Вокруг планов казанской митрополии РПЦ

cer1Среди 15 городов РФ с населением более 1 миллиона человек Самара занимает 1 место по обеспеченности православных типовыми постоянно действующими церквями, Казань — 2 место

Мусульманская общественность республики продолжает с возмущением обсуждать планы казанского митрополита Феофана по интенсивному строительству церквей в Казани, озвученные им в ноябре. Активисты также выступают за отмену решения о воссоздании собора в центре Казани. Эти вопросы поднимались и на предновогодней встрече Президента РТ Рустама Минниханова с журналистами. Рассмотрим проблему церковного строительства в Казани на основе статистики и реальных интересов города и республики.

Митрополит Феофан заявляет, что согласно нормам, принятым РПЦ, в городах одна церковь должна приходиться на 20 тысяч верующих, и, что «Казани до этого еще далеко». Простейшие подсчёты показывают, что это не соответствует действительности.

В Казани показатель не более 20 000 потенциальных прихожан на одну церковь уже достигнут и превышен, считая всех этнических православных, начиная с младенцев.

В Казани на начало 2015 года было 1205 тысяч жителей. Этнические православные — русские, чуваши, украинцы, крящены и другие, согласно переписи 2010 года, составляют почти ровно половину жителей города. Значит потенциальных прихожан церквей Казани около 600 тысяч человек. Согласно данным сайта Татарстанской митрополии, в городе 45 действующих храмов РПЦ, не считая монастырских. В их числе 29 церквей, 2 храма при больницах, 8 «приходов не имеющие типового храма», 6 часовен. С церквями и часовнями монастырей в Казани около 56 действующих православных храмов. Из 8 приходов «не имеющих типовых храмов», фактически, по сведениям этого и других православных сайтов: в одном построена и действует новая церковь, в другом церковь полностью обновлена, в третьем построен и действует храм при больнице, в 1-2 строительство новых на завершающей стадии. Таким образом, даже не считая монастырские, больничные и имеющие «нетиповые» здания приходы, действующих церквей в городе минимум 31, что соответствует оценке самого митрополита Феофана – «чуть больше тридцати». Таких недостроенных, «нетиповых», больничных, тюремных храмов в некоторых крупнейших городах более половины. Фактически, можно считать число действующих церквей в Казани более 40. Но, даже считая количество церквей по минимуму — 31, на 1 действующую церковь в Казани приходится приблизительно 19450 потенциальных прихожан.

Чтобы выяснить, насколько хорошо Казань обеспечена храмами по сравнению с другими крупными городами России, рассчитаем число потенциальных прихожан на одну действующую церковь в городах с населением свыше 1 млн. жителей. Данные о числе православных храмов взяты или подсчитаны в основном на сайтах соответствующих митрополий и епархий РПЦ, частично на других справочных Интернет-ресурсах.

При расчёте учтены только типовые, отдельно построенные постоянно действующие церкви и соборы. Не учитывались часовни, храмы в выделенных, временных помещениях, монастырские, при учреждениях, домовые, тюремные церкви, молельные дома. Несмотря на запутанность статистики, сложность подсчёта церквей, и возможные в связи с этим неточности, рассчитанные значения позволяют сравнить развитость церковной инфраструктуры РПЦ в городах-миллионерах РФ. Каковы же итоги?

Среди 15 городов РФ с населением более 1 миллиона человек Казань занимает 2 место по обеспеченности православных типовыми постоянно действующими церквями.

Если же численность православных разделить на общее количество православных храмов, включая часовни, монастырские и другие, Казань будет на 1 месте по обеспеченности православных храмами.

Ниже приведены таблица и диаграмма числа потенциальных прихожан (этнических православных) на одну постоянно действующую типовую церковь в городах-миллионерах.

cer11cer2Религиозный и культурный облик Казани волнует татарскую общественность во всем мире. Казань для нас исторический, политический, культурный и религиозный центр. Мы не можем допустить превращения Казани снова в обычный русский город, застроенный церквями.

Как показывает жизнь, большинство жителей России, хотя и уважают религиозные чувства своих друзей, соседей, коллег, знакомых, в то же время не хотят тесно соприкасаться с чужой религией. Большинство русских категорически против строительства мечетей в районах, где они живут. Отсюда отказы местных властей под надуманными предлогами в строительстве мечетей в Москве и во многих других российских городах. Несомненно, подобные же чувства неприятия татары и другие мусульманские народы испытывают по отношению к церквям, несмотря на то, что культура межконфессиональных отношений в Казани намного выше, чем в Москве.

Более того, как показали дошедшее до столкновений, протесты против строительства церкви в Москве в Лосином Острове летом 2015 года, закончившиеся его отменой, — даже значительная, нерелигиозная часть русских также недовольна слишком активным церковным строительством, особенно когда оно затрагивает их привычные места отдыха.

У нас в Поволжье есть многовековой опыт мирной и добрососедской жизни мусульман и христиан. Но в дореволюционный период (также как до сих пор во многих странах мира), они жили рядом, но раздельно — в своих национальных и конфессиональных общинах — в отдельных селениях или разных частях городов. Центрами таких общин были, как правило, мечети или церкви. Повсеместное смешанное проживание представителей разных народов и конфессий стало возможным после подавления религии в советский период и переход к чисто светскому обществу. Одним из главных условий гармоничного соседства мусульман и православных в таких городах, как Казань, Уфа, Набережные Челны, остаётся низкая религиозность – лишь несколько процентов жителей соблюдают религиозные традиции, остальные проявляют себя как верующие только в дни больших религиозных праздников.

В последние годы в столице и многих крупных городах России начато массовое строительство церквей, при фактическом запрете строительства мечетей в большинстве из них. Это вызывает сильное недовольство мусульман. При появлении новой церкви рядом с их домом, большинство представителей иных конфессий будут испытывать дискомфорт и раздражение, и многие предпочтут переехать. Поэтому нельзя строить культовые здания в обжитых кварталах. Наиболее разумным решением было бы выделять зоны для создания крупных исламских и православных центров на окраинах городов, или закладывать культовые здания в проект на этапе проектирования новых районов.

Роль религии в нашем обществе в ближайшие годы будет расти, и это неизбежно. Для татар и башкир, особенно выросших в городе, частично или полностью утративших родной язык и традиции, ислам становится снова основой их национального самосознания, самоидентификации. Русские же, несмотря на доминирование русского языка в России, сильнее других народов РФ утратили связь со своей традиционной культурой прошлых веков, и православие в постсоветский период во многом заменило им утраченные традиции.

В условиях усиления роли религии в обществе активизация строительства церквей в Казани, попытки усиления влияния, проникновения церкви во все сферы жизни города и республики, особенно в школы, ведут к росту напряжённости в отношениях мусульман и православных и межконфессиональным конфликтам.

К началу XXI века в Казани сложилось относительное равновесие между двумя религиями – и по составу населения, и по числу культовых зданий. Но в центре города церкви по-прежнему преобладают, и многое ещё надо сделать, чтобы вернуть Казани национальный, мусульманский, колорит. Сложившийся в последние годы образ Казани, как города, в котором гармонично сосуществуют ислам и православие привлекает сюда многих – и россиян, и иностранцев, и мусульман, и христиан. Это приносит городу и его жителям реальную пользу. Превращение Казани в третий туристический и культурный центр РФ, экономическое сотрудничество со многими западными и мусульманскими странами приносит инвестиции и новые рабочие места. Этот образ сейчас очень востребован в мире, т.к. многие города и страны, в которых веками мирно сосуществовали ислам и христианство, из-за внешнеполитических факторов стали ареной войн или противостояния. Его сохранение, развитие и использование выгодно не только Татарстану, но и Российской Федерации в целом.

Как считают многие, строительство нового собора рядом с казанским Кремлём и активизацию церковного строительства может разрушить хрупкий баланс ислама и православия в Казани.

И ещё один возмутительный для татарской общественности факт: разрушенный в 1930-годы и планируемый к восстановлению собор был воздвигнут в XVI веке на месте разрушенной мусульманской Казани.

Итак, повторим аргументы против массового строительства церквей в Казани:

- Планы строительства собора и множества новых церквей в Казани воспринимается татарской мусульманской общественностью как попытка добиться доминирования православия в городе и республике, сильно раздражают мусульман, ведет к обострению межконфессиональных отношений.

- Казань один из наиболее обеспеченных храмами крупных городов РФ, и полностью соответствует нормам, озвученным РПЦ – не более 20 тысяч верующих на 1 церковь.

- Это способно сломать хрупкий баланс двух религий, и образ города, гармонично сочетающего мусульманскую и православную культуру, приносящий реальную пользу городу, и делающий его узнаваемым в мире.

Сравнительное состояние православной инфраструктуры в Татарстане

Надо сказать, что предпосылки для возникновения противоборства между татарской общественностью и РПЦ вокруг строительства новых церквей и ряду иных вопросов были созданы задолго до назначения митрополита Феофана в Казань. Начиная с 2011 года несколько так называемых экспертов-исламоведов, по заказу и поддержке влиятельных сил из Москвы, вели в федеральных СМИ информационную компанию по дискредитации Татарстана и его руководства. Особенно активно эта компания шла в 2012-2013 годах, когда руководителем казанского филиала РИСИ был Р. Сулейманов. Одним из главных обвинений в адрес властей республики были утверждения о исламизации, притеснении русских и православия в Татарстане, недостатке и плохом состоянии церквей.

Главной целью дискредитации республики тогда было даже не только, и не столько ослабление позиций руководства и элиты Татарстана, а в целом ликвидация остатков федерализма в России, оплотом которой была и остаётся республика.

Назначение руководством РПЦ в Казань митрополита Феофана, известного активным продвижением православия, вместо избегавшего вовлечения в политические игры митрополита Анастасия, можно считать одним из последствий той компании.

Отстаивание прав республики, закреплённых в Конституции РФ (борьба за сохранение национальной школы, наименования «Президент РТ»), крайне раздражает многих московских политиков. Снова активизировались попытки дискредитации Татарстана. Несомненно, и в будущем, при любых удобных случаях, в различных СМИ будут появляться накопленные годами лживые утверждения об исламизации и «дискриминации православных» в Татарстане. Поэтому, хочу привести некоторые дополнительные факты, касающиеся положения РПЦ в республике.

На ноябрь 2015 года в Татарстане, по данным сайта Татарстанской митрополии, было 340 приходов, из них 25 созданы за период с мая 2014 года. Всего в республике 481 православных объектов. В среднем по Татарстану на 1 приход — около 5300 этнических православных. По России в среднем по сведениям на 2013 год было около 7000 прихожан на 1 приход.

Утверждая об исламизации республики и притеснения православия в Татарстане, в качестве аргумента часто приводили факт, что мечетей в республике в 3-4 раза больше, чем церквей. Посмотрим на историю этого вопроса.

В начале ХХ века в Казанской губернии, включавшей в себя большую часть современного Татарстана, Чувашии и Мари Эл, на 1,55 млн. православных насчитывалось около 740 церквей, а на 0,6 млн. татар-мусульман – около 1150 мечетей. Следовательно 1 мечеть приходилась примерно на 500 мусульман, а 1 церковь – на 2000 православных. В Уфимской губернии для 53 % мусульманского населения мечетей было почти в 4,5 раза больше: 1555 против 349 церквей. Если мечети строились и содержались полностью на средства мусульманских общин, то церкви — бедные сельские приходы, частично финансировались государством, и оно не было заинтересовано в излишнем росте их количества.

На территории Татарстана мечетей было в несколько раз больше, чем церквей и во времена Российской империи. И сегодня, так же как и 100 лет назад, число прихожан 1 церкви (прихода) почти в 4 раза больше чем прихожан 1 мечети: 5300 против 1400. Но преобладание мечетей в Татарстане незаметно на глаз, т.к. большинство из 1430 мечетей, построенных сельскими мусульманскими общинами или отдельными состоятельными татарами, разбросаны по деревням. Церкви же, наоборот, стоят в центральных частях большинства старых городов и более заметны.

В Казани и других крупных и средних городах Татарстана, где проживает две трети населения РТ, общее количество мечетей и церквей примерно одинаково.

Около 79% русских, и 56% татар РТ проживают в Казани, Набережных Челнах и ещё в 7 крупных и средних городах с населением свыше 50 тысяч человек. В Казани, по имеющимся данным, примерно 52 мечети, из них больше половины в пригородных посёлках, включённых в состав города. В других крупных и средних городах Татарстана удалось насчитать 33 мечети и 31 церковь. Таким образом, всего в Казани и в других крупных и средних городах РТ примерно 85 мечетей и 87 православных храмов.

Приведу ещё один интересный факт: если рассчитать среднее количество прихожан на оставшиеся мечети и церкви, мы получим, что их соотношение за 100 лет даже изменилось в пользу православных. На селе, в малых городах и посёлках в среднем на каждую церковь приходится около 2000 православных, как и век назад, а на каждую мечеть примерно 650 мусульман.

Ещё одна претензия к республиканским властям, которая не раз появлялась в федеральных СМИ, что некоторые церкви в Татарстане используются под музеи и не возвращены РПЦ. Подобные культовые объекты есть во многих регионах. Например, по данным портала drevo-info.ru, на начало 2014 года в Москве «24 храма не были освобождены прежними арендаторами». В Санкт-Петербурге около 15 храмов, используемых под музеи и иные учреждения.

Среди долгосрочных планов казанского митрополита — добиваться разрешения преподавания «Основ православной культуры» в школах республики. Скажу из личного опыта, 3-4 года назад участвовал в родительском собрании одной из подмосковных школ, на котором обсуждался выбор модуля для курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Выбор модуля «Основ православной культуры» там серьёзно даже не рассматривался, т.к. с одной стороны в среднем 10-20% учеников этнические мусульмане, с другой и значительная часть этнических православных не готова к введению религиозного курса в школе, и почти единогласно выбрали модуль «Основы светской этики». Считаю, что отказ от преподавания конфессиональных модулей ОРКСЭ в школах Татарстана наиболее правильный выбор.

В целом вокруг ОРКСЭ больше конфликтного потенциала, чем реальной пользы. Родители, желающие приобщить детей к основам своей религии, имеют возможность это сделать в рамках воскресных школ, а приобщение человека к культуре и светской этике — это задача всего гуманитарного цикла предметов, и не может быть реализовано в рамках одного короткого курса из 50 уроков.

Приведённые факты говорят, что православная община Татарстана за последние 25 лет жила и развивались в очень благоприятных условиях. Никто не помешает её дальнейшему развитию, если оно будет продиктовано реальными потребностями верующих, а не политическими играми, нажимом извне, попытками РПЦ занять доминирующее положение, способными разрушить добрососедские отношения между мусульманами и православными. И, конечно, РПЦ не следует сильно увлекаться церковным строительством, лезть в светскую жизнь, в преимущественно мусульманской республике.

Наил ГЫЙЛМАН.

samtatnews.ru

Просмотров: 2194

Один комментарий

  1. Не вижу никаких проблем. Мусульманское население Татарстана всего на пару процентов больше православного, тем не менее мечетей чуть ли не в пять раз больше, чем храмов. Но это не так важно. Важно не иметь шовинистических взглядов, которые могли бы считать за проблему строительство молельных мест для приверженцев своей веры, главное, чтобы их на месте храмов других конфессий не строили, иначе это ничьи чувства не задевает. Не разжигайте, пожалуйста))