опросы и их итоги с выводами передал заказчику. Вскоре тот перезвонил и поблагодарил за работу, с итогами которой довелось успешно выступить на совещании в городском комитете КПСС. Впоследствии он начал быстро расти по служебной лестнице, и через два десятилетия стал известен стране как председатель Совета министров  Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин.

Ну а В.Минияров в 1974 году перешел на работу в Орский пединститут. Здесь он был не только преподавателем кафедры физического воспитания, что уже отмечалось в статье, но и председателем спортклуба «Буревестник», а также социологом и кочегаром в котельной общежития, в котором жил. Кроме того, Валерий эфенди входил в президиум областного общества «Буревестник».

А теперь перескочим через 33 года и вернемся к нашему герою, начавшему летом 2007 года осваивать послеоперационный период своей жизни. Да, появились лекарства постоянного потребления, периодические уколы и мониторинг артериального давления с фиксацией состояния здоровья в спецдневнике. Но сказать, что профессор коренным образом изменил свое отношение к жизнедеятельности, нельзя.

Он по-прежнему «увешан» аспирантами, которые не без основания его боготворят. «Около Вас светло, радостно и надежно», – написала ему в поздравлении с юбилеем Юлдуз Мухина, защитившая диссертацию в 2010 году. А все вместе они выпустили к 70-летию Мастера солидный труд под названием «Экспериментальная педагогическая психология и педагогика», составленный из их многолетних исследований. В нем бывшие ученики благодарят Валерия Максимовича за общение, наполненное творчеством, полетом научной мысли, тонким юмором и изящными приемами «воспитания» будущих кандидатов наук.

С сотрудниками кафедры, 2002 год

С сотрудниками кафедры, 2002 год

Лекция спецкурса для студентов. Самара, 2005 год

Лекция спецкурса для студентов. Самара, 2005 год

Выступление в Пензе, 2006 год

Выступление в Пензе, 2006 год

Спецкурс для учителей. Тольятти, 2008 год

Спецкурс для учителей. Тольятти, 2008 год

Почетный работник высшего образования РФ не перестает разъезжать по городам и весям с выступлениями и мастер-классами. Вот только некоторые перемещения профессора, оставившие след в Интернете: выступление с актовой лекцией «Современный руководитель: выбор приоритетов» и проведение мастерской «Безопасная среда: профилактика асоциального поведения» в Клубе директоров для руководителей образовательных учреждений Отрадненского округа (2008 год); участие в обмене опытом построения и реализации образовательных программ в области консультативной психологии на конференции в Московском городском психолого-педагогическом университете (2009 год); начало руководства экспериментальной площадкой «Формирование учебно-познавательных компетенций школьников» в школе №29 г. Уфы (2010 год); выступление с открытой лекцией «Научные квалификационные работы, их написание и оформление» в рамках празднования 10-летия факультета психологии БГПУ (2011 год); проведение публичных лекций по проблемам физической культуры, спорта и валеологии в Орском гуманитарно-технологическом институте (2011 год); выступление на методологическом семинаре «Актуальные вопросы психологии образования» в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ (2012 год).

Обладатель медали К.Д. Ушинского – ведомственной наградыМинистерства образования и науки Российской Федерации, продолжает выпускать научные труды и осваивать новые дела. Так, в 2010 году вышла его монография «Психология позитивного отношения учащихся к учебной деятельности». В том же году профессор стал заведующим кафедрой педагогики в самарском филиале Московского городского педагогического университета. А через год на самарском телевидении был снят фильм о В.М. Миниярове в рубрике «Герой нашего времени», который периодически появляется в программе ТВ. В позапрошлом году его родная кафедра за счет слияния с другим структурным подразделением факультета сменила название, и теперь Валерий эфенди руководит кафедрой возрастной и педагогической психологии.

Не перестал он и дружить со спортом. Конечно, велосипед, коньки, туризм и волейбол остались в прошлом, но посещение фитнес-клуба стало нормой, а многочасовые заплывы с женой по морю частенько будоражат загорающих на берегу. Ольга Владимировна, с которой профессор образовал семью 44 года назад, тоже спортивно-ориентированный человек. Работая учителем в школе и педагогом психологии в вузе, она всегда находила время для посещения различных секций. А сейчас супруга занимается танцами и входит в состав ансамблей «Ностальжи» и «Ретро-Стиль». За активную танцевальную деятельность она получила награду из рук губернатора Н.И. Меркушкина.

Их сын Максим также живет в Самаре и, окончив вуз, занимается оценкой недвижимости. Семь лет назад он превратил родителей в бабушку и дедушку. Теперь Валерий бабай любит гулять с внучкой Алисой по Студеному оврагу, а не так давно Ольга Владимировна сделала из него тангейро, научив танцевать аргентинское танго. Она восприимчива и к татарской культуре: любит вместе с супругом смотреть передачи на канале ТНВ, умеет танцевать национальные танцы и петь песни, а также готовить блюда татарской кухни. Причем, в ее арсенале есть кушанье какре, которое популярно у населения долины реки Ик, протекающей, в основном, по границе Башкортостана и Татарстана. Сказалось, видимо, проживание со свекровью и мужем в девятиметровой комнате общежития, а также тесное общение со сношеницей – Розой Шайдулловной отметившей месяц назад свое 80-летие. К сожалению, в текущем году не стало ее мужа Рима Максимовича – старшего брата профессора. Рим окончил лесотехнический техникум в Львове, служил в армии, после чего работал мастером, прорабом на стройках. Последние годы он был главным инженером, заместителем директора консервного завода в г. Туймазы.

С аспиранткой Юлдуз Мухиной, 2010 год

С аспиранткой Юлдуз Мухиной, 2010 год

С внучкой, 2015 год

С внучкой, 2015 год

С женой, слева, на собственном 70-летии, 2015 год

С женой, слева, на собственном 70-летии, 2015 год

Лист из юбилейного альбома 2015 года

Лист из юбилейного альбома 2015 года

Валерий Максимович с теплотой говорит о брате, помогавшем ему вступать в мир, и о родителях, также ушедших в мир иной. А сам он полон энергии и планов, которые будет мудро и талантливо, с доброй улыбкой проводить в жизнь. Да и как иначе – ведь в переводе с латыни его имя означает следующее: сильный, здоровый. Вот совет от профессора тем читателям, которые намерены серьезно «грызть гранит науки» и подниматься к ее вершинам: 8 часов ежедневных образовательных усилий позволят добиться успехов в учебе, а 12 часов работы в день – стать успешным в науке, но только при условии увлеченности своей профессиональной деятельностью.

Сам Валерий эфенди выходит на более крупные среднесуточные показатели в любимой работе и при этом умеет наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Таково его кредо: Киләчәгең дә зур уңышлар белән үрелсен!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3(12), 2015 год.

Просмотров: 1690

Комментирование запрещено