В прошлом году в Казани прошла трехдневная научно-практическая конференция «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ». Конференция была посвящена 45-летию первого в отечественной социологии крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР. Научный форум прошел в рамках Государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
Участниками конференции стали 127 ученых из 35 городов Российской Федерации. Самарскую область, её этносоциологическую школу представляла доктор политических наук, профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета Наталья Семёновна МУХАМЕТШИНА, многие годы занимающаяся вопросами межнациональных отношений. Предлагаем вашему вниманию интервью с ней, опубликованное в журнале «Все мы — Россия!» (№3-4, 2015).
Стала ли конференция с многое обещающим названием серьёзным разговором об актуальных проблемах и о том, как научное сообщество может помочь в их решении? Мы попросили Наталью Семёновну рассказать об этом.
- Как родилась идея этой конференции? С Вашим опытом участия в разного рода научных форумах чего Вы ожидали от неё?
- Конференция весьма современна по тематике — в то же время укоренена в истории нашей науки и нашей страны. Она была посвящена 45-летию первого в отечественной социологии крупномасштабного этносоциологического исследования, а оно было проведено в тогдашней Татарской АССР.
В те далёкие времена директор Института этнологии академик Юлиан Бромлей понял: необходимо исследовать реальные процессы, которые идут в стране. Статистические данные показали, что Татарская АССР — по доле городского населения, по уровню экономического развития — «средняя», то есть самая репрезентативная для Советского Союза, очень точное «зеркало» идущих в стране процессов. Учёные сумели убедить первого секретаря обкома КПСС Фикрята Табеева, что это исследование важно для самой республики, и он согласился. Из союзных республик согласие дал Эдуард Шеварднадзе, а из автономных — Фикрят Табеев. Об всём этом рассказала на конференции Леокадия Михайловна Дробижева, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, доктор исторических наук.
Она была в числе тех исследователей, что взялись тогда за новое дело. Они не просто проводили опросы, но жили в татарских и русских деревнях, в Альметьевске, бывали на строительстве КамАЗа. Наблюдали и честно фиксировали очень интересные, неоднозначные процессы.
По итогам исследования в 1972 году в издательстве «Мысль» вышла книга «Социальное и национальное». Решение о её издании нужно было «пробивать» через ЦК КПСС, и опять же Табеев помог это сделать. Книга была переведена и издана в США, Японии, Франции.
- Уважение к прошлому прекрасно, но вряд ли им исчерпывалась «повестка дня»…
- Конечно. Смысл обращения к традициям в том, что их можно и необходимо продолжать.
На конференции работало шесть секций: «Этническая и национально-гражданская идентичность в российских регионах и в этносоциальных группах», «Символы идентичностей и ресурсы этнополитики», «Межэтнические взаимодействия в регионах», «Религиозная идентичность и межконфессиональные отношения», «Этносоциальные и этноязыковые процессы в этнических группах», «Миграция. Проблемы адаптации и интеграции мигрантов».
Звучит достаточно академично, но могу засвидетельствовать: в секционных докладах учёных из российских регионов основное внимание уделялось наиболее актуальным проблемам. Были представлены результаты авторских этносоциологических исследований как регионального, так и общероссийского уровня.
- Какие исследования такого уровня есть в активе социологов нашего региона? Каковы были их результаты?
- Например, ранее в рамках социально значимого проекта «Занятость и безработица в регионах Российской Федерации как источник межэтнической напряженности» нам предстояло выявить этнокультурный и экономический аспекты социального самочувствия самарцев, оценить уровень этнической терпимости всего общества и каждого отдельного респондента в таких контактных сферах, как работа, учеба, власть, здравоохранение, досуг, семья и т.д. По условиям опроса, все респонденты должны были быть жителями Самары или пригородов, проживающими здесь более двух лет. Опрашивалось только взрослое население, занятое на предприятиях или в организациях, поскольку целью исследования было подтвердить или поставить под сомнение тезис о том, что именно ситуация в сфере занятости и низкий уровень достатка стимулируют нетерпимость местного населения к приезжим. Как отдельная категория тестировались безработные того же возрастного диапазона.
Всего было опрошено 300 респондентов (197 женщин и 103 мужчины). Подавляющее большинство (72,3 %) — это коренные жители Самарского региона. 22,7% приехали из других областей России, из других государств — 5,0%.
Анализируя результаты опроса в целом, мы пришли к главному выводу: для подавляющего большинства самарцев, принимавших участие в опросе, характерен социальный оптимизм. Общий уровень этнической терпимости нашего общества составил 22,18%.
Работники предприятий и учреждений Самары не связывают свой профессиональный статус, наличие либо отсутствие работы с приезжими (мигрантами), не видят в них конкурентов. Более того, именно в сфере занятости отмечен самый высокий уровень этнической терпимости — 34,92%. В частности, было отмечено, что в целом местное население готово поддерживать усилия государства по привлечению мигрантов для решения проблем в таких отраслях, как строительство, ЖКХ и промышленность.
Самый низкий уровень этнической терпимости обнаружен в сфере власти.
Исследования показали, что во многих сферах, например, в медицине респонденты чаще руководствовались не расхожими стереотипами или предубеждениями, а здравым смыслом: «лишь бы врач был хорошим специалистом», «когда болеешь, не до национальности врача». 4,8% респондентов.
Как выяснилось, достаточно заметное влияние на установки респондентов оказывает возраст. Наиболее лояльными оказались участники опроса от 18 до 29 лет. Самый же низкий уровень этнической терпимости — практически по всем выделенным в опросе — отмечен в старшей возрастной группе.. Возможно, представители старшего поколения, более остро переживая ситуацию «социального риска», утрату привычных ценностей экстраполируют эти переживания на межличностные контакты, которые, в силу «инаковости», несут дополнительную психологическую нагрузку и возможные стрессы. В то время как молодежь, выросшая в «эпоху перемен», подходит к восприятию и оценке подобных жизненных ситуаций, видимо, более рационально. Применяемый в опросе метод тестирования дает возможность произвести более точную оценку, чем обычные социологические вопросы анкеты.
Следует учитывать к тому же, что 90% участников опроса — это работающие самарцы (только 10 % были опрошены в центре занятости). Поэтому возраст как фактор снижения конкурентоспособности на рынке труда, естественно, оказывал «давление» при выборе позиции, той или иной точки зрения. Подавляющее большинство респондентов средней и старшей возрастной группы в большей или меньшей степени переживают по поводу рабочего места и постоянного заработка.
А вот уровень материального благосостояния, точнее, его субъективное восприятие, как оказалось, практически не повлиял на уровень этнической терпимости респондентов.Данные опроса свидетельствуют о слабой или, по крайней мере, не прямой зависимости показателей этнической терпимости от экономических факторов.
Таким образом, респонденты проявляют определенную лояльность в трудовой сфере (занятость) и образовании (учеба), но не готовы допустить инокультурных мигрантов, представителей кавказских народов и цыган в семейную сферу, во властные структуры.
- А о чём рассказывали на конференции Вы?
- Я выступала с докладом на секции «Миграция. Проблемы адаптации и интеграции мигрантов». Рассказала о гипотезе «мигрантских кластеров».
- Что означает это определение?
- Мы, группа самарских этносоциологов, попытались выйти на новый уровень осмысления пребывания мигрантов на (используем научный термин) принимающих территориях. Обнаружились локусы (территории) с повышенной концентрацией мигрантов. Они организуются вокруг объектов, где много рабочих мест для мигрантов. Люди там работают, селятся рядом, их дети идут в близлежащие школы. Это не классическое «компактное проживание», как в каком-нибудь Чайна-тауне. Мигранты живут среди людей, принадлежащих к местным группам населения. Это не моноэтнические образования, что бывает характерно для компактного поселения. В одном подъезде обычного городского дома могут жить рядом мигранты разных национальностей.
Мы получили грант Российского фонда гуманитарных исследований и начали исследование тех локусов, которые классифицируем как «мигрантские кластеры».
- И где же они находится?
- В Промышленном, Кировском и Красноглинском районах Самары. Мы работаем в этих районах и ещё смотрим - для сравнения — ситуацию в Октябрьском районе, где повышенной концентрации мигрантов до последнего времени не отмечалось. Впрочем, ситуация меняется на глазах. Так, мы предполагали, основываясь на данных прошлых лет, что в одной из школ этого района обучается не более 10 детей мигрантов, а оказалось -около 80!
Нас, ученых, интересует прежде всего «самочувствие» местного населения - как у него меняется восприятие мигрантов, людей с иной культурой, когда их скопление становится значительным, заметным. Нужно найти ответ на вопрос: что делать для гармонизации взаимоотношений людей в этой ситуации, ведь «отменить» происходящее не получится, возникновение «мигрантских кластеров» - стихийный объективный процесс, обусловленный экономической, бытовой целесообразностью (повторюсь, что может быть естественнее, чем селиться рядом с работой и на этой же территории учить своих детей?).
Исследовательская работа, которую мы начали в 2014 году, рассчитана на два года. Планируем исследовать не только Самару, но также Чапаевск и Хворостянку (там, скорее всего, найдём что-то более близкое к классическим компактным поселениям). По итогам работы планируем издать монографию.
- Не так давно опубликованы результаты исследований, проведённых Центром изучения национальных конфликтов и «Клубом регионов». Согласно этим данным, Самарская область попала в число регионов со средним уровнем межэтнической напряжённости…
- Стоит отметить, что Самарский регион улучшил свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием, которое проводилось с сентября 2013 года по март 2014 года. Я считаю, в последние несколько лет ситуация в регионе изменилась в лучшую сторону. Могу сказать: в области межнациональная напряжённость носит умеренный характер. В последние три-четыре года эти отношения стали более спокойными.
По результатам наших исследований 47,7% жителей Промышленного, Кировского и Красноглинского районов оценивают отношения между местными и приезжими как достаточно спокойные. Но, конечно, соприкосновение с представителями иной культуры актуализирует вопросы этнической и религиозной идентичности. Человек в такой ситуации склонен задуматься, кто он и откуда, где его корни. А как конкретно изменяется осознанность интереса к этой сфере, уровень агрессии по отношению к «иному» в условиях кластера, мы и пытаемся выяснить.
- Кто из ваших коллег в других регионах занимается подобными исследованиями?
- Гипотеза о формировании «мигрантских кластеров» была воспринята коллегами с большим интересом, многие признали, что её можно считать «новым словом» в нашей общей исследовательской работе. А вообще, конечно, многие движутся в этом направлении. На конференции был доклад, посвященный формам пребывания мигрантов в сельских районах Волгоградской области — работа, которая во многом коррелирует — перекликается с нашей.
- Что ещё интересного обсуждалось на конференции?
- Много дискуссий возникло по поводу мониторинга межнациональных отношений. Внедряемая сейчас система мониторинга должна включать выявление конфликтных ситуаций и правонарушений силовыми структурами, сбор информации о возможных конфликтах муниципальными образованиями, регулярный мониторинг информационного поля (СМИ, социальные сети), а также расширение обратной связи с общественными, религиозными, национальными организациями, проведение социологических исследований…
Татарстан вошёл в число пилотных регионов России по внедрению системы мониторинга.Участникам конференции -учёным и представителям органов власти — показали во время специальной экскурсии то, что сделано для воплощения
этих идей. Эксперты высказали замечания по поводу представленной концепции мониторинга и её воплощения. Упрощённо их суть можно сформулировать так: нельзя правильно оценивать обстановку по данным системы спутникового наблюдения — чисто количественный подход, фиксация событий без методологически правильного осмысления ничего не даст.
И выступающие на конференции представители властных структур отмечали: мониторинг — это хорошо. Но было высказано опасение, что как только по его итогам начинают оценивать регионы, на местах начнут накручивать все оценки, которые будут учитываться в отчётах.
Много вопросов вызывают имеющиеся попытки мониторинга ситуации по социальным сетям и по публикациям в СМИ: давать оценку того, насколько успешно или неуспешно территория решает вопросы, основываясь только на них, конечно, нельзя.
Президент Российского общества социологов Валерий Андреевич Мансуров чётко сформулировал имеющиеся у ученых вопросы: если будет проводиться мониторинг, даже на основании хороших инструментов, опробованных, научных методик и так далее, кто будет это делать? Если это будет делать заинтересованная организация, даже академический институт, который вписан в соответствующую административно-бюрократическую структуру и зависит от этой структуры, значит, остаётся возможность влияния и воздействия на то, как это будет делаться? Органы управления заинтересованы в объективной информации, но они не всегда готовы, чтобы об этом знал центр. Это очень серьёзный организационно-правовой и управленческий аспект.
Но в любом случае есть, хочется верить, общая заинтересованность в том, чтобы в Российской Федерации была действительно научная система мониторинга, социологические исследования действительно имели бы научную базу, и оценки были достаточно объективными, насколько это возможно.
Мансуров говорил о также возможностях общественных организаций, общественной системы сбора информации и её анализа.
- Складывается впечатление, что общественные науки деятельно «ищут себя», стремясь к адекватному отражению сложной, постоянно меняющейся реальности…
- Да, на конференции много говорилось о необходимости совершенствования нашего категориального аппарата.
Медленно движется разработка теоретических положений, понятий, категорий. Представители властных структур сетовали: учёные говорят на одном языке, а мы — на другом. Многие понятия неоправданно политизируются. Например, очень своеобразно употребляется слово «анклав» (это, как известно, часть территории государства, полностью окружённая территорией других государств). Приходится слышать призывы «не допустить анклавизации Татарстана», а какое отношение это понятие имеет к субъекту РФ, отнюдь не окружённому территорией другого государства. В рекомендациях конференции специально отмечена необходимость совершенствования ряда теоретических положений, в том числе о федерализме, самоопределении народов, понимании межнациональных конфликтов.
Словом, впереди большая работа. И снова мы возвращаемся к теме истории социологии, её прошлого и будущего. Недавно отмечали юбилей — 25-летие Российского общества социологов. На конференции его президент Валерий Андреевич Мансуров вручил наградные медали российским социологам, в том числе и мне. Этой наградой отмечает заслуги самарской социологической школы.
Беседовала Наталия ХАРИТОНОВА.
Просмотров: 1631